С начала 2024 года в Санкт-Петербурге идет работа над адаптацией туристических маршрутов для всех категорий граждан вне зависимости от особенностей здоровья. В частности, в городе создается национальный маршрут «Санкт-Петербург. Новая география для людей с инвалидностью по нескольким нозологиям», сообщила исполнительный директор группы компаний «Тари Тур Спб» Оксана Лебедева на Петербургском международном туристическом форуме «Travel Hub. Путешествуй!».
«26 ноября Госдума в первом чтении приняла поправки к закону об основах туристской деятельности, посвященные доступности услуг в сфере туризма для всех категорий граждан. Это значит, что довольно быстро все правила и нормы, узаконенные в сфере социальной защиты, будут распространяться не только на объекты инфраструктуры, музеи, но и на туруслуги. И с теми же вопросами, которые встали перед нами при адаптации нашего маршрута, в ближайшее время столкнутся все представители туриндустрии», — пояснила она.
По словам эксперта, для начала совместно с городским ТИЦ решено было создать маршруты для инвалидов с проблемами опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха, то есть три маршрута с разными экскурсионными программами. В программу для незрячих гостей необходимо было добавить тифлокомментарии, тактильные и ольфакторные композиции. А для слабослышащих – перевод на русский жестовый язык. Для людей на колясках нужны музейные объекты и городские пространства, соответствующие концепции универсального дизайна. «А таких в России, к сожалению, очень и очень мало. В Петербурге дело обстоит получше, но при ближайшем рассмотрении мы обнаружили, что критерию группового доступа очень многие объекты не соответствуют», — подчеркнула Лебедева.
Сейчас в музеях Санкт-Петербурга максимальная пропускная способность в день – 3-4 коляски. То есть эти объекты адаптированы для посещения индивидуальными гостями, которые должны забронировать экскурсию заблаговременно. Эксперты в целом сходятся во мнении, что инклюзивное путешествие должно осуществляться в мини-группе от 5 до 10 человек, максимум – 12.
«Необходимо установить такой норматив. Когда мы обращаемся к гостиницам, нам, как правило, предлагают 1-2 специализированных номера для людей с колясками, то есть выстроить логистику под групповое обслуживание в том же Санкт-Петербурге проблематично. В гостиницах, которые хотели бы участвовать в инклюзивном туризме, необходимо обустроить 10% номерного фонда для маломобильной категории граждан. В городе уже есть объекты «Экспресс Садовая», «Театральная площадь» на Садовой улице, 62 – это наши базовые гостиницы для инклюзивного туризма, одновременно в них можно разместить до 20 туристов на колясках. В целом перед туроператорским сообществом стоит задача создать специализированный номерной фонд в гостиницах», — сказала Лебедева.
Следующий момент – это специализированный коммерческий транспорт с вместимостью до шести колясок, который оснащен кассетными подъемниками и ремнями безопасностями. Общее количество такого транспорта в Санкт-Петербурге – 20 единиц.
«Это наболевший вопрос, поэтому его необходимо решать очень быстро и на федеральном уровне. Еще один важный момент – подготовка музейного персонала: в каждом музее должны быть экскурсоводы, обладающие методикой работы с людьми с теми или иными проблемами здоровья. Конечно, в Санкт-Петербурге и Москве инклюзивные музейные практики задают тон для всего музейного сообщества страны. В нашем городе большое количество интересных интерактивных программ, разработанных адресно для разных нозологий, например, в Эрмитаже», — говорит эксперт.
Оксана Лебедева напомнила и об отсутствии льготного тарифа в договорах туроператоров и музеев. По ее мнению, люди с инвалидностью должны иметь возможность получить льготу, которая им предоставляется государством, независимо от того, каким образом они попали в музей, — самостоятельно или через туроператора, что позволит снизить себестоимость путешествия.
«Развитие инклюзивного туризма и городской среды – больной вопрос для Санкт-Петербурга, так как в городе расположено 8,5 тысяч объектов культурного наследия, охраняемых государством, и весь исторический центр занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это самый настоящий барьер для формирования доступной комфортной среды для всех категорий граждан», — добавила она.
В качестве положительного примера эксперт привела Государственный Эрмитаж и Царское Село, которые заказали экспертизу и построили дорожную карту, чтобы сделать свои объекты более доступными.
Проблемой для Санкт-Петербурга остается и доступность водных прогулок для людей с инвалидностью – нет ни одного полноценно адаптированного причала или судна. «Конечно, это комплексная задача, которая должна решаться городским правительством и представителями бизнес-сообщества, потому что причалы находятся в ведомстве города, а вся флотилия – это частный бизнес», — подчеркнула она.
В то же время, продолжила Оксана Лебедева, в Санкт-Петербурге очень сильное профессиональное сообщество специалистов, обладающих инклюзивными социально-культурными практиками: «Хотелось бы, чтобы эти специалисты делились своим опытом не только с нами, но и с регионами. Также необходимо создать при правительстве нашего города профессиональное волонтерское движение, в которое будет вовлечена молодежь. Волонтеры смогут оказывать услуги сопровождения на туристическом маршруте».
Подробнее в источнике В Санкт-Петербурге национальный турмаршрут адаптируют для туристов-инвалидов