Страна огней: машина времени

tourister.ru 1 неделя назад 10
Preview

В городе сохранилась Джума мечеть — одна из старейших на Кавказе после Дербентской пятничной мечети.

Центральная Соборная Мечеть — одно из наиболее символичных мест с религиозной и исторической точек зрения. Строительство Соборной Мечети началось в 743 году, что указано на арабской надписи на фасаде здания. Шемаху в то время выбрал для строительства культовых сооружений наместник Арабского халифата на Кавказе, Маслам бен Абд-Аль Мелик. Мечеть была построена на центральной торговой площади, а рядом с ней расположилось медресе, ставшее частью ее архитектурного комплекса. Эта мечеть стала местом сбора мусульман для совместной молитвы, что символизировалось названием «Джума», означающим «пятница».

Хотя стены мечети были укреплены для защиты от природных бедствий и человеческого воздействия, однако войны и землетрясения вынуждали неоднократно восстанавливать здание мечети. В XII веке мечеть была восстановлена впервые, в XVII веке, при правлении династии Сефевидов, мечеть подверглась второй реконструкции, а в XIX веке еще одной после землетрясения. Во время реконструкции мечети в начале ХХ века мастер Гасым бек Гаджибабабеков использовал проект художника Григория Гагарина. Последняя реконструкция произошла после землетрясения 1902 года, с проектом архитектора Йозефа Плошко.

В 1918 году мечеть пострадала от погромов, устроенных армянскими националистами. Согласно некоторым источникам, люди прятались в мечети, которую подожгли варвары вместе с людьми и ценными рукописями. В советские времена мечеть была на грани разрушения из-за неиспользования по назначению, но в 1980 году она была объявлена памятником истории и культуры национального значения.

В 2009 году президент Азербайджана Ильхам Алиев приказал о реставрации мечети, с учетом ширванской архитектурной школы. Джума мечеть после реставрации в 2013 году стала местом для современных молитв, вмещая до 1500 человек одновременно. Двор мечети также был обновлен, добавлены бассейны и галереи.

По факту из на самом деле сохранившися древностей остался только фундамент и несколько перекрытий. Они отгорожены и оформлены для осмотра.

В городе еще есть на что посмотреть несмотря на то, что он был практически разрушен, но мы выезжаем за его пределы. В 30 км от Шемахи есть еще одна сохранившаяся древность — мавзолей Дери Баба.

Этот мавзолей привлекал паломников и любознательных людей со времен XVII века из-за связанных с ним легенд и мистических событий. Согласно преданию, здесь был погребен и долгое время оставался нетленным святой по имени Дири-Баба, известный как живой и бессмертный старец. Мавзолей окутан множеством легенд и мистических деталей, привлекая путешественников, паломников и ученых, стремящихся разгадать его тайны.

Мавзолей был построен по приказу Шейха Ибрагима I в. 1402 году, основателя третьей династии ширваншахов. Гробница была возведена недалеко от Шемахи, крупнейшего города и в то время столицы страны, где правили ширваншахи. У мавзолея есть искусственные пещеры, история постройки которых связана с легендами о суфиях и учителях, о медитации и трансе. Гробница Дири-Баба стала местом паломничества и поклонения, привлекая множество как верующих, так и любопытствующих.

В путевых записках немецкого исследователя Адама Олеария от 27 декабря 1636 года упоминается местность около Мавзолея, где высечено множество пещер и каморок, где останавливаются паломники и совершают жертвоприношения.

Также было упомянуто о надписи над входом к мощам заслужившего почитание старца: над дверью этого места стояли слова на арабском языке: «О, Всевышний, открой эту дверь!«Чем-то мне это место напомнило пещерный город Вардзия в Грузии. Некоторые пещеры расположены настолько высоко, что доступ к ним возможен только при помощи лестниц. Внутри мавзолея четыре просторные как бы камеры, оборудованные местами для отдыха, высеченные в скале.

В 17-м веке многих европейских исследователей и путешественников влекло на территорию современного Азербайджана. В 1672 году усыпальницу Дири-Бабы посетили русские посланники Семен Иванович и Борис Андреевич Пазухины, которые получили царское распоряжение Алексея Михайловича найти мощи святого Семиона рядом с Шемахой. Послы прибыли в Шемаху 29 марта через Лянгар и Баку, столкнувшись с насилием со стороны откупщиков. По пути они услышали о мощах святого Ших-Аната, известного также как Пир-Магомет или Пир-Мирузя, прибывших из Турции, которого считали святым мучеником Семионом. Тайна поисков святого Семиона в окрестностях Шемахи так и осталась нераскрытой.

Однако вместо этого они нашли другое мощи, а именно мавзолей Дири-Баба, или если переводить дословно Мавзолей Живого (Нетленного) Деда. Этот мавзолей, по моему мнению, является одним из наиболее выдающихся памятников древности в регионе. Он окружен загадками и тайнами, что придает изучению этого сооружения еще и яркий эмоциональный оттенок. Мавзолей является действующим, куда обычные люди, приходят помолиться.

В 1647 году османский исследователь Эвлия Челеби в своей книге «Сейахатнаме» рассказывает о встрече с шейхом Хаджи Салах ад-Дином, который отошел от светской жизни и посвятил себя богослужению в мавзолее. Шейх рассказал о погребенном старце, известном как Дири-баба, который жил во времена правления Ширваншаха Ибрагима I и занимал должность муэдзина при дворе Ширваншахов. В «Книге Путешествий» упоминаний о муэдзине не было найдено, хотя в Интернете есть много ссылок на это.

Великолепный Мавзолей Дири-Баба, скрытый в скалах, представляет собой уникальное культовое сооружение, отличающееся от других памятников архитектуры.

Его размеры и расположение были замысловато спланированы: широкий фасад укрывается скальными выступами, а лицевая сторона обращена на противоположный холм, делая его незаметным для посторонних глаз. Уникальность Мавзолея Дири-Баба заключается в том, что его главное помещение находится на втором этаже, что редко встречается в мировой архитектуре.

Лестницы внутри Мавзолея специально созданы крутыми и узкими, чтобы обеспечить доступ только мирным паломникам. Со второго этажа открывается вход в сердце Мавзолея — пещеру, где собственно и жил Дири-Баба. Это место стало местом молитвы и поклонения паломников, а келья, где, по легенде, хранятся его мощи, давно замурована. Загадочные проходы и артефакты внутри Мавзолея добавляют мистического очарования этому месту.

Самая верхняя точка Мавзолея — крыша, имеет свою тайную историю и считается местом, где сбываются желания. По легенде, прикосновение к круглому куполу и три круга вокруг него помогут воплотить мечты в реальность. Каждый уголок Мавзолея Дири-Баба пропитан историей и мистикой, делая его уникальным сакральным местом для паломников и исследователей. Кстати, чтобы исследовать пещеры у мавзолея — всем нужно расписаться в специальном журнале и надеть каски.

Ровно напротив мавзолея старинное мусульманское кладбище. Для меня было новостью, что оказывается в исламе принято ухаживать за моглилой первые 7 лет после захоронения, а дальше могил должна сравняться с землей.

Дальше мы едем в село Лагич, известное также как Лахидж. Оно считается одним из самых популярных туристических направлений в Азербайджане.

Это уютное горное село, окруженное живописными горами, привлекает не только своей природой, но и уникальными старинными постройками.

Местные жители, в основном мастера-ковроделы и медники, сохраняют здесь древние ремесла и привлекают внимание туристов. Лагич расположен в живописной местности Горного Ширвана, куда нужно преодолеть километров 20 через каньон Гирдыманчая с вулканическими скалами, характерными для этой местности.

Село, хоть и небольшое, но имеет богатую историю, связанную с народом татов, отличающихся своими традициями и языком. На протяжении веков они сохранили свою культуру и обычаи, что делает их уникальными в регионе.

Лагич, возможно, является столицей древнего княжества Лайвзан, чьи жители в прошлом нашли убежище в Гиляне, избегая завоевания арабами.

Слава Лагича пришла в 18–19 веках, когда местные мастера начали пользоваться популярностью за пределами региона благодаря своим высококачественным изделиям из меди.

В это время село стало центром ремесленного производства и торговли, привлекая внимание даже на мировые выставки.

Несмотря на потерю некоторой значимости в последующие годы из-за развития промышленности, Лагич продолжает привлекать туристов своим уникальным колоритом и историческим наследием.

Особое внимание заслуживают каменные дома лахиджи с характерными деревянными вставками, улучшающими устойчивость к землетрясениям.

Типичный лагичский дом имеет два этажа с мастерской и магазином на первом этаже, а на втором — жилыми помещениями. Внутреннее убранство домов не столько заполняли мебель, сколько различные ниши в стенах (тахча, джомохатан), включая длинные полки (рэф).

Важной частью каждого дома была оваро — комната для омовения перед молитвой, аналог душевой кабины в Средние века. Основным показателем престижа для лахиджи считалось количество комнат в доме, поэтому иногда их количество достигало десятков — есть упоминания о домах с 70 комнатами, что часто приводило к утрате функциональности. Самый большой, но сильно реконструированный дом можно увидеть на площади.

Несмотря на множество лавок вдоль главной улицы, по их ассортименту можно сделать вывод, что производство кожевенных изделий в Лагиче давно угасло, в то время как производство ковров и медных изделий, продолжает процветать.

В лагических домах накопилось множество антиквариата. В лучшие времена здесь было более 200 лавок по производству медных изделий, район Агёлю был разделен на мастеров (мискарников), развозчиков (сагрягяров) и скупщиков, известных соседям как «хозяева». В медных лавках также есть китайский новодел, но совсем немного. Помимо предметов ручной работы можно купить специи, сушеные травы и лепешки из пастилы.

Лагич, одно из старейших сел Азербайджана, удивительно сохраняющее свою древность и аутентичность в современном мире.

Это место, где каменные улицы, дома, мосты, водопровод и даже древняя канализация свидетельствуют о богатой истории и культурном наследии. Село, которое уже более тысячи лет славится своими ремесленными традициями, включая медную посуду, ковры, оружие, кожевенные изделия и многие другие ремесла.

Вдоволь нагулявшись мы решили, что пора ехать назад в Баку, путь предстоит длинный, часа три, не меньше. Мимо удивительных «армянских» скал (правда, я такие только в Армении видела),

мимо известных уже «карамельных» гор.

Завтра будем гулять по Ичери Шахер.

Читать продолжение в блоге tourister.ru
ГОРЯЧИЕ ТУРЫ! РЕШАЙСЯ И В ПУТЬ! *Виза не требуется
Лучшие цены на путешествия

НЕ хватает денег на отдых? Тут можно взять без процентов!
Экскурсии в твоём городе
Где взять деньги на путешествия?
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'