Санкт-Петербург. «Хочу на море!»

tourister.ru 2 недели назад 12
Preview

Дело было так. 18 августа, пятница, прекрасная мягкая летняя погода, есть возможность добавить час к обеденному времени. «Хочу на море?»- подумала я, сидя в офисе на набережной реки Мойки. Мысль показалась удачной, и в 12 часов (по выстрелу пушки в Петропавловской крепости:)) я направилась… на площадь Искусств, где в доме № 3 и находится Музей-квартира художника И. И. Бродского.

На следующей фотографии в правом в ряду доме многие, конечно, узнают Михайловский театр, а на первом этаже среднего дома видны памятная доска, оформленные окна и открытая дверь музея-квартиры:

В небольшом помещении, где находится касса, посетителей встречает автопортрет хозяина мастерской, написанный в 1914 году:

Следующим помещением, куда проходят посетители, является гостиная. Там много всего интересного. Но я в музее не первый раз, время посещения ограничено необходимостью вернуться на работу, да и основной целью в этот день была временная выставка, которую я сначала услышала, а потом и афишу на двери соответствующего помещения увидела:

Под шум прибоя и крики чаек передо мной предстала вот так оформленная комната, где проходят временные выставки (чаще всего — из фондов Научно-исследовательского музея при Российской Академии художеств (далее — МАХ), филиалом которого и является музей-квартира И. И. Бродского):

В этот день мне обещали показать:

Не все имена из анонса мне были знакомы. Почитав в интернете информацию, про большинство авторов, чьи работы представлены на выставке, кратко напишу так: известные, со своим стилем художники и педагоги.

От кораблика c описанием выставки зал обхожу по часовой стрелке. Начинается выставка с небольших, но наполненных солнцем, зеленью и летом этюдов Павла Александровича Шиллинговского с видами Алупки:

Перед просмотром следующего фото приношу извинения за тень на нём: пригибала стоящий рядом зонт, как смогла. Но не показать, наверное, самую запомнившуюся из впервые увиденных на выставке работ я не смогла, так замечательна она своей этюдностью и незавершённостью:

Сидеть в шезлонге некогда, да и не хочется пока. Прохожу мимо:

Зонт просто варварски бросал тень на следующую картину. Первухин Константин Константинович «Море» (1911 г., холст, масло):

«Мальчик на пляже. Этюд» Серова Валентина Александровича (1890–1900-е, холст, масло) несколько лет назад очень понравился мне на одной выставке посвящённой юбилею И. И. Бродского, но тогда фото совсем не получилось. В этот раз телефон только резкости немного прибавил. В реальности знойное летнее солнце чуть больше размывало и песок, и лежащего на нём мальчика, и это здорово получилось передать у автора:

Следующая часть выставки:

И начинают её собравшие много «сердечек» в отзыве на Туристере про одну выставку в Москве «Старые лодки» Исаака Израилевича Бродского (1907, холст, масло):

На постоянной экспозиции музея-квартиры картина обычно висит в соседнем помещении, в верхнем ряду. А тут (низкий поклон кураторам за это) — на уровне глаз. Прямо мастер-класс, как писать траву и старые доски, чтобы получилось лето-лето:

Пинегин Николай Васильевич «Северное море» (конец 19 — начало 20 века, холст, масло):

Художник Пинегин стал для меня открытием. Северное море на этюде такое, что прямо вот захотелось там оказаться. И чуть ли не больше этюда впечатление произвела биография, поэтому я кратко её тут приведу:

»… в 1907 году сдал экзамены в Академию художеств, но смог окончить её лишь в 1916 году. Ещё в казанский период он увлёкся арктической тематикой, в 1909 году совершил первое путешествие на Мурманское побережье Кольского полуострова. В 1910 году участвовал в походе на северную оконечность Новой Земли, во время которого познакомился с Г. Я. Седовым; в том же году выставлял свои картины на Академической выставке в Петербурге. В 1912–1914 годах участвовал в качестве художника, фотографа и кинооператора в экспедиции Г. Седова. По материалам, собранным в экспедиции, создал первый русский фильм на арктическую тематику и цикл полотен и этюдов…

… В Берлине в 1922 году при поддержке М. Горького издал свои экспедиционные дневники под названием «В ледяных просторах». В 1923 году вернулся в СССР и в следующем году принял участие в Северной Гидрографической экспедиции, совершал обзорные полёты вместе с Б. Г. Чухновским. В 1927–1930 годах возглавлял экспедицию АН СССР к Большому Ляховскому острову, где зимовал в основанной на мысе Шалаурова полярной станции. Из-за простоя экспедиционного судна в Якутию полярникам пришлось возвращаться арктической зимой самостоятельно. После возвращения Н. Пинегин работал в Арктическом институте, где основал Музей Арктики и состоял в редколлегии «Бюллетеня Арктического института». В 1932 году руководил экспедицией на ледокольном пароходе «Малыгин» к острову Рудольфа…" (текст взят из статьи в Википедии, поиск легко находит и материалы из других источников).

Продолжаем осмотр выставки.

Дубовский Николай Никанорович «Море» (1916, холст, масло:

Некоторое время назад к юбилею Моисеенко Евсея Евсеевича Академия художест в филиалах своего музея проводила серию выставок, разделив пейзажи автора по временам года. Музею-квартире Бродского тогда досталась зима. А теперь сюда заглянуло и лето в исполнении этого замечательного художника.

Моисеенко Евсей Евсеевич «У моря» (1960-е, картон, масло):

Рыбацкий баркас. (Лодка с парусом) (1958, холст на картоне, масло):

А пляжные этюды отдельно хороши не только наполненностью солнцем и морем, но и отсылкой к каким-то личным воспоминаниям о детстве и море.

На пляже. Этюд (1960-е, картон, масло):

У залива (1970, холст, масло):

У моря. Этюд (1960-е, картон, масло):

Следующая часть выставки:

Песиков Владимир Симонович «Берег моря. Пляж» (1962, холст, масло):

Далее — приморский город от Моисеенко Е.Е. На верхней и правой картинах указано, что Гурзуф, на нижней конкретный город не упомянут:

Суворов Василий Ильич. Эскиз и этюды к дипломной работе «Пляж» (1938, картон, масло). Диплом, полагаю писался с мыслями о собственном отдыхе после защиты:) :

Верейкин Иван Антонович «Женщина с зонтиком. Этюд» (учебная работа, IV курс, 1939, холст, масло):

Сначала меня удивило то, что автор картины с афиши выставки не упомянут в перечне известных мастеров на вступительном тексте к выставке. На Википедии биографии не нашлось. Указанные на этикетке к картине годы жизни — 1912- 1941, конечно, говорили о многом. Спасибо Академии художест, что есть у неё своя Книга памяти, и там: «И. А. Верейкин был дипломником живописного факультета. Ушел на фронт добровольцем. Погиб на фронте в 30 лет. факультет живописи 29.08.1941 — 16.09.1941.»

Заключительная картина выставки принадлежит известнейшему художнику.

Самохвалов Александр Николаевич «Берег моря» (1940, картон, масло):

В общем, всем выставка хороша, только в шезлонге посидеть не разрешили. Но уж если хозяину мастерской нельзя, то мы, посетители, и подавно не претендовали:

Осталось немного времени до возвращения на работу, и я решила продолжить тему лета (и того, что мне показалось летом) на основной экспозиции музея. И продолжение, на мой взгляд, получилось весьма неплохим.

В соседнем с выставкой небольшом зале и далее в помещении столовой представлены, в основном, картины из коллекции художника Бродского.

«Купание. Этюд». Шибнев Д.В. (1909–1910, холст, картон, масло):

«Утро в Угличе» и «Волжские пристани». Юон К.Ф. (1903 и 1911, холст, картон, масло):

«Закат» И. И. Левитана:

И моя самая любимая летняя картина из этого музея: Савинов А.И. «Белый мул на фоне моря» (1909, холст, масло). Считаем, сколько красок надо, чтобы написать белого мула в ярком летнем солнце:) :

Перехожу в столовую. Там много картин из коллекции, но я продолжаю собирать лето.

Натюрморт Константина Коровина «Цветы. Гурзуф» (1916, холст, масло) сейчас висит в верхнем ряду, что не очень удобно для просмотра:

Но совсем недавно он гостил на временной выставке в другом филиале МАХа, музее-квартире А. И. Куинджи, и там проблем с изучением деталей не было:

А. Н. Бенуа «Петергофские фонтаны» (1901, 1917, гуашь):

На картине Бориса Григорьева «Подсолнухи» хороши и цветы, и парочка кур «клювик к клювику», и собака, рассматривающая нас с переднего плана, но мне с другой выставки (KGallery) запомнилась парочка, решительно бегущая куда-то (рисунок включён в слайдшоу):

Главная героиняна картине К. С. Петрова-Водкина «Ласка» (1919, холст, масло) так хороша, что я решила включить её в отзыв, хоть на фоне уже, может быть, и не совсем лето:

Б. Д. Григорьев «Снопы» (1919, холст, масло):

«Букет с цветами» и «Вид в сад» Марка Шагала нещадно отсвечивали. Но я решила включить их в отзыв не только потому, что это — про лето. Долгое время музей-квартира И. И. Бродского была редчайшим местом, где в советское время можно было свободно увидеть произведения этого художника:

Есть в коллекции и работы более раннего времени.

В. А. Тропинин «Украинка со сливами» (1848, холст, масло):

В. А. Серов «Ифигения в Тавриде. Эскиз» (1893, масло):

Завершу я примеры картин с 1-го этажа музея самым летним, на мой взгляд, портретом:

Репин Илья Ефимович «Девочка с букетом (Вера Репина в саду Абрамцева)» (1878, холст, масло):

В музее портрет висит высоко, а в 2021 году гостил он в Пушкине в доме учителя Исаака Бродского, и там можно было рассмотреть и цвета, и репинский мазок:

По красивой деревянной лестнице поднимаюсь на второй этаж. До 1930 года эта лестница вела в потолок, а потом при содействии С. М. Кирова к квартире присоединили в качестве мастерской зал, где когда-то проходили знаменитые музыкальные вечера братьев Виельгорских. До 1930 года мастерской художнику служила столовая. На стенах лестницы тоже картины, что надо учест, планируя время на посещение музея:):

Я же тему лета продолжаю в зале мастерской. Не много, но нашлось.

Бродский И.И. «Дети на лужайке» (1913, картон на оргалите, масло):

«Автопортрет с дочерью» (1911, холст, масло) висит под портретом Учителя Исаака Бродского. Главная героиня на автопортрете так очевидна, что я бы переименовала картину в «Дочь с автопортретом» :) :

И раз уж я решила делать материал в формате отзыва, а не фотоальбома про выставку, то для полномы рассказа чуть подробнее покажу 2-й этаж. Как и на первом этаже, наряду с мемориальными вещами там много и картин. В основном, представлены произведения хозяина мастерской:

И какая же там осень от одного и того же автора:)! Начавшейся осени 2023 посвящается:

— направо от входа в мастерскую:

— налево:

Немного полезной инфорации:

1. График работы музея: среда, пятница, суббота, воскресенье — с 11:00 до 19:00, четверг — с 13:00 до 21:00. Цена на билет — 350 (?) руб., есть льготы.

2. Рекомендую посещение музея с обзорной экскурсией. Расписание экскурсий на ближайшее время регулярно публикуется в официальном ВКонтакте музея: Музей-квартира художника Исаака Бродского | ВКонтакте (vk.com) .

2. «Хочу на море!» уже завершила свою работу, но временные выставки регулярно сменяют друг друга (с 08.09.2023, например, выставка скульптуры). Информацию удобно отслеживать в официальном ВКонтакте музея.

3. С некоторых пор информации о музее прибавилось рядом с входом в него:

Информационный щит на фото слева привёл, в частности, к тому, что посетителей прибавилось.

А световой портет из проекта Ленсвета помогает найти музей в тёмные вечера. И использовал Ленсвет известный портрет, написанный Б. М. Кустодиевым. Портрет также входит в коллекцию музея-квартиры и прямо сейчас представлен на 2-м этаже:

4. Музей принимает участие во всех фестивалях типа Ночи музеев. И на днях, 16—17 сентября 2023, в Петербурге будет проходить День Дома, в который, если не ошибаюсь, музей заявил обзорные экскурсии и ещё кое-что, бесплатно, но по предварительной записи. Но в такие дни посетителей довольно много, и для себя я бы выбрала экскурсию в обычный день. Полную программу Дня Дома-2023, который состоится 16–17 и 23—24 сентября, можно посмотреть в оф. группе ВКонтакте, которая так и называется.

5. В качестве доп. довода за посещение музея привожу информационный стенд из входной зоны (для удобства чтения поделила на две части:

6. Ленин и Сталин в музее присутствуют. Но, по моим наблюдениям, зрители, попавшие на экспозицию в первый раз, впечатляются и открывают для себя совсем другие картины.

7. Конечно, я не все картины с основной экспозиции показала. Да и не вся коллекция И. И. Бродского может быть представлена на этих площадях. В 2021 году МАХ, наконец-то, начал издавать каталог своей коллекции. И первые три (!) весьма внушительных тома представляют картины и коллекцию И. И. Бродского (см. левое фото):

А на фото справа — небольшой (55 листов, 150 руб., продаётся на кассе музея), но вполне информативный путеводитель, где представлены не только картины, но и интересные исторические фотографии. Такого же формата путеводители есть по другим филиалам МАХа.

8. В музее доп. информацию о помещениях и картинах можно почитать также по QR-кодам, размещённым на стенах.

9. Закончу полезную инфо, пожалуй, тем, что хороши и сам МАХ, и все его филиалы. Информация об экспозициях, графике работы, временных выставках, экскурсиях, нюансах посещения и т. д. — на оф. сайте музея: Музей Академии Художеств — МАХ (artsacademymuseum.org) .

В общем, как смогла, музей представила. Буду рада, если мой отзыв хоть немного послужит тому, что кто-то из туристеровцев и заглянувших на сайт подумает: «Мне туда надо!» :).

Читать продолжение в блоге tourister.ru
ГОРЯЧИЕ ТУРЫ! РЕШАЙСЯ И В ПУТЬ! *Виза не требуется
Лучшие цены на путешествия
Поиск самых дешёвых авиабилетов и отелей
Экскурсии в твоём городе
НЕ хватает денег на отдых? Тут можно взять без процентов!
Экскурсии в твоём городе
Где взять деньги на путешествия?