Уральский сказочник и его «Малахитовая шкатулка»

tourister.ru 1 неделя назад 11
Preview

На пересечении улиц Чапаева (бывшая Архиерейская) и Большакова (бывшая Болотная) расположился небольшой, с первого взгляда неприметный, деревянный дом. Когда-то это была самая окраина Екатеринбурга и здесь, на тогда пустых землях, купил участок для строительства этого самого дома легендарный уральский писатель, автор знаменитого сборника сказов «Малахитовая шкатулка» — Павел Петрович Бажов.

В детстве я зачитывалась этими сказами, перечитывая книгу несколько раз, и она, наверное, одна из самых потрёпанных в моей детской библиотеке. И, конечно же, будучи в Екатеринбурге мы не могли пройти мимо дома-музея Бажова.

Мемориальная экспозиция открылась в этом доме 3 февраля 1969 года. Постоянная выставка из трёх комнат и коридора практически полностью состоит из подлинных вещей и с максимальной достоверностью демонстрирует домашний уклад семьи Бажовых.

Экскурсия начинается с биографии писателя в небольшой комнате, где представлены его личные вещи. В витринах — карманные часы, курительная трубка, портсигар, очки, перьевая ручка, рукописи, портфель, рукавицы, рабочие инструменты и другие вещи, которыми пользовался Бажов.

Совсем маленькой я всегда представляла Бажова этаким древним старцем из далёкого, почти былинного, прошлого. Наверное, сказалось представление, что все сказочники жили очень-очень давно и вымерли, как класс:) Но уже немного повзрослев, выяснила, что и не из таких-то далёких времён пришло к нам творчество писателя.

Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года в Сысертском заводе Екатеринбургского уезда Пермской губернии. Отец его, Петр Васильевич Бажов, был мастером пудлингово-сварочных (процесс преобразования чугуна в мягкое малоуглеродистое железо) цехов на металлургическом заводе. Мать, Августа Степановна, славилась в городе, как кружевница-рукодельница «на заказ». Поэтому писатель не понаслышке знал об укладе жизни, который детально воссоздан в его произведениях.

Получив духовное образование сначала в Екатеринбурге, а затем в Перми, Бажов 18 лет работал учителем. За это время он успел преподать уроки русского и церковно-славянского языка, литературы, чистописания и даже арифметики и черчения. В свободное от работы время Павел Петрович посвящал путешествиям. В поездках по Уралу он собирал фольклорный материал. К сожалению, в годы гражданской войны этот архив был утерян.

В 1907 году, преподавая в женском епархиальном училище, Бажов встретил спутницу своей жизни, верную подругу и единственную любовь — Валю Иваницкую, Валянушку. 1 июля 1911 года молодые обвенчались.

В этом же году Бажов взял ссуду в банке и купил земельный участок в Екатеринбурге для строительства дома. В 1914 году строительство дома для семьи было закончено, но Бажовы не сразу стали жить в нём. По семейным обстоятельствам семья, тогда уже с двумя детьми, переезжает в Камышлов ближе к родственникам жены, где Бажов становится третий раз отцом.

С началом февральской революции Бажов оставляет преподавание и уходит в работу общественно-политических организаций. В Камышлове, меньше, чем за два года, он был избран не на одну должность: от комиссара по наблюдению за порядком до городского головы. Здесь же, в Камышлове, начинается его журналистская и редакторская деятельность.

Затем была гражданская война, служба в качестве политработника в Красной армии, плен, побег, нелегальная работа в составе большевистского подполья и партизанского движения (в ныне Новосибирской области), работа в уездном революционном комитете в Усть-Каменогорске и, наконец, возобновление редакторской и журналистской деятельности. К началу 1921 года Бажов становится видным партийным деятелем.

Только в 1923 году Бажовы возвращаются обратно в Екатеринбург. Но попасть в свой дом они не могут — он занят. С большим трудом Бажову удалось добиться, чтобы их поселили в одной из комнат — проходной, через которую все попадали в кухню (можно себе представить всю прелесть этого обстоятельства!). Впоследствии, конечно, Бажовы занимали дом полностью, за исключением периода Великой Отечественной войны, когда к ним были подселены эвакуированные из блокадного Ленинграда.

В Екатеринбурге Бажов продолжает заниматься журналисткой деятельностью и издаёт несколько книг с историческими очерками.

Поворотным событием в творческой биографии Павла Петровича стало следующее обстоятельство: Владимиру Павловичу Бирюкову, собирателю фольклора, было дано задание подготовить сборник уральского рабочего фольклора, и он обратился за помощью к Бажову, как к человеку, знающему эту тему. Через небольшое количество времени Павел Петрович предоставил три сказа, среди которых и «Медной горы хозяйка». Источником был указан дедушка Слышко, заводской сторож.

Сказы сначала приняли на «ура», пошли публикации, но потом у специалистов по фольклору возникло сомнение: ничего подобного они на Урале не встречали. Начались допросы Бажова, и тот сознался, что всё выдумал.

Специалистам поручили написать большую статью о фальсификации, но тут за Бажова заступился Демьян Бедный, сказав, что у путешественника Семенова-Тян-Шанского есть нечто подобное. И хотя это «нечто» лишь гора Азов, вокруг которой разворачивается действие сказа «Дорогое имячко», Бажова оставили в покое.

В 1939 году была издана знаменитая «Малахитовая шкатулка». Вариантов изданий «Малахитовой шкатулки» в 1939 году было несколько.

Первый был сделан для автора в день его юбилея. Вот как пишет об этом младшая дочь писателя Ариадна: «28 января 1939 г., в день 60-летия отца, его друзья — журналисты, писатели и издатели преподнесли ему драгоценный подарок — первый экземпляр издания „Малахитовой шкатулки“, ещё пахнувший типографской краской».

Второй вариант — подарочный — был отправлен на международную выставку в Нью-Йорке «Мир завтрашнего дня». В оформлении этой книги участвовали мастера гранильной фабрики. В кожаный переплет была вмонтирована малахитовая пластинка, на которой крепилась серебряная ящерка, украшенная рубинами и хризолитами. В Свердловск книга не вернулись, и судить о ней можно только по сохранившимся описаниям.

Третий вариант «специального» оформления представляет из себя книгу с переплетом из светлой кожи, с золотым тиснением и барельефом.
Массовый тираж «Малахитовой шкатулки» появился осенью 1939 г.

А мы с вами продолжаем экскурсию по дому писателя.

В торце коридора, у окна, находится конторка, за которой работал Павел Петрович. Именно здесь были написаны его знаменитые сказы. Писал он ночами, в свободное от основной работы время. Работал, как правило, стоя, писал в обычных школьных тетрадях. Каждое предложение писатель тщательно продумывал прежде, чем записать его. Со слов нашего экскурсовода, все черновики Бажова легко читаемы, в них нет помарок и исправлений.

Из коридора можно попасть в комнаты. В одной из них, в которой началась наша экскурсия, располагалась гостевая — в разное время здесь жили тёща писателя, Екатерина Васильевна, и сестра жены, Наталья Александровна. В этой же комнате проживала эвакуированная семья из Ленинграда.

Самым любимым временем в доме были вечера, когда семья собиралась у самовара в столовой, или как называли её Бажовы — в комнате с абажуром. Это именно та комната, которая была выделена семье Бажовых после их возвращения в Екатеринбург. Отсюда ведёт дверь в кухню и затем в сад, разбитый писателем. В настоящее время в помещении кухни располагается служебное помещение и попасть туда невозможно. А сад открыт для посетителей в летнее время года. Но о нём позже.

Кроме большого стола, за которым собирались члены семьи и гости, в столовой стоит фортепиано, на котором никто из семьи не играл, хотя и жена, и сын писателя играли на гитаре.

Семья была большая и по-настоящему дружная, полная заботы друг о друге — это то, что никогда не покидало дом Бажовых и создавало тот уют и тёплую атмосферу, которая царила здесь и в периоды относительного благополучия и во времена откровенной нужды.

Гостеприимство, скромность, простота дома Бажовых во все времена восхищали и привлекали многих людей, близких и незнакомых, именитых и простых рабочих. Здесь маршал Жуков «вкусно» выпивал «рюмочку с морозу», Рина Зелёная, будучи на гастролях, ела домашние пельмени, поэт Алексей Сурков спал на «коротеньком бабушкином сундучке», который тоже находится в столовой …

Напротив столовой расположен кабинет Павла Петровича, он же его с Валентиной Александровной спальня. Здесь Бажов принимал посетителей, пришедших к нему, как к депутату, своих подопечных из Союза писателей и многих других.

Ценным экспонатом здесь является печатная машинка, подаренная Бажову Литфондом в 1944 году. Когда зрение уже подводило писателя и писать от руки становилось всё трудней, он работал за ней и называл её «моя механическая помощница».

Ещё одна комната, самая светлая — детская. В разное время обстановка в доме могла меняться — дети росли, уезжали, возвращались, появлялись внуки. У Бажовых родилось семеро детей, из которых в живых осталось только три дочери: старший сын Константин погиб вскоре после родов, второй сын, трехгодовалый Вовочка, скончался, когда Бажовы возвращались из Усть-Каменогорска в Екатеринбург, сын Алексей погиб девятнадцатилетним, когда у него во время работы на практике произошел взрыв, была еще одна дочка, которая тоже умерла при рождении.

В комнате воссоздана обстановка 1940 года, когда в комнате жила уже только младшая дочь — Ариадна.

В комнате несколько столов: по центру расположен стол для рукоделия, чуть дальше — стол, за которым делали уроки, в углу — туалетный столик.

И, наконец, сад — тоже одно из детищ Павла Петровича. Здесь растут берёзы, липы, рябина, черёмуха, вишни, яблони, посаженые семьёй Бажовых. Сохранились любимые писателем скамейки под рябиной и столик под липой. В трудные для семьи годы на участке был разбит огород. Как я уже говорила выше, сад открыт для посетителей в теплое время года. Здесь же проводятся интерактивные занятия для детей.

Жизнь писателя оборвалась 3 декабря 1950 года. Похороны состоялись в Свердловске на Ивановском кладбище 10 декабря 1950 г. Гражданская панихида длилась двое суток, здание Свердловской филармонии не вмещало в себя всех желающих проститься, в последний путь любимого писателя провожали десятки тысяч людей.

Могила писателя находится на холме, на центральной аллее кладбища. В 1961 году на могиле установлен гранитный памятник. Авторы памятника — скульптор А. Ф. Степанов и архитектор М. Л. Минц. Писатель изображен сидящим на камне в спокойной, непринужденной позе, руки лежат на коленях, в правой руке — курительная трубка. Высота памятника — 5 м. У подножия его на каменной плите высечена надпись «Бажов Павел Петрович. 1879 — 1950».

Памятник окружен цветником, но этой зимой всё было засыпано снегом и памятник предстал перед нами так.

Павел Петрович говорил — что бы он ни написал, он останется автором одной книги, которую можно писать без конца. А тем временем «Малахитовая шкатулка» шагнула с уральских гор и прошла по всей планете, переведена на 64 языка народов мира, выпущено 263 издания сказов и повестей на иностранных языках. Эта книга остаётся одной из самых любимых не только детей, но и взрослых.

PS: очень рекомендую посмотреть интересный документальный фильм о Павле Петровиче Бажове и неординарном взгляде на его произведения. Как появилось сравнение Бажова с Толкиеном? Что общего у Серебряного копытца и Огневушки-поскакушки с таинственными богами народа манси? Реально ли золото Великого полоза?

БАЖОВ: МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА, КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК И ДРУГИЕ | ФИЛЬМ «БАЖОВ. ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ»

Адрес: г. Екатеринбург, ул. Чапаева 11

Режим работы:
Вторник — суббота: с 10:00 до 19:00
Воскресенье: с 10:00 до 18:00
Понедельник: выходной день.
Санитарный день:
последний четверг месяца

Читать продолжение в блоге tourister.ru
ГОРЯЧИЕ ТУРЫ! РЕШАЙСЯ И В ПУТЬ! *Виза не требуется
Лучшие цены на путешествия

НЕ хватает денег на отдых? Тут можно взять без процентов!
Экскурсии в твоём городе
Где взять деньги на путешествия?
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'