Если в историческом плане Бальмонт для Шуи одна из главных фигур, то в литературном на все 100% главная. Шуяне земляком гордятся. В городе можно видеть мемориальные таблички. Шуя единственное место где в честь поэта организован музей. Он расположен в исторической части — на территории бывшего посада, вблизи кремля.
Здание музея — редкий для Шуи пример общественного сооружения в неорусском стиле. Музейное здание — объект культурного наследия муниципального значения. До революции здесь размещалась городская Управа.
С 2007 г. музей носит имя К. Д. Бальмонта. В день рождения поэта 15 июня 2019 г. сбоку от музея торжественно открыли памятник Бальмонту.
Автор композиции уроженец Шуи скульптор Игорь Бычков. На торжество приезжали потомки поэта.
Зайдём же наконец внутрь. Посетителя встречают стенды, посвящённые истории города и образованию музея.
Возле гардероба киоск с сувенирами, где можно купить открытки, исторические справочники и стихи Бальмонта. По соседству с ним макет Спасского собора. Храм до нашего времени не дошёл — 1 мая 1930 г. он оказался взорван.
Старинной кованной лестницей, которую по праву можно считать едва ли не главным экспонатом, поднимаемся на второй этаж.
Бальмонт один из поэтов Серебряного века. Бальмантовская экспозиция занимает два зала.
Первый посвящён литературному наследию.
На стендах книги и фотографии.
Второй зал размерами больше.
Здесь отображены этапы жизни и творчества поэта на шуйской земле. Среди экспонатов серебряные ложки с вензелями ДБ и ВБ, принадлежавшие отцу и матери поэта, столовая посуда фабрики М. С. Кузнецова, большое фаянсовое блюдо, на котором подавали пирог для всей семьи.
Столь ценные предметы были переданы в музей внучатым племянником — Е. С. Бальмонтом.
Редкий книжный фонд собрания — прижизненные зарубежные издания произведений Константина Бальмонта, вышедшие в свет в годы эмиграции, насчитывает 14 книг.
Это дары внука поэта Алексея Аутина (Франция), исследователя литературы А. Д. Романенко, внука художника В. Д. Поленова А. А. Ляпина.
Правда или нет, не знаю, однако, по словам сведущего человека, единственная вещь, принадлежавшая лично Бальмонту — перьевая ручка.
Благодаря краеведам удалось восстановить хронологию жизни Бальмонтов в Шуе.
Судьбы потомуов сложились по разному.
Фамилия Бальмонт на слуху, при этом про самого поэта, кроме того что он поэт Серебряного века, мы мало что знаем. В школе его не изучают, на телеканале Культура о нём не рассказывают.
Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15.06.1867 г. в дворянской семье, в имении Гумнищи, Шуйского р-на, Владимирской области. Из семи сыновей он стал третьим ребёнком.
Отец Д. К. Бальмонт служил: вначале занимал должность мирового судьи, затем председателем земской управы. На мировоззрение ребёнка во многом повлияла мать. Вера Николаевна (в девичестве Лебедева) владела иностранными языками и разделяла взгляды вольнодумства.
В пять лет Константин научился читать, и, благодаря матери, с самых юных лет вобрал творчество Пушкина, Лермонтова, Кольцова и Некрасова.
Когда старшие дети подросли, Бальмонты переехали в Шую, дабы отдать сыновей в гимназию. На первых порах Константин учился прилежно, потом гимназия надоела и успеваемость снизилась.
Из седьмого класса в 1884 году Бальмонт вынужден был уйти из-за принадлежности к нелегальному кружку, который состоял из гимназистов, заезжих студентов и учителей, а занимался тем, что печатал и распространял в Шуе прокламации исполнительного комитета партии «Народная воля».
Благодаря матери и её усилиям, Константин продолжил учёбу во Владимире. В конце 1885 года состоялся литературный дебют. Три стихотворения Бальмонта напечатали в журнале «Живописное обозрение». Примерно в это же время он познакомился с писателем В. Г. Короленко.
В 1886 г. Константин поступил на юридический факультет Московского университета, откуда на следующий год был отчислен за организацию беспорядков. На три дня его посадили в Бутырскую тюрьму, после выслали в Шую.
В 1888 г. Константин Дмитриевич возвращается в университет. Однако, ни в Москве, ни в Ярославле учиться не получается из-за нервного истощения.
В 1889 году Бальмонт женился на Ларисе Михайловне Гарелиной, дочери иваново-вознесенского купца. Год спустя в Ярославле на собственные средства издал первый «Сборник стихотворений».
В марте 1890 г. Бальмонт попытался покончить с собой, выбросился из окна третьего этажа, получил серьёзные переломы и провёл год в постели. На подобное его толкнули семейные и финансовые трудности.
Год, проведённый в постели, как вспоминал сам поэт, оказался творчески весьма плодотворным и повлёк «небывалый расцвет умственного возбуждения и жизнерадостности».
Постепенно к поэту пришло признание. Он познакомился с меценатами, его стихи стали печатать. Пик популярности пришёлся на конец 90-х позапрошлого века. На постоянной основе проживая в Москве, Бальмонт выезжал в другие города, в том числе в Европу, где читал стихи, которые публика встречала с восторгом.
Однако, увы, буйный нрав дал о себе знать. В 1901 г. Бальмонт оказался участником студенческой демонстрации и написал стихотворение, обличавшее Николая Второго.
По постановлению «особого совещания» поэт был выслан из Санкт-Петербурга, на три года лишившись права проживания в столичных и университетских городах.
Поэт жил у друзей, затем в Париже, в Англии, в Бельгии, к 1903 г. вернулся в Москву. В конце 1904 года предпринял путешествие в Мексику, откуда отправился в Калифорнию.
В 1905 году Бальмонт вернулся в Россию и принял активное участие в политической жизни. В декабре поэт, по собственным словам, «принимал некоторое участие в вооружённом восстании Москвы, больше — стихами».
Сблизившись с Максимом Горьким, начал активное сотрудничество с социал-демократической газетой «Новая жизнь» и парижским журналом «Красное знамя».
Опасаясь ареста, в начале 1906 г. выехал в Париж, где не бедствовал и написал целую серию стихов, часть из которых оказалась запрещена в России.
Весной 1907 года Бальмонт побывал на Балеарских островах, в конце 1909 года посетил Египет. В 1912 году одиннадцать месяцев путешествовал по южным странам, посетив Канарские острова, Южную Африку, Австралию, Новую Зеландию, Полинезию, Цейлон, Индию.
Особенно глубокое впечатление произвели Океания и общение с жителями островов Новая Гвинея, Самоа, Тонга.
Стоит отметить, Бальмонт путешествовал, параллельно занимаясь переводами.
11 марта 1912 года на заседании Неофилологического общества при Санкт-Петербургском университете по случаю двадцатипятилетия литературной деятельности в присутствии более тысячи собравшихся К. Д. Бальмонт был провозглашён великим русским поэтом.
В 1913 году политическим эмигрантам по случаю 300-летия Дома Романовых была предоставлена амнистия, и 5 мая 1913 года Бальмонт возвратился в Москву.
В Москве Бальмонт не задержался. Сперва отправился в Париж, затем в Грузию, после опять была Европа. Первая Мировая застала его во Франции. Через Англию, Швецию и Норвегию Бальмонт вернулся в Россию. В 1915 г. почти два месяца ездил по городам с лекциями.
Год спустя повторил турне, которое оказалось более продолжительным и завершилось на Дальнем Востоке, откуда он в мае 1916 года ненадолго выехал в Японию.
Февральскую революцию Константин Дмитриевич приветствовал, но далее в ней разочаровался. Зато Октябрьскую не принял сразу, считая её воплощением хаоса, при этом именно большевики заставили Бальмонта пересмотреть бунтарские взгляды. Сотрудничать с ними он не хотел принципиально. Лекций не читал, стихов не издавал и нуждался в деньгах.
В 1920 г., благодаря Луначарскому, сумел добиться разрешения на поездку за границу. Выехав с семьёй в Париж, возвращаться не захотел, сделавшись эмигрантом.
На первых порах обустроились более-менее, но далее положение стало трудным. Денег катастрофически не хватало. Положение сделалось критическим после того, как в 1932 году стало ясно, что поэт страдает психическим заболеванием.
В конце 1936 года К. Д. Бальмонт и его жена Е. К. Цветковская перебрались в Нуази-ле-Гран под Парижем. Последние годы жизни поэт пребывал попеременно то в доме призрения, то в дешёвой меблированной квартире.
Константин Бальмонт умер в приюте «Русский дом» 23 декабря 1942 г. от воспаления лёгких.
Французская общественность узнала о кончине поэта из статьи в прогитлеровском «Парижском вестнике», который сделал, «как тогда полагалось, основательный выговор покойному поэту за то, что в своё время он поддерживал революционеров».
С конца 1960-х гг. Бальмонта стали печатать в СССР. В 1984 г. был издан сборник произведений.
Выскажу личное мнение: мне не нравятся стихи Бальмонта. На душу они не ложатся и за живое не цепляют.
Теперь многое переосмысливается: предки Бальмонта носили фамилию Баламут и только дед поэта изменил её на французский манер — Бальмонт. Вот уж воистину, как вы лодку назовёте — так она и поплывёт.
Биографы насчитывают четырёх жён, официально известно о семерых детях. Поэты легко ранимы и эмоциональны. Андрей Белый характеризовал Бальмонта как необычайно одинокого, оторванного от реального мира и беззащитного человека, с мятущейся и непостоянной натурой.
Под старость у Бальмонта выявилась шизофрения или что-то там ещё. А что до этого, когда он буянил и в молодые годы самоубийством хотел покончить, было непонятно?
Стихи публиковал, творческие вечера устраивал, на гонорары за границу мотался. Подумать только, он в Мексике побывал, в Калифорнии, в Австралии, в Новой Зеландии и даже в Полинезии!
Проклятый царизм всячески ублажал баламутов, стараясь перевоспитать, направить на путь истинный. Они же на царя плевали. Зато большевики церемониться не стали. Шизофрению на ранней стадии лечил трудом в лагерях — и правильно делали.
Возможно, на меня давит груз биографии Бальмонта и я необъективен, зато искренен.
Как бы там ни было, перейдём в следующий зал. Экспозиция краеведения на момент визита находилась на реновации.
Зато удалось познакомиться с выставкой — Год культурного наследия народов России XXXII фестиваль искусств «Дни Российской культуры — 2022».
Там были представлены предметы декоративно-прикладного искусства различных центров России
и бывших союзных республик.
Запомнились глиняные свистульки, кувшины, игрушки.
Мои спутницы с интересом изучали авторские костюмы и вышивку.
1922 год Шуя на изломе времени — так называлась следующая экспозиция.
Здесь рассказывалось про голод в начале 20-х и о борьбе Советской власти с религией.
Повторяться не стану, об этом я уже писал — Шуйское дело
Понравилось как оформлен зал, посвящённый природе.
Он на первом этаже и занимает большую комнату.
В качестве экспонатов останки мамонта,
хвойные шишки, рога лосей и оленей,
коллекция бабочек,
чучела птиц из окрестных лесов.
Особую ценность представляют птичьи яйца. Есть даже яйца черепахи.
Подводя итог, ради этого музея ехать в Шую, думаю, не стоит, но если вы будете в Шуе, посетить советую. Серебряный век и его поэты — частичка нашей истории.