Наша поездка состоялась в сентябре - AskTundra2024, я бы забронировал ее заранее - мы не навредили тундре, ездили только по дорогам (или там, где они предложены), кусты не повредили, увезли мусор, свой и чужой. Как можно догадаться из названия маршрута, этот маршрут проходит по красивому и очаровательному Кольскому полуострову. Организация автопутешествия с большой группой людей – задача непростая: зачастую отдельной проблемой является убеждение и сбор друзей, согласование планов и распределение ролей. Но нам очень повезло, потому что сложилась наша банда - коллеги из команды Nibiru.team, увлеченные путешествиями, ставшие друзьями и единомышленниками.
Когда-то мы начинали в тесном кругу с одной машиной, теперь нас 12, две верные собаки, два надежных Патрика и такой же агрессивный Дастер.
Цель проста: передохнуть после напряженного летнего рабочего сезона, не торопиться и отправиться в любимые места Коры, если позволяет погода, покататься по живописным местам на SUP-доске. Этот маршрут идеально подходит для начинающих автопутешественников. Самое главное – ездить на машине с полным приводом и большим клиренсом, чтобы избежать ненужных приключений на дороге.
Наш запланированный маршрут:
День 1 - Санкт-Петербург - Кировск (ночевка на озере Малый Вудьявр у подножья хребта Кукисвумчорр (Хибины).
День 2 – Кировск – Териберка.
День 3. Наслаждайтесь Териберкой и ризотто в красивом месте.
День 4 – Териберка – Дальние Зеленцы.
День 5 – Юань Цзэ Лянь Ци – Мурманск.
День 6 – Мурманск – Кандалакша.
День 7 – Кандалакша – Санкт-Петербург.
Как подготовиться к путешествию?
1. Оборудование и транспортные средства
Наше путешествие по Кольскому полуострову не требует серьезного транспорта. Мы успешно эксплуатировали два УАЗ Патриота и Рено Дастерс. Однако последние иногда сталкиваются с трудностями при прохождении таможни в сложных районах.
Важные вещи, которые следует учитывать:
-
Полный привод и дорожный просвет. Маршрут включает скалолазание, песок, рыхлые участки и отмели.
-
Запасное колесо. Острые камни, остатки старых мостов или другие сложные поверхности могут стать серьезным испытанием для шин.
-
Большой чемодан. Это особенно важно, если вы планируете спать в машине, а не в палатке.
-
Ехать в колонне. Лучше всего путешествовать группой из двух и более автомобилей. Это повысит безопасность и облегчит разрешение непредвиденных ситуаций.
2. Оборудование и оборудование
· Палатки и спальные мешки. Выбирайте спальный мешок, ориентируясь на прогноз погоды. Температура в сентябре может быть ниже нуля. Стоит проверить прогноз погоды на всем маршруте, потому что… температуры в Кировске и Териберке могут существенно отличаться. Было бы удобно, если бы в спальном мешке были специальные простыни-вставки – проще в уходе и чистке. Не стоит брать с собой самую дешевую палатку – вас, скорее всего, обрушит сильный ветер и осадки. Поэтому вам понадобится прочная палатка с тентом.
ткань. Теплая, ветронепроницаемая и водонепроницаемая. Также могут пригодиться ботинки для исследования мелей и луж.
Горелка и газ. В тундре не рекомендуется разжигать костер – берегите природу. А в Арктике с дровами ситуация не очень хорошая.
Дополнительное оборудование. Тент, инвертор для зарядки устройств, требующих напряжение 220В, навигатор с возможностью скачивания карт (есть не везде), домофон, дополнительный запас воды и еды на 2-3 дня на случай непредвиденных пит-стопов.
Для водных развлечений. Если вы планируете заняться SUP или каякингом, наденьте гидрокостюм. Вода холодная круглый год.
-
Консервированное топливо. По пути не всегда есть заправки, и если ваша машина тоже хочет пить, лучше не ездить без запасного бензина.
3. Еда и вода
еда. Мы готовим себе еду. Нашими лучшими помощниками стали конфорки и чайники, а самым незабываемым ужином для нас стал ужин в «конце дороги» в Териберке – поедание ризотто в большой кастрюле с видом на бескрайний Баренцевоморский океан.
Тем, кто хочет попробовать местную териберскую кухню, рекомендуем ресторан «45 Причал». Мурманск – «Царская охота», «Серый гусь» и «Терраса». Чек довольно высокий.
вода. Кругом чистая вода, поэтому умереть от жажды проблематично. Но кто знает, кто мог справить нужду или умереть в этой чистой воде (если я говорю о животных), поэтому ее все же рекомендуется хотя бы прокипятить. Но мы взяли его в комплекте и бутилированная вода.
День первый: путешествие в темноте
Некоторые путешественники любят продлить маршрут и ночевать в Карелии. Но нам хватило Карелии на сезон, поэтому стартовали в 3 часа ночи. Да, время не самое удобное, но в хорошей компании даже 15 часов езды пролетают быстро. Дорожный плейлист скачан, заправочный кофе взят – поехали! Пустые дороги, волшебные ночные тропы и волшебные рассветы в карельских лесах – это простое счастье путешественников.
Почему лучше ехать в сентябре?
Остров Кольский в конце сентября – настоящее сокровище. Туристов мало, осенняя тундра светится разнообразными красными, оранжевыми и золотыми красками, а на горизонте уже появляется северное сияние. Холод еще не проник в кожу, но свежесть севера освежает.
Первый день полностью провёл в дороге. Последние несколько часов нашего путешествия мы провели под унылым и надоедливым дождем, который затмил красоту окрестностей. В Вудиавр мы прибыли уже в сумерках, но погода сделала нам подарок. Как только мы разбили лагерь, дождь прекратился, небо прояснилось, и мы увидели первое за всю поездку северное сияние. Не самый яркий танец света, но для начала отличный.
Кстати, палатку мы поставили на SUP-доску. Они становятся идеальной поддержкой: теплые, мягкие, без камней и комочков под спиной. Никто уже не осмелился ехать по доске — все устали от дороги. Но под северным сиянием этот момент стал символическим: «Теперь мы должны быть здесь!"
День 2 Кировск - Териберка
Ранним утром ясное небо и мягкий солнечный свет упали на склоны Хибин. Завтрак — блины, кофе и расслабляющая поездка на SUP — задает идеальный тон всему дню.
Пока мы завтракали, к озеру стали прибывать местные жители и тут нас ждал сюрприз – встреча со старым знакомым из Питера. Он рекомендует посетить спасательную базу и отель Куэльпорр, где, по его словам, можно увидеть потрясающие виды, водопады и даже купить уникальные сувенирные футболки.
SUP от Maly Woodvre
SUP от Maly Woodvre
Вдохновленные этой идеей, мы отправились к водопаду Рисйок. Тропа потрясающая: горы, озера, чистая вода. Сам водопад представляет собой двухступенчатый водопад высотой 20 метров, который кажется парящим в воздухе. Это сложно описать словами, но кажется, что даже воздух здесь сверкает.
Времени на осмотр достопримечательностей не хватает – сегодня нам еще предстоит съездить в Териберку. Было уже темно, поэтому мы выехали на шоссе. Когда мы приближаемся к деревне, нас снова встречает северное сияние, словно встречающее гостей.
В кемпинге Териберка-Турс мы были немного в шоке: в поселке не было электричества и негде зарядить телефон. Но мы воспринимаем это как вызов. Мы называем это явление «ситуативным туризмом», имея в виду, что даже в таких ситуациях приходится искать преимущества. Есть и преимущества: отсутствие электричества дает нам идеальное звездное небо, не заслоненное искусственным светом, а северное сияние снова можно увидеть у нашего порога.
День 3: Териберка
Мы провели день, гуляя по Териберке, которая уже давно стала нашим родным городом. Но поскольку часть нашей группы была здесь впервые, мы решили пойти по классическому маршруту: подняться на несколько холмов вдоль побережья, чтобы добраться до водопада.
Ситуация изменилась с тех пор, как Териберка получила статус охраняемой территории (в частности, заповедника). Деревянные полы теперь облегчают передвижение и избавляют от необходимости пробираться через водопропускные трубы. Место стало заметно чище, а информационные таблички рассказывают о местной флоре и фауне. Это, конечно, делает местность более доступной, но немного отнимает дух дикой природы.
Для желающих побыть наедине с северной тундрой есть выход: прогуляться за водопадами и за древними орудиями береговой обороны. Если двигаться на восток, за «конец всех дорог», перед нами открывается бескрайняя, почти нетронутая тундра. Самое главное – помнить о его хрупкости и оставить его таким же чистым, каким вы его нашли.
Шокирующая тема – огонь
Этим летом и осенью Кольский полуостров пострадал от пожаров. Самая распространенная причина – человеческая халатность: выброшенные окурки, стекла или разбитые бутылки. Мы сами наткнулись на Пылающую Тундру. Они попытались помочь: вызвали пожарных и попытались потушить возгорание, но безуспешно. Но пожар в тундре сложен: он бывает под мхом и камнем.
«Левиафан»
Распространено заблуждение, что популярность Териберки связана с фильмом «Левиафан». Однако интерес к этому месту возник гораздо раньше — после отмены Borderlands в 2009 году. Тогда путешественники могли свободно приехать сюда даже на обычных машинах и открыть для себя неповторимую красоту этого края. Я из любопытства расспросил туристов, приехавших в Териберку, — фильм почти никто из них не видел.
Фильм вызвал споры: одним он понравился, другие остались равнодушными. Однако в финальной сцене есть интересная ирония. Группа нечестных чиновников и священников направилась по Териберскому мосту в сторону «Газпром дороги» — дороги, которая через несколько километров заканчивается на обрыве, символизирующем путь куда угодно.
Ризотто с края земли
Изначально планировали приготовить ризотто на следующий день, но узнали, что утром дорогу перекроют, что для Териберки нормально. Сегодня мы решили приготовить ужин в «Конце дороги».
Дорога к этому месту пролегает вдоль побережья по так называемой «Газпром дороге».
Обратите внимание: В каких случаях раньше на Севере можно было таскать рыбу из чужих сетей.
Это наследие проекта Штокмановского месторождения, который так и не был реализован. В конце 1980-х здесь планировали добывать природный газ, но рынок изменился, и в 2011 году строительство остановилось. Дорога длиной около 9 километров проходит через взорванные и мощеные скалы, а затем резко обрывается, как и история самого проекта.
Маршрут наполнен бирюзовыми водами Заварисинской бухты, закатными скалами и бескрайней тундрой. Но следы человеческой безответственности разочаровывают: мусор, граффити на камнях.
День 4: Териберка – Дальние Зеленцы
Утром дорога со стороны Териберки была закрыта. В информационном комитете обещали сформировать колонну с 9 до 11 часов утра. Мы подъехали к светофору на въезде в село, но кроме нашей машины там было всего несколько машин. В 8:50 водитель соседней машины не выдержал и уехал, нажав на красный свет. Мы остаемся и надеемся, что система заработает по графику. Однако к 9:15 ситуация не изменилась: светофоры продолжали светиться красным, а вывеска упорно сообщала, что дорога закрыта. Попытки связаться с диспетчерской не увенчались успехом.
Эти табло — отдельная история. На въезде в Териберку мы столкнулись с обратной ситуацией: приборная панель сообщала, что дорога свободна, но светофор горит красным. Однако водители проигнорировали сигнал и уверенно продолжили движение.
В настоящее время Териберка активно инвестирует деньги, в том числе строит новую асфальтированную дорогу. Раньше большая часть 40-километрового маршрута была грунтовой дорогой, что зимой из-за реконструкции становилось огромной проблемой. Были случаи, когда деревни помещали на недельный карантин. Надеемся, новая дорога устранит эту трудность.
По пути в Дальние Зеленцы заехали в Туманный, село, оставившее двоякое впечатление. Как только мы вошли, мы увидели магазин с ироничным названием «Альбион». Но искать здесь сходство с Британией нет смысла. Ряды серых пятиэтажек с выбитыми окнами и темные улицы создают ощущение пустыни. Но среди всего этого хаоса люди жили: открывалась школа, магазин, рождались дети. Это мир, где суровая природа встречается с полной свободой.
Заброшенные дома Туманного хранят следы прошлого: старая мебель, книги, игрушки. Местные жители с грустью вспоминают прошлое, местные женщины рассказывают, что когда-то это было оживленное место: гарнизонные войска, инженеры-электрики, строители гидроузла. Все это теперь осталось в прошлом. Один из туристов грустно сказал: «К сожалению, это не похоже на Териберку, где село оживляется из-за приезда туристов». Жители Териберки могут возразить против такого мнения.
Но нам пора двигаться дальше, в Дальнюю Зеландию – место, ставшее частью нашей северной истории. Мы были там два с половиной раза. Первая попытка зимой закончилась быстро: как только мы доехали до первого брода, машина начала царапать сугробы льда и снега. Затем, беспокоясь о пробках и не желая рисковать перед встречей с туристами, мы решили вернуться.
Вторая поездка осенью оказалась еще более успешной. Хоть дорога и была трудной, но она была гладкой. Каждая мель и шаткий мостик усиливают волнение и заставляют почувствовать себя частью этой дикой и беспощадной местности. Теперь, зная маршрут, путешествовать легче, но север не утратил своего волшебства.
Как поется в песне: «Если полюбишь Север, то никогда не разлюбишь». Эти слова как нельзя лучше отражают чувства, вызываемые местным пейзажем. Бескрайние просторы, реки, каменистые поля – Север либо навсегда покорит людей, либо отпустит тех, кто никогда не был с ним рядом.
Когда стоишь перед этой величественной природой, начинаешь лучше понимать тех, кто предпочитает жить в суровых условиях, например, в деревне Тумани. В такой местности особенно сильно ощущается чувство свободы.
Издалека Зеленцы встретили нас торжественным молчанием. Некогда впечатляющие заброшенные здания постепенно превращаются в руины. Увидеть биологическую станцию было особенно больно. Его стены рухнули, а внутри — остатки научных исследований: пробирки, образцы водорослей, даже мозги в банках. Когда-то здесь началось эпическое заселение Баренцева моря камчатскими крабами, но сейчас это всего лишь мрачный памятник ушедшей эпохе.
Мы также посетили Северную коррозионную станцию, построенную в 1948 году. Его миссия — испытания материалов в экстремальных условиях севера. Некоторые старые металлические экземпляры все еще существуют, хотя ржавчина разрушила почти все детали.
Наблюдая за этими тестами, невольно задаешься вопросом: как долго здесь продержатся наши старые УАЗы?
Когда солнце скрылось за горизонтом, а небо стало темно-синим, мы поняли, что снова пропустили поездку на SUP. Вся эта суета дороги и впечатления дня заняли больше времени, чем мы ожидали.
Но это нас не смутило. Мы договорились встать в 6 утра, чтобы наблюдать восход солнца над водой, если позволит погода.
День 5: Дальние Зеленцы – Мурманск
Встали мы в 6 утра, и погода сразу дала понять, что покататься на сапсерфинге нам не удастся – дождь, ветер, холод.
Когда все проснулись, погода лучше не становилась – серый и холодный ветер, столь любимый петербуржцами, нас не удерживал. Мы позавтракали, собрались и отправились в путь.
Сегодня мы планировали поездку в Мурманск и допустили типичную ошибку – не оставили достаточно времени для осмотра интересных мест. Чтобы по-настоящему насладиться прогулками и атмосферой, здесь нужно задержаться минимум на две ночи. Мы успели лишь дойти до Баренцева моря недалеко от мыса Зеленецкого. Места впечатляющие, но, увы, наличие мусора портит общее впечатление…
Дорога впереди уже казалась знакомой, все паромы и полуразрушенные мосты уже не внушали страха. Но тут выглянуло солнце. Ради таких моментов стоит отправиться на север! Тундра меняется: серость сменяется яркими осенними красками мха, грибов и чистых озер. Пейзажи были настолько завораживающими, что обратный путь был невозможен — мы время от времени останавливались, чтобы полюбоваться видом. Людям, уставшим от городского шума, пыли и искусственного света, очень важно заехать больным и забронировать поездку в тундру.
Мы приехали в Мурманск уже затемно и остановились в гостинице. Здесь мы успеваем зарядить все наши гаджеты, принять ванну и, конечно же, посушить грибы – куда бы мы без этого!
День 6 Мурманск – пригород Мончегорска – Кандалакша
Утром мы направились в Кандалакшу, последнюю точку маршрута. Там нас ждал заранее забронированный А-образный дом с потрясающим видом на Кандалакшский залив. По пути мы остановились в Мончегорске, и хотя с городом мы очень мало общались, вокруг него ходит много историй. Мы хотели сфотографироваться рядом с баннером «Мончегорск – столица России», но, к сожалению, его удалили. Но мы узнали его историю: это было украшение короткометражного фильма на кинофестивале. Хотя баннер висел долго, он оставил много разных мыслей.
Поэтому это фото сделано во время предыдущего посещения этих мест.
Мончегорск – столица России
На трассе под Мончегорском часто встречается густой дым, который легко спутать с туманом. Лучше всего держать окна закрытыми и проезжать по территории быстро, но осторожно. За дымку можно поблагодарить Северо Никола. Почва вокруг завода пропитана серной кислотой, повсюду видны обгоревшие пустоши. Прогулка по этой местности создает ощущение постапокалиптического пейзажа, в котором можно найти синие кости животных. Никакой растительности, только почерневшие от кислоты пни. Они говорят, что ситуация улучшилась: на заводах установлены новые фильтры, а вокруг города появилось больше зелени. Я хочу в это поверить.
Судя по комментариям в сети, местные жители любят свой город и защищают завод. Они утверждают, что при строительстве города учли розу ветров и в сам город выбросы практически не попадают. Но, видимо, никто не обратил внимания на их финал.
У меня есть интересное желание посетить Мончегорск хотя бы на несколько дней. Возможно, эти окружающие пустоши — всего лишь барьер, призванный отгонять любопытных туристов, но внутренняя часть города — настоящий рай с идеальной средой для жизни.
Но мы поехали дальше в Кандалакшу. Планировалось переночевать на Крестовой горе в пределах А-образной рамки. Раньше мы останавливались у этих людей в ДубльДоме на Волосяной горе. Могу порекомендовать оба места, но самое главное — заранее ознакомиться с особенностями, чтобы понять, подходят ли вам такие условия. Вот несколько моментов, которые следует учитывать:
-
Сухие туалеты и походные душевые – кому-то это может показаться неудобным;
-
Спальные места. Не ждите роскошных кроватей с удобными матрасами и постельным бельем. Вместо этого вы получаете деревянные полы, некачественные матрасы и спальные мешки без подкладки;
-
Сложность доступа - Если говорить о ДубльДоме, то дорога туда не такая уж и легкая. Подъем в одну сторону занимает около 1,5 километров, что может быть неудобно для людей, не привыкших ходить пешком. Но для нас это лишь одна из прелестей этих мест.
Условия очень тяжелые и к этому нужно быть готовым. Тем, кто привык путешествовать и жить в палатках, эти условия не будут страшны. Окружающие пейзажи обязательно заставят вас забыть о возможных неудобствах.
Наши планы снова пошли наперекосяк. Вместо того, чтобы остаться еще на ночь и потратить день на изучение окрестностей, мы рано утром сели в машину и поехали в Санкт-Петербург, где и завершили свое путешествие.
Уже планируем следующую поездку)
Спасибо всем, кто прочитал.
Найти нас можно по ссылке и присоединиться к SUP-прогулке или каякинг-туру по Санкт-Петербургу и окрестностям - Nibiru.team
буду благодарен за подписку тг
Еще фото из ВК
[Мои] Путешествия Авторские рассказы Путешествие по России Кольский полуостров Териберкасибный Удаленный Зеленчи Мончегорск Сапёрфинг Длинная история УАЗ 8Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Если ты полюбишь Север - не разлюбишь никогда (с) Автотрип по Кольскому полуострову.