Довелось этим летом полетать на самолёте ЯК-40. Давным-давно у меня был уже такой опыт, в памяти остался маленький самолёт и загрузка пассажиров в него по маленькой, приставной лесенке через зад (простите) самолёта.
Освежила в памяти те давние, почти забытые впечатления перелётом из Вологды в Великий Устюг и обратно на Як-40.
Надумав досмотреть недосмотренное на Вологодчине и непременно побывать в Великом Устюге, стала рассматривать возможности попасть в него из Вологды. Ходят рейсовые автобусы, но так как расстояние между городами 450 км, то время в пути 8–9 часов. Ужас! Такая перспектива меня совсем не прельщала.
Вспомнила, говорили что-то про наличие самолёта. Посмотрела, точно — летают. В 2022 году отремонтировала аэропорт в Великом Устюге и он стал принимать самолёты из Вологды и Череповца. Самолёты летают 2 раза в неделю по вторникам и четвергам, время в пути всего 1 час, билет стоит 3 тысячи. Красота! Из Вологды в Устюг самолёт вылетает в 14–00, из Устюга — в 20–00 (это летнее расписание).
Билеты покупала на сайте Вологодского авиапредприятия (продажа началась за месяц до даты полёта), онлайн регистрации нет.
В аэропорт Вологды приехала на такси. Здание аэропорта удивило. Такого старенького и маленького я давненько не видела.
Аэропорт Вологды был открыт летом 1978 года, а здание аэровокзала в 1981 году. И с тех пор, по всей видимости, ничего нового в этом хозяйстве не происходило, и никакие современные штуки там не внедрялись. Рейсов совсем мало — один-два в день, пассажиропоток мизерный. Этакий ретро-аэропорт, выглядит даже прикольно.
Но при входе в аэропорт всё как положено — рамка, сканирование багажа. Я полетела в Устюг налегке, с одним рюкзачком, оставив чемодан в камере хранения гостиницы (в которую опять вернулась).
По незнанию, и как примерная путешественница, приехала в аэропорт очень рано — часа за 2 до вылета и маялась там, ловя на себе неодобрительные взгляды служащих, когда фотографировала интерьеры аэровокзала. А знающие люди прибыли как раз к началу регистрации, минут за 40 до вылета.
Позвали на регистрацию (живым голосом), я подошла к окошечку одной из первых и мне присудили место в первом ряду, возле иллюминатора.
Минут за 15 до вылета пригласили на посадку. Прошли досмотр вещей и пешочком к самолёту, все со своим багажом.
Со стороны взлётного поля здание аэропорта, украшенное мозаичным панно, выглядит поинтереснее.
В самолёте нас приветствовала стюардесса, раздавала сосательные конфетки при взлёте и посадке, успела и напитки разнести (вода и соки на выбор). Салон — видавший виды, в подлокотниках неудобных кресел — выдвижные пепельницы. Перелёт я перенесла нормально, как в обычном самолёте, а за 1 час полёта к неудобству кресел привыкнуть не успела.
Ну вот, в 15–00 приземлились в Великом Устюге. Выгрузились и побрели на выход, небольшую площадь перед аэровокзалом.
Погода порадовала теплом и ярким солнцем (из Вологды вылетали — было пасмурно и собирался дождь). Я подошла к первой же машине на стоянке, которая быстренько доставила меня в гостиницу.
Гостиниц в Устюге достаточное количество и разного качества. Мой выбор пал на «Двину». Гостиница имеет 3 звезды, отзывы все хорошие, завтраки включены, самый центр города (улица Красная), расположена в старинном особняке (1884 год), бывшем постоялом дворе Попова.
На 2 ночи я забронировала (по телефону) одноместный номер с собственной ванной комнатой.
При гостинице есть кафе, в котором проходят завтраки. Шведского стола нет, но на выбор предлагается 6 комлексов завтраков. В этом же кафе можно пообедать и поужинать.
Гостиница понравилась и вам рекомендую, если будете в Великом Устюге.
Конечно же, Устюг интересен мне был не как вотчина Деда Мороза — это всё современная придумка и сказочка для детей.
Устюг мне интересен был как один из древнейших городов (ровесник Москвы и Вологды) на Русском Севере, бывший когда-то северным форпостом Древней Руси и одним из крупнейших опорных пунктов славянской колонизации Русского Севера, происходившей в период с XI века по XII.
А потому Устюг имеет богатое культурное наследие — сочетание древних каменных церквей (их около 30) и городских усадеб.
В придачу к историческому наследию — выгодное расположение на берегу реки Сухона, в обрамлении таёжных лесов, что придаёт ему особую атмосферу и уникальность. Недаром его называется городом-заповедником.
До моего приезда в Устюг, город представлялся мне следующим образом: расположен на берегу реки, вдоль которой тянутся многочисленные церкви.
Отчасти, так оно и есть на самом деле, но помимо церквей есть ещё и исторические улицы с красивыми особняками, площади, зелёные парки, скверы, набережная — приятные места для отдыха и прогулок.
Итак, прибыв в гостиницу и заселившись, я пообедала в гостиничном кафе и поспешила осматривать город.
Первое, что привлекло моё внимание — расположенный напротив гостиницы Комсомольский сквер с двумя белоснежными церквями — Преображенская и Сретенская.
Некогда это были главные храмы, стоящего на этом месте Спасо-Преображенского монастыря. Сейчас оба храма недействующие, в них размещаются МФЦ и центральный архив.
Спасо-Преображенская церковь имела когда-то богатый внешний декор — изразцовое обрамление окон, на её фасадах и в закомарах, в маленьких квадратах были вставлены цветные изразцы, рисунок которых не повторялся. Сейчас мы видим лишь отсатки былых украшений.
Когда началось массовое пришествие туристов в Устюг, начались и многочисленные попытки эти изразцы сбить со стены и забрать себе в качестве сувенира. По этой причине многие из уникальных изразцов разбиты, испорчены, или совсем утрачены.
Напротив сквера, на углу улицы Красная и переулка Красный расположено красивое здание, привлекающее внимание своим изящным, ажурным балкончиком. Информации о том, что это было раньше не нашла, а сейчас это детский ТЦ.
Прошлась по улице Красная. По обеим сторонам — красивые дома, когда-то принадлежавшие богатым купцам.
Но как же их портит реклама! Кошмар! Такое мало где сейчас увидишь.
В одном из переулков, в окружении красивых домов стоит памятник Петру Аркадьевичу Столыпину.
И памятник этот совсем затерялся среди развешенной вокруг рекламы товаров и кричащих вывесок магазинов.
Не понимаю, как только рука поднялась завесить исторические дома таким безобразием. А архитектору Устюга (есть же, наверное, такой чиновник) и городской администрации за испорченный вид города ставлю КОЛ!
Ну вот, выплеснула свой гнев и возмущение.
С улицы Красная, которая идёт параллельно Сухоны, вышла на набережную. А здесь очень приятно — никакой рекламы, слава богу. С одной стороны — река, с другой — парк, церкви, красивые старинные особняки. Всё для созерцания, отдыха и спортивных активностей людей.
На набережной расположен памятник Шильниковскому Евстафию Павловичу — заслуженному деятелю искусств РСФСР, почётному гражданину города Великий Устюг. С 1935 по 1960 годы он руководил артелью фабрики «Северная чернь» и внёс большой вклад в развитие уникального художественного промысла чернения по серебру.
Очень приятная скульптурная композиция: художник сидит на лавочке, лицом к реке. А ботиночки-то, ему затёрли до дыр золота!
И здесь я встала перед выбором: в какую сторону пойти по набережной. Посмотрела карту. Направо пойдёшь — Соборное дворище найдёшь, но на его осмотр надо много времени, а дело уже было к вечеру. Решила пойти налево и дойти до церкви Симеона Столпника (а она далековато!), привлекающей своим нехарактерным для Устюга красным цветом и необычной архитектурой.
По пути заглянула в красивый, уютный парк.
К парку примыкает большая площадь имени Ленина с памятником вождю. Но мне этот памятник был совсем не интересен, поэтому и отдельного фото его нет.
А вот дома напротив, по Советскому проспекту, очень даже привлекательные, создают атмосферу купеческого города.
Никольская церковь, расположенная на берегу Сухоны на территории старого торга, была основана приезжими торговыми «гостями», отсюда и название «Гостинская». Её полное название — церковь во имя святителя Николая архиепископа Мирликийского, чудотворца, Гостинская, и она принадлежит к числу древнейших церквей Великого Устюга. Иногда её называют церковью Николы Гостунского.
После реставрации церкви в 70-х годах прошлого века, в ней разместили Музей этнографии, который находится здесь и по сей день.
Церковь и колокольня мне настолько понравились, что я ходила вокруг них и делала многочисленные фото со всех сторон, особенно восхитила меня колокольня — белоснежная, с чёрными узорами.
Далее по набережной установлены ворота-арка, издали это напоминает силуэт церкви За ними — древние валы Городища.
Сейчас территория Городища восстанавливается и приводится в порядок — проложены дорожки между валами, установлены беседки с информационными стендами, рассказывающими историю Великого Устюга.
Здесь же, среди валов и рвов — озеро Александровское. Совсем маленькое, но очень оживляет пейзажи Городища.
К сегодняшнему дню на Городище сохранилась лишь самая поздняя постройка — тёплый одноэтажный храм Чуда Архистратига Михаила в Хонех с колокольней, построенный в духе позднего классицизма в 1884–1888 годах.
Недалеко от Городища стоят два храма, некогда относившиеся к одному приходу: холодная церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери (1685–1690 годы) и тёплая церковь Жён Мироносиц, возведенная в 1714–1722 годы.
Слева — то, что осталось от Сретенской церкви. В 1925–26 годах, несмотря на сопротивление прихожан, церковь была перестроена под Клуб водников (речников). Позднее была разрушена колокольня, а в 2002 году здание сильно пострадало от пожара.
В церкви Жён Мироносиц (та, что справа) сейчас размещается музей Новогодней игрушки.
Погуляла по валам, вернулась на набережную и пошла дальше, к своей цели — красной церкви.
А дальше по набережной мне встретилась скульптура Водолея, который символизирует слияние рек Сухоны и Юга.
Прочитала, что раньше эта скульптура Водолея — символа города, стояла в центре города, в Комсомольском сквере. И тогда это была не просто скульптура, а фонтан. Но в начале 90-ых годов её перенесли во вторую часть города, удалённую от исторической и установили рядом с бывшим речным вокзалом, освободив таким образом, в сквере место для памятника Ерофею Хабарову.
Немного дальше — памятник Петру I. Император неоднократно посещал землю Вологодскую, бывал он и в Великом Устюге.
Первое прибытие его было в 19 июля 1693 года с огромной свитой более 90 человек. 20 июля «государю угодно было слушать литургию в Успенском кафедральном соборе. Пётр Алексеевич пробыл в Устюге полторы сутки, затем продолжил путь свой к городу Архангельску».
Второе прибытие Петра Алексеевича было «в 1694 годе мая 13 дня, в воскресенье. Ночевал царь на своём корабле. Стоял ночь и на завтра до половины дня, а потом отправился к Архангельску. С ним находились бояре и разных чинов люди».
«В мае 1702 года в третий раз через Устюг ехал в Архангельск царь Пётр I. С ним был и 12-летний царевич Алексей. Флотилия Петра запаслась в Устюге печёным хлебом, квасом да пивом хмельным и отправились вниз по Двине».
Прогулка по набережной была хоть и продолжительной, но совсем неутомительной. Созерцание реки всегда приятно и доставляет удовольствие.
А, вот наконец-то, и церковь Симеона Столпника. Сейчас уже с уверенностью могу сказать, что она — самая красивая и необычная в Великом Устюге, хотя её несколько потрёпанная внешность приводит в недоумение — такая красота и в таком неприглядном виде. Но всё равно — глаз не отвести!
Необычна она прежде всего своим ярко-красным цветом, что нехарактерно для храмов русского севера. Главный фасад храма обращён к Сухоне. Перед ним расположена опирающаяся на аркаду широкая терраса, на которую ведёт открытая лестница.
И это единственная церковь Великого Устюга, в архитектуре которой присутствуют черты западноевропейского барокко. Окна обрамлены вычурной формы наличниками. Стены украшены плоскими пилястрами, увенчанными уникальными изразцовыми капителями, которые придают облику храма необычайную нарядность и торжественность, а их изумрудный цвет добавляет дополнительный колорит Симеоновской церкви.
Церковь была построена в середине XVIII века, её строительство закончилось в 1747 году, а в 1757, во время большого пожара храм сильно обгорел. В 1765 году, на средства купца И. Я. Курочкина, храм был перестроен, тогда же построили отдельно стоящую колокольню в стилистике церкви. Колокольня завершена шпилем, характерным для того периода русского зодчества.
Интерьер церкви Симеона Столпника относится также к 1765 году. Основное помещение храма было обильно украшено разнообразной лепниной. Под стать лепному декору и иконостас. Большой, сверкающий золотом, он представлял собой высокую декоративную стену с необычайно сочной и пышной резьбой.
В 1930 году храм был закрыт, были сброшены колокола и частично разобраны иконостасы.
Почти все иконы, как и царские врата иконостаса бесследно исчезли. В Государственной Третьяковской галерее хранится древняя храмовая икона из этого храма «Симеон Столпник в житии», написанная во второй половине XVI века.
Сейчас храм действующий, в 2003 году он был вновь освящён, став третьим действующим в Великом Устюге. Для службы в основном используется нижняя (зимняя) церковь.
Пишут, что уникальный барочный иконостас XVIII века в церкви есть. Интересно было бы увидеть его. Только вот церковь стоит в основном закрытой, и открывает свои двери только во время нечастых богослужений.
Поэтому туристам остаётся только осматривать храм снаружи или, если есть время, ждать очередной службы.
Ну что ж, цель достигнута, церковь — великолепное творение русских зодчих, я осмотрела. Назад шла опять по набережной, потом вышла на Советский проспект с красивыми домами. Вечером центральная часть этого проспекта становится пешеходной.
Вечерний закат освещал улицу мягким светом, придавая ей романтичность.
И вот на этой закатной, романтической ноте завершился мой первый день в Устюге.
Переполненная впечатлениями, я вернулась в гостиницу. Завтра — новый день, новые открытия и много новых интересностей, о которых я расскажу и покажу их в своём следующем рассказе.
Спасибо всем, кто прогулялся со мной по Великому Устюгу.