Болдино перед автомобилем возикло неожиданно. Всю дорогу от паромной переправы Макарьево — Лысково вдоль шоссе шли леса, перелески, поля, изредка разбавляемые селами и поселками. И, раз, — выцветший дорожный знак «Б. Болдино» и все. Позвольте, а где стела, обелиск или обычный баннер 6×12, говорящие о том, что это не просто «Б. Болдино», а ПУШКИНСКОЕ БОЛДИНО? Ближе к вечеру стало ясно, что был неправ, вспылил. Просто ехали мы в гости к поэту, положившись на навигатор, сообщивший, что он знает короткую дорогу. Покидая село по основной, «гостевой» дороге, увидели и стелу. Только будет это позже, а сейчас перед нами на перекрестке стояла скромная буква старославянского алфавита. «Покой». Совершенно точное определение того состояния, которое обрел Александр Сергеевич Пушкин в сентябре 1830 года, когда из-за эпидемии холеры и карантина оказался в самоизоляции в старинном имении Пушкиных, куда приехал решить некоторые финансовые вопросы, связанные с женитьбой на Наталье Николаевне Гончаровой.
Пушкины владели имением в Болдино с конца XVI века, когда за успешные переговоры с польским королем воевода Евстафий Михайлович Пушкин получил от Ивана Грозного во временное пользование эти земли. Позже, за участие в Нижегородском ополчении во время Смуты, Иван Федорович Пушкин получил Болдино в потомственное владение. Осенью 1830 года Александр Сергеевич готовился к свадьбе. Отец отписал ему деревушку Кистенево неподалеку от Болдино, и поэт приехал, чтобы вступить во владение поместьем и получить деньги для приданого невесте. Казалось бы, бытовая рутина на несколько дней. Но в это время разразилась эпидемия холеры, и все дороги были перекрыты карантинной службой. Поэт остается в имении на долгие 3 месяца до самой зимы. Оказавшись отрезанным от шумного светского общества, в тишине и покое усадебного парка Александр Сергеевич пережил творческий подъем. Та «Болдинская осень» оказалась самым продуктивным периодом в его творчестве — более 50 произведений. «Повести Белкина», две последние главы «Евгения Онегина», «Маленькие трагедии», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Домик в Коломне», около 30 стихотворений… Из письма Пушкина П. А. Плетневу:" Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души; пиши сколько вздумается — никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов.»
Осенью 1833 года состоялся второй приезд в Болдино по дороге из Оренбурга. Пушкин заехал сюда, чтобы закончить «Историю Пугачева». Поэт стремился в Болдино, зная, что вновь получит прилив творческих сил. Так и случилось. За полтора месяца кроме «Истории Пугачева» были написаны «Пиковая дама», «Анджело», «Песни западных славян», две сказки, замысел «Медного всадника» Состояние души Александр Сергеевич передал в написанном в Болдинскую осень 1833 года стихотворении «Осень».
Последний приезд Пушкина в Болдино состоялся осенью 1834 года. Вдохновение к поэту в этот раз не пришло. Может, из-за хлопот, связаных с имением, которое оказалось на грани разорения. Была написана только «Сказка о золотом петушке».
Больше поездок в Болдино у Пушкина не случилось. Но поместье косвенно дало о себе знать в самый трагический момент. 27 января 1837 года смертельно раненого Пушкина в дом занесет верный слуга, уроженец села Болдино Никита Козлов…
Такова история. Что же стало с усадьбой, проживая в которой Пушкин находил вдохновение? В 1911 году усадьба в Болдино была выкуплена государством у внучатого племянника поэта, Льва Анатольевича. После революции в 1918 году на сходе крестьян было принято решение о сохранении усадьбы. «И на месте сим желательно увековечить память великого поэта А. С. Пушкина (нашего помещика), а также равно день Великой нашей русской революции, по обсуждении чего единогласно постановили данную усадьбу, и на ней постройки, сад и при ней полевую землю взять на предохранительный учет». В 1929 году парк болдинской усадьбы был объявлен заповедным, а 18 июня 1949 года был открыт Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А. С. Пушкина «Болдино».
Припарковаться особого труда не стоило. На автостоянке больших экскурсионных автобусов не было, лишь несколько маленьких типа пассажирских «Газелей», в остальном — легковушки. Парковка напротив храма Успения Пресвятой Богородицы, заложенного в 1790 году дедом поэта, Львом Александровичем. Этот белокаменный образец классицизма был полностью восстановлен к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Перед храмом на высоком постаменте бюст Александра Невского, небесного покровителя рода Пушкиных.
Заходим на территорию музея-усадьбы и, пройдя мимо длинного ряда сувенирных лавок, подходим к памятнику А. С. Пушкину. Спрятав за спиной руки и склонив голову, поэт шагает в сторону главного усадебного дома. Какие мысли одолевают Александра Сергеевича? Может это проблемы со свадьбой, возникшие в 1830 году? Или никак не дающиеся главы «Капитанской дочки» в 1834? А может вспоминает сказки, рассказанные Ариной Родионовной и рифмует в голове их сюжеты в 1833? Автор памятника — Сергей Меркуров, который больше известен по Лениниане и посмертным маскам крупных деятелей молодой Советской республики. Установлен этот памятник был в феврале 1941 года.
Неподалеку еще один памятник поэту. Маленький Саша с Ариной Родионовной присели на пригорке, и няня рассказывает очередную сказку. Здесь, в Болдино, зрелый Александр Сергеевич вспоминал их, и за три осени написал 5 своих сказок. «Сказка о медведихе», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке». На заднем плане как раз стоит этот царь с петушком на голове.
Дальше дорожка идет к господскому дому. Мимо ряда домов Попова порядка. Здесь когда-то жили служители Успенской церкви. В пожаре 1920 года господский дом не пострадал, а дома священников полностью сгорели. По сохранившимся фотографиям Попов порядок был восстановлен в 1990-е годы, и в них поселились герои пушкинских сказок. Мы внутрь заходить не стали, в тот момент там было много детворы. Шум, гам, смех.
Усадебный двор и парк — как музей в музее, отдельно огороженная территория. Зашли в калитку в невысоком заборчике, и если бы не современники-туристы, оказались словно в XIX веке. Ухоженный парк с многовековыми ветлами, дубами, липами, березами. Аккуратные дорожки среди деревьев вокруг небольших прудиков. То тут, то там мелькают барышни в платьях с кринолином. Кто-то неспеша прогуливается с компаньонками, кто-то присел на лавочке и читает томик стихов господина Пушкина, а кто-то и фотографируется с людьми XXI века.
Вот и господский дом. Не очень большой деревянный особняк с мезонином, перед которым растет лиственница. По преданию, дерево это посадил сам А. С. Пушкин. В тени деревьев перед домом в 1979 году был установлен памятник поэту работы скульптора О. К. Комова. Одетый по-домашнему, поэт вышел из дома и присел на лавочку, задумавшись о чем-то в тишине парка.
Во время своих приездов в Болдино поэт останавливался в господском доме и занимал 3 комнаты — прихожую, зальце и кабинет. Несмотря на то, что дом неоднократно переделывался, эти помещения сохранились такими, как были при Пушкине. Обстановка воссоздана по описи болдинского дома 1849 года. Большинство предметов мебели подлинные.
Прихожая или передняя была тем местом, где гости и хозяева снимали верхнюю одежду. В углу на сундуке лежат крылатка, трость, цилиндр.
Зальце служило для приема гостей, семейных посиделок. На стенах фамильные портреты. Отец поэта Сергей Львович, дядя Василий Львович, двоюродный брат деда Алексей Федорович Пушкин и его жена Сара Юрьевна, двоюродный дед поэта по материнской линии Иван Абрамович Ганнибал. На столе перед диваном номера «Московских ведомостей», копии писем от друзей и невесты, копия альбома Д. А. Остафьева, в котором рукой Пушкина записано последнее стихотворение Г. Р. Державина «Река времен».
Интерьер кабинета, в котором поэт работал, воссоздан по рисунку самого Пушкина. Ничего лишнего — диван, два кресла, секретер, шкаф. Письменный стол отсутствует, вместо него ломберный столик. На столе рукописи нескольких стихотворений 1830 года. «Бесы», «Элегия», «Прощание». На полке секретера письменный набор, рукописи стихов, письма поэту.
Рядом с кабинетом камердинерская, чтобы прислуга могла явиться по первому требованию барина. Побрить хозяина, принести фруктовой воды, пришить пуговицу, погладить галстук — мало ли что еще понадобится. Был здесь и диван, чтобы первое лицо среди прислуги мог прилечь при удобном случае. Именно здесь во время приезда в Болдино практически всегда находился верный дядька Никита Козлов.
В те времена в господских домах имелась комната, скрытая от гостей — буфетная. В ней хранили посуду, скатерти, полотенца. Сюда доставляли готовые блюда из кухни, которая находилась в отдельном здании. Кухня восстановлена в 1986 году по результатам археологических раскопок. Строение оформлено в едином стиле с господским домом. Под кухней подвал-ледник для хранения продуктов.
Господский дом стоит на берегу Верхнего пруда. Между домом и аллеей, ведущей вглубь парка, лежит Горбатый мостик. Перекинулся он меж берегов пруда в настолько живописном месте, что так и не выбрал момент, когда на нем не было желающих сфотографироваться. На аллее между Верхним и Нижним прудами, недалеко от мостков, парящих над водой, стоит банька. Дверь из сеней вправо ведет в обычную крестьянскую баню. Помещение слева служило прачечной. Сейчас здесь небольшая экспозиция на тему святочных гаданий. Одно из таких гаданий А. С. Пушкин описал в «Евгении Онегине».
На берегу Нижнего пруда стоит не только банька. В дальнем углу среди деревьев спряталась беседка сказок. Считается, что именно в ней поэт написал «Сказку о золотом петушке».
Пройдя по малому горбатому мостику, по вишневой аллее доходим до часовни Михаила Архангела. Это новодел, построенный в 1999 году на месте, где в XVII–XVIII веках стояла Михайло-Архангельская церковь, сгоревшая в 1787 году. Стоит часовня на Буравушкиной горе, откуда открывается великолепный вид на болдинские просторы. На склоне этой горы Александр Сергеевич любил отдыхать, сидя на дерновой скамье или под одним из таких дубов. С Буравушкиной горы шли одно время по березово-дубовой аллее. На дворе август, и осень на Нижегородчине делает только первые малозаметные шаги. «В багрец и в золото одетые леса» будут еще нескоро. Только липы кое-где робко меняют окрас на самых кончиках веток, склонившихся почти до самой земли. А яблоневый сад уже готов к завтрашнему Яблочному Спасу. Под некоторыми деревьями и травы не видно, все усыпано падалицей. Не удержались, попробовали — ух, и вкуснятина! Немного собрали с собой, и назавтра праздник отметили яблочками из пушкинского сада.
Аллея тем временем привела к хозяйственным постройкам. Подлинные строения не сохранились, вновь отстроены со всей скрупулезностью на старых местах. Людская. Жилое помещение для прислуги. Внутри, как и в деревенской избе, женская и мужская половины. Одно отличие — нет люлек. Женщин в положении отправляли жить в деревню.
Конюшня и амбары. Лошадей сейчас нет, поэтому в денниках чисто. В каретном сарае на стенах развешана сбруя и ждут выезда сани и бричка. Не знаю, практикуют ли в музее-усадьбе катания на лошадях, но отреставрированный транспорт полностью на ходу.
И только мы вышли из каретника, как висевшие над усадьбой тучи разродились ливнем. Барышни, подбирая подолы своих платьев, со смехом и визгом помчались в укрытие, и мы поспешили к машине. Рабочий день в музее заканчивался…
На выезде из Болдино нас ждала такая стела. Кто знает, куда приведут дороги в дальнейшем. Но в Болдино вернуться хотелось бы. Ведь мы не были в роще Лучинник, гд любил гулять поэт. Не были и в деревне Львовка, где в бывшем барском доме сейчас расположился музей, посвященный «Повестям Белкина». И, конечно, хотелось бы попасть сюда во время года, которое впоследствии было названо «Болдинской осенью».