Раннехристианские мозаики Рима. Часть 1

tourister.ru 2 недели назад 12
Preview

Рим просто поражает своим обилием церквей, среди которых довольно много очень старых. Причина такого явления лежит в истории: церкви в Риме начали строить с момента легализации христианства в 4-м веке, а сам Рим больше тысячи лет (с 752 по 1870 гг.) был столицей Папского государства, в котором, помимо религиозной, папы обладали также и административной властью. Позиционировав Рим как центр христианства (а после падения Константинополя это было уже трудно оспорить), папы не покладая рук утверждали свою власть церковным строительством в прямом и переносном смысле. Особенно интересны сохранившиеся древние храмы, построенные по классическому плану трёхнефных базилик и в ряде случаев сохранившие старые мозаики, существующие в них с момента основания. Мы насчитали в Риме 7 таких церквей с раннехристианскими мозаиками (но возможно, что-то и упустили) и хотим рассказать о них в цикле из трёх отчетов. Отметим также, что, несмотря на подавляющее превосходство Рима по количеству церквей, итальянским лидером по древним мозаикам является всё же Равенна, количество и качество мозаичного наследия которой просто поражает.

Не во всех старых храмах сохранились старые мозаики, что не делает их менее интересными; здесь можно упомянуть такие церкви, как Св. Мария-ин-Козмедин и Св. Сабина. Есть также храмы, где сохранились просто фантастические средневековые мозаики (Св. Клемент, Св. Мария-ин-Трастевере), о которых тоже очень бы хотелось рассказать. Дай бог и до них дойдут руки. А пока начнём с самого важного.

Святая Констанция

Церковь Св. Констанции — это, на самом деле, круглый мавзолей середины 4-го века, в котором были похоронены две дочери римского императора Константина Великого — Констанция и Елена. Мавзолей был построен на Номентанской дороге (современная Via Nomentana), на северо-восточной окраине Рима, за городскими стенами.

По не вполне понятным причинам в 13-м веке Констанция была причислена католической церковью к лику святых, и её мавзолей стал церковью. В мавзолее сохранились самые ранние христианские мозаики Рима, также датируемые серединой 4-го века.

Внутри церкви находится копия порфирового саркофага, предположительно принадлежавшего Констанции (оригинал — в музеях Ватикана), второй саркофаг был перенесён в собор Св. Петра. Украшения саркофага носят откровенно языческий характер: среди богатого декора из акантовых листьев и виноградной лозы несколько амурчиков занимаются чем-то очень похожим на изготовление вина из виноградных гроздьев. Подобные же вакхические сюжеты повторяются и на мозаиках, в связи с чем мавзолей очень долго считали храмом Бахуса (Tempio di Bacco).

Позже «виноградные» сюжеты стали считать христианскими в связи с использованием вина в таинстве причастия. Подобная же трансформация произошла при интерпретации двух павлинов, заметных внизу по бокам саркофага. В античной традиции павлин был символом воскрешения и бессмертия, в христианстве он стал использоваться как символ Воскресения Христова, и, в более широком смысле, как знак будущего воскрешения самих христиан.

Расположенные по периметру мавзолея ниши когда-то все были покрыты мозаиками на христианские темы. До наших дней сохранились лишь две мозаики (обе пострадавшие от реставрации), каждая из которых изображает Христа в образе Пантократора (Вседержителя). Считается, что это одни из самых ранних изображений Христа в подобном образе, ещё напоминающие мозаичные портреты римских императоров.

В нише, что находится справа от входа (фото ниже), изображена сцена вручения Христом ключей от рая апостолу Петру (Traditio Clavium — «передача ключа»). Ключ, правда, после всех реставраций не очень хорошо просматривается, но все источники единодушно утверждают, что это именно он.

В левой нише (фото ниже) расположена мозаика «Христос-законодатель» (Traditio Legis — «передача закона») — типичный раннехристианский сюжет.

Лучше всего сохранились мозаики на сводах обходной галереи (амбулатории) сразу за колоннами. Это самый ранний дошедший до нас образец раннехристианского мозаичного декора в Риме за пределами катакомб. На первый взгляд, правда, он больше кажется языческим, нежели христианским, однако при ближайшем рассмотрении христианские мотивы на некоторых мозаиках обнаруживаются. Сочетание в них мифических, светских и христианских образов показывает, как зарождалась иконография христианской веры в первые годы ее легитимности в Римской империи.

Святая Агнесса-за-стеной

Церковь Святой Агнессы-за-стеной находится буквально в двух шагах от мавзолея Констанции, и это неслучайно. Популярная римская мученица была похоронена здесь в катакомбах, и Констанция (дочь римского императора Константина Великого и убеждённая христианка) попросила отца построить рядом с захоронением святой базилику в её честь, а позже — и свой мавзолей, чтобы покоиться рядом с Агнессой. После падения Рима эта базилика постепенно разрушилась (её внушительные руины до сих пор можно увидеть в том районе), и поэтому в начале 7-го века папа Гонорий I (625–638) построил другой храм прямо над местом захоронения св. Агнессы в катакомбах рядом с Номентанской дорогой. Последующие папы многократно реставрировали церковь и добавляли в неё что-то новое, но в целом она хорошо донесла до нас свой древний облик. Самое главное, что в ней сохранилось, — это прекрасная мозаика 7-го века в алтарной апсиде.

Святая Агнесса Римская — одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых. Она приняла мученичество в 304 г. в период гонений императора Диоклетиана. По легенде, она отвергла сватовство сына городского префекта Семпрония, поскольку решила принять на себя обет безбрачия и посвятить себя добродетельной христианской жизни. Чтобы сделать её более сговорчивой, префект распорядился раздеть её догола и привезти в римский бордель, находившийся на стадионе Домициана, — в том месте, где сейчас пьяцца Навона. Таким образом её хотели опозорить и наказать, поскольку казнить девственниц не полагалось. Однако все желавшие надругаться над ней мгновенно слепли, а быстро отросшие волосы девушки скрыли её наготу. Тогда, в нарушение правил, её решили умертвить, но не смогли сжечь на костре (пламя отходило от неё в сторону) и просто обезглавили мечом.

Мощи святой Агнессы (без главы) хранятся в крипте под алтарём. Честная глава святой находится в другой посвященной ей церкви — на пьяцца Навона в Риме, построенной на месте её казни. Об этой церкви (Сант-Аньезе-ин-Агоне) мы уже писали раньше.

Интересно, что в катакомбы, где была похоронена св. Агнесса, и сейчас можно попасть из церкви в рамках организованной экскурсии за 8 евро с человека. Мы, правда, там не были, поскольку в воскресенье катакомбы недоступны. Пишут, что в них нет древних рисунков и христианской символики, однако есть интересные надписи, и многие погребальные ячейки по-прежнему заполнены и закрыты мраморными или терракотовыми плитами.

Святые Косма и Дамиан

В базилике святых Космы и Дамиана на Форуме сохранилась одна из лучших римских мозаик, выполнненных в классическом стиле. Сама церковь, расположенная в бывших римских постройках, датируется началом 6-го века, и к этому же периоду относятся и её мозаики. Строил её папа Феликс IV (526–530). К сожалению, другой папа — Урбан VIII, — взявшись перестраивать церковь в 1632 г., уничтожил часть оригинальных мозаик. Но то, что осталось, всё равно впечатляет. Мы, к сожалению, не смогли сами заснять мозаики в этой церкви, поскольку оказались там во время службы. Поэтому снимки интерьеров взяты из сети.

Святые Косма и Дамиан жили предположительно в 3-м веке в Малой Азии (или Аравии) и обладали даром успешного врачевания и исцеления. Будучи убеждёнными христианами, они не брали вознаграждения от больных, которых лечили, и поэтому назывались бессеребрениками. Приняли мученическую смерть в период гонений на христиан императором Диоклетианом в 301 г. Считаются святыми — покровителями медицины и врачей, а также были патронами семейства Медичи во Флоренции.

Конха апсиды украшена мозаикой (около 530 г.) со сценой встречи на небесах двух титульных святых церкви с Христом, причём святых представляют апостолы Пётр и Павел. В центре доминирует фигура Христа на фоне красных и голубоватых облаков, со свитком закона в левой руке и правой, указывающей на птицу феникс (символ воскрешения), сидящей на пальме (символ рая). Слева апостол Павел представляет святого Дамиана и папу Феликса IV, который держит в руках макет церкви; справа апостол Пётр представляет святого Косму и святого Феодора Стратилата. Все святые держат в руках свои мученические венцы, украшенные драгоценными камнями, апостолы одеты в белые римские тоги.

Фигура папы Феликса IV (крайний слева) выполнена в 17-м веке и её отличие от прочих персонажей сразу бросается в глаза. За этим стоит любопытная история. В 16-м веке папа Григорий XIII (1572–1585) заменил Феликса на своего святого покровителя Григория Великого. Однако примерно через 100 лет папа Александр VII (1655–1667) восстановил справедливость и вернул Феликса обратно, но уже в изменённом виде.

Многие считают апсидную мозаику Космодемьянской базилики лучшей раннехристианской мозаикой Рима в классическом стиле, с трёхмерными «живыми» персонажами, спокойно взирающими на зрителя. Через несколько десятилетий после строительства этого храма Рим будет отвоёван у готов Византией, и его мозаики приобретут византийскую статичность и аскетизм.

Продолжение следует…

Читать продолжение в блоге tourister.ru
ГОРЯЧИЕ ТУРЫ! РЕШАЙСЯ И В ПУТЬ! *Виза не требуется
Лучшие цены на путешествия

НЕ хватает денег на отдых? Тут можно взять без процентов!
Экскурсии в твоём городе
Где взять деньги на путешествия?
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'