Изначально рассматривали Турцию, так как был самый недорогой авиаперелет из СПБ, ну, и в самой Турции нигде, кроме Стамбула, не были. Хотели сделать круг на машине в районе Анталии. Но посмотрев цены на проживание и в ресторанах, несколько заскучали... за такие деньги Турция - спасибо, не надо))
Прикинули Грецию - плюс-минус по бюджету Турция. А потом вспомнили про Албанию, в которую уже как-то собирались в 2014, но тогда в Албании было дико с ценами на прокат автомобилей, поэтому в 2014 махнули в Португалию. Сейчас же быстрый поиск показал, что цены на прокат авто вменяемые, а проживание и питание в ресторанах условно в 1,5-2 раза дешевле, чем в Турции - дороже только авиаперелет.
В общем, было решено - Албания с 4 (по факту с 5, так как прилетали уже в 2 ночи 5го) по 18 сентября.
Авиабилеты взяли турецким Пегасусом - стоили 530 евро/чел + что-то за в районе 80 евро было взято одно место 20кг багажа.
Машину изначально хотели забронировать на сайте rentfromlocals.al, но потом тут на форуме прочитали положительный опыт бронирования в компании albaniaairportrentacar.com - кстати, как оказалось единственные, у которых офис прямо в здании аэропорта. Цена на машину эконом класса у этой компании была почти в 2 раза ниже, чем у конкурентов, а так как никакой предоплаты, указания реквизитов банковской карты и пр. не требовалось, то было решено забронировать авто в ней. Бронирнули на сайте Шкоду Фабию, - быстро получили подтверждение брони на почту. Вообще специфика бронирования авто в Албании мне понравилась - не надо светить банковскую карту и не нужен никакой залог.
После того, как зафиксировали поездку покупкой авиабилетов и бронью авто, накидали план поездки на 14 дней. Первую половину времени запланировали посвятить обзору Албании по периметру, а вторую половину чилить у моря. Из-за этого пришлось исключить из программы, вроде как обязательную 3-4 дневную поездку из Шкодера на пароме по озеру Коман и далее по горам пешком в Тет.
Получилось вот так:
Самая скучная часть маршрута - это Тирана – Шкодер, ну, и чуть дальше в сторону Тет до тюрьмы. А так же Влёра – Тирана. Весь остальной маршрут проходит по очень живописным местам.
- ночь 1 - прилет в Тирану
- ночь 2 - Тет
- ночь 3 - Кукес
- ночь 4 - Либражд
- ночь 5 - Корча
- ночь 6-11 - Саранда
- ночь 11-13 - Влёра
- ночь 14 - вылет из Тираны
Места ночевок на карте обозначены желтыми кружками.
Собственно, весь запланированный маршрут был реализован без каких-либо корректировок по ходу пьесы. Сразу оговорюсь, что мы не являемся какими-то большими поклонниками музеев и пр., а предпочитаем всему этому природу-пейзажи, ну, и нетипичную архитектуру, если таковая имеется.
Даже оглядываясь уже сейчас назад, ничего бы в маршруте менять не стали.
- День 1 – Тирана - Тет
Прилетели в Тирану ночью с задержкой на 45 мин. В аэропорту нужно было сделать два дела: поменять $ и взять забронированную в прокат машину. Везли с собой именно $, а не предпочтительные в Албании евро (которыми и расплачиваться там можно везде) исключительно потому, что они у нас уже были. Более того, сейчас, по крайней мере в СПБ, нарисовалась какая-то проблема обмена 100 долларовых купюр старых образцов по нормальному курсу... некоторые банки берут 250 руб комиссию с каждой такой купюры. Были опасения, что и в Албании могут возникнуть "проблемы" с купюрами старого образца, но они оказались напрасными - берут совершенно все равно какие.
Обменников в аэропорту всего два - оба в 2.30 ночи работали. Сразу как только проходишь паспортный контроль утыкаешься в первый с максимально негуманным курсом, и по правую руку второй - уже с более гуманным курсом, но все равно низким. Поэтому меняйте в нем минимально нужную сумму.
Поменяли "тестовую" старую сотку - как раз на оплату этой ночи проживания в Тиране, ну и заправить машину, если в баке будет пусто, и пошли в прокатную контору, которая оказалась тут же напротив.
На стойке прокатной конторы сразу увидели листок с распечатанным нашим подтверждением брони - ну, т.е. нас ждали... однако, чувак за стойкой нам сообщил, что запрошенного авто у него для нас нет и надо бы подождать пол часика - часик, пока не вернут им машину... хотя... он может нам предложить другую - вместо заказанной Фабии - Рено Дастер... мы конечно уже напряглись, ожидая развода на доплату, но нет - все цивильно - без доплаты, но с оговоркой, что если руководству этот его маневр не понравится, то нам заменят уже в Тиране Дастер на Фабию или ее аналог. Конечно, такое предложение нас устраивало, и мы согласились. Оплатили 260 евро кэшом - 20 евро/день, с включенной полной страховкой. И пошли на стоянку забирать авто.
При осмотре авто выяснилось, что Дастер - 4wd, автомат, электронный ключ - зажигание с кнопки, круиз контроль и пр. против заказанной Фабии на механике (в бардачке в последствии нашли предыдущий контракт на такой же срок по 35 евро/день на этот Дастер) – это ли не прекрасно))). Но были и минусы: внутри машина пахла как немытая пепельница, т.е. была прокурена насквозь, и у машины отсутствовала запаска и инструменты типа домкрата и баллонника. Что, разумеется, нас несколько смущало, так как предполагалось активное перемещение на машине по стране. На что представитель прокатной конторы сообщил, что у них 24 часа в сутки работает поддержка на дорогах (о ней будет ниже), и нам нечего по этому поводу беспокоиться. Но беспокойство все равно оставалось, - ждать, допустим, смены колеса где-то в горах как-то не улыбалось. В итоге договорились, что нам завтра до 10 утра в Тиране по месту нашего пребывания машину заменят на ту, что с запаской, – найдут нас самостоятельно, так как в машине установлена GPS метка, и они всегда видят, где машина находится. Разумеется, никто нам ничего менять не стал, и даже не стали связываться по этому поводу с нами)))
В самой Тиране мы ничего смотреть не планировали, разве что Бункер, но это оставили на день вылета и то, если получится (не получилось))). Поэтому проснувшись с утра, сходили поменяли основную часть $ (более выгодного курса, чем был в Тиране, мы, кстати, больше не встречали), купили симку на 100 ГБ интернета за 29 евро – альтернативная симка стоила 25 евро на что-то порядка 30 ГБ – в общем, решили 4 евро переплатить, чтоб ни в чем себе не отказывать))) (по факту использовали на круг только 15 ГБ интернета – везде, когда были не в дороге, был вай-фай), позавтракали, и поняв, что «добровольной» замены машины со стороны прокатной компании нам ждать не стоит, ну, или придется потратить кучу времени, поехали в Тет.
На выезде из Тираны заправили полный бак бензина и погнали.
Дорога до Шкодера и чуть дальше - до местной тюрьмы, как уже отмечал выше, достаточно унылая, потом же начинаются горы и самая красивая часть дороги после перевала.
Бензин на подобных горных серпантинах авто жрет как не в себя, и в Тет мы приехали уже c загоревшейся лампочкой уровня топлива. В Тете есть только одно подобие заправки – по факту заправка идет из 20 футового контейнера, где размещены емкости и пистолеты для бензина и дизеля. При этом ценник на топливо космический – при цене в среднем по стране 1.7 евро/литр, в Тете бензин стОит 2.5 евро/литр.
И, кстати, по всему маршруту в горах населенных пунктов с заправками практически не встречается. И отсюда можно сделать два вывода: желательно заправлять полный бак перед горами, и автомобиль по возможности лучше бронировать на газу. Газ в Албании имеется на 90% заправок и стОит в три раза дешевле бензина/дизеля – в среднем 0,6 евро/литр.
В общем, в Тете пришлось залить 20л дорого бензина)))
- День 2 – Тет - Кукес
Световой день в Албании в посещаемый нами период заканчивался в 19 часов вечера. В Тет мы приехали в районе 17, но пока разобрались что к чему с бензином, нашли и посмотрели вариант нашего там размещения и пр., стало вечереть, - оставалось только заселиться и пить пиво-вино с красивым видом на горы.
На завтра в планах было посетить Блю Ай и 30м водопад.
С утра планы нам немного попутал начавшийся ночью и продолжавшийся часов до 10 утра дождь. Поэтому водопад мы вычеркнули и ограничились только Блю Аем. Погода, внесла коррективы не только в наши планы - при посещении Блю Ая в районе 11 часов, народу там было всего 4 человека, но потом стали подтягиваться и остальные туристы. В Блю Ае, как положено, искупались и двинулись в сторону Кукеса.
Тут надо отметить, что в какой-то момент я обратил более пристальное внимание на какие-то непонятные две нештатные «лампочки» в районе прикуривателя Дастера... и о чудо – это оказалась панелька переключения автомобиля с бензина на газ)))) Стало понятно и отсутствие запаски – вместо нее газовое оборудование. Бак оказался пустым, но в Шкодере мы налили газа, и, собственно, с тех пор бензином больше и не заправлялись. В прокатной конторе нам почему-то ничего про газ в Дастере не сказали и не показали, как пользоваться.
Вообще, планирование у нас в основном происходит так: заранее собирается только общая инфа, и намечаются все точки ночевок, а уже вечером непосредственно перед каждым выездом или уже даже по ходу движения штурман смотрит в гугл картах, что можно несильно отклоняясь от маршрута посмотреть, ну, если только это не что-то такое маст си, что становится известно обычно уже на стадии сбора общей информации и туда уже заезд запланирован.
На пути в Кукес ничего примечательного не было, кроме самих попутных красивых видов.
Остановились один только раз на пообедать в каком-то ресторанчике у дороги.
В Кукес въезжали, когда уже смеркалось. Ночлег носил пафосное название «Super Penorama View” и был обещан вид на реку, а так как он находился чуть дальше Кукеса, то мы туда подъехали в темноте и оценить этот супер вид уже не смогли))
На ужин хозяин ночлега нам посоветовал съездить в находящийся неподалеку ресторан. Дорога в ресторан шла как-то витиевато в сторону от основной и была без покрытия, что не вселяло в нас уверенности, что мы поступаем правильно, воспользовавшись советом туда поехать. Однако спустя какое-то время виляния по этой дороге в темноте мы оказались вполне себе в неожиданном оазисе в виде самогО здания респектабельного ресторана и большой ухоженной освещенной территории со столами в беседках, примыкающих к нему. Еда тоже была на уровне, а цены гуманными для такого уровня заведения.
- День 3 – Кукес - Либражд
Проснувшись с утра, на завтраке оценили Super Penorama View в виде супер панорамы на пересохшее русло реки))) После чего двинулись в сторону Либражда.
Тут все как обычно – красивые горные пейзажи. Так же свернули c основной дороги заценить винтажный подвесной пешеходный мост – по словам встретившегося там местного глубина горной речки под этим мостом 10м. Проверять его слова не стали, просто окунулись рядом с берегом, там как в речке течение, и не хотелось с ним бороться или быть снесенными на камни. Освежившись, поехали дальше.
На горной дороге внезапно закончился асфальт и началась дорога без покрытия. Спустя какое-то продолжительное время внезапно опять появился асфальт, и мы снова в условном нигде попали в оазис теперь уже в виде рыбного ресторана в горах, построенного прямо над горной речкой с запруженными ее отсеками, где в кристально чистой воде плавали стаи форели, которую в этом же ресторане в различных приготовленных видах и подавали. Разумеется, мы тормознули тут на поздний обед.
Примерно в 20км перед Либраждом нашли в гуле по маршруту “Icе Caves”, но так как туда с дороги можно было попасть исключительно пройдя 4.5 км по тропинке в горах, то решили оставить этот хайкинг на завтрашнее утро.
На ночь заселились в какой-то отель на краю Либражда в виде зАмка с видом на нормальную, не пересохшую, журчащую горную речку)))
- День 4 – Либражд – Корча
С утра двинулись несколько в обратном направлении в запланированную днем ранее пещеру. Доехав до места, съехали с дороги и пошли на хайкинг.
Однако, пройдя метров 100 поняли, что эти 100 метров можно проехать и на машине, и оставить ее тут, где она была бы не видна с дороги вообще – в машине из ценного оставалось два ноута, и не хотелось бы, чтоб кто-нибудь, увидев машину с пустынной дороги, в нее залез.
Вернувшись к машине обнаружили, что заводиться Дастер не собирается по причине скоропостижно севшего аккумулятора. Хорошо, что, хоть, двери успели открыть, потому как спустя еще пару минут никакая электроника Дастера уже ни на что не реагировала, а ключ-то только электронный - механического нет. Наличие акпп так же не вселяло оптимизма – с толкача такую машину не заведёшь(((
Пришло, похоже, время оценить 24 часовой сервис «помощи на дорогах» прокатной конторы. Описали им проблему в ватсапе, и пошли на дорогу голосовать. Проезжавшие изредка мимо машины принимали нас, полагаю, за автостоперов (наш Дастер стоял чуть в стороне от дороги) и те, что были заполнены 3+ человек, просто проезжали мимо, пожимая плечами – было воскресение, и, видимо, семьями ехали в «наш» вчерашний рыбный ресторан в горах. Пару машин остановилось, местные горели большим желанием нам помочь, но помочь по большому счету-то было не чем – выручить могли только силовые провода... а откуда они у албанцев... к тому же летом? Но спустя где-то час нам посчастливилось тормознуть заряженный Вранглер Лимитед Эдишен, у которого такие провода были – мы спасены)))
На наше сообщение о проблеме в ватсапе прокатная контора за это время нам даже ничего не ответила))) Написав им, что с проблемой мы справились самостоятельно, двинулись в сторону Корчи. Пещеру пришлось отменить, так как было потеряно время, а севший настолько аккум необходимо было подзаряжать длительное время в движении. В Либражде, проезжая мимо какого-то магазина автозапчастей, приобрели за 22 евро на всякий случай силовые провода.
По пути осмотрели два бункера – маленький и побольше. Маленьких по стране немеряное количество. А вот тот, что побольше, нам повторно не встречался.
Для нас бункер – это какое-то подземное сооружение. А тут бункеры что-то типа наших ДОТов (Долговременные Огневые Точки) – ни о чем, короче)). Более того, внутри обычно завалены мусором или землей.
Дальше зачекали пешеходный римский арочный мостик
Немного в стороне от маршрута гугл показывал какие-то гробницы. Решили посмотреть. В целом, для не сильных любителей древностей типа нас, – ничего особенного))
Но была красивая панорама на долину сверху
А так же первый раз в жизни встретили в дикой природе обычную черепаху)) Морских видели, а вот обычных сухопутных – нет. Ну вот - пожалуйста))
Еще одна в последствии переползала дорогу - остановились и любезно помогли ей перебраться на другую сторону, дабы никто случайно машиной не переехал.
Часть маршрута к Корче можно было проложить вдоль берега Орхидского озера, но мы предпочли горы. Виды и на озеро в том числе - очень красивые.
Большая часть дороги была без покрытия. Периодически выскакивали на идеальный асфальт строящейся там новой дороги. Почему-то асфальтируют дорогу участками, поэтому с идеального асфальта снова попадали на гравийку или без покрытия вовсе.
К самому озеру, разумеется, тоже спустились для искупаться в районе деревни Tushemisht у сАмой границы с Северной Македонией. Вода в озере прозрачная и теплая. Для того, чтоб зайти по горло, идти по воде надо достаточно долго.
Ну, и, как и планировалось, завершили эту часть маршрута в Корче еще засветло.
- День 5 – Корча – Саранда
Тут стОит отметить, что мы, помимо озера Коман, исключили из маршрута термальные источники и каньон Лангарика. Кому это важно, дробите этот участок маршрута на Корча – Пермет – Саранда. Радиалка из Саранды – не очень – 100+км в одном направлении.
Итак Корча – тут, вроде, как маст си пивной завод, где водят бесплатные экскурсии каждый день, кроме воскресения. Сегодня понедельник и ничто нам не должно помешать его посмотреть. Предварительно в интернете нашли расписание начала экскурсий: в 10, в 12, в 14 часов. Пошли, конечно же, в 10. Отель располагался в десяти минутах ходьбы от завода, поэтому позавтракав и выселившись из отеля, загрузили вещи в Дастер и, оставив его на парковке отеля, отправились пешком на завод.
На проходной завода нас ждал строгий охранник, заявивший, что экскурсия сегодня только в 14.00, а это в наши планы совершенно не входило. Ну, не судьба, так не судьба. Пока осматривались по сторонам, остановилась машина, и двое туристов из Швейцарии поинтересовались у нас, что там с экскурсией по заводу – сегодня только в 14, ответили мы. Но с учетом того, что теперь нас уже не двое, а четверо, уже вчетвером снова подошли к проходной и попросили охранника позвонить ответственному и спросить, как на счет экскурсии для четверых сейчас. Охранник упираться не стал и позвонил. На том конце провода сказали, что через 10 мин за нами подойдут. Так что экскурсия в итоге состоялась.
Сам завод хоть и имеет почти столетнюю историю, но в 2006 году был переоборудован заново – т.е. абсолютно современное автоматизированное пр-во, полностью построенное на чешских компонентах. Ответственный провел нас по заводу, все показал, рассказал и дал задегустировать еще не пастеризованное неосветленное пиво)))
После экскурсии мы зашли в пивной при заводе ресторан, прикупили там по бутылке каждого из выпускающегося на фабрике пива и пошли к отелю на парковку за машиной.
Когда подошли к машине, работник отеля нас пригласил проследовать за ним к ресепшену – оказалось, мы забыли в номере ноут, который нам он и отдал))) За что, конечно, большое ему человеческое спасибо. Ну, и сама идея оставить машину на парковке отеля и прогуляться до пивзавода пешком тоже оказалась хорошей. Иначе обнаружили бы «пропажу» ноута уже только в Саранде. И возвращаться за ним в Корчу – так себе, конечно, вариант.
По пути в Саранду заехали посмотреть очередной римский пешеходный мостик, и заодно освежиться в одной из ванн горной речки, через которую этот мостик пролегает.
В какой-то момент гугл будет сбрасывать с дороги SH75 на SH65 – не ведитесь – пропустите красивые виды.
- День 6 – 11 Саранда
Тормознули не в самой Саранде, а в ее южном пригороде в апартаментах возле пляжа Gjiri i Midhjeve – вид на море, пляж в 50 метрах, зонтик с шезлонгами на время всего пребывания бесплатно, закат солнца в море и все такое...
Сам пляж галечный, малолюдный, - возможно, сказывалось закрытие сезона. В общем, нам понравилось и мы чилили тут 6 ночей.
За это время сделали две радиалки:
В Blue Eye номер 2 – очень много народа, и запрещено купаться. Наверное, надо приезжать сильно рано или уже под вечер, тогда будет не так многолюдно, ну, и можно будет, не смотря на запрет, сигануть в этот Блю Ай))
При огромном же скоплении народа «нарушать беспорядки» мы постеснялись)) К тому же видели там проходившего сурового рейнджера))
И вторая – круг в сторону границы Греции через Ксамил. Там есть какая-то археологическая зона с множеством туристов, но мы не пошли – переправились на паромчике за 7 евро через водоем и крУгом вернулись обратно.
Так же в середине нашего пребывания в Саранде случились очередные казусы с аккумулятором Дастера. Сначала он сел вечером в самой Саранде пока мы ждали, когда нам приготовят навынос морепродукты, – тут на помощь пришли купленные силовые провода и первая же проезжавшая мимо нас машина, которую мы остановили, размахивая этими проводами. Албанцы очень отзывчивые – останавливаются помочь сразу.
А вот на следующее утро мы обнаружили Дастер с севшим в ноль аккумом, но уже с заблокированными дверьми и соответственно без возможности открыть капот для доступа к аккумулятору.
Была снова активирована по вотсапу услуга «помощь на дорогах» прокатной конторы.
В этот раз в течении 45 минут подъехал товарищ в футболке с логотипом какого-то автосервиса решать нашу проблему. По-английски не говорил, подергал ручки закрытых дверей Дастера, пожал плечами, забрал у нас зачем-то электронный ключ от авто и уехал. Ну, а мы пошли загорать и купаться)))
Через несколько часов мы поинтересовались в ватсапе, что вообще, собственно, происходит? На что получили ответ, что не стОит волноваться, мастер занимается электронным ключом))) Как говорит Леонид Каневский: «никто, конечно же, ключом не занимался»)) Пришлось уже повторно гневно описать, что с электронным ключом и без того все ок, а проблема исключительно в дохлом аккуме, и мастеру надо каким-то образом механически открыть двери Дастера. После этого снова приехал этот же товарищ с инструментами для взлома машины. Но был, видимо, не очень в этом опытен и открыть двери так и не смог. Вызвонил в итоге своего старшего товарища, который приехал и вскрыл авто за 5 минут. Еще 5 минут они меняли аккумулятор на новый. Вся эта эпопея продлилась 8 часов, из которых всего 15 минут понадобилось на вскрытие авто и замену аккума... благо, мы никуда в течение дня ехать не планировали)))
- День 12 - Саранда – Влёра
Путь во Влеру тоже живописный. Гугл будет вас гнать в тоннель - снова не ведитесь, езжайте по открытым горам.
По пути заехали посмотреть бункер для подводных лодок. Дастер дал подъехать к нему практически вплотную. Не на внедорожниках даже не пытайтесь – идите, как все, пешком.
Так же тормознули у точки Big Bunker – сам бункер фотографировать не стал. В него можно зайти. Но первое помещение можно полностью разглядеть от входа, и оно совсем пустое, а во втрое уже нужен фонарик – предположив, что оно пустое тоже, туда не полезли.
А вот вид открывается красивый
- День 13 Влёра
Остановились не в самой Влёре, а в ее южном пригороде. Так же в 20м от моря с галечным пляжем и отсутствием на нем людей, где и провели два дня с наездами во Влёру на поужинать.
- День 14 Влёра – Тирана
Тут с пейзажами уже все плохо))) Единственное, свернули по пути в место, обозначенное в гугле как Birds Watching - видели много цапель, какую- то красивую маленькую птичку, пеликанов, и три стада фламинго. Но фламинго были относительно далеко от берега – чтоб как следует их разглядеть нужен бинокль, а чтоб нормально сфотографировать телевик. Имеющегося у меня 125мм портретника было сильно недостаточно.
Потом еще доехали тут же до безлюдного песчаного пляжа, где ненадолго устроили для искупаться нудистский пляж и помчали дальше в Тирану.
По пути в аэропорт нужно было скоротать пару часов – заехали в очередную «жо*у мира» с неожиданно прекрасной пиццерией)))
Вот, собственно, и все...
Надеюсь, кому-то информация будет полезна.
P.S. еще немного про прокат авто:
Получая машину на стоянке аэропорта, сделали круговое видео состояния машины и отправили по вотсапу прокатчику, так сказать, во избежание - по контракту, машина была полностью застрахована, но имелся пункт, что при любой аварии и/или царапине и прочих повреждений нужна справка из полиции.
Но так как с Дастером имели дело впервые, то не учли, что бампер у него снизу загибается сильно под машину, и эта его часть при съемке с близкого расстояния вообще не попала на видео. А через несколько дней мы обнаружили, что именно там утеряна заглушка, есть трещина, и глубокие царапины, сделанные явно не нами. Но вот теперь подтверждения тому, что это не мы, у нас не было... А предварительно, еще на стадии выбора прокатной конторы, я начитался всевозможных отзывов в гугле, как на клиентов вешали всякие царапины и пр., вплоть до стоимости мойки машины при ее сдаче – уже конечно же не помнил, конкретно ли к этой конторе были подобные отзывы, но все же. Было, конечно, не особо понятно, какой механизм взыскания стоимости ущерба с учетом того, что в прокате не светилась никакая банковская карта и не оставлялся никакой залог... но на всякий случай решили обратиться в Саранде в полицию за справкой о повреждениях, но не смогли пройти даже дальше дежурного на входе))) Нет второго участника аварии – свободны. Тогда мы еще заскочили в полицию во Влёре. Там нам позвали какого-то опера в штатском, который тоже пояснил нам, что вообще-то они таких справок, если нет второго участника аварии, не дают, но если очень надо, то вызывайте полицию на место происшествия)))
В итоге в аэропорту машину никто у нас смотреть не стал. Пока выгружали на стоянке вещи из Дастера, подъехал какой-то чувак на авто и не выходя спросил, возвращаем ли мы машину. Получив утвердительный ответ, порылся в своем телефоне, показал мне на экране мое имя и спросил, я ли это, все ли окей с машиной, и куда я положил от нее ключ. Больше его ничего не интересовало. Очень лояльная приемка машины))
Статистика: Добавлено vioch — Сегодня, 19:45 — Ответы 0 — Просмотры 29