Даже не верится, но близятся к концу отчеты про нескончаемый музейный комплекс «Шиндага» в Дубае. Эта часть — Город и море.
История Дубая была сформирована его отношением с морем и его уникальным географическим положением в юго-западном углу Персидского Залива. Это не только место встречи культур Ближнего Востока и Индийского субконтинента, но и ворота в другие мировые цивилизации.
Открытость Дубая привела к принятию других, содействию культурному обмену и обогащению знаний прибрежных сообществ южного залива. Благодаря своим исключительным навыкам судостроения эти собщества плавали (ходили) по морям как отважные рыбаки и ловцы жемчуга, бесстрашные мореплаватели и торговцы на протяжении всей своей истории.
Это наследие помогло сформировать гордое морское наследие Дубая и качества открытости и терпимости, предприимчивости и амбиций, которые продолжают определять жизнь в эмирате по сей день. Павильон «Культура моря» в музее Шиндага исследует жизнь и истории этих рыбаков, ловцов жемчуга, судостроителей и торговцев и подчеркивает их глубокое влияние на историю Дубая.
Персидский залив всегда был средством культурного обмена и путем к новым горизонтам. Благодаря своему уникальному географическому положению, связывающему восток и запад, он играл важную роль в развитии Дубая на протяжении веков.
Мелкие, залитые солнцем воды Персидского залива также являются домом для большого разнообразия флоры и фауны, драгоценных природных ресурсов, которые привлекали и поддерживали человеческое жилье на протяжении тысячелетий.
Образ жизни сообществ, возникших вдоль берегов Дубайского залива, определялся морской средой и климатом региона, и формировался сменой времен года, поскольку жители использовали преимущества местных ресурсов и развивали тесную связь с морем. Они строили корабли, ныряли в поисках жемчуга и отправлялись по воде, чтобы наладить торговые связи с другими сообществами.
Геоморфология Аравийского залива.
Нынешняя форма и протяженность залива сформировалась лишь около 6000 лет назад, после длительного периода повышения уровня моря в Индийском океане, который затопил его некогда сухой бассейн к концу последнего ледникового периода.
Северный берег Аравийского залива представляет собой точку встречи Аравийского полуострова и Евразии, в то время как мелководное южное побережье представляет собой архипелаг островов, песчаных отмелей и коралловых рифов. Аравийский залив площадью 250 000 кв.км представляет собой мелководное субтропическое море, характеризующееся высоким уровнем солености, что является результатом ограниченного притока пресной воды в его бассейн и повышения испарения, вызванного высокими летними температурами воздуха.
Побережье Дубая тянется вдоль Аравийского залива и пронизывается Дубайским заливом — естественным морским заливом, который впадает в «сердце» города. Природные особенности аналогичны характеристикам остальных вод залива: глубина колеблется от 5 до 7 метров, в зависимости от приливов и муссонных дождей, а в Рас-эль-Хоре она относительно меньше.
Персидский залив соединяется с Индийским океаном Аравийским морем через Ормузский пролив, имеющий большое стратегическое значение как точка пересечения морских путей между Африкой, Азией и Австралией. Дубай расположнен на северо-восточной стороне ОАЭ, к юго-западу от Персидского залива, и восточного побережья Аравийского полуострова. Залив разделяет его на районы Дейра и Бар-Дубай.
Морское биоразнообразие.
Воды Персидского залива поддерживают множество различных морских экосистем, каждая из которых является домом для множества видов. Эти среды обитания включают коралловые рифы, водорослевые и морские заросли в сублиторальных зонах, а также ил, солончаки, сабха (соляные равнины) и мангровые болота в приливных зонах, все из которых приспособились к высоким температурам, солености и высокому уровню питательных местных вод.
Низкая мутность и медленное пополнение мелководья подвергают дно Персидского залива постоянному воздействию солнечного света, основного источника энергии, с которого начинаются все типы пищевых цепочек.
Высокая первичная продуктивность фитопланктона составляет основу пищевой цепочки в заливе, которая включает зоопланктон для фильтраторов, таких как кораллы, и двухстворчатых моллюсков, таких как мидии и устрицы, а также мелких травоядных рыб для огромной китовой акулы, которая обычно мигрирует в залив в поисках пищи в период с мая по август, когда производство первичной пищи находится на пике.
Водно-болотные угодья.
Естественные прибрежные водно-болотные угодья, расположенные в устье Дубайского залива, с низменными соляными, грязевыми и песчаными отмелями, мангровыми зарослями и лагунами, Рас-аль-Хор является важной средой обитания для более чем 450 видов животных и 47 видов растений.
Водно-болотные угодья привлекают более 20 000 перелетных водоплавающих птиц каждую зиму, а также ряд видов, находящихся под угрозой исчезновения во всем мире, таких как большой подорлик и чибис. Значительные популяции большого фламинго и ширококлювого перевозчика также посещают их на сезонной основе.
Географическое сообщество.
Разнообразные люди, населявшие береговые линии Аравии, Персии, Восточной Африки и Западной Индии, составляли обширное, но культурно связанное морское сообщество, связанное навигационными путями Индийского океана, и разделяющего образ жизни, продиктованный зависимостью от моря и его ресурсов.
Это привело к социальным и экономическим отношениям и взаимодействиям между сообществами. Схожие по структуре поселений, сообщества также были объеденены своей морской деятельностью, такой как судостроение, рыболовство, добыча жемчуга и торговля, которые регулировались сезонами. В результате жители еще больше расширили границы своего региона, что привело к периоду большого сотрудничества.
Расположенные на пути, который связывает множество портов, и имеющие историю, насчитывающую более 5000 лет, прибрежные сообщества Дубая были сформированы их богатым культурным взаимодействием с другими культурами и всегда существовали в центре региона, который разделял общий опыт во многих областях.
Древние сообщества.
Археологические находки в Дубае представляют собой вещественные доказательства культурных обменов, которые стали результатом торговли между южным побережьем и островами Персидского Залива, и его северным побережьем, Месопотамией, Оманским полуостровом, долиной Инда и Красным морем. Это привело не только к глубоким культурным изменениям, но и к повышению социальной сложности и укреплению сотрудничества в обществе, а также к «тонкой» эксплуатации все более широкого спектра природных ресурсов.
Несмотря на разнообразие корней и традиций, религий и языков прибрежных обществ в Персидском заливе, Персии, Западной Индии и юго-Восточной Африке, эти общины разделяли значимые контакты и передачу знаний через Индийский океан, на протяжении тысяч лет, что очевидно в древних ремеслах, таких как судостроение, рыболовство и добыча жемчуга, а также в традиционной архитектуре портовых городов Персидского залива и Персии. Тем не менее, каждое местное сообщество выковало свою яркую идентичность, принимая образ жизни, соответствующий его собственным потребностям, увеличивая культурное разнообразие всего региона.
Взаимодействие человека с окружающей средой.
Жители Персидского залива и Дубая жили в гармонии с окружающей средой и временами года. Температура, продолжительность дня, погода и сезонная доступность природных ресурсов оказывали огромное влияние на повседневную деятельность людей.
Они тщательно наблюдали за астрономическими и экологическими закономерностями, и записывали их в традиционном календаре под названием аль-дурур, который делит год на десятки, и каждая группа из десяти дней называется дур. Этот календарь стал важным инструментом для точного прогнозирования всего, что им было нужно для организации своих повседневных дел.
Следовательно, зимой они отпрапвлялись на рыбалку в глубокие воды и строили корабли, необходимые для морской деятельности. Весна была основным сезоном для рыбалки. Лето было основным сезоном для добычи жемчуга, когда происходили большие ныряния. Северо-восточные муссонные ветры начинали дуть осенью и уносили торговые суда аж до Индийского океана.
Доу — долгосрочное морское наследие.
Доу были основным средством сообщения между прибрежными общинами, разбросанными по Аравийскому заливу, Красному морю и Индийскому океану, поскольку они способствовали дальнейшей открытости между культурами и взаимодействию между цивилизациями.
Известное жителям Аравийского залива как «Мамль», от арабского корня «хамаль», означающего «носитель», иностранное слово «доу» теперь обычно относится к деревянному парусному судну, оснащенному треугольными латинскими парусами, которое было продуктом более широкой среды, культуры и экономики Индийского океана. Дау залива использовались на протяжении всей истории до середины 20 века. Как записано в арабских иллюминированных рукописях или в записях арабских путешественников, такихъ как Ибн Баттута и Бин Маджид, со временем доу превратились в морские суда.
Дубайские строители строили свои суда из досок, разных размеров и форм, в зависимости от цели использования. Некоторые использовались для рыболовства, другие для добычи жемчуга, особенно в 19 и начале 20 веков, а некоторые использовались в морской торговле.
Символ культуры морского плавания.
Доу были тесно связаны с жизнью прибрежных общин. Они не только соединяли географически разрозненные общины, но и способствовали процветанию морских транспортных путей, что помогло сформировать трансокеанскую идентичность и общий опыт моря.
Доу дали жителям Дубая средства к существованию, но также стали символом их стойкости и мастерства навигации, навыков, которые позволили им достичь отдаленных мест, где они взаимодействовали с прибрежными народами мира и Индийского океана.
По мере процветания морской торговли строительство доу стало стратегической отраслью и со временем превратилось в историческое ремесло, которое сохраняет традиции и технологии, сыгравшие столь важную роль в формировании космополитической культуры Дубая.
Распознавание доу.
Способные выполнять широкий спектр задач в различных морских и прибрежных условиях, доу со временем формировались под влиянием мастерства их изготовителей и неумолимых требований окружающей среды и климата залива, ресурсов и моряков.
Названия, данные доу, различались в зависимости от того, где и когда они были построены. Они, как правило, делились на две основные категории: большие грузовые суда для дальних плаваний и средние суда для добычи жемчуга и рыболовства. Небольшие каноэ, используемые для прибрежной рыбалки, и транспортировки с судна на берег, были известны как кавариб.
Тщательно продуманные компоненты доу были разработаны для оптимизации производительности судна в соответствии с его предполагамой ролью. Их можно классифицировать по вместимости, устойчивости к волнам и ветру.
Типы доу.
Предполагаемая роль доу оказала очевидное влияние на его конструкцию, название, которое использовалось для его описания, и даже на его размер.
Более крупные суда дальнего плавания, связанные с грузами или пассажирами, были известны как саффар, в то время как средние по размеру доу описывались как саммак во время рыбалки или как гаввас во время добычи жемчуга. Кавариб, небольшие маневренные каноэ и долбленные лодки, приводимые в движение веслами, плавали по мелководью между судном и береговой линией и часто использовались в качестве рыболовных судов вблизи берега.
Некоторые типы доу и лодок связаны именно с Эмиратами. К ним относятся сам, а, местная версия ванбука, и абра, водное такси, которое до сих пор используется для пересечения Дубайского залива.
Компоненты доу.
Универсальность доу частично обусловлена качеством его изготовления. Каждый из его тщательно изготовленных элементов был разработан для оптимизации производительности доу, и решения, принятые относительно их масштаба, формы и точного расположения, сыграли важную роль в определении того, какой тип доу был построен. В дополнением к функциональным компонентам доу иногда добавлялись декоративные элементы, форма и дизайн которых часто раскрывали, где лодка была построена.
Эмиратский диалект имеет свои собственные названия для многих частей доу, некоторые из которых заимствованы из других культур, например, слово byskeel произошло от английского слова «base».
Характеристики доу.
Доу были спроектированы так, чтобы быть устойчивыми, достаточно большими, чтобы перевозить команду, пассажиров и груз, и способными противостоять природным стихиям, таким как волны и ветер, выполняя свою роль. Эти факторы также повлияли на форму корпуса и расположение груза и такелажа. Именно опытное управление этими свойствами сделало доу одним из самых универсальных и мореходных судов в истории.
Различные типы доу, такие как более крупный саффар, и меньшие и более быстрые саммак и гавва, не только немного отличались по своей вместимости, но и по своей устойчивости, в результате чего суда значительно различались по функциям, производительности и внешнему виду.
На верфи.
Интуитивное ремесло, навыки и знания которого передавались устно из поколения в поколение, часто от отца к сыну, судостроение в Дубае известно как аль джелафах на местном уровне, в то время как верфи назывались вираш, что на арабском означает «техническая мастерская». Строительство велось на простых верфях, часто просто на ровных участках песка, затененных от солнца.
Дау строились без планов и измерений, полностью полагаясь на знания, опыт и суждения строителей. Главный строитель дау был известен как астад, и он давал указания команде и руководил их работой.
До 1930-х годов верфи Дубая располагались на окраинах Дейры и Джумейры, но впоследствии они переместились дальше вглубь страны, к заливу Крик, чтобы быть ближе к порту и дальним доу. Залив также превратился в место для обслуживания этих доу. После введения правил в 1930–1940-х годах верфи переехали в Бар-Дубай, недалеко от современного района Аль-Шиндага, а в 1970-х годах — в район около парка Крик.
Рабочая сила.
Строительство доу занимает от трех до девяти месяцев в зависимости от размера судна. Это процесс, требующий тесного сотрудничества между мастерами, а также большого опыта, знаний и навыков. Начало 20 века стало свидетелем развития ряда верфей Эмиратов, специализирующихся на этом ремесле, которое передавалось из поколения в поколение. Бригады состояли из 4–12 мастеров, включая валлида (ученика), джалафа (плотника), устада килфата (конопата). В начале работы устад (мастер) также нанимал шакака (лесоруба) для рубки леса.
Искусство строительства доу.
Строительство доу основывалось на опыте и суждениях строителей. Материалы, необходимые для лодки, измерялись в соответствии с системой, основанной на размахе руки мастера, называемом шибир, и длине его предплечья.
Каждая группа начинала с типовой укладки тиковой балки, которая служила килем лодки, а также центральной опорой для досок, формировавших ее корпус. Эти доски сшивались веревками и гвоздями, а щели между ними и килем заделывались хлопком и аравийской камедью. В качестве герметика использовалась смесь извести и животного жира, называемая шуна.
Вокруг верфи.
Хотя доу строились на верфи (вирши), связанные с ними ремесла и профессии часто располагались поблизости. В их число входили канатоизготовители, парусники и кузнецы. Рядом с двором располагались склады снабжения, где продавалось жизненно важное оборудование, а также рынки, где можно было приобрести продукты и провизию.
Строительство доу в Дубае.
В 18 и 19 веках доу в основном импортировались в Дубай, и лишь немногие строились на месте. Однако по мере развития города местные мастера начали самостоятельно изучать методы строительства доу, изучая ремонтируемые ими суда и работая на иностранных верфях.
Саиф Бельгайзи считался одним из первых строителей, изучивших ремесло за границей, и он основал первую верфь в Дубае в 1940-х годах. Несколько строителей доу научились ремеслу у него, например, Мохаммед бин Тани бин Хариб, Обаид бин Джума бин Селум и Халифа бин Мухаммад Аль Факей, которые также владели верфями в Индии.
Рыбалка.
Урожай моря. Рыбалка была одним из основных источников пропитания для жителей прибрежных общин в Персидском заливе не менее 7000 лет, и даже если орудия труда измениились, последующие поколения рыбаков в Дубае продолжают использовать те же методы рыболовства. Рыба является неотъемлимой частью рациона жителей региона, а также традицией, насчитывающей сотни лет.
Рост населения Дубая в 19 и начале 20 веках вызвал рост спроса на рыбалку. В результате рыболовство стало одним из важных видов экономической деятельности прибрежных общин, отличавшихся сотрудничеством и взаимным уважением между членами этих общин.
Рыбаки сохранили те же традиционные методы, и поскольку рыбу сушили, солили, и экспортировали в соседние районы, рыболовство стало одним из основных факторов процветания экономики Дубая.
Съедобные виды.
Жизненно важный круглогодичный источник питательных веществ и пропитания, рыба обеспечивала прибрежные и внутренние народы Персидского залива необходимыми калориями, минералами и витаминами. Рыба не только содержит большое количество белка, но я является источником незаменимых жирных кислот.
Некоторые виды рыб более распространены в некоторые сезоны, чем другие. В целом рыба доступна в водах Дубая круглый год, но более распространена в более прохладные месяцы, потому что летом мелководье слишком жаркое для рыбы, и она уходит в более глубокие воды. Некоторые виды ловятся вблизи берега, а другие — вдали от берега, хотя традиционно более распространен первый тип, такой как найсар и сардины, а не глубоководные морские виды.
Хамур (оранжево-пятнистый групер), ша, ри (пятнистый императорский окунь) и фарш (расписной сладкогуб) по-прежнему являются одними из самых распространенных видов рыб, употребляемых в пищу в ОАЭ, и наряду с ум аль хала (каракуном), джадом (барракудой), фаскаром (морским лещем) и ша, мом (желтоперым морским лещем) они составляют 75% местного улова.
Рыболовные инструменты и методы.
Арабский залив характеризуется большим разнообразием своей морской среды. Инструменты и методы, разработанные местными рыбаками в Арабском заливе, отражали среду обитания, с которой они сталкивались, и с желаемыми видами рыб.
Традиционные рыболовные инструменты и методы включают ловушки гаргур, мейдар (крючки и лески) и лех (сети), многие из которых остались по сущестьву неизменными с течением времени, несмотря на внедрение современных материалов и методов производства. Для большинства рыболовных методов обычно использовались доу и небольшие лодки.
Рыбалка в заливе всегда требовала тщательного сотрудничества и коллективных усилий, как и вытягивание сетей, управление доу, или небольшими лодками, распределение ловушек в воде, чистка и смазка доу в конце рыболовного сезона, и обслуживание рыболовных инструментов, деятельность, известная на местном уровне как аль-фаза. Члены сообщества объединялись, чтобы помочь рыбакам и владельцам доу в знак признания их вклада в сообщества. В ответ местные рыбаки часто проявляли традиционное арабское гостеприимство, делясь частью своего улова.
Рыболовное доу.
Размер и форма рыболовных доу в Дубае определялись морской средой, в которой они работали, и техникой, необходимой для выгрузки улова: сетями, крючком и леской или ловушками.
Универсальные лодки на 1–3 человек, такие как хури, использовались ближе к берегу на мелководье, в то время как суда среднего размера, такие как шахуф, баггара, джалбут, шуй, санбук, с экипажем из болшего количества людей, часто использовались для более длительных путешествий, во время которых рыба сохранялась на борту, поскольку эти лодки имели большую вместимость.
Гаргур (ловушка).
Куполообразная, похожая на клетку ловушка, использовалапсь для ловли рыбы круглый год. Их оставляли на дне моря на 3–5 дней зимой, когда рыбы больше, и до трех недель летом. Ловушки гаргур традиционно изготавливались специалистами — изготовителями ловушек из местных пальмовых листьев, но в настоящее время их изготавливают из импортной металлической проволоки, сохраняя те же формы и размеры. Они были высотой от 0,60 до 3 метров, в зависимости от типа пойманной рыбы и глубины воды, в которую их бросали.
Разработанная так, чтобы рыба могла попасть в клетку, но не выйти из нее, ловушка выпускалась в двух размерах: более легкая версия для летней рыбалки и более прочная версия, созданная для сохранения в зимних волнах.
Мейдар (крючок и леска).
Существуют свидетельства того, что в прибрежных районах Персидского залива ловля рыбы на крючок и леску датируется еще неолитическим периодом (5–4 тысячелетие до н. э.). Она велась как вблизи берега, так и в прибрежных или более глубоких водах с доу или небольших лодок и использовалась для ловли более крупной рыбы. Материалы, используемые при ее изготовлении, со временем эволюционировали от хлопкоаых нитей до пластиковых лесок для болшей эффективности и долговечности.
Крючок использовался вместе со свежеприготовленной живой наживкой, яммом, а размер и тип крючка (ов), лески, приманки и наживки определялись размером рыбы: чем крупнее рыба, тем больше крючок.
Рыбакам нужен был не только опыт, чтобы знать, где найти рыбу, которую они ищут, но и очень тщательно выбирать момент, чтобы их лески не были видны.
Ликх (сеть).
Основной унаследованный рыболовный инструмент, используемый с неолитического периода (5–4 тысячелетие до н. э.) для вылова самых крупных рыб круглый год — сети.
Традиционно изготавливаемые вручную местными мастерами из органических материалов, таких как хлопок, а позднее из синтетических материалов, включая нейлон, самые маленькие сети мог использовать один рыбак, в то время как для вылова более крупных рыб требовалась команда.
Существовали различные методы плетения сетей, но некоторые из наиболее важных и широко используемых были особо сложны и включали много элементов. Для ловли рыбы определенного размера или типа использовались сети различных размеров и форм, одной из которых была жаберная сеть.
Сохранение и консервация.
Рыбу, которая не употреблялась в свежем виде, либо вялили на воздухе, либо солили, что являлось основным способом консервации, которые практиковались с древних времен.
Засрлка рыбы, такой как черноперый тунец и узкополосная макрель, происходила зимой и весной, когда рыболовный сезон был самым напряженным, и в процессе консервации участвовали женщины. Сушка на воздухе в основном использовалась для консервирования креветок, анчоусов, сардин и акул.
Помимо создания жизненно важного запаса питательных продуктов на случай, когда запасы свежей рыбы были низкими, консервированная рыба также стала одним из самых ранних товаров Дубая. Сушеная и солена рыба экспортировалась в больших количествах по всей северной части Персидского залива и более широкому Индийскому океану, а также обеспечивала внутренние оазисы, удаленные от моря, продуктами питания и сельскохозяйственными удобрениями.
Рыбный базар.
Ключевое место прибрежных сообществ Дубая и Персидского Залива — рыбный базар, где рыба продавалась в течении нескольких часов после вылова. Самые ранние неформальные уличные базары Дубая находились на заливе Крик в районе Бар-Дубай и в Дейре. Они впервые появились в середине 19 века.
Каждый день рано утром женщины несли улов с берега на рыбный рынок, чтобы продать его до полудня свежим. Тем временем аукционисты (джаззаф) заключали сделки с рыбаками, чтобы продать их улов на базарах тому, кто предложит самую высокую цену. Несмотря на то, что базары были торговыми центрами, они также были важными социальными пространствами, где люди обменивались новостями.
Рыбный рынок Аль-Шиндага на пляже был разрушен штормом, что привело к строительству нового в районе Бар-Дубай. В 1960-х годах муниципалитет Дубая взял на себя управление рынком, поддерживая его в чистоте и порядке и сдавая в аренду прилавки.
Часы работы:
Стоимость билета:
Адрес: