Дилукай с Каролинских островов, Белау (Палау), XIX –начало ХХ века. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
И поступят с тобою жестоко, и возьмут у тебя все, нажитое трудами, и оставят тебя нагою и непокрытою, и открыта будет срамная нагота твоя, и распутство твое, и блудодейство твое.
Книга пророка Иезекииля, 23:29
Книга пророка Иезекииля, 23:29
История культуры. А было так, что когда европейские путешественники достигли островов Полинезии и увидели тамошних жителей, их больше всего поразило бесстыдство последних, потому что одежды они практически никакой не знали. Перламутровая ракушка на шнурке над причинным местом — вот и вся одежда девушек и женщин на некоторых островах, описанная досужими мореплавателями. А на некоторых туземцы не имели даже и этого, а ходили в костюмах Адама и Евы. Правда, тела их при этом были сплошь покрыты татуировками. Некоторые модники брились наголо, чтобы увеличить поверхность кожи, украшали узорами ладони и даже… язык!
Шила-на-Гиг XII или XIII века в церкви Святой Марии и Святого Эндрю в Уиттлсфорде
Много европейцы увидели там всего необычного, но едва ли не больше всего их поразили дилукайи с островов Палау – вырезанные из дерева фигурки молодых женщин, которыми украшали вход в дом вождя или «мужской дом» – что-то вроде клуба только для мужчин, куда женщинам входить запрещалось под страхом смерти. Так вот, изображались они с широко раздвинутыми ногами и генитальной областью в виде чёрного треугольника. Руки дилукайи при этом лежали на бёдрах, шею украшало красное ожерелье, а на руке был браслет из сложенных колец, сделанных из черепашьего панциря. Забавно, что, вырезая эти фигурки, мастера должны были следовать строгим правилам. Потому что нарушение их могло привести к смерти резчика или даже вождя племени.
Женщина, бреющая лобковые волосы. Рельеф XII века, в настоящее время находящийся в Музее античного искусства в замке Сфорца в Милане
Однако самое интересное, что для чего точно они были нужны, неизвестно. Есть легенда (хотя на самом деле их много и разных), что некий местный парень по имени Атматуйук так досадил жителям своей деревни, что те его прогнали, запретив возвращаться. А чтобы он не мог нарушить запрет, они развесили повсюду изображения его сестры Дилукай, чтобы вернуться он уже никак не мог, потому что видеть гениталии сестры он не мог. Это было табу. Причем христианские миссионеры так и не смогли искоренить этот обычай. Но зато сумели интерпретировать его в свою пользу: по их словам, фигурки дилукай использовались для посрамления женщин нехорошего поведения.
Шила-на-гиг. Клиншам-сюр-Орн, церковь Нотр-Дам, департамент Кальвадос в регионе Нормандия, Франция
А теперь так: понятно, что в Полинезии и не такое было возможно, коль они все там ходили нагишом. А вот как, интересно, обстояло дело с подобными изображениями в средневековой Европе, где доминировали христианская культура и мораль? Почему именно в средневековой Европе? Да потому, что в более ранних культурах того же Египта, Греции, Рима изображения различного рода совокупительных органов табу не являлись. Чему есть множество подтверждений в виде изображений на той же греческой керамической посуде. Что неудивительно, поскольку там была и своя культура, и мораль.
Так, у тех же греков вполне социально одобряемыми считались интимные отношения между взрослым мужчиной и молодым юношей. Хотя те же отношения между двумя взрослыми мужчинами считались постыдными и совершенно недопустимыми. Нет и подобных изображений. В доколумбовой Америке разнообразные сексуальные практики также нашли свое воплощение в керамике. Но куннилингуса там нет, хотя есть многое другое. Так что были, видимо, некие социальные рамки, которые индейцы не переступали.
Капитель. Соборная церковь Сан-Педро-де-Серватос — романская церковь в Серватосе (Кантабрия, Испания). Была построена около 1129 года
Там же…
И это тоже оттуда…
Много эротических картинок в персидском, индийском и японском изобразительном искусстве. Кто не слышал, например, о «Ананга ранга» («Ветви персика») или японских сюнга? Причем последние выходили огромными тиражами, а их авторами были самые известные японские художники… А причина их распространенности очень проста: японцы издавна жили в домах, где полное уединение было абсолютно невозможно. Вот японцы старались, чтобы случайный свидетель любовной сцены оценил бы её… красоту и воскликнул: «Как прекрасна ваша любовь!» И этому следовало учиться.
Шила-на-гиг в церкви Воскресения Господня в Дравско-Поморском, южный портал. Это одна из двух римско-католических приходских церквей, принадлежащих Дравско-Поморскому деканату, Кошалинско-Колобжегской епархии, Щецинско-Каменской метрополии, расположенная в Дравско-Поморском воеводстве, Польша
А вот в христианской Европе и запирающихся темных комнат было достаточно, и сеновалов, и ветряных мельниц, где вполне можно было уединиться даже с определенным комфортом. Правда, и цели гендерного общения были строго прописаны церковью: поза только миссионерская, цель — рождение детей (и не более!), и мнение, что без оргазма нет зачатия — о чем, кстати, и спрашивают судьи героиню кинофильма «Последняя дуэль», где разбирается дело об изнасиловании замужней дамы, которое заканчивается впечатляющим поединком «божьего суда».
Шила-на-гиг в замке Баллифинбой, графство Типперэри. Этот объект находится под охраной Археологической службы Ирландии
Но вот что странно. Если мы посмотрим на миниатюры (и маргиналии — рисунки на полях) тогдашних манускриптов, то мы там и изображения обнаженной натуры найдем, и всяких двусмысленных сцен немало, например, есть изображение сбора мужских копулятивных органов, растущих на… дереве! Так и хочется сесть в «машину времени», отправиться в Средние века и спросить там: «А что бы это значило!»
Шила-на-гиг в романской церкви Святой Марии и Святого Давида в Килпеке, Херефордшир, Англия
Однако рисунки — это что. Никакие полинезийские дилукай не сравнятся с каменными изваяниями, которые встречаются на территории всей Западной Европы, а еще в Чехии и Словакии. Это лупоглазые уродцы женского пола, заняты тем, что обеими руками растягивают свои огромные вульвы в разные стороны. Подобные фигурки получили название шила-на-гиг. А вот «украшают» фасады не только светских строений и капители колонн, но и… церквей. В Великобритании и Ирландии на них очень легко наткнуться, нужно только посмотреть внимательно. Особенно удивляют столь непристойные фигурки в декоре католических храмов. Причем шила-на-гиг вырезались с IX по XVI века, то есть достаточно долго. Долго, но никто не оставил нам объяснения, зачем вообще это делалось и какой в них вкладывался смысл!
Есть множество гипотез насчет этих фигур, но только какая из них опять же верна, неизвестно. Например, есть мнение, что фигуры шила-на-гиг должны были отпугивать злых духов. Поэтому их и размещали преимущественно над окнами, дверями и воротами, чтобы злые духи через них не пробрались. Возможно, они, увидев такое, должны были устыдиться, но точно сказать, так ли это, нельзя. Некоторые выдвигают идею, что это некое могущественное в прошлом божество плодородия, и ранней христианской церкви пришлось смириться с его изображением из-за популярности среди простонародья. Вот только в XIII, XIV, XV и XVI вв. церковь отнюдь не мирилась с теми, кто ей мешал, а тут вдруг – нате, любуйтесь…
Специалист по ирландским фигурам Энтони Вейр и историк-искусствовед Джим Джармен считают, что шила-на-гиг изображает один из смертных грехов — похоть. Но где тогда шесть остальных? Почему в таком же виде не изображены эти грехи? Кстати, если опять мы возвратимся к маргиналиям в манускриптах, то можно еще объяснить, что демонов и проповедующих животных протестанты и католики изображали специально, чтобы высмеять своих идейных противников. Но как быть с кучей фаллических и анальных сюжетов, которых в этих фолиантах полным-полно? И нарисованы они вне какой бы то ни было логической связи с текстом!
Мало того, в той же Европе археологи находят паломнические значки: раковины Св. Иоанна Кампостельского, а еще плоские фигурки, отлитые из металла в виде фаллосов на ножках и с бубенцами, а еще всё ту же самую вульву на ногах и в паломнической шляпе с четками и посохом в руках…
Шила-на-гиг в музее Святого Михаила в церкви Норт-Гейт, Оксфорд
Мы знаем о фаллических культах в Индии, Египте, Греции, Риме. Там обожествляли пенис (а иногда еще и вагину, например пекли в ее форме хлебы) и наделяли эти телеса мистическими свойствами. Но христианством в Средневековье все эти языческие культы были разрушены. Разрушены до основания… Или все-таки не совсем, и эротизм пышным цветом расцветал наравне с религиозным ханжеством и лицемерием, а возможно, что они, что называется, «шли рука об руку»? Так что, может быть, эти «ходячие пенисы и вульвы» не что иное, как шуточные сувениры, высмеивающие паломников, которые старались угодить богу, но при этом не брезговали услугами дорожных шлюх? Кто знает? Паломников, искавших случайных связей в незнакомых городах по дороге к священному месту. Вот такое оно — средневековое христианство.
Водоливная труба дома «Глюксбург» в Госларе…
Есть даже две водосточные трубы на северо-восточном и юго-западном фасаде дома «Глюксбург» в Госларе (город в Германии, районный центр в земле Нижняя Саксония), которые сделала уже в наше время шотландская художница Лора Марч. Вот что она по поводу своей работы написала: «Это украшение — современная дань уважения очень известной кельтской богине: часто встречается снаружи церквей в Южной Ирландии. Обычно ее изображают с озорной ухмылкой, держащей свою вульву открытой. Некоторые могут сказать, что она действительно имеет наглую форму, но на самом деле она просто напоминает нам о том, откуда мы произошли. Священные врата к рождению и смерти. Моя версия немного менее страшная, но смысл остается прежним…»
Кто знает, может быть, всё это именно так и было в прошлом, ну а мастера из Испании, Чехии и Словакии попросту скопировали эту фигурку, увидев ее в той же Ирландии или Англии.