17 января в Российском центре науки и культуры в Люксембурге Бахрушинский театральный музей открыл выставку «Волшебник императорских театров Александр Головин».
«Основатель музея, Алексей Бахрушин, был большим почитателем творчества Александра Головина. В фондах Бахрушинского музея на сегодняшний день находится свыше 1 300 произведений мастера, чье наследие оказало влияние на русское и мировое театрально-декорационное искусство. И сегодня, после успешного экспонирования в Российском духовно-культурном православном центре в Париже, мы представляем жителям и гостям Люксембурга эскизы декораций и костюмов художника к опере и балету», – сказала генеральный директор Бахрушинского театрального музея Кристина Трубинова.
Посетители увидят цифровые изображения эскизов костюмов и декораций к операм «Псковитянка» (Большой театр, 1901), «Руслан и Людмила» (Мариинский театр, 1902), «Кармен» (Мариинский театр, 1908), «Золото Рейна» (Мариинский театр, 1905), балетам «Лебединое озеро» и «Волшебное зеркало» (Мариинский театр, 1903) и другим произведениям, включая эскизы, созданные для «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Всего в составе экспозиции более 130 театральных эскизов и программ, фотопортретов Александра Головина, Всеволода Мейерхольда, Константина Коровина, а также фотографий спектаклей.
«Благодаря этой выставке жители Люксембурга и наши соотечественники смогут не только познакомиться с уникальным творческим наследием Александра Головина – одного из самых известных в мировой культуре российских театральных художников, но и погрузиться в мир русской культуры во всем ее многообразии. Традиции и новаторство русского театра конца XIX-начала XX вв., русская литература, живопись, музыка, оперное искусство, народная культура и русский модерн – все объединено в этой экспозиции. Творческие связи с европейскими живописцами, участие Александра Головина в «Русских сезонах» Сергея Дягилева – также интересный для местной публики аспект сосуществования и взаимного обогащения русской и европейской культур», – подчеркнул чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Великом Герцогстве Люксембург Дмитрий Лобанов.
«Это уже четвертый совместный проект Русского дома в Люксембурге и Бахрушинского музея. Представленные ранее выставки и мероприятия, посвященные творчеству Майи Плисецкой, Константина Станиславского, Ролана Пети, пользовались неизменным успехом», – отметила директор Российского центра науки и культуры в Люксембурге Марина Бочарова.
В конце XIX века театральные декорации кочевали из одного спектакля в другой и исполнялись малярами по готовым трафаретам. Желание сделать декорации авторскими привело к приглашению в театры известных живописцев, и Головин стал одним из первых. Получив должность главного художника императорских театров в 1901 году, он в короткий срок полностью реформировал весь процесс работы декорационных мастерских в России: внедрил новую систему оформления спектаклей, разработал более эффективную технологию письма и хранения декораций, определил принципы работы театральных художников.
Наиболее известные работы Головина-театрального художника относятся к периоду его сотрудничества с режиссером Всеволодом Мейерхольдом. Из фондов БТМ на выставке представлены эскизы костюмов, декораций, занавесов к спектаклю «Маскарад» по одноименной драме Михаила Лермонтова, для которого художник создал более 4 000 эскизов.
Для Головина было важно, чтобы все художественное оформление – декорации, костюмы, бутафория, грим – разрабатывалось одним автором. Досконально изучив исторический материал, он ничего не заимствовал, создавал все сам – вплоть до орнаментов и архитектурных деталей.
Где: Российский центр науки и культуры в Люксембурге
Когда: с 17 января до 28 февраля 2025 года
6+