Сумасшедший гений Параджанова

tourister.ru 1 неделя назад 10
Preview

Когда в прошлом году заглянули с дружеским визитом в Галерею художников Нагорного Карабаха, что в центре Еревана, обратила внимание на давлеющее темными очертаниями справа здание Дома-музея Сергея Параджанова, расположенное неподалеку. Имя загадочного маэстро было на слуху, но с творчеством его была не знакома.

Сергей Параджанов говорил: «У меня три родины: я родился в Грузии, работал и жил на Украине, умру в Армении». Он никогда не проживал в Ереване, но свои работы и художественное наследие завещал Армении, Родине своих предков, что и послужило основой Дома-музея.

Музей С. Параджанова создан решением правительства Армении в 1988 году после первой выставки в музее Народного искусства. Часть работ с выставки на сумму 40 тысяч рублей распродали, остальные Параджанов подарил музею. Для размещения экспозиции предложили два места: одно на улице Абовяна (сегодняшний Далан), второе — недостроенное двухэтажное здание на территории этнографического квартала «Дзорагюх». После посещения обоих Параджанов отдал предпочтение последнему. Землетрясение 1988 года задержало строительство, музей был открыт спустя три года.

Давайте вернемся к личности самого Параджанова. Кто он такой? Как формировался гений его таланта? И был ли талант? На эти вопросы так и не ответила для себя в тот раз, но сейчас закрыла гештальт.

Сергей Параджанов родился 9 января 1924 года в Тифлисе (Тбилиси) в семье антиквара. Профессия была потомственной в роду, и его глава, Иосиф Параджанов, надеялся, что и его дети пойдут по стопам своих предков. Он был одним из богатых людей дореволюционного Тифлиса и помимо антикварного магазина владел несколькими заведениями, в том числе и публичным домом под названием «Семейный уголок». В доходном бизнесе мужа участвовала его супруга Сиран, которая лично отбирала девиц для борделя (девушек привозили из Франции).

Когда грянула революция, Иосиф лишился почти всего богатства, однако антикварный бизнес не бросил. Скупка и продажа ценных вещей оставались главным делом его жизни. Однако настали иные времена, и власти иначе смотрели на занятие Параджанова-старшего. В конце 20-х годов прошлого столетия его арестовали в первый раз, затем «ходки» на зону стали для него чуть ли не ритуалом. Но он никогда не отсиживал срок полностью — то его выпускали раньше за примерное поведение, то амнистировали. Как шутил позднее Сергей Параджанов, его отец, как примерный советский труженик, выполнял пятилетки в четыре года.

В 1942 году Сергей Параджанов заканчивает среднюю школу и становится студентом Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта. Однако по прошествии года он бросает железнодорожный институт и поступает одновременно в два творческих вуза: на вокальный факультет Тбилисской консерватории и в хореографическое училище при оперном театре. В 1945 году Сергей переводится в Московскую консерваторию. Параллельно с учебой в консерватории Параджанов в 1946 году сдает вступительные экзамены на режиссерский факультет ВГИКа.

Во время учебы во ВГИКе Сергей влюбился в Нигяр, девушку-татарку родом из Молдавии. Их знакомство произошло случайно. Зайдя в ЦУМ, Сергей увидел в парфюмерном отделе девушку, которая произвела на него сильное впечатление. В тот же день Сергей пригласил ее на свидание. Их роман длился несколько месяцев и закончился браком. Однако семейное счастье длилось недолго. Нигяр происходила из патриархальной семьи, где царили суровые нравы. Когда, приехав в Москву, братья девушки узнали, что она без ведома родственников вышла замуж, они потребовали у Параджанова крупный выкуп. У студента Параджанова таких денег не было, но он пообещал их достать, надеясь на помощь отца. В тот же день Иосифу Параджанову в Тбилиси полетело письмо, где сын умалял дать ему требуемую сумму, обещая со временем вернуть долг. Иосиф был слишком обижен на сына за то, что тот изменил семейной традиции и не пошел по его профессиональным стопам, и в просьбе отказал. Финал этой истории трагичен: родственники потребовали от девушки, чтобы она бросила нищего мужа и вернулась с ними на родину. Нигяр отказалась. И братья поступили с ней согласно патриархальным нравам — сбросили непокорную девушку под электричку…

Любимую жену Параджанов не забывал до конца своих дней. Хотя внешне его личная жизнь после трагедии складывалась вполне благополучно. В середине 50-х, находясь в Киеве, он женился на украинке Светлане Щербатюк, два года прожившей в Канаде. Элегантная, красивая, она вполне могла быть фотомоделью. У Параджановых родился сын, которого назвали Суреном. Белокурый как мать, мальчик внешне мало что взял от отца, который его обожал.

Светлана сетовала, что жить в семье с Параджановым было сложно. Сергей был человеком непредсказуемым, странным, многие его причуды воспринимались людьми как безумие. Когда он чудил, соседи Параджанова по Тбилиси говорили: «Сумасшедший на свободе».

Свою жену Параджанов заставлял принимать участие в мистификациях и причудах. Он настаивал, чтобы она чистила яблоки каким-то необыкновенным образом, ставила чашку на стол не так, а этак, котлеты укладывала на блюдо особенным образом. Светлана Щербатюк так и не сумела приспособиться к причудам мужа и в 1961 году, взяв с собой сына, ушла от Параджанова. Но Сергей навсегда сохранил в своем сердце любовь и к этой женщине.

После ухода супруги Параджанов погрузился в мир кинематографа и за десять лет пребывания в данной сфере искусства снял четыре фильма, которые не принесли ему ни славы, ни почета. И вдруг происходит чудо — в 1966 году Параджанов снимает на киностудии имени А. П. Довженко «Тени забытых предков». Фильм, который стал одним из самых ярких событий советского кино первой половины 60-х. Всего за два года проката за рубежом фильм собрал на различных международных фестивалях 28 (!!!) призов, наград и дипломов, став одной из самых известных советских картин.

В 1966 году Параджанов приступает к новой работе. По собственному сценарию он снимает фильм «Киевские фрески», посвященный событиям Великой Отечественной войны. Стоит отметить, что руководители украинского отделения Госкино отнеслись к желанию Параджанова снять фильм о войне с настороженностью. Они понимали, что художник времен «Первого парня» и «Украинской рапсодии» в Параджанове навсегда умер, а на свет родилось нечто новое и совершенно для них непонятное. И такой Параджанов им уже был не нужен. После первых проб «Киевских фресок» чиновники обвинили режиссера в химерном и мистически-субъективном отношении к событиям Великой Отечественной войны и запретили дальнейшие съемки. Именно тогда Параджанов окончательно осознал, что в Киеве ему работать больше не дадут.

Параджанов переехал в Ереван, где на студии «Армен-фильм» ему пообещали создать все условия для работы. Там в 1968 году он приступает к съемкам художественного фильма «Цвет граната» («Саят-Нова»). В картине, состоящей из нескольких миниатюр, сделана попытка показать духовный мир средневекового армянского поэта Саят-Новы, писавшего на армянском, грузинском и азербайджанском языках, историю его любви, его отношение к религии, советской власти, народу.

Руководители Госкино весьма скептически восприняли фильм Параджанова. Они не поняли новаторских идей режиссера, однако вслух в этом не признались. Скрыли непонимание под расхожей формулировкой «народу такое кино не нужно». Почти четыре года фильм лежал на полке. И только в 1973 году его выпустили в прокат, однако Параджанов к этому уже не имел никакого отношения. Он отказался монтировать картину, и за него это сделал другой режиссер — Сергей Юткевич. На сегодняшний день существуют две версии фильма: авторский, находящийся в запасниках «Армен-фильма», который почти никто не видел, и фильм Юткевича, который вышел в прокат. Однако и этот вариант чиновники побоялись выпускать широко и отпечатали всего лишь 143 копии. Его посмотрели чуть больше миллиона зрителей.

«Цвет граната» продержался в прокате лишь несколько месяцев, после чего был снят. Повод был серьезный — в декабре 1973 года Параджанова арестовали. Ему инкриминировали гомосексуализм. Имело ли это обвинение под собой какие-либо основания? Здесь мнения расходятся. Одни утверждают, что гомосексуализм имел место в жизни режиссера, другие отрицают это. В качестве веского аргумента приверженцы второй версии напирали на то, что Параджанов по сути своей был провокатором, любителем эпатажа.

В его доме всегда было много людей, к которым режиссер относился прежде всего, как к аудитории. Это были совершенно разные люди. Среди них были друзья режиссера, случайные знакомые и еще невесть кто. Каждый раз Параджанов устраивал перед гостями маленький спектакль, во время которого зрители с трудом различали, где в его словах правда, а где вымысел. А говорил он вещи совсем небезобидные. Например, в одном случае он мог рассказать об интрижке с известной киноактрисой, в другом — как соблазнил известного художника. Люди искушенные могли «отфильтровать» рассказы Параджанова по степени их правдоподобности, но новички терялись и принимали все за чистую монету. Параджанову это нравилось. Видя, как у людей округляются от удивления глаза, он заводился еще больше и продолжал нести такое…

Однажды его занесло слишком далеко. В интервью датской газете он заявил, что его благосклонности добивались два десятка членов ЦК КПСС. Естественно, сказал это в шутку, но его слова были напечатаны и растиражированы по всему миру. Когда об этом стало известно в Кремле, дали команду посадить Параджанова. Тем более что «зуб» на него имели многие: и в Госкино, и в Министерстве культуры, и в самом ЦК. Дело против Параджанова фабриковалось в спешке, статьи, которые ему инкриминировались, менялись на ходу. То его обвиняли в валютных операциях, то в ограблении церквей (он собирал иконы), то во взяточничестве. Наконец остановились на гомосексуализме. Нашелся человек, который обязался дать против Параджанова соответствующие показания, что тот его изнасиловал. Это был единственный свидетель, который согласился выступить против Параджанова. Другие отказались. Один из них, архитектор Михаил Сенин, после беседы в киевском КГБ перерезал себе вены.

Параджанова осудили на пять лет и отправили на зону.

По словам очевидцев, первое время в неволе Параджанов был раздавлен, сломлен и унижен. Над ним издевались и начальство колонии, и некоторые заключенные. Вдобавок ко всему у Параджанова начались проблемы со здоровьем: болело сердце, мучил диабет. В колонии ему сделали операцию на легком.

Однако, пребывая в нечеловеческих условиях, Параджанов оставался верен себе. Невзирая на насмешки других заключенных, он собирал на тюремном дворе выброшенные кем-то цветы, делал из них гербарии и отсылал в письмах друзьям.

Однажды он подобрал крышку от кефира и гвоздем выдавил на ней портретик Пушкина. Зэки, обнаружив «медальон», похабно пошутили, но вещицу не отобрали. Спустя десятилетие «медальон» попал к режиссеру Федерико Феллини, который отлил из него серебряную медаль. С тех пор этой медалью награждают лучший фильм на фестивале в Римини.

Кусочек камешка, высохшая трава, железные стружки превращались в его руках в шедевры. Однажды Параджанов вместе с лагерным банщиком смастерил из колючей проволоки и собственных носков букет и отправил своей поклоннице ко дню 8 Марта. Лиля была в восторге и поставила подарок Параджанова в вазу, которую подарил ей Маяковский.

Речь идет о Лиле Брик, которая прилагала огромные силы к тому, чтобы облегчить страдания Параджанова в тюрьме, вызволить его оттуда. В ту пору ей было уже 80 лет, но несмотря на возраст она проявляла такую активность, которой могли бы позавидовать молодые. Брик первой обратила внимание иностранцев на проблему и призывала, чтобы они выступили в защиту Параджанова. Особенно сильным ее влияние было во Франции.

В 1977 году Лиля лично слетала в Париж, где открывалась выставка, посвященная В. Маяковскому, встретилась с французским писателем-коммунистом, лауреатом Ленинской премии Луи Арагоном. Лиля уговорила его встретиться в Москве с Брежневым и замолвить слово за Параджанова. Арагон согласился. Он действительно встретился с генсеком и во время разговора упомянул о Параджанове. «Кто такой Параджанов?» — удивился Брежнев, который даже фамилии такой не знал. «Известный режиссер, — ответил Арагон. — Его посадили на пять лет, четыре из которых он уже отсидел. Нельзя ли его амнистировать?» Брежнев хорошо относился к компартии Франции и лично к Луи Арагону и пообещал разобраться в этом деле. И слово свое сдержал. 30 декабря 1977 года Параджанова освободили.

Тогда руку помощи режиссеру протянули со студии «Грузия-фильм». В итоге вместе с известным актером Додо Абашидзе Параджанов снял свой третий шедевр — фильм «Легенда о Сурамской крепости». В основу фильма положена старинная грузинская легенда о том, как некий юноша по имени Зураб дал согласие замуровать себя в стену Сурамской крепости, чтобы она смогла выстоять против натиска врага.

Премьера нового фильма Параджанова состоялась в марте 1985 года. Однако, как и ранее, про¬кат фильма оказался мизерным. Отпечатали всего 57 копий, которые не собрали и полумиллиона зрителей. За пределами отечества фильм имел гораздо больший успех, он был удостоен призов на фестивалях в Трое, Ситсехе, Безансоне, Сан-Пауло. Благодаря фантастическому успеху фильма за рубежом Параджанову впервые удалось побывать за границей. В феврале 1988 года он отправился в Голландию, в Роттердам, где чествовали двадцать лучших режиссеров мира, «надежду XXI века».

Параджанов пробыл за границей всего три дня, однако успел многое. По словам очевидцев, он накупил на барахолке столько диковинных вещей (жестяные коробки с картинками, бесчисленные рамки для фото, коллажи и картины, фарфоровые рамочки, лампы, подсвечники и т. д.), что их пришлось поднимать на двух лифтах.

Весь этот скарб Параджанов затем привез в Москву, на квартиру своих старых знакомых Катанянов, чтобы оттуда увезти в Тбилиси. Но тут произошла неприятная история. В день отъезда, пакуя вещи в чемоданы и ящики, Параджанов умыкнул несколько раритетных вещей, принадлежащих хозяевам квартиры. Судя по всему, умыкнул преднамеренно. В. Катанян позднее напишет, что Параджанов, с достоинством пройдя огонь и воду, третьего испытания — медными трубами — не выдержал. Его сломила слава, и он решил, что теперь дозволено все.

Стоит упомянуть, что Параджанов сделал больно многим людям. Один из его коллег на вопрос «Что такое зло?» ответил: «Зло — это Параджанов».

Он даже сестре своей так и не простил того, что она ослушалась родительского слова и вышла замуж за парикмахера. На похоронах зятя Параджанов устроил настоящий спектакль. Он загримировал покойника под императора Фердинанда: закрутил усы, нарумянил щеки, в одну руку вложил горящую свечу, в другую гранат. Сестру облачил в цветастый балахон, сшитый из ковра, на голову водрузил подушку и в таком виде усадил возле гроба. Гости, увидевшие это, были в ужасе и на протяжении всего действа не притрагивались к еде.

Сергей Параджанов дружил с Владимиром Высоцким. Однажды певец приехал навестить приятеля. Параджанов, увидев на шее Высоцкого незатейливое украшение в виде «николаевского» рубля на толстой серебряной цепи, развел руками и направился к своему буфету. Оттуда он достал красивую звезду ручной работы, отделанную малахитом и бриллиантами, и повесил драгоценность на шею Высоцкому вместо старого рубля. Оказалось, эта звезда — одна из высших наград Османской империи.

Однажды в свой день рождения режиссер ходил по киевским улицам и приглашал всех встречных знакомых к себе домой. Собралось почти 100 человек. Конечно, в квартиру все не вместились, но именинник нашел выход в своем стиле. Он расстелил на лестнице во всем доме ковры, с первого до пятого этажа, и рассадил на них гостей. Так день рождения и прошел: именинник ездил на лифте между этажами, произнося тосты, а гости пили за его здоровье на лестнице.

В 1989 году Параджанов приступил к работе над очередным фильмом — «Исповедь», который должен был стать автобиографическим. Однако снять его Параджанов так и не успел. По воспоминаниям современников, к этой ленте он шел всю жизнь, и она должна была стать прощанием маэстро. Незадолго до смерти Параджанов отснял одну из сцен фильма — похороны девочки-соседки. Готовясь к съемке сцены, реквизиторы сами выбирали гроб, но замысла Параджанова они не знали, поэтому попросили доставить на съемочную площадку два гроба — белый и черный. Увидев это, режиссер спросил: «А второй для кого? Для меня что ли?!" Слова оказались пророческими, вскоре Параджанова не стало.

Спустя несколько месяцев у Параджанова обнаружили рак легкого. В октябре 1989 его привезли в Москву и положили в Пироговку. Провели операцию по удалению легкого, но состояние его не улучшилось. Тогда друзья посоветовали лечь в известную клинику в Париже (три года назад в ней лежал коллега Параджанова Андрей Тарковский). Однако дни Параджанова были сочтены. 17 июля 1990 года он вернулся на родину. Но не в Тбилиси, а в Ереван, где спустя три дня скончался. 25 июля Параджанов был погребен в Пантеоне гениев армянского духа, рядом с Арамом Хачатуряном, Вильямом Сарояном и другими деятелями искусства, литературы и науки республики.

«Мною всю жизнь движет зависть, — говорил Сергей Параджанов. — Я завидовал красивым — и стал обаятельным, я завидовал умным — и стал неожиданным. Завидовал талантливым — и стал гениальным».

Легендарная актриса театра и кино Софико Чиаурели, которую Параджанов боготворил, говорила про мастера: «Я жалею людей, которые не знали Сергея, не были с ним знакомы и не прикасались к этому потрясающему, гениальному, сумасшедшему. Он был сумасшедший, но он был гений».

Дом-музей Параджанова дает возможность погрузиться в красочный и оригинальный мир великого режиссера. Творчество Маэстро не имеет аналогов в мире. Им восхищались Федерико Феллини, Тонино Гуэрра, Андрей Тарковский, Марчело Мастроянни, Ив-Сен Лоран и другие.

В Доме-музее представлены коллажи, рисунки, керамика, куклы, одежда — различные предметы, ставшие произведениями искусства благодаря талантливой руке и особому видению человека, их создавшему.

Параджанов создавал оригинальные коллажи. Шил причудливые костюмы. Рисовал плакаты. Делал уникальные куклы. Даже в жестоких условиях тюрьмы его творческая натура находила выход.

В фондах музея хранятся письма самого режиссера, а также А.Тарковского, Л.Брик, Ю.Никулина, В.Катаняна и других деятелей культуры. Постоянная экспозиция музея размещена в восьми залах на двух этажах.

Информация о количестве экспонатов в коллекции разнится. Где-то упоминается 723 работы, другой источник говорит о 1300 экспонатах. В любом случае, цифра не столь важна. Поражает многообразие и нетривиальность таланта автора.

В первом зале представлены биографические данные художника, семейные фотографии

и ранние работы.

Во втором зале — куклы Параджанова. Некоторое время Параджанов работал на кукольной фабрике и данный факт нашел отражение в его творчестве.

На втором этаже представлены преимущественно коллажи, выделяющиеся разнообразием и блеском используемых предметов и материалов.

В фильмах Параджанов воспринимал кадр как самостоятельное живописное полотно, а его коллажи — словно застывшие кадры киноленты.

У Параджанова было особое видение — он видел мир и предметы так, как до него никто не видел.

По сути какое-то время Параджанов был вынужден творить путем создания коллажей, ведь снимать фильмы ему запретили. Коллажи стали для режиссера некой отдушиной и, может быть, способом выживания.

Следующий зал музея — зал кинофильмов с эскизами к фильмам Параджанова, кадрами из фильмов и предметами, использованными в фильмах.

Далее можно увидеть тюремные работы Параджанова.

В двух мемориальных комнатах восстановлены некоторые части внутреннего убранства тифлисского дома и киевской квартиры Параджанова с личными вещами Маэстро. Они помогают поближе ознакомиться с незаурядной личностью Гения, прошедшего сложный жизненный путь.

Помещения будто пропитаны духом Параджанова, его ярким характером и необузданной энергией.

Из просторного зала организован выход на балкон, откуда открывается обзор крошечного уютного внутреннего дворика Дома-музея.

Здесь тоже проживают единичные экземпляры коллекции, связанные с автором.

Сердце Маэстро затронул образ Джоконды. Вариации на «тему» столь многочисленны, что им посвящен отдельный уголок.

Одну из них — Плачущую Джоконду — Параджанов создал в тюрьме и отправил родным вместе с посланием: «Если я умру, Джоконда будет меня оплакивать».

Не столь броскими экспонатами, но, тем не менее, отражающими особенности характера автора, выступают керамические тарелки, расписанные Параджановым. История росписей как всегда эпатажна. Параджанов подарил их французскому художнику Марселю де Сервилю, с которым познакомился на выставке в Киеве. Работы маркиза де Сервиля настолько понравились режиссеру, что после выставки Параджанов организовал в его честь ужин, во время которого достал из своего шкафа фарфоровые тарелки и принялся их расписывать прямо за столом.

Удивило наличие в экспозиции коллажей и кукол, посвященных Юрию Гагарину. К сожалению, уточняющей информации относительно интереса автора к своему земляку не обнаружила.

Часть работ посвящена религиозной тематике. Работы неоднозначные, но таков уж стиль автора.

Статую под названием «Человек и его маска» Параджанов приобрел на аукционе. Она напомнила ему Владимира Маяковского и настолько ему понравилась, что он продал за нее одну из своих картин. Под ногами разбросаны гранаты — символ жизни, и один из главных «персонажей» в творчестве Параджанова.

Не стану давать оценку личностным характеристикам чудаковатого Мастера и обстоятельствам, возникающим на жизненном пути Сергей Параджанова. Судить творческих людей не просто. Но что касается экспозиции, она уникальна. Особый смысл вложен в каждую работу, что отражает глубинные переживания Маэстро, являясь способом его самовыражения.

Дом-музей Сергея Параджанова, включенный в Список сокровищ европейского киноискусства, расположен по адресу: улица Дзорагюх, д. 15, 16.

Ежедневно, с 10:00 до 18.00 музей открыт для желающих.

Музей организован с комфортом для туристов. Здесь есть туалет, гардероб, камеры хранения, сувенирный магазин. Можно заказать экскурсию (об этом стоит позаботиться заранее).

Стоимость экскурсии на армянском языке — 2000 драм. Стоимость экскурсии на английский, русский, французский языках — 5000 драм. Аудиогид на армянском языке — 1000 драм Аудиогид на иностранных языках — 2000драм. Образовательная программа — 1000 драм.

Входной билет — 1500 драм Детский/пенсионерский/студенческий билет — 750 драм.

Бесплатный вход для детей до 12 лет. Билеты можно оплатить картой либо наличными.

Читать продолжение в блоге tourister.ru
ГОРЯЧИЕ ТУРЫ! РЕШАЙСЯ И В ПУТЬ! *Виза не требуется
Лучшие цены на путешествия

НЕ хватает денег на отдых? Тут можно взять без процентов!
Экскурсии в твоём городе
Где взять деньги на путешествия?
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'