Кто учил Боттичелли, Ван Дейка и Коровина? Не менее знаменитые художники: гениальному учителю — гениального ученика! Вашему вниманию — самые яркие примеры судьбоносных встреч прославленных творцов.
Боттиччели - ученик монаха-расстриги
Один из лучших художников кватроченто фра Филиппо Липпи, он же «монах-сластолюбец» с авантюрной биографией, был учителем Боттичелли. Незадолго до того, как Липпи навсегда покинул стены кармелитского монастыря, в котором воспитывался с восьми лет и стал не только монахом, но и великим художником, в его мастерскую около 1464 года пришел Сандро Боттиччели. Известно, что веселый и жизнерадостный фра Филиппо сразу полюбил своего нового ученика, который подражал своему учителю в своих работах, копируя сюжеты, что особенно видно на картинах «Мадонна с Младенцем и ангелами».
История на этом не завершилась. У фра Филиппо Липпи, оставившего монастырь, родился наследник — Филиппино Липпи, матерью которого была монашка. Влюбленный Липпи просто похитил красотку Лукрецию из монастыря, а скандал, который за этим последовал, удалось уладить, только получив разрешение от Папы Римского о снятии монашеского сана. Так вот: сын этой легендарной пары был учеником Боттиччели!
Между Филиппино Липпи и Боттичелли так много общего, что искусствоведы до сих пор ведут споры о некоторых работах. Картины обоих художников объединяет поэтическое восприятие мира, одухотворенные и немного грустные образы, и даже вкусы и представления о женской красоте у них схожи. Взгляните на картину Филиппино Липпи «Мадонна» с типично «боттиччелевскими» чертами лица!
Между Филиппино Липпи и Боттичелли так много общего, что искусствоведы до сих пор ведут споры о некоторых работах. Картины обоих художников объединяет поэтическое восприятие мира, одухотворенные и немного грустные образы, и даже вкусы и представления о женской красоте у них схожи. Взгляните на картину Филиппино Липпи «Мадонна» с типично «боттиччелевскими» чертами лица!
Рембрандт - учитель Геррита Доу
У Рембрандта исследователи насчитали более 40-ка учеников, а одним из первых и впоследствии ставшем знаменитым, был Геррит Доу. Когда его отец отправил сына учиться живописи в мастерской Рембрандта, (тот жил с ними по соседству в Лейдене, родном городе обоих живописцев), ученику было 15 лет, а его учителю - всего 22 года. За три года, которые юный Доу провел с Рембрандтом, он обучился мастерству светотени и колористики, и перенял любовь к автопортретам от своего учителя.
Каждый из учеников Рембрандта использовал полученные знания и затем создавал свой собственный стиль. Картины Геррита Доу в зрелый период были маленького размера, где каждая деталь была очень тщательно выписана и составляла часть целой истории.
Несколько интересных фактов о мастерской Рембрандта в Амстердаме. У него учились три группы учеников: мальчики 12−14 лет, которые хотели стать самостоятельными художниками, как правило, они уже учились до этого у другого мастера. Вторая группа — будущие ассистенты, ученики, которые оставались работать в мастерской Рембрандта и третья группа — это любители живописи, для которых уроки были частью общего образования. Каждый ученик платил мастеру 100 гульденов в год. Мальчики копировали картины и рисунки учителя, и только на завершающей стадии обучения им было позволено создавать собственные картины. В свою очередь, Рембрандт продавал и копии, и картины своих учеников.
Эта картина, написанная одним из учеников Рембрандта (возможно, Геррита Доу) изображает молодого Рембрандта в его мастерской в Лейдене.
Существует легенда, что однажды ученики Рубенса повредили только что написанный учителем холст. Один из мальчишек случайно упал на картину и смазал целый фрагмент. Испугавшись, мальчик упросил другого ученика — Ван Дейка переписать поврежденное место. На следующий день Рубенс долго удивлялся своей живописи, рассматривая работу, а когда узнал правду, то с не меньшим восхищением хвалил своего ученика! Скоро Ван Дейк стал «правой рукой» Рубенса.
Гениальному учителю – гениальный ученик! Рубенс и Ван Дейк
Существует легенда, что однажды ученики Рубенса повредили только что написанный учителем холст. Один из мальчишек случайно упал на картину и смазал целый фрагмент. Испугавшись, мальчик упросил другого ученика — Ван Дейка переписать поврежденное место. На следующий день Рубенс долго удивлялся своей живописи, рассматривая работу, а когда узнал правду, то с не меньшим восхищением хвалил своего ученика! Скоро Ван Дейк стал «правой рукой» Рубенса.
Ван Дейк работает в мастерской Рубенса в 1618—1621 гг., в это время у него уже есть собственная мастерская и звание независимого художника. Ван Дейк желает быть рядом с маэстро и не только у него работает, но и живет в его доме. Пытаясь раскрыть секрет мастерства Рубенса, он тщательно воссоздает манеру своего учителя.
После трехлетней рубенсовской школы в 21 год Ван Дейк стал придворным художником английского короля. Они расстались с Рубенсом лучшими друзьями. Ван Дейк умер через год после смерти Рубенса в 1641 году.
Ван Дейк «Автопортрет», 1615. Еще совсем недавно эту картину приписывали кисти Рубенса, сейчас искусствоведы уверены в авторстве юного Ван Дейка. Иногда до сих пор сложно провести грань между картинами двух художников.
Мантенья, Беллини: отцы и распри
В юности первым учителем Андреа Мантеньи был художник Скварчоне, он не только обучил его азам живописи, но и стал приемным отцом. Мантенья вырос и сблизился с семьей Беллини, которая господствовала в художественных кругах Венеции. Якопо Беллини и его сыновья Джованни и Джентиле, особо искусные в колористике, научили своему мастерству Мантенью, у которого на первом месте было искусство рисунка. Взаимный творческий интерес падуанца и венецианцев закончился тем, что они породнились — в 1564 Мантенья женился на Николезе — дочери Якопо Беллини. А теплые отношения отчима и пасынка навсегда испортились, так как Скварчоне, которого считали соперником Якопо Беллини, обвинил приемного сына в предательстве!
Джованни Беллини и Тициан - первые живописцы Венецианской республики в 1483 - 1576 годах
Тициан учился вначале у старшего из братьев Беллини — Джентиле, но когда тот заявил, что его ученик плох и ему никогда не стать художником, то перешел в мастерскую к младшему Беллини — Джованни, официальному живописцу Венеции. Кстати, после его смерти Тициан займет эту должность на долгих 60 лет.
Тициан учился вначале у старшего из братьев Беллини — Джентиле, но когда тот заявил, что его ученик плох и ему никогда не стать художником, то перешел в мастерскую к младшему Беллини — Джованни, официальному живописцу Венеции. Кстати, после его смерти Тициан займет эту должность на долгих 60 лет.
Есть одна картина «Пир богов», над которой два несравненных художника, — учитель и его ученик, — работали вместе. Правда, с разницей в 15 лет.
Картина «Пир богов» — одна из последних работ Джованни Беллини, написана была на заказ герцог Феррарского двора Альфонсо Д’Эсте и украшала его самую любимую комнату. Через несколько лет придворный живописец герцога Досси Доссо переписал пейзаж на картине, «чтобы получше вписать в интерьер». В 1529 году, когда Тициан приехал в Феррару, герцог обратился к нему, как ученику Беллини, знакомому с его манерой живописи, переписать картину еще раз. На этот раз герцог остался вполне доволен.
Остров Крит в течение нескольких столетий был под контролем Венецианской Республики. И Эль Греко, как венецианский подданный, отправился учиться именно в этот город, где властвовал гениальный Тициан. В его мастерскую грек поступил в возрасте примерно 20-ти лет (между 1560—1565), он осваивал главные основы ренессансной живописи: перспективу, построение композиции, разработку сюжетных сцен… И самое важное — осваивал кредо венецианских художников — уделять особое внимание и делать акцент на цветах, а не ставить во главу угла рисунок сам по себе. Ведь благодаря этому фигуры и антураж обретают жизнь и истинное правдоподобие!
Картина «Христос исцеляет слепого» — яркий пример живописи Эль Греко, выполненная под влиянием венецианского Ренессанса XVI века.
Эль Греко – венецианский подданный в мастерской Тициана, первого живописца Республики
Остров Крит в течение нескольких столетий был под контролем Венецианской Республики. И Эль Греко, как венецианский подданный, отправился учиться именно в этот город, где властвовал гениальный Тициан. В его мастерскую грек поступил в возрасте примерно 20-ти лет (между 1560—1565), он осваивал главные основы ренессансной живописи: перспективу, построение композиции, разработку сюжетных сцен… И самое важное — осваивал кредо венецианских художников — уделять особое внимание и делать акцент на цветах, а не ставить во главу угла рисунок сам по себе. Ведь благодаря этому фигуры и антураж обретают жизнь и истинное правдоподобие!
Картина «Христос исцеляет слепого» — яркий пример живописи Эль Греко, выполненная под влиянием венецианского Ренессанса XVI века.
Сравните ее с «Мадонной» Тициана: работы совершенно разные, но и там и там — стремление к ярким свежим краскам и ясности формы.
Рождение нового искусства - Саврасов и Коровин
Константин Коровин учился в Московском училище в пейзажном классе Алексея Саврасова. На его ранних работах чувствуется поэзия и лирика, присущие манере учителя. Но позже художник создаст картину в стиле импрессионизма — новаторскую для России, — увлечется символизмом и модерном, и все это придет через трогательные пейзажи.
Брюллов и Шевченко - судьбоносная встреча прославленного мастера и одаренного юноши
Как только Тараса Шевченко выкупили из крепостных, он тут же становится студентом Петербургской Академии художеств, к тому же его зачисляют сразу в четвертый класс за выдающиеся способности. Его учитель, он же благодетель — блистательный Карл Брюллов. Шевченко в это время, ослепленный блеском столицы, пускается во все тяжкие…
Друг Шевченко А. Сошенко, принимавший большое участие в его выкупе, сетовал: «В Тараса словно вселился светский бес. Досадно и больно было мне глядеть на его роскошную жизнь. Пристало ли нашему брату художнику так жить? Так вот для чего нужна была ему свобода, которая стоила ему таких страшных усилий?»
Картина Шевченко «Одалиска» была написана в петербургский период под влиянием учителя.
Картина Шевченко «Одалиска» была написана в петербургский период под влиянием учителя.
У каждого из учеников, которые впоследствии стали знаменитыми художниками, — своя стихия, свои желания и переживания. Их произведения по силе мысли, страсти и характеру абсолютно индивидуальны. И все-таки природный дар и изящный вкус у молодых дарований расцветали под влиянием «школ» их наставников. Кто-то следовал манере и был настроен в унисон с учителем, кто-то — шел вопреки… Однако, как видим, история проставила всех!
Главная иллюстрация новости — Ван Дейк, «Святой Мартин и нищий», 1620−1621. Картина, написана под влиянием стиля учителя — Рубенса.
Главная иллюстрация новости — Ван Дейк, «Святой Мартин и нищий», 1620−1621. Картина, написана под влиянием стиля учителя — Рубенса.
Источник: artchive.ru