В 2024 году у нас была запланирована семейная поездка на горные лыжи в Италию. Первоначально планировали ехать с женой, которая катается на беговых лыжах. Поэтому я стал рассматривать варианты курортов, где можно покататься на горных и беговых лыжах и куда можно добраться из Милана.
Почему именно из Милана? Ну если опустить личные причины, то до Милана есть хорошие по цене варианты перелета из России. Можно, конечно, рассматривать и Венецию, но там ближайшая зона — это Кортина д’Ампеццо. Неплохая зона (мы там катались), но достаточно дорогая и с относительно небольшим выбором отелей. Ну а до Доломитов добираться сложнее. Или надо брать машину, с арендой которой у нас есть некоторые проблемы, либо, как вариант, шаттл. Но это привязка к выходным дням.
После основательного изучения вариантов поездки из Милана остановились на итало-французской зоне Vialattea (Млечный путь). Туда входят итальянские курорты Сауз д’Улькс, Праджелато, Сестриере, Чезана, Сан-Сикарио, Клавьере и французский Монженевр. Трассы для беговых лыж есть в Праджелато и Клавьере. Всего в зоне 250 трасс протяженностью 400 км, 70 подъемников. Максимальная высота - 2840 метров.
Определились с этим вариантом мы еще в октябре, но потом возникли всякие семейные перетрубации, в результате которых решили, что кататься поедем с дочерью. Ну и произошло это уже в начале января, что существенно снизило количество вариантов по размещению. В качестве места базирования выбрали Сауз д’Улькс. Судя по описаниям – один из старейших горнолыжных курортов Италии, аутентичный городок с хорошей инфраструктурой. В 80-е годы он был популярным местом тусовок итальянской "золотой молодежи". В настоящее время это довольно спокойный курорт, хотя баров и ресторанов здесь хватает. Добираться до него достаточно удобно. От Милана на поезде до станции Улькс и потом на местном автобусе 10 минут. Можно из Мальпенсы также доехать на автобусе до Турина и потом на поезде до Улькса. Перед поездкой, кстати, наткнулся на потрясающий короткометражный фильм о катании на этом курорте, снятый в 1952 году.
https://www.youtube.com/watch?v=AFgS972luMs
Поездки на горнолыжные курорты в нынешние времена - задача не самая простая. Поэтому буду по ходу рассказа давать подробное описание маршрута и обозначать стоимость. Авиабилеты брали через Ереван. Москва-Ереван «Азимутом» обошелся 9950 руб (100 евро), Ереван-Москва Utair 12090 (120 евро). Пришлось брать с багажом, т.к. стандартно у обоих компаний идет ручная кладь 5 кг. (У Utair можно было бы, правда, докупить в дополнении к минимальному тарифу, 10 кг, это уменьшило бы цену на не принципиальные 20 евро). У «Азимута» можно было докупить + 5 кг, этого было мало. Кроме того, будьте осторожны с «Азимутом». Он автоматом цепляет кучу дополнительных услуг. Включая очень сомнительные, типа «страхование от Covid» и «врач в дорогу онлайн», что увеличивает стоимость билета примерно на 30%. А удаление всех этих услуг требует значительных усилий. Ереван-Милан-Ереван взяли у Wizzair за 101 евро. Это базовый тариф с ручной кладью 5 кг и дополнительными 10 кг. ручной клади по услуге Wizz Priority. Применив вакуумный упаковщик, всю горнолыжную экипировку благополучно удалось разместить в маленьком чемодане, при этом оставив практически пустым рюкзак.
Поездка наша была намечена с 6 по 13 февраля, и график получался следующий. 6.02 вылет из Москвы в 13.00. Прилет в Милан Мальпенса 7.02 в 00.05. Время позднее, надо переночевать. Взял отель рядом с аэропортом Idea Hotel Milano 3* за 42 евро. До него каждые 30 минут от 5-го выхода зоны прилета Терминала 1 ходит шаттл, который стоит 5 евро. Очень хороший отель за свои деньги. Брал на trip.com за рубли. Кстати, там же можно было купить билеты на поезд и тоже за рубли.
В отеле, между прочим, произошла одна история. Мне дали комнату № 1. "Вот это круто,"- подумал я. "I am number one". Но, оглядев номер, понял, что это номер для инвалидов. В общем, небеса посылали мне предупреждение - "Memento mori!" Для меня это не было, конечно, неожиданностью. Каждый горнолыжник должен отдавать себе отчет, к чему может привести это пагубное увлечение.
Утром отправились на поезд. Маршрут получался такой: Милан Мальпенса – Милан Порта Гарибальди – Турин Порта Нуова – Улькс. Вся дорога с пересадками заняла 3 часа 50 минут. Пересадки минут по 20 и с платформы на платформу. Т.е. не надо бежать сломя голову. Все билеты обошлись в 30 евро на человека. От Улькса до Сауз д’Улькс 10 минут идет 285 автобус Цена билета 3,20 евро. Выехали мы из аэропорта в 9.40, на месте были около 14.00 Дорога оказалась вполне комфортной. Удобные поезда, солнышко, температура +12.
В Сауз д’Улькс мы забронировали Hotel Savoia Debili 3* на полупансионе. 5 ночей обошлись нам в 900 евро. Как я писал, бронировали уже в январе, так что вариантов было уже не так много. Но, в принципе, выбор оказался удачным. Отель один из старейших в Сауз д’Улькс, существует с 1938 года. Но при этом в очень хорошем состоянии. Номер не большой, но уютный. С балкончиком, с которого открывается симпатичный вид. Просторная ванная комната.
Отличное теплое лыжехранилище, что немаловажно. Завтраки не выдающиеся, а вот ужины по меню вполне достойные. Суп, закуски, первый курс (паста, ризотто, ньоки..), второй курс (рыба, мясо, вегетарианское блюдо…), десерт. Первый и второй курс надо заказывать на завтраке. Ужин строго начинается в 19.30. Причем гостей оповещают о начале колокольчиком. Несколько необычно. Но тут, по всей видимости, накладывает отпечаток то, что это семейная гостиница. Причем хозяин и хозяйка, которым далеко за 70, сами участвуют во всем происходящем. В частности, хозяин помогал вытирать посуду в ресторане, а хозяйка раздавала десерты.
Поскольку мы приехали в обед, то успели в этот день немного пройтись по городу, пообедать на солнышке в ресторане в центре города, купить скипассы и арендовать оборудование.
Скипасс на 4 дня на всю зону Vialattea стоит 182 евро. С местной горнолыжной страховкой – 200. У нас, конечно, были российские страховки, но были большие сомнения, как они работают в нынешних условиях. Расскажу позднее, как это происходит. Так что мы решили, что лучше взять местную. Спросили, как она работает. Нам ответили, что если с вами что-то случится при катании, то нужно позвонить по указанному телефону и оставаться на месте. К вам приедут и окажут всю необходимую помощь. Для сравнения отмечу, что единый скипасс в Сочи обошелся бы нам в 2024 году на 4 дня в 214 евро (21400 руб.), при том, что зона катания составила бы 187 км трасс. И тут уместно сравнить скорее цену дня катания по единому скипассу в Сочи и в зоне Сауз д’Улькс, Сестриере и Сан-Cикарио. Так вот, 1 день катания в Сочи обошелся бы в 61 евро (6100 руб), в обозначенной зоне Vialattea - в 35 евро. Качество катания, очереди на подъемниках и т.д. пока не затрагиваю.
Аренда оборудования также немаловажная тема. Понятно, что в нынешнее время с собой его не повезешь, даже если оно есть. Ну и смысла большого нет, поскольку можно всегда выбрать оборудование любого уровня на месте за разумные деньги. От начинающего до профессионального. При этом лыжи будут в идеальном состоянии и не возникает расходов на сервис. Ну вот в нашем случае аренда комплекта оборудования (без шлема) класса advanced intermediate обошлась в 80 евро на человека.
Посмотрел цены на аренду на сайте Роза Хутор. Комплект Progressive обошелся бы нам в наш период катания в 144 евро (между прочим, на 80% дороже). При этом отмечу еще один момент. В итальянском прокате у нас только спросили имя и фамилию. Паспорт мы не предъявляли, договор на аренду не заключали. Расплачивались наличкой, т.е. каких-то вариантов нашей идентификации здесь также не возникало. Перед сдачей оборудования я обратил внимание, что похоже где-то цепанул камень, и от основания откололся приличный кусок. Ну это кроме нескольких глубоких царапинах. Забеспокоился, что может возникнуть какой-то штраф. Но нет, при сдаче лыжи даже не осматривали. Только поблагодарили, что мы воспользовались услугами их проката. Мы, в свою очередь, горячо и искренне поблагодарили за отличный сервис и отличное оборудование.
Ну вот дошли до трасс и условий катания. В этом год в Альпах выпало много снега. Да и и сам видел по отчетам и web-камерам. Ну а потом случилась теплая погода, и снег подрастаял. Когда мы приехали в Сауз д’Улькс (а он расположен на высоте 1509 метров), то наблюдали на прилегающих склонах полное отсутствие снега. Но, на удивление, трассы все оказались в рабочем состоянии. Причем, с минимальным количеством каких-то проплешин, наледи и камней. Похоже, хорошо работает система искусственного оснежения. Ну а к 2000 метрам уже было совсем хорошо.
После первого солнечного дня катания начался снегопад. Нас он, скорее, порадовал. Так как был умеренным и не помешал катанию. А картинка, конечно, изменилась кардинально, ну и кататься по свежему снегу, конечно, приятно.
Трассы свободные. Людей мало. А это, между прочим, период студенческих каникул в Европе. С очередью я встретился два раза. Первый, когда мы пришли на главный подъемник из города в горы за 10 минут до запуска. И там скопился народ. После открытия мы простояли в ней 8 минут. Специально засек. Второй раз – когда из-за сильного ветра закрыли бугельник, который связывал зону Сан-Сикарио с Сауз д’Улькс и Сестриере. А мы как раз тогда оказались в Сан-Сикарио и несколько запереживали по этому поводу. Но нам сказали, что либо откроют подъемник, либо запустят автобусы. Так что переживать не надо, а надо кататься и получать удовольствие. Ну и потом объявили через громкоговорители, что в 15.00 откроется подъемник. К этому времени собралась некоторая очередь. Перед открытием по трассе проехал ратрак, потом проехали два проверяющих. Ну а потом пустили всех остальных. Минут 10 мы постояли. Во всех остальных случаях очередей не было вообще.
Для ориентировки скажу, что катаюсь на лыжах 20 лет. В основном, Франция, Италия. Меньше – Андорра, Австрия. Зона отличная. Трассы преимущественно красные. Для уверенно катающихся вполне. Для начинающих – сложновато. Хотя, как это водится в Европе, встречал тут и детей в школах младше 5 лет.
Еда на горе очень по-разному. Минимальный перекус – четверть большой пиццы и чай/капучино обойдется в 5 евро. Но итальянцы любят основательно поесть. Тогда, конечно,подороже. Вот меню одного из ресторанов. Первый курс 8-12 евро, основное блюдо 13-16 евро, десерт 5-6 евро. Мы не итальянцы, поэтому перекусывали по-легкому вкуснейшей итальянской пиццей.
Укатывались основательно. Так что пускаться в какие-то развлекательные походы после катания желания уже не было. Один раз сходили в большой городской СПА. Стоило это 20 евро с человека. В субботу был городской карнавал. Шествие по городу и потом гуляние на площади. С музыкой, танцами, глинтвейном, горячим шоколадом и сладостями. Кстати, угощения были бесплатными.
Про страховку. У дочери разболелось после катания плечо. Решили по случаю понять, как работают сейчас российские страховки. Страховка по VIP-программе от банка на 100 тыс. евро от Альфастрахования. Позвонили в сервисную компанию. Те предложили поехать в госпиталь в г. Суза. А это примерно 2 часа дороги в один конец. Объяснение интересное – в горной местности есть проблемы с оказанием медицинской помощи. Ну, вроде того, катайтесь на горных лыжах в крупных городах. Забавно, конечно. А если человек ногу сломает? Он на одной ноге должен скакать до госпиталя? После выяснения отношений дочери предложили сходить на прием к врачу в местный центр травматологии за свой счет с последующим возмещением. Ну это тоже такая неоднозначная ситуация. Там подводных камней по такому возмещению хватает. Кстати, прием врача стоит 150 евро. Если какие-то исследования, типа рентгена, МРТ – это уже в разы больше. Ну это так, для понимания. Мы экспериментировать дальше не стали. Благо после посещения массажа плечо перестало беспокоить.
Время пролетело быстро, но насыщенно. В итоге у нас получилось четыре полных дня катания. Мало, конечно. Но, как нас учил вождь мирового пролетариата - «Лучше меньше, да лучше». Потом поехали в Милан. По дороге у нас была часовая пересадка в Турине, которую использовали для прогулки по городу.
По приезду в Милан поселились рядом с Милано Порта Гарибальди, погуляли по городу, прошлись по магазинам. Кстати, был период скидок и в витринах висели надписи Sale 70%. Чем и воспользовались.
А вечером сходили в ресторан и опробовали традиционные блюда миланской кухни: ризотто по-милански с шафраном, котолетта по-милански, особукко. Хорошо, но цена не очень гуманная. Ужин на четверых с бутылкой вина в ресторане средней ценовой категории обошелся в 162 евро. И это для Милана умеренная цена.
В аэропорт поехали так, чтобы было часа три. Но это оказалось перестраховкой. На Tax free ушло 5 минут, ну и все последующие проходы минут 20. Так что пришлось коротать время в бизнес-зале. впрочем, в компании с прекрасным вином категории DOCG это было не сложно.
Улетели мы из Милана 13 февраля в 14.40 и прилетели в Москву (через Ереван) уже на следующий день в 6.07 утра. Кстати, в Ереване столкнулись с одной неожиданной ситуацией. Транзит для большинства компаний в ереванском аэропорту не работает. Известное мне исключение - Flyone. Так что приходится проходить погранконтроль и потом заходить по новой. У нас была электронная регистрация на рейс до Москвы. Ну и мы думали, что зайдем и посидим в бизнес-зале. Но оказалось, что до начала обычной регистрации в зону вылета никого не пропускают. А она начинается за 2 часа. Так что нам пришлось примерно 2 часа еще ждать ее начала. Но это реалии нынешних перелетов в Европу. Как гласит народная мудрость: "Любишь кататься, люби и саночки возить."
Ну а теперь подсчитаем стоимость поездки на 8 ночей в Италию с катанием на горных лыжах на двоих. Авиабилеты – 642 евро, транспортные расходы в Италии – 143 евро, проживание и еда (не учитываю посиделки в ресторане в Милане. ) – 1128 евро, скипассы – 400 евро, аренда оборудования- 160 евро, СПА с массажем 90 евро. Итого – 2563 евро. Ну или, по-нашему, 256 300 рублей.
Много это или мало? Тут, как говорится, все познается в сравнении. Вот один горячий поклонник горнолыжного отдыха в Сочи доказывал, что за эти деньги он туда 3 раза может съездить за сезон. При уточнении параметров, правда, получалось, что ездит он с женой на своей машине, апартаменты снимают в Имеретинке (т.е. это минут сорок на машине в один конец), готовят самостоятельно, скипасс покупают каждый день на отдельную зону со скидкой для пенсионера. В общем, в отношении цены тут слишком много факторов, которые нужно учитывать. Впрочем, мы же едем путешествовать не для того, чтобы сэкономить, а для того, чтобы получить удовольствие. И от самого катания, и тех мест, где остановился. Видов, пейзажей, деревушек, городов, местной кухни, развлечений, ну и каких-то личных предрасположенностей. Так что тут оцениваешь все вместе и решаешь, куда тебе хочется поехать. Ну а в нашем случае могу однозначно сказать, что своей поездкой мы остались полностью довольны.
Статистика: Добавлено ArcVasilich — 56 минут назад — Ответы 1 — Просмотры 22