Объем российского рынка делового туризма ежегодно растет на протяжение последних нескольких лет. О динамичном развитии этого сегмента рассказали эксперты Российского союза туриндустрии.
По словам соруководителя Комитета РСТ по MICE-туризму и конгрессно-выставочной деятельности Натальи Евневич рост корпоративных событий с начала года по отношению ко второму кварталу 2023 составляет 19%, а по отношению к первому кварталу 2023 он вырос на треть. Спрос на деловые мероприятия в третьем квартале 2024 превзошел показатели предыдущего года на 54%.
«Деловой туризм первым полностью восстановился после пандемии и падения рынка, связанного с началом СВО в 2022 году. Количество внутренних командировок увеличилось на 18%, а объем бронирования в гостиницах — на 5–7 %. В топе популярных городов России для деловых туристов оказались Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи и Казань», — отмечает Наталья Евневич.
Ожидается, что по итогам текущего года общий объем рынка бизнес-поездок в достигнет одного триллиона рублей.
По данным Фонда Росконгресс в 2024 году объем российского рынка MICE увеличился примерно на 15–20% по сравнению с предыдущим годом. Основными факторами роста стали развитие инфраструктуры, спрос со стороны бизнеса на корпоративные и международные мероприятия, а также активное внедрение новых технологий и форматов организации событий.
В этом году объем российского рынка MICE-услуг оценивается примерно в 22–23 миллиарда рублей. Основными клиентами в этой сфере остаются промышленные компании, фармацевтический сектор, а также растущий интерес проявляют IT-компании, банки и государственные структуры.
В настоящее время в Фонде Росконгресс выделяют следующие тренды в сегменте делового туризма:
- Рост внутреннего туризма
Из-за увеличения затрат на международные поездки бизнес-фокус сместился на мероприятия внутри России. Крупные города, такие как Москва, Санкт-Петербург, Казань и Екатеринбург, остаются главными центрами, а менее популярные регионы, включая юг и восток России, активно развивают инфраструктуру.
- Смена форматов мероприятий
Компании внедряют гибридные форматы (смешение онлайн и оффлайн-мероприятий), чтобы охватить более широкую аудиторию при снижении затрат. Это особенно популярно в образовательных и корпоративных событиях.
- Развитие нестандартных локаций
Повышается интерес к новым местам проведения мероприятий. Вместо стандартных конференц-залов компании ищут креативные пространства, включая природные зоны, исторические здания и нестандартные городские локации.
- Увеличение деловых поездок в дружественные страны
Фокус внешнего MICE-сегмента смещается на страны Азии, Ближнего Востока и СНГ (Китай, ОАЭ, Казахстан, Узбекистан), что обусловлено текущими международными условиями.
По словам заместителя директора Фонда Росконгресс Владимира Затынайко, проблемами, мешающими развитию этой сферы туризма в нашей стране, можно назвать недостаток развитой инфраструктуры в отдельных регионах, высокие затраты (рост цен на авиаперелёты, проживание и организацию мероприятий) и ограниченную доступность инновационных решений.
«Хотя внедрение технологий, таких как гибридные платформы и цифровые инструменты, становится трендом, не все компании имеют ресурсы и компетенции для их использования. Это ограничивает их конкурентоспособность на рынке, а также усложняет процесс подготовки к мероприятиям», — подчеркивает Владимир Затынайко.
Кроме того, сложности возникают из-за отсутствия стратегии развития в ряде регионов. Территории не имеют долгосрочных программ поддержки MICE-индустрии.
Регионами-лидерами в сфере делового туризма в Фонде Росконгресс называют Москву и Московскую область, Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Екатеринбург и Владивосток.
Средний чек и продолжительность MICE-туров в России в 2023 и 2024 годах также показывают рост. Ценовой показатель значительно варьируется в зависимости от региона, формата мероприятия и уровня услуг. Например, средняя стоимость делового туризма для российского клиента в 2023 году увеличилась в 1,4 раза по сравнению с туристами, путешествующими с личными целями, и составила около 35 тысяч рублей на одного человека. В 2024 году также ожидается рост цен на фоне инфляции и повышения стоимости услуг в отрасли, особенно в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург.
В Союзе агентств делового туризма (САД) также отмечают рост объемов российского рынка делового туризма. По данным САД в 2024 году этот показатель вырос на 28% по сравнению с прошлым годам. По прогнозам, концу года объем этого рынка превысит 1 триллион рублей. В этом году увеличивается и общее количество командировок — на 21% к 2023 году. При этом, по словам вице-президента РСТ и председателя правления САД Дмитрия Горина, деловой туризм нуждается в законодательном определении.
«Основной вопрос проблематики развития индустрии делового туризма — это всё-таки отсутствие актуальной статистики. Чтобы планировать развитие индустрии необходимы актуальные данные. Мы выступаем за выделение этой индустрии в отдельный сегмент», — отмечает Дмитрий Горин.
Самыми популярными направлениями командировок по России в САД называют Москву и Санкт-Петербург. В топ направлений также вошли Сочи, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Тюмень. Продолжительность деловых поездок по РФ остается неизменной в последние 3 года, в среднем это 2−3 дня.
Подробнее в источнике Отрасль делового туризма в России находится на стадии активного развития