Равенна византийская

tourister.ru 1 неделя назад 11
Preview

Небольшой провинциальный город Равенна в древности успел побывать столицей трёх различных государств и в результате приобрести совершенно уникальные достопримечательности, включённые в список Всемирного наследия Юнеско. В первой части мы рассказали про Равенну как последнюю столицу Западной Римской империи (Равенна римская), во второй — как столицу готского королевства (Равенна готская), а в этой заключительной части мы познакомимся с её византийским наследием.

Равенна византийская: Юстиниан

Вскоре после смерти Теодориха Юстиниан, император Восточной Римской империи (ныне известной как Византия), начал кампанию по возвращению захваченных варварами территорий Италии и Северной Африки. В 540 году армия его великого полководца Велизария осадила и завоевала Равенну, сделав её столицей экзарха, или наместника, правившего Италией от имени византийского императора. Равеннский экзархат существовал до 751 года, когда Равенна была завоёвана лангобардами, и время её земной славы закончилось.

От византийского правления в Равенне сохранился великолепный памятник, возможно самый лучший в городе — базилика Сан Витале (святого Виталия Миланского, раннехристианского мученика). Её строительство было начато ещё при готах епископом Экклезием на средства, предоставленные византийским банкиром Юлианом Аргентарием («Серебряником»). Однако внутренняя отделка храма происходила уже после завоевания Равенны византийцами, что благотворно сказалось на качестве декора (колонны и капители для них, а также мрамор для отделки посылались морем из Константинополя) и определило тематику храмовых мозаик. Освящение базилики совершил 19 апреля 548 г. епископ Максимиан, назначенный в Равенну императором Юстинианом в обход Римского папы. Храм стал символом триумфального возвращения Запада, после почти 65-летнего перерыва, под контроль империи во главе с Юстинианом.

Необычная восьмиугольная конструкция храма почти полностью совпадает с устройством константинопольской церкви Свв. Сергия и Вакха (ныне мечеть Кучук Айя София), возведённой в 527–536 гг., т. е. лишь ненамного раньше Сан Витале. Послужил ли столичный храм образцом для равеннского или у них был какой-то другой общий прототип, теперь уже трудно сказать.

Уже снаружи хорошо просматриваются два разных восьмиугольника. Верхний, что поменьше, вмещает купол, в то время как в нижнем, более широком, находится двухуровневая галерея с хорами для женщин (Matroneum).

Византийские мозаики сосредоточены в небольшом пространстве пресбитерия (помещения между нефом и алтарём) и алтарной апсиды. Мозаики были начаты в 540 г. и завершены в 548 г., когда вновь назначенный равеннский епископ Максимиан заканчивал внутреннюю отделку храма. Роскошно выполненные местными и константинопольскими мастерами, они были призваны продемонстрировать величие вновь утвердившейся на западе Империи, а также торжество православия над арианством. Считается, что мозаики пресбитерия выполнялись ещё в греко-римской традиции, а в апсиде (вероятно, уже позже) работали византийские мастера.

В пресбитерии находится цикл фресок на основе ветхозаветных историй на тему жертвенности. Этот сюжет как бы предвосхищает будущую жертву Христа во имя спасения человечества и устанавливает связь между Старым и Новым Заветами.

На боковых стенках апсиды, напротив друг друга, расположены мозаичные портреты, изображающие императора Юстиниана и его супругу Феодору в окружении свиты. Это лучшие и всемирно-известные равеннские мозаики, которые символизируют триумф императора, вернувшего Равенну под византийский контроль (в московском ГМИИ им. Пушкина имеется их копия в натуральную величину). Византийский император Юстиниан I прославился не только завоеванием Италии у готов. На некоторое время ему удалось вернуть под свой контроль бОльшую часть Западной Римской империи, включая Северную Африку, Италию, часть Испании и Галлии. Он же построил собор Святой Софии в Константинополе, остававшийся на протяжении тысячи лет самым грандиозным храмом христианского мира. К его заслугам относится также разработка кодекса Юстиниана — всеобъемлющего свода законов, основанного на римском гражданском праве. Неудивительно поэтому, что его считают одним из наиболее выдающихся правителей поздней античности (или раннего средневековья:).

Императрица Феодора, также изображённая на равеннской мозаике, имела очень необычную судьбу. Она начинала как танцовщица, представлявшая Леду для забавы толпы на ипподроме, а закончила как императрица, позже провозглашенная святой. Выйдя замуж за тогда ещё незнатного генерала, Феодора затем правила государством наравне с мужем: смещала и назначала высших должностных лиц в империи, оказывала влияние на законодательную и политическую деятельность императора, занималась дипломатической перепиской. В трудные минуты она проявляла редкое мужество и неукротимую волю, помешав, например, бегству Юстиниана из Константинополя в 532 году во время восстания «Ника». Восстание было жестоко подавлено, трон был спасён.

Сан Витале хорош не только мозаиками. Его внутренняя отделка, включающая мраморные плиты на стенах, инкрустированные полы, резные капители колонн, производит сильное впечатление, порой напоминая роскошные интерьеры Святой Софии в Константинополе. Как написал Павел Муратов, «только «золотыми руками» таких [византийских-altravel] ремесленников и могли быть сделаны узорчатые капители в Сан Витале. Невероятная нежность их каменного кружева заставляет своей красотой забыть на время даже о мозаиках." Смотрите сами.

Примерно в 5 километрах от Равенны находится ещё один византийский храм — базилика Сант Аполлинаре ин Классе, стоявшая когда-то в центре процветавшего морского порта Классе, основанного Октавианом Августом в качестве базы Адриатического флота. С тех пор исчезло всё — дома, доки, причалы, и одинокий храм стоит теперь в чистом поле. Мы специально приехали к нему из Равенны (на автобусе № 4), заранее зная, какая мозаичная роскошь нас тут ожидает.

Храм посвящён святому Аполлинарию, небесному покровителю Равенны и её первому епископу, который в нём же и похоронен. Освящение состоялось в 549 г. архиепископом Максимианом, уже знакомым нам по церкви Сан Витале. Базилика в Классе архитектурно напоминает базилику Сант Аполлинаре Нуово в Равенне, но мозаики в них сохранились по-разному. Если в равеннском храме они остались только на стенах главного нефа, то в Классе они сохранились лишь в алтарной апсиде.

В алтарной раковине находятся самые древние и интересные мозаики. Сверху помещена необычная для византийской традиции сцена Преображения Господня. В ней Христос олицетворяется крестом, украшенным драгоценными камнями и заключённым в тёмно-синий круг, усыпанный золотыми шестиконечными звёздами. Присутствовавшие при этом событии апостолы Пётр, братья Иоанн и Иаков изображены в образе агнцев, взирающих снизу на крест (Пётр — слева от него, а братья Зеведеевы — справа). Выше в облаках помещена благословляющая десница Бога Отца и по сторонам — пророки Моисей и Илия.

По краям нижней части апсидальной мозаики находятся две более поздние композиции, датируемые 7-м веком. Эти мозаики сохранились плохо, поэтому во время реставрации в начале 18-го века их заменили мозаичными имитациями, выполненными красками.

Прочие памятники Равенны

В 1990-е годы при строительстве подземного паркинга обнаружили руины дворца середины 6-го века, в котором сохранились прекрасные напольные мозаики. Сейчас здесь музей под названием «Дом каменных ковров» (Domus dei Tappeti di Pietra), куда, при наличии времени, любопытно заглянуть. Помимо геометрических узоров, там обнаружили и две очень необычных мозаики с человеческими фигурами, которые установили на отдельных стендах.

Неподалеку от центральной площади Равенны находится церковь Сан Франческо, рядом с которой, в небольшой усыпальнице покоится знаменитый Данте Алигьери (1265–1321), автор «Божественной комедии». Изгнанный под угрозой смерти из Флоренции в 1302 году, Данте всю оставшуюся жизнь скитался по Италии, пока не нашёл приют в Равенне под покровительством правившего там семейства Да Полента. Там же он скончался от болотной лихорадки и был похоронен. На протяжении столетий раскаявшиеся флорентийцы пытались загладить свою вину перед поэтом и перенести прах Данте к себе, но Равенне удалось отбить все эти попытки. В результате во флорентийской Санта-Кроче стоит кенотаф Данте, а его прах по-прежнему покоится в гостеприимной Равенне.

Послесловие: Алексадр Блок. «Равенна»

Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках. Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик. От медленных лобзаний влаги
Нежнее грубый свод гробниц,
Где зеленеют саркофаги
Святых монахов и цариц. Безмолвны гробовые залы,
Тенист и хладен их порог,
Чтоб черный взор блаженной Галлы,
Проснувшись, камня не прожег. Военной брани и обиды
Забыт и стерт кровавый след,
Чтобы воскресший глас Плакиды
Не пел страстей протекших лет. Далёко отступило море,
И розы оцепили вал,
Чтоб спящий в гробе Теодорих
О буре жизни не мечтал. А виноградные пустыни,
Дома и люди — всё гроба.
Лишь медь торжественной латыни
Поет на плитах, как труба. Лишь в пристальном и тихом взоре
Равеннских девушек, порой,
Печаль о невозвратном море
Проходит робкой чередой. Лишь по ночам, склонясь к долинам,
Ведя векам грядущим счет,
Тень Данта с профилем орлиным
О Новой Жизни мне поет.

1909 г.

Тем, кто прочёл все три части рассказа о Равенне, будет легко понять, о чём говорит в своём стихотворении Блок:)

Читать продолжение в блоге tourister.ru
ГОРЯЧИЕ ТУРЫ! РЕШАЙСЯ И В ПУТЬ! *Виза не требуется
Лучшие цены на путешествия

НЕ хватает денег на отдых? Тут можно взять без процентов!
Экскурсии в твоём городе
Где взять деньги на путешествия?
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'