Тот, кто хотя бы несколько раз летал на самолете, наверняка попадал в турбулентность. Пилоты называют ее «плохой дорогой», а для пассажиров, особенно неопытных, воздушная взбучка иногда превращается в кошмар и приводит к травмам. Рассказываем, что такое турбулентность, откуда она берется, опасно ли это явление, и как его избежать.
Что такое турбулентность Причины Опасность Часто ли возникает на российских рейсах Можно ли избежать Есть ли места в самолете, где чувствуется не так сильно Является ли турбулентность нормальной Что такое турбулентностьТурбулентность — это колебания самолета, которые вызванные вихревыми потоками ветра, нисходящим и исходящим. Проще говоря, это изменения в воздухе вокруг самолета.
Воздушные потоки движутся вверх и вниз, меняют направление и скорость. Турбулентность в небе как раз и возникает при встрече воздушных масс, движущихся с очень разными скоростями. Турбулентность выражается в скорости вихревого рассеивания, и у нее есть своя шкала: легкая (0–20), умеренная (20–40), сильная (40–80) и экстремальная (80–100).
Причины турбулентности Фото: VectorMine/Shutterstock/FOTODOM К примеру, грозы толкают воздух вверх и вниз, а движение воздуха, нагретого солнцем, вызывает турбулентность. Горы и другие географические объекты также способны увеличить вероятность попадания в воздушную яму
Некоторые явления повышают вероятность того, что ваш самолет попадет в турбулентность — в первую очередь погодные. К примеру, грозы толкают воздух вверх и вниз, а движение воздуха, нагретого солнцем, вызывает турбулентность. Горы и другие географические объекты также способны увеличить вероятность попадания в воздушную яму.
Более того, самолеты сами иногда могут создавать турбулентность для тех, кто летит за ними. Именно по этой причине авиадиспетчеры дают самолетам много места, и потому пассажирам иногда приходится ждать, чтобы взлететь. Есть и «турбулентность ясного неба», которая возникает при ясной и спокойной погоде. Она также связана с попаданием самолета в поток, скорость которого сильно отличается от скорости движения основной массы воздуха.
Опасна ли турбулентность
Самое главное, что нужно знать — турбулентность не опасна для самолета. Она может приносить дискомфорт, но современные лайнеры рассчитаны и на гораздо худшие условия. Даже при самой сильной турбулентности ваш самолет трясет далеко не так сильно, как может показаться.
Люди воспринимают турбулентность во многом субъективно: отдельному человеку несколько мелких толчков могут показаться самым страшным впечатлением в жизни. Реальную же опасность для пассажиров представляют травмы. Это легко предотвратить, если обращать внимание на указания бортпроводников, передвигаться по салону только тогда, когда это безопасно, правильно класть свои вещи. Пристегиваться ремнем безопасности стоит всегда, даже если это не требуют в конкретный момент путешествия.
Впрочем, надо отметить, что в прошлом турбулентность все-таки приводила к авиакатастрофам, но такие происшествия крайне редки. Гораздо больше вероятность травмироваться или даже погибнуть из-за непристегнутого ремня.
Часто ли на российских рейсах возникает турбулентность Фото: BABAROGA/Shutterstock/FOTODOM Если полет происходит в дождливую погоду или грозу, то вероятность тряски составляет 100%, но ее сила не опасная
В России турбулентность при хорошей погоде — скорее редкий случай, рассказала «Моей Планете» Дарья, бортпроводница с шестилетним стажем. Если полет происходит в дождливую погоду или грозу, то вероятность тряски составляет 100%, но ее сила не опасная.
Можно ли избежать турбулентности
Пилоты получают информацию и подсказки о том, где вероятность возникновения турбулентности выше, и они делают все возможное, чтобы свести попадание в воздушную яму к минимуму. Однако предсказать и избежать всех турбулентностей невозможно.
Есть ли места в самолете, где турбулентность чувствуется не так сильно Фото: Yaroslav Astakhov/Shutterstock/FOTODOM Считается, что если сесть в задней части самолета, полет чувствуется сильнее, а если сесть над крыльями, то более плавно
Некоторые считают, что имеет значение место, где человек сидит: если сесть в задней части самолета, полет чувствуется сильнее, а если сесть над крыльями, то более плавно. В целом это правда, но разница может быть незначительной или вовсе незаметной.
Бортпроводница Дарья отмечает, что по ее ощущениям, чем самолет больше, тем турбулентность ощущается равномернее, и менее ощутимо. Мелкие самолеты «кидает» сильнее.
Турбулентность — это нормально ли
Неровности в воздухе — часть полета, поэтому не стоит думать, что самолет неисправен, если его начало трясти. Подобные мысли только ухудшают самочувствие и делают полет еще более некомфортным. Не обязательно любить турбулентность, но лучше остерегаться тревожных мыслей.
А чтобы сберечь здоровье наверняка, повторим: обязательно пристегивайтесь. Это поможет избежать травм, которые нет-нет, да и происходят в ряде полетов.
Что будет, если самолет столкнется с птицей?
Почему в самолетах иллюминаторы овальной формы?
Зачем отключать электронные приборы в самолете?