Человек на Чукотке. Как живет "самый дорогой город России" сегодня?

Географ 1 день назад 42
Preview
Человек на Чукотке. Как живет "самый дорогой город России" сегодня?

Поздравляем всех с Новым 2025 годом!!
Пусть этот год принесет всем процветание, мир и счастье.

Для меня прошлый Новый год стал четвёртым Новым годом, который я встретил на Чукотке. Три года назад, в конце декабря 2021 года, я приехал работать на АЭС в городе Билибино. Иногда я пишу о жизни в некогда «самом дорогом городе страны», почти на краю земли. Длинные новогодние выходные и полярные ночи — хороший повод опубликовать еще один мой пост в «Хронике")

Итак, наступил 2025 год, как его встречает наш оазис цивилизации в океане лесотундры?

Плюсы: улицы бетонные. Да, даже в 2021 году в городе мало улиц с хорошим покрытием. Советский бетон надолго исчез, улицы превратились в проселочные дороги, что в условиях тундры означало непроходимую грязь под дождем и пыльность в сухую погоду. Почва тундры рассыпана так же мелко, как пудра на подоконниках, а шлейфы пыли легко можно использовать для отслеживания движения автомобилей в городе, простирающемся далеко за его пределы.

В городе две главные улицы длиной около 2 километров. Улица Курчатова и улица Октябрьская расположены параллельно друг другу и очень близко друг к другу, образуя своеобразный овал. В течение трех лет овал был забетонирован. Не все было гладко: на строительство первоначального участка улицы Курчатова ушло два года. Впервые бетон не выдержал жары и треснул, и его пришлось переделывать. Асфальт нигде в этих широтах не приживется из-за перепадов температур и вечной мерзлоты, которая летом тает и превращает все в болото. Поэтому только благодаря конкретности может существовать твердое ядро ​​(3).

В 2024 году был залит бетоном самый длинный участок дороги — улица Октябрьская. Лето суровое: дожди, наводнения, холодная погода и недалекие люди, ездящие по ночам на квадроциклах по незатвердевшему бетону.

Помимо дорог, на набережных построено множество новых тротуаров. Это один из них. Оба склона набережной забетонированы, иначе насыпь легко размывается первым дождем.

Британский камень. Октябрьская в Сбербанке Весна 2022

было и есть сейчас

Они также в той или иной степени занимаются благоустройством города. Мы открыли спортивную площадку в антенном поле, детскую площадку в центре возле фонтана, полностью обновили некоторые дворовые спортивные площадки и детские площадки. Мы создали общественное пространство на территории бывшего бассейна «Нептун». Сейчас там есть легкоатлетический парк.

Отремонтирована набережная у городских ворот.

На антенном поле обещают в ближайшее время открыть парк. Забиты сваи для экологической тропы и площадки.

Открыта птицефабрика. Дефицитные яйца появились во всех магазинах, а цены упали в 2-3 раза.

Вероятно, это самый эффективный и позитивный шаг, который наш новый губернатор Чукотки предпринял за все время своего правления. Птицефабрику построила золотодобывающая компания «Шайн», принадлежащая Шамилю Гаджиеву.

До недавнего времени прибытие яиц вызывало волнения и очереди. У меня была возможность остановиться в одном из них в канун Нового года. Яйца привозили самолетом из Магадана, Анадыря и Хабаровска. Прогресс начался, когда разразился скандал вокруг попыток использовать паспорта для продажи дефицитных яиц.

Кроме того, государственные магазины БТК теперь регулярно закупают картофель по субсидированным ценам. Раньше она появлялась, когда ее постоянно замораживали. Видимо, в городе в итоге построили овощехранилище (или переоборудовали какое-то пустующее здание). С другими овощами все еще сложно. Существование тепличного комплекса «Росинка» мало помогает — его мощностей едва хватает для удовлетворения потребностей работников предприятий и социальных учреждений. Что-то еще редко встретишь на полках, а даже если и увидишь, то цена на него смехотворно завышена.

Кстати, те билибинские цены когда-то страну потрясли. Представляем вам новогоднее обновление цен.

вкусный чай...(с)

Прошу прощения за качество фото. Средняя цена колбасы – 2000 рублей.

Зачем грустить, если можно пить воду...

В Интернете произошли некоторые улучшения. В Анадыре по морю проложен оптоволоконный кабель и немного расширена пропускная способность спутниковых каналов, что дало нам некоторый прирост скорости. До того, как YouTube заблокировали, в центре города можно было хотя бы смотреть видео из мобильного интернета. Появилось несколько новых точек с бесплатным Wi-Fi, одна из которых оказалась в отапливаемом помещении общего пользования на «Почте России». В основном они используют чат WhatsApp для получения информации. Купить, продать и новости здесь. Для других аспектов трафика все еще недостаточно.

Военные казармы демонтируются. Постепенно деревянные дома города уходят в прошлое. Дом, в котором я жил первый год в этом суровом районе, переехал. Заброшенные военные казармы по соседству снесены. Остальное будет дальше. Всего в городе десять таких домов, но все они находятся в разной степени запущенности. Кстати, сами дома хорошие, планировка очень хорошая, в подъезде можно играть в футбол, а по утеплению им вообще нет конкурентов. Но всему свое время, особенно бревенчатым домам. Тут придется либо собирать его по частям, замачивать в специальной бритве и собирать заново, заменив все коммуникации. Или переселить всех в бетонные дома. Учитывая, что эти казармы были уже полупустыми, личный состав оказалось легче переселить в средние отсеки.

Строительство «Голубого города» начнется летом 2023 года.

Найти жилье в городе стало проще. Кризис 2021 года, нашествие вахтовиков и размещение их по 10 человек в одной квартире постепенно сошли на нет. На окраине (фактически рядом с военным городком, где я жил) построили перевалочный городок с синими модульными домами, теплыми дорожками, автоматическим дренажем, водоснабжением, столовой и целым парком пикапов «охранников». Не то чтобы цены на жилье значительно упали, но, по крайней мере, теперь есть варианты.

Ан-26 в аэропорту Кепервем. Переоборудование из «грузовика» в легковой автомобиль.

Трафик здесь довольно средний. Перелет из ближайшего крупного города (Магадана) стоит 38 000 рублей. Полет на Ан-24 «ИрАэро» 1900 года выпуска, слушание шума двигателя и поедание вафель обошлось менее 1000 рублей. Картонная коробка, в которой он поставляется. Если повезет, можно купить билет на авиакомпанию «Аврора» («Камчатские авиалинии») за 6800 рублей (бюджетно), но они летают реже (два раза в неделю) и летают на Ан-26, у которого меньше вместительности. Билеты на эти рейсы распродаются быстро. Например, я наткнулся на новости о продолжающейся распродаже, когда поздно вечером лежал в ванной. Я выскочил за паспортом, сумел схватить два билета и предупредил своих коллег до того, как хрупкий городской интернет отключился. Коллега позвонил родителям в Китай, и им удалось купить билеты для его жены и детей. Он этого не сделал, поэтому ему пришлось поехать в обход через Анадырь. Помимо общих «федеральных субсидий», существуют еще и региональные субсидии. Это льготные билеты на рейсы «ИрАэро» (не 38 рублей, а 15 000 рублей). Его можно продать, предъявив паспорт, зарегистрированный по месту жительства или временно зарегистрированный на срок более 6 месяцев. Но эти билеты подлежат определенной квоте и продаются только в одной кассе, где часто можно увидеть табличку «Субсидированные билеты запрещены".
Есть и экзотические варианты перелета через Анадырь и Певек, но летать по Чукотке очень сложно. «Чукотские авиалинии» выполняют рейсы нечасто (чаще всего еженедельно в Анадырь летом), иногда на небольших самолетах (DHC-6 Twin Otter), а погода в прибрежных аэропортах Чукотки превращает и без того редкие рейсы в лотерею: «Бывает, есть ли рейс сегодня или нет.» Из-за погодных условий рейсы могут быть отложены до следующего дня или полностью отменены. Билеты на вертолеты в Певек или Чукотку вообще не продают — забронировать место можно всего за 500 рублей, а сами билеты продаются только непосредственно перед посадкой, как и в маршрутках. Авиабилеты до ближайшего прибрежного города (Певек) стоят 7500 рублей, частота рейсов составляет в среднем 1-2 раза в месяц. Цена авиабилета до Анадыря – 17 000 рублей. Частота рейсов – один раз в неделю летом и два раза в месяц в остальное время года.

Обратите внимание: Чернобыль сегодня. Что там сейчас происходит.

Зимой и в межсезонье еще можно застрять в Анадыре или Певеке на неделю-две из-за метелей...

На Чукотке почти нет дорог. В основном зимние дороги.

Также есть дорога, ведущая в Анюск. В Кабо-Верде (он же Черский), который находится в соседней с нами стране Якутии, ведет только один зимник.

К речному порту Анюск ведет грунтовая дорога, аналогичная дорога строится в Певеке. Строится даже не сама дорога (которая существует), а мосты через многочисленные реки, которые к тому же часто меняют свое русло. В прошлом году было построено четыре моста значительной длины. Но с доставкой вещей с «большой земли» по-прежнему есть проблемы. В межсезонье это возможно только грузовыми рейсами.

Ну, или такие машины, но ездить на них по бездорожью – это своего рода лотерея.

Отсюда и цена. Около 5 лет назад Билибино называли «самым дорогим городом России». Затем ввели контроль над ценами на основные товары в государственных магазинах и сделали их такими же, как в Анадыре. Так что теперь мы не первые)
Но это не слишком утешает. Спасает то, что если компания вас поддерживает, вам не нужно тратить деньги в магазине. Мы с женой работаем на атомной электростанции и питаемся в столовой (в том числе фруктами и овощами, которые в этих местах дорогие). Нам не нужно часто ходить в магазин. В 1990-е годы все рухнуло, когда были нарушены северные поставки, и только еда из станционных столовых могла помочь выжить рабочим и их семьям, говорят они.
Когда дело касается непродовольственных товаров, на помощь приходят Ozon и AliExpress. Да от них зависит вся Чукотка, потому что цены в магазинах астрономические. В результате на пункте выдачи в Анадыре образовались сумасшедшие очереди. Как и в большинстве сел Чукотки, у нас вообще нет пункта самовывоза, все покупаем на почте. Все товары доставляются на Чукотку Почтой России, поэтому сроки доставки увеличиваются (месяц и более), и вы можете получить испорченный товар. Не все было доставлено. В Певеке и Анадыре ситуация более-менее нормальная, а вот жители чукотских сел ждут посылки месяцами. Логистика все портит. Наш грунтовый аэропорт круглый год принимает только регулярные грузовые самолеты Ан-12. Таких самолетов почти не осталось, авария с одним из них в позапрошлом году вызвала сбой в логистике и задержала посылки на полгода. Ну даже если бы были нормальные взлётно-посадочные полосы и почтовые Ту-214, задержки бы происходили из-за нехватки кадров и теплых складов. Очереди на почте очень большие, а ближе к праздникам еще больше.

Если вы покупаете что-то крупногабаритное, например мебель, будьте готовы потратить немного денег. Названия у техники нет, но цена как у хорошего «материкового» бренда. Средняя цена стиральной машины Beko превышает несколько сотен, как и цены на некоторые модели Biryusa. Дешевле стоят только неизвестные бренды вроде Wilmark, о которых мало кто знает.

Поэтому здесь развитый рынок секонд-хенда. Только у нас можно купить импортную стиральную машину хорошей марки типа Candy дешевле 100 000, но есть небольшая разница – никто не гарантирует, что она не выйдет из строя.

Также в городе есть 2 спортивные площадки и бассейн. В «Луче» есть крытый каток, коньки можно взять напрокат за 200 рублей. Час плавания в бассейне стоит 300 рублей.

Не совсем с того ракурса, не в то время, и даже не с земли, но вид примерно такой...

Панорамный вид на белые холмы и улицу Мандрикова из трехэтажного сталинского дома, органично вписавшегося в пейзаж, поистине потрясающий. Особенно в марте. В бассейне есть сауна. Особенно порадовало то, что летом во время плановых перебоев с горячей водой можно было бесплатно пользоваться душем и сауной с отдельными бойлерами. Помимо бассейна, в здании есть и небольшой тренажерный зал.

Вскоре они также пообещали построить недалеко от города на родной горе «Орбита» горнолыжный курорт".

Бесплатные автобусы по-прежнему курсируют по городу несколько раз в день. Желтые городские автобусы и белые автобусы АЭС. Обновлено автобусное сообщение с аэропортом и соседним поселком Кепервеем. Золотоискатель подарил новый КАВЗ, но при этом цена проезда выросла.

Школьные автобусы используются как обычные пассажирские автобусы. Я рад, что под дверью есть выдвижная ступенька.

Помимо бесплатного общественного транспорта, в городе работают две службы такси, а стоимость проезда выросла примерно на треть, так как за сезон нарушилась подвеска автомобилей на небетонных дорогах и улицах и подорожали запчасти.

Кафе пока работают или, по крайней мере, расширяются, а два существующих кафе (без алкоголя) — семейного формата. Помимо государственной хлебопекарни и гастронома была открыта частная пекарня и гастроном. Я рад, что они сохранили некогда пустой магазин древесины в центре города и вновь открыли его. «Склад Шехова» теперь перенесен сюда и называется «Теремок".

Лекарства есть, но в больнице постоянно происходят кадровые изменения. Конечно, здесь вас не оставят без медицинской помощи даже ночью, при необходимости приедут врачи-рентгенологи и, если случай неотложный, проведут операцию.

Но в основном старались всех отправить на Большую землю или хотя бы в Анадырь. Даже роженицы.

музыкальная школа. Самостоятельное здание, что довольно редко для Чукотки. Узнайте: прокуратура и суд расположены в подъезде жилого дома, музыкальная школа и центр дополнительного образования расположены в разных зданиях.

В сфере культуры продолжают работать следующие учреждения: Музыкальная школа, Центр дополнительного образования, Клуб юных техников и Государственный клуб Чукотки.

В городе проложены две новые линии электропередачи от Певека. По плану заменили старые провода на деревянных опорах.

Из минусов: недавнее наводнение разрушило два живописных пешеходных моста (Билибино известно как «Чукотская Венеция») и недавно отреставрированный старый спортивный центр «Горняк». Один из мостов обещали отремонтировать, но работы еще не начались.

Вывод из эксплуатации АЭС неизбежен, мазутный энергоцентр построен и, судя по всему, даже запущен, но, по слухам, он не сможет обеспечить всю тепловую сеть города, поэтому окраинные улицы застроены переселяются. Связь для нужд 15 000 человек требует совершенно иного масштаба доставки. Недавние сбои в коммунальных услугах указывают на то, что их необходимо изменить.

Город пытается сбалансировать страх перед бродячими собаками и появлением диких животных. После того, как собак начали отлавливать и помещать в приюты, летом в город и прилегающие районы стало приезжать больше медведей, а этой зимой снова пришли волки. Однажды осенней ночью 2023 года медведь промчался через центр города до прибытия полиции, а летом 2024 года он раскопал кладбище и превратил его в лунный пейзаж. Этой зимой волки заползли на улицы военного городка, где я когда-то жил, и убили собаку. Если медведи продолжают представлять какую-то угрозу городу, волков здесь, как правило, не увидишь. Я надеюсь, что все охотники смогут решить эту проблему.

Вопреки вполне обоснованным опасениям, Билибино до сих пор жив. Благоустраиваются улицы, заброшенные дома переоборудуются в склады и гаражи, сносятся казармы. Город не пуст. На смену ушедшим приходят новые люди, и это радует. Есть немало людей, которые не собираются никуда уезжать. Есть и вахтовики, но мы не считаем их местным населением. Если их посчитать, то это хорошо, что город в целом сейчас переживает демографический бум, но.. есть и обратная сторона происходящего. Да, вахтовику не нужно платить зарплату северному рабочему, ему не нужно помогать семье, обычно можно просто выйти и забыть о вежливости (с местными это не работает). Но вахтовикам здесь жить нельзя, и он это прекрасно понимает. Он/она закончит свою смену и пойдет домой. От вахтовых рабочих не требуется демонстрировать энтузиазм и заботу о благополучии земли. Они часто плохо выполняют свою работу и уходят, и их не волнует, что сделанные ими трубы отопления лопаются зимой при температуре -40°C, оставляя людей без отопления. Или их сайдинг снесет первый осенний ветер, и люди побегут от грохочущих металлоконструкций. Конечно, есть охрана, и их прилетят сюда чартерным рейсом, и они начнут исправлять свои ошибки, но к тому времени в доме лопнут радиаторы, дом придется переносить, и может быть отлетевшие детали с крыши и фасада (не дай Бог) кого-нибудь поранят или убьют. Приходится будить среди ночи местных жителей: работников коммунальных служб, МЧС, военных, кого бы они ни нашли.. вот в чем суть вахтового метода. Не в обиду вахтовикам и организациям, выполняющим качественную работу (которых немало), но факты говорят сами за себя.

Такая вещь...

[Мой] Чукотка Билибино Крайний Север Улучшенная дорожная площадка Длинный столб 210

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Человек на Чукотке. Как живет "самый дорогой город России" сегодня?.

 

Читать в Географ
ГОРЯЧИЕ ТУРЫ! РЕШАЙСЯ И В ПУТЬ! *Виза не требуется
Лучшие цены на путешествия

НЕ хватает денег на отдых? Тут можно взять без процентов!
Экскурсии в твоём городе
Где взять деньги на путешествия?