Солотча — красивое место под Рязанью, а если говорить точнее, то и не под Рязанью, а в самой Рязани — Солотча административно находится в Советском районе города Рязани. Честно сказать, если бы я не знала, что Солотча — микрорайон Рязани, никогда бы об этом и не подумала. От Рязани до Солотчи ехать чуть более 20 километров, и путь проходит отнюдь не среди городских кварталов, а среди лугов и лесов.
В состав города этот небольшой поселок был включен лет 15 назад, до этого Солотча была поселком городского типа, а еще раньше — административным центром Солотчинского района. Ну, а в общем-то Солотча — старинное село, история его началась много веков назад, еще в 1390 году.
Солотча расположена у самой границы мещерских заповедных лесов. Находятся эти леса на рубеже Московской, Рязанской и Владимирской областей, и именно Солотчу называют «воротами в Мещеру».
Главное богатство Солотчи — природа, заповедные леса. Посёлок, расположенный на берегу старицы Оки, со всех сторон окружён Мещерским национальным парком. Красота природы, свежий воздух, тишина всегда привлекали отдыхающих, среди которых было много творческих людей. Солотча стала «второй родиной» для писателя Константина Паустовского.
Первые здравницы появились здесь более 100 лет назад. В советское время здесь была курортная зона со множеством санаториев, домов отдыха и оздоровительных лагерей. И сейчас Солотча — место популярного места отдыха местных жителей и туристов. Конечно, хорошо было бы отдохнуть здесь хотя бы дня 2–3, потому что действительно природная красота этого места просто поражает, к сожалению, у нас на это времени не было, но даже и один день, проведенный в этих потрясающих местах, — подарок судьбы…
Первая остановка в Солотчи в начале улицы Почтовой. Здесь на территории ресторанного комплекса «Гринвич» находится небольшой мемориал, посвященный легендарной узкоколейной железной дороге «Мещёрская магистраль»: табличка с информацией об этой самой железной дороге и цитатой Паустовского из «Мещерской стороны», а также фрагмент небольшого участка узкоколейки с металлической моделью путейской дрезины.
Узкоколейная железная дорога, соединявшая Рязань и Владимир, начала строиться еще в 1897 году. Ширина колеи составляла всего 750 мм, а длина основного пути — 211 км. Долгое время Рязанско-Владимирская узкоколейка, протянувшаяся по лугам и лесам Мещерского края, была единственным транспортом в глухих лесных районах. Она обеспечивала связь небольших городов и совсем маленьких сел и деревень с областными центрами — Рязанью и Владимиром, возила пассажиров и грузы. Это была одна из самых крупных узкоколейных железных дорого общего пользования. И надо сказать, эта дорога, активно использовавшаяся вплоть до 70-х годов прошлого века, заметно повлияла на развитие труднодоступных районов этих регинов. Все изменилось с постройкой автомобильного моста через Оку и асфальтовой дороги Рязань-Клепики-Касимово. Постепенно узкоколейная дорога теряла свое значение. Весной 1971 года были отменено движение пассажирских поездов, грузовые перевозки ни шатко ни валко продержались еще 20 лет. В 2011 году последний участок узкоколейной железной дороги был полностью демонтирован.
И хоть «Мещерской магистрали» больше нет, она продолжает жить в памяти людей, ее помнят местные жители, краеведы, и этот небольшой мемориал — пример этому. Благодаря ему, и туристы узнают об этой легендарной узкоколейке.
А дальше — небольшая остановка в начале центральной улицы Солотчи, которая имеет весьма необычное название — Порядок. И вот здесь, недалеко от центральной улицы — самый настоящий лес, и непростой лес, а «танцующий»! Сосны здесь высокие, уходящие в небо, но не прямые, а растущие несколько кривовато.
Конечно, с Куршской косой не сравниться, тут сосны не так искривлены, они просто наклонены в разные стороны, и преимущественно на север, но все равно побывать в таком лесу интересно. Причина такой аномалии до сих пор неизвестна, может, виной тому ураган, бушевавший здесь в 70-х годах прошлого века, но ученые не согласны с этим. Может быть, причиной такого явления «поехавшая» почва. Дело в том, что когда осуществляли посадку этих сосен, долгое время шли проливные дожди, пропитавшие насквозь песчаную почву, возможно почва начала съезжать вниз, и за ней начали крениться и стволы молодых сосен, корни которых еще не вросли в землю. Вообщем, единого мнения на этот счет нет. Ну, а мы немного погуляли среди «танцующих» сосен и поехали дальше.
Следующая остановка у красивой и живописной церкви — церкви Казанской Иконы Пресвятой Богородицы. История строительства этого легендарного храма связана с правлением князя Олега Рязанского.
В конце 14 — начале 15 века супруга князя Олега Рязанского княгиня Евфросиния основала здесь женский Зачатьевский монастырь. В нём она приняла монашеский постриг, в нём же и скончалась через три года после смерти своего мужа — князя Олега.
В 1682 году монастырь был упразднен, от этого женского монастыря осталась лишь деревянная церковь, которая простояла еще 100 лет, и, конечно, за 100 лет пришла в негодное состояние. На ее месте в 1783 году была построоена новая церковь, тоже деревянная, с приделом, посвященным святителю Николаю Чудотворцу. Эта церковь простояла меньше, всего 60 лет. И в 1843 году на месте старой церкви был построен каменный храм в честь иконы Казанской Богоматери, который дошел до наших дней.
В советское время храм был закрыт, некоторое время его использовали в качестве склада. Говорят, что его даже хотели переоборудовать в школу, но это не произошло. В 1989 году храм был передан верующим и началось его возрождение.
В 2006 году перед храмом установили монумент Святому Николаю Чудотворцу на постаменте в виде земного шара. Это копия одной из самых замечательных скульптур этому святому в Демре (Турция). Правда, судьба этой скульптуры в Турции не так проста, ее и убирали, и переносили, и опять ставили на место… Зато здесь скульптура на своем месте, прекрасно гармонирует с храмом и всем нравится.
Как мы уже знаем, в Солотче долго жил Паустовский. Вдохновляясь местной природой, он написал здесь многие из своих произведений, в частности «Мещерский цикл». Ему очень нравились здешние места. Паустовский писал, что даже пара дней, проведенных в Солотче, чудесным образом улучшали его самочувствие
В 2019 году в Солотче состоялось открытие туристического маршрута «Тропа Паустовского». И если вы приехали в Солотчу, то пройти по этой тропе по стопам известного писателя просто необходимо.
Здесь предлагается пять вариантов туристических маршрутов протяжённостью от семи до почти тридцати километров, все маршруты промаркированы определенным цветом и оборудованы информационными стендами.
Для того, чтобы прогуляться по тропе, нужно просто прийти к ее началу и выбрать маршрут. Начало тропы совсем недалеко от Монастырской площади, буквально пять минут, и мы уже на тропе. Выбрав маршрут, нужно запомнить, каким цветом он обозначен. Во время прогулки на деревьях будут встречаться квадратики разных цветов, которые указывают, правильно ли вы идете по выбранному маршруту. Квадратики красного цвета — это самый короткий маршрут, по нему мы и пошли.
Пешком двигаться по тропе довольно удобно, дорога широкая, без подъемов, спусков и резких поворотов.
На информационных стендах туристам информация о знаковых местах, которые связаны с именем Паустовского или встречаются в его рассказах.
Одна из достопримечательностей тропы Паустовского — Солотчинская больница, куда неоднократно обращался сам писатель и где проходил практику его приемный сын.
Вдоль тропы, на лесных полянках установлены самые разные арт-объекты.
Один из арт-объектов — рыбак с рыболовной удочкой и рыбой. Паустовский был заядлым рыбаком, много времени проводил на рыбалке и с друзьями, и в одиночку. И скорей всего это изображение самого Паустовского.
А это кентавр Василий — по мотивам сборника рассказов Константина Паустовского «Заячьи лапки».
Интересный арт-объект. Если что, это не гонг, это российский аналог — било или клепало, они в давние времена использовались в церквях, еще до колоколов.
А воздух здесь какой — прозрачный и чистый, а еще ароматный, такой бывает только в хвойных лесах. А как легко тут дышится!
Кроме сосен на маршруте встречаются и лиственные деревья. Золотая осень — талантливый художник — разукрасила березки, осинки, клены разноцветными красками.
Под ногами шелестит опавшая листва. Так приятно бродить в осеннем лесу, слушать звуки настоящего леса, смотреть на осенние пейзажи и получать несравненное наслаждение от этой красоты!
Конечно, чтобы прогуляться по тропе не спеша, с толком, с расстановкой, полюбоваться окружающей природой, нужно идти по тропе тогда, когда вы не ограничены по времени. У нас как раз-таки времени было не особо много, поэтому мы до конца маршрута не дошли, но все равно отлично прогулись по тем местам, где когда-то гулял Паустовский.
Ну и наконец, главная для многих достопримечательность Солотчи — Солотчинский Рождества Богородицы монастырь. Сейчас монастырь женский, а основан он был князем Олегом Рязанским как мужской.
История монастыря богатейшая. Как гласит древняя легенда, однажды князь Олег с княгиней Ефросиньей отправились на охоту по земле Рязанской, по уникальнвм местам Солотчи. И там, в лесах, он повстречал двух монахов, живших с братией в монашеском ските с деревянной часовней и кельями. Князь побеседовал с монахами, осмотрел окрестности, и в ближайшее время отдал распоряжение заложить тут монастырь. А что? Места не только красивые, но и труднодоступные, в случае набега татар или какой-нибудь беды, тут могла бы спастись княжеская семья. И в далеком-предалеком 1390 году на высоком берегу реки Старицы был заложен монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. При монастыре и возникло село Солотча.
В ту пору постройки монастыря были деревянными, конечно, до наших дней ни одно здание не сохранилось. И вот в том виде, в котором монастырь предстает перед нами сейчас, он сформировался в 17 веке, а самое старое здание — собор Рождества Пресвятой Богородицы — было построено в середине 16 столетия.
Надо обязательно сказать, что в 18 веке Солотчинский Рождество-Богородицкий мужской монастырь считался одним из самых значимых на Руси. Между прочим, он занимал 34 место среди сотен российских монастырей, владел тысячами десятин пахотной земли, луговыми и лесными угодьями, имел собственное подворье в Рязани и Москве.
В советское время монастырь был закрыт. Некоторое время здесь была колония для несовершеннолетних, нарушивших закон. Но монастырю повезло немного больше, чем другим храмам, уже в 60-х годах прошлого века его сделали частью Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, а в 1994 году монастырь был передан православной церкви и возрожден как женский. Восстановление монастыря затянулось на долгие годы, но сейчас реставрация завершена, и нам повезло увидеть монастырь во всей красе.
Когда только подходишь к монастырю, сразу обращаешь внимание на высокие каменные стены, окружающие монастырь. Стены похожи на довольно мощное крепостное укрепление, тут даже бойницы есть. Вот такие мощные стены говорят о том, что Солотчинский монастырь был не только религиозным местом, но и при необходимости использовался в качестве военной крепости.
А когда-то стены, как и все постройки в монастыре, были деревянные. В конце 17 века, когда начался период церковного расцвета, с южной и восточной стороны построили каменные стены. А вот с западной и северной стороны стены из камня появились лишь в середине 18 века.
Вход в монастырь через Святые ворота, над которыми возвышается надвратный храм Иоанна Предтечи. Эти два сооружения, церковь и ворота, построенные одновременно в конце 17 века, нельзя рассматривать отдельно, они дополняют друг друга и составляют одно целое.
Башня над воротами это и есть надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи, которую построил скорей всего рязанский архитектор из крепостных крестьян Яков Бухвостов. Нам это имя уже известно, он возвел Успенский собор Рязанского кремля. Церковь, несмотря на свои небольшие размеры, необычна по своему облику — светлая, воздушная, устремленная вверх. Ее стены отделаны затейливой каменной резьбой в стиле нарышкинского барокко, которое так любил Бухвостов.
Войдя через ворота в монастырь, мы были просто потрясены красотой и храмов, и самой территории монастыря.
Территория благоухает цветами. Вроде бы уже далеко не лето, на улице октябрь, но здесь было столько цветов, различных зеленых насаждений, декоративных деревьев, кустарников, что просто глаза разбегались! Гортензии разных цветов, розы радовали своим ярким цветением. Вся территория ухоженная, тротуары выложены плиткой, установлены красивые фонари.
Центральное место в ансамбле монастырского комплекса занимает церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Она возвышается напротив входа в монастырь, но немного в глубине. Это была первая монастырская постройка, возведенная в конце 14 века по указанию и при личном участии великого князя Олега Ивановича Рязанского. Тогда, в конце 14 века, церковь была деревянной.
Со временем храм обветшал, и на его месте построили каменный однокупольный храм. К сожалению, до нашего времени тот храм не дошел. Его много раз реконструировали, в середине 16 века он стал пятикупольным. То что мы видим сейчас — это постройка 16 века, стоящая на гораздо более раннем основании. И в связи с этим считается, что это самая древняя постройка монастыря и одна из самых древних на Руси.
Что интересно, в этом храме хранится рака с мощами князя Олега. Это невероятно, сколько лет прошло со смерти князя Олега, а вот его мощи в целости и сохранности.
История появления раки с мощами в храме Рождества Пресвятой Богородицы захватывающая. В конце жизни князь Олег удалился в монастырь, принял постриг и схиму — высшую монашескую степень, но от государственных дел не отказался. Скончался он в 1402 году и был похоронен на территории Солотчинского монастыря. Над гробницей князя был сооружен Покровский набережный храм, находящийся возле самой речки Солотчи. В 1405 сюда же была положена и его умершая супруга Ефросиния. В 1768 году часть стены ушла в воду, а храм накренился. И хорошо, что монахи успели вынести иконы и церковную утварь, и, главное, спасти раку с мощами святого князя Олега и княгини Евфросинии, потому что вскоре церковь рухнула с обрыва и ушла под воду. В 1790 году епископ Рязанский Палладий перенёс останки Олега и Евфросинии в церковь Рождества Пресвятой Богородицы и положил их во вновь устроенную гробницу.
В годы советской власти храм сильно пострадал, многие иконы или вынесли, или уничтожили. Хорошо хоть останки князя Олега и княгини Ефросинии забрал рязанский музей. А в храме был устроен клуб с кинозалом, и вот в таком намоленном месте царило веселье и разгул.
Сейчас церковь восстановлена, в ней ведутся службы, в церковь можно зайти. Мы и зашли, но как нас предупредили сразу при входе, фотографировать в церкви нельзя. Нельзя так нельзя. Есть такие места, где не хочется нарушать запреты, и эта церковь — одно из таких мест. Здесь особая атмосфера, и этим все сказано… Несомненно церковь нас очень впечатлила, и не только изнутри, но и снаружи.
Слева от Рождественской церкви находится двухэтажный храм во имя Сошествия Святого Духа. Эту церковь тоже возвел известный нам Яков Бухвостов. Раньше храм полностью был белого цвета, после последней реставрации его очистили, и теперь виден барочный контраст между красными стенами и резным белыми узорами. Удивительные изразцы украшают храм, причем все они разные.
Храм — настоящее произведение искусства, он нарядный и радостный. И даже можно сказать, что внеше он напоминает дворец. Интересно смотрится и его колокольня.
С правой стороны от Рождественской церкви келейный корпус Солотчинского женского монастыря. Это постройка 17–18 века. Корпус имеет несколько подъездов. Тут живут монахини.
Еще одно красивое здание, возведенное в 18 веке — это Игуменский корпус, сейчас она используется в качестве воскресной школы.
В восточной стене монастыря есть калитка, которая ведёт на смотровую площадку. Идущая вдоль монастырской стены дорога как раз таки и приведет на площадку, с которой можно полюбоваться рязанскими просторами.
Вниз ведет лестница и упирается она в купальню. Окунаться в купальню мы не собирались, поэтому и вниз не спустились.
С территории монастыря можно более детально рассмотреть внутренние стены монастыря, представляющие собой систему ложных арок. По углам восточной стены стоят круглые башни с маленькими окнами в виде узких бойниц. Деревянные кровли монастырской стены покрыты железом синего цвета, что делает ансамбль Солотчинского монастыря еще более выразительным.
Солотчинский женский монастырь — монастырь с богатой историей, тесно связанной с легендарным князем Олегом Рязанским. Он его построил, и этот же монастырь стал его последней обителью. Интересна архитектура храмов. И атмосфера здесь необыкновенная — умиротворенная и в то же время радостная. Побывать здесь однозначно стоит.
Погуляв по территории, выходим на Монастырскую площадь, где совсем недалеко от входа в монастырь стоит памятник Ленину. Сам памятник обычный, классический. А вот расположение его рядом с монастырем удивило. Интересно, чем руководствовались те, кто приказал его здесь установить, да к тому же еще и разместить его так, чтобы он рукой указывал на монастырь. Действительно, любопытное соседство…
Ну, а у нас на этом заканчивается посещение Солотчи. Интересное место, с богатой историей, потрясающей природой. Конечно, за один неполный день все увидеть невозможно. Очень бы хотелось побольше погулять по мещерским лесам, неспеша насладиться красивой природой. Что не говори, а природа здесь потрясающая! Хорошо было бы приехать сюда еще раз. Может и получится, теперь-то мы знаем, что рязанская земля — настоящий рай для туристов!