Захи Хавасс – в 2006 году американский журнал «Time» включил Хавасса в список ста самых влиятельных людей мира. И это именно так и было. Ведь много лет это именно он решал, кому из археологов можно копать в Египте, а кому нельзя. Так что неудивительно, что обиженные им иностранцы в чём только его не обвиняли. Однако он всего лишь стоял на страже интересов своей страны!
«…и поставил на нем семь пирамид, одну против другой, отцу и матери и четырем братьям;»
Первая книга Маккавейская, 13:28
Первая книга Маккавейская, 13:28
Наука против лженауки. Кто такой Захи Хавасс? А это учёный-египтолог, всю свою жизнь посвятивший изучению египетских пирамид. Он и сам копал, и в них лазил, и другим давал разрешения на это, как глава Совета по древностям АРЕ (с 2002 г.), и лекции читал о них студентам Александрийского, Пенсильванского, Хелуанского и Американского университета в Каире. Автор многих книг о пирамидах. С 2005 года он занимался исследованиями ДНК мумий египетских фараонов и, в частности, мумии Тутанхамона. Именно он инициировал требования со стороны Египта о возвращении в страну её национальных памятников: бюста Нефертити из Нового музея в Берлине, Розетского камня из Британского музея и обелиска в парижской площади Согласия.
В дни «революции» 2011 года, когда толпы «революционеров» бросились грабить Каирский музей, он сделал всё возможное, чтобы спасти его ценнейшие экспонаты. Стал даже министром древностей АРЕ, но «свято место» всегда привлекательно, и с этого поста его вскоре «ушли». Именно под его руководством была осуществлена реставрация пирамиды Джосера, открытая для посещения в 2020 году после 14 лет работы. Интересно, что при этом нашли несколько неизвестных ранее помещений и выяснили, что общая протяжённость тянущихся под ней галерей составляет… немногим менее шести километров!
Исследованиям пирамид он посвятил всю свою жизнь, и главная проблема пирамидоведения на сегодня, по его мнению, заключается в том, что большая часть опубликованной в книгах о них информации не соответствует действительности. Ну а над сознанием простых людей, не специалистов-историков, и вовсе довлеют ещё и мифы, кочующие из публикации в публикацию, либо почерпнутые из школьных учебников для 5-го класса.
Скажем так, о том, что пирамиды строили рабы, сегодня и впрямь говорят много меньше, чем раньше. Впрочем, причина, почему о рабах так много говорили в прошлом, понятна. Нужно было показать, как далеко вперёд шагнула жизнь в СССР и как плохо было в далёком прошлом. Затем многие авторы начали писать, что нет, так много рабов в то время в Египте не было, и строили пирамиды рабочие, которые занимались собственно строительством только четыре месяца в году во время сезона половодья (когда они не могли обрабатывать свои поля).
Согласно другому мифу, все каменные блоки для пирамид добывали в каменоломнях Туры, расположенных в 20 км к востоку от плато Гиза. Ещё одно не соответствующее действительности утверждение связано с продолжительностью правления фараона Хуфу, которое, согласно Туринскому царскому списку, составляло якобы 23 года. Ну и, наконец, уже общим местом в литературе стало фантастическое число каменных блоков, использованных на строительстве пирамиды Хуфу, — ни много ни мало их насчитали 2 300 000. Если соединить все эти четыре ложных утверждения воедино, то получается, что 2 300 000 блоков должны были перевозиться к месту работ четыре месяца в году в течение 23 лет.
Простейшие арифметические подсчёты показывают, что египтянам в этом случае пришлось бы перемещать все эти камни со скоростью один блок в секунду. Но этот же расчёт вполне может стать и основанием для рождения очередной псевдонаучной теории, связанной с возведением пирамиды Хуфу. Что вот, дескать, явно они этого не могли, но смогли, а значит… работали силой мысли. Ну, скажем, принимали некое таинственное снадобье, и у них открывалась некая «мощь», позволявшая им откалывать и гранить камни, а затем и передвигать их на большое расстояние и поднимать куда вздумается. Ну а потом, понятно, секрет снадобья был утерян, и пирамиды сначала начали строить из кирпичей, а потом и вовсе перестали.
Кажется, такая «гипотеза» ещё никому в голову не приходила, так что «дарю» её в качестве основы для вполне возможного и весьма захватывающего романа о советском спецназовце-попаданце в Древний Египет. Там он как раз становится очевидцем такого строительства и пытается, во-первых, добыть рецепт этого снадобья, а во-вторых, вернуться с ним назад или хотя бы передать его в будущее.
Вид на три великие пирамиды в Гизе со стороны пирамиды Менкаура
Но пока что давайте займёмся тем, что разберём наиболее распространённые мифы и посмотрим, а как всё происходило на самом деле, и есть ли этому научно обоснованные доказательства. Что касается того, что египтяне якобы трудились на строительстве пирамиды только четыре месяца в году, то занимавшийся этим вопросом Захи Хавасс полностью опроверг этот миф, обнаружив и изучив гробницы… строителей пирамид. Исследования этих гробниц показали, что, во-первых, пирамиды воздвигли именно египтяне, а во-вторых, что работали они не по четыре месяца в год, а трудились на строительстве ежедневно, за исключением положенного им каждые 10 дней выходного дня.
В верхнем некрополе Гизы на стенах гробниц упоминаются такие титулы, как «начальник стороны пирамиды» или, например, «тот, кто впереди гавани». И в ходе раскопок эту самую гавань нашли. Оказывается, со стороны Нила у берега была устроена удобная гавань, куда прибывали суда с камнем из каменоломен, который и транспортировали к месту строительства. К востоку от некрополя рабочих были найдены следы хозяйственных построек, в которых солили рыбу или пекли хлеб.
Журнал «Нэшнл джиогрэфик» даже разработал специальный проект, в ходе которого его участники пекли хлеб в Гизе по тем же самым технологиям, что использовали древние египтяне. Этот так называемый «солнечный хлеб», и его до сих пор выпекают в Верхнем Египте. Кстати, пекли его без использования дрожжей, о чём есть записи в других египетских источниках. Просто ёмкости с тестом выставляли у дороги (покрыв кисеей от пыли) и ждали до вечера, после чего тесто… начинало бродить. То есть пыль вместе со спорами дрожжей в него всё-таки попадала, отчего тесто начинало подниматься. Для египтян происходившее с ним превращение казалось божественным чудом, вот только сегодня мы точно знаем, отчего такое происходило, и ничего чудесного в этом для нас нет.
Более того, когда из окрестностей пирамиды Хуфу наконец-то убрали огромное количестве песка, там обнаружили участки плато, где некогда располагались бараки рабочих, и даже реконструировали дом начальника работ.
Современный уровень наших знаний позволяет с уверенностью утверждать, что на строительстве пирамид ежедневно трудилось около 10 000 рабочих, причём их количество действительно значительно возрастало в период половодья, во время которого прекращались все сельскохозяйственные работы.
Отдельные семейные хозяйства посылали работников на строительство пирамид в обмен на освобождение от налогов. То есть строительство пирамиды было для египтян аналогом современных национальных проектов, в которых принимал участие весь египетский народ. Все три миллиона жителей Египта, так или иначе, «работали на пирамиду», а в итоге... их государство развивалось. Требовались писцы, вести учёт и контроль, и строились новые школы. Нужны были инструменты, и много, поэтому изыскивались новые рудники, и плавилась медь. Людей на строительстве надо было кормить – и продукты питания закупались у крестьян, что повышало продуктивность их хозяйств и прибавляло им достатка.
Очень важным открытием стало обнаружение костей домашних животных, обнаруженных в ходе раскопок жилищ строителей. Оно помогло составить представление о том, каким был рацион их питания. А это было очень важно, поскольку тот же Геродот писал, что кормились они луком, чесноком, хлебом и пивом. Однако с такой «диеты» и при тяжелой работе нетрудно и ноги протянуть. Исследования же показали, что египтяне употребляли в пищу ежедневно около 10 коров и 13 коз. Этим мясом было вполне возможно накормить 10 000 рабочих в день. Таким образом, ушёл в прошлое миф, что строители пирамид питались исключительно хлебом с чесноком и пивом. В их ежедневный рацион, безусловно, входили и мясо и рыба, ведь Нил-то был у них под боком!
Хозяйственные постройки и жилые кварталы рабочих были отделены от самой зоны возведения пирамиды стеной, носящей современное название Хейт-эль-Гураб, что означает «Стена Ворона». В середине этой стены находились ворота, через которые рабочие попадали на территорию стройки.
Выяснилось также, что все каменные блоки для возведения ядра пирамиды добывали непосредственно в Гизе, а каменоломни для строительства пирамиды Хуфу располагались к югу от пирамиды Хафра. Из Туры привозили только высококачественный мелкозернистый известняк для облицовки, о чём свидетельствует дневник Мерера. Это развенчивает ещё один миф о пирамиде Хуфу.
Кстати, не так уж многие авторы прошлого были и виноваты, поскольку тот же «дневник Мерера» нашли лишь в 2013 году. Данная находка древнейшего и одного из самых хорошо сохранившихся в Египте архивов папирусов стала подлинной научной сенсацией. Нашла его на побережье Красного моря, в Вади-эль-Джарфе, французская археологическая экспедиция во главе с Пьером Талле. Собрав воедино множество разрозненных фрагментов, учёные получили уникальный источник, содержавший важнейшие сведения о строительстве пирамиды Хуфу.
Однако наибольший интерес представляет дневник надзирающего над рабочими по имени Мерер. Он руководил группой рабочих-строителей, которых сопровождал на Синайский полуостров и в каменоломни Туры. Из дневника мы узнаём, что все рабочие, участвовавшие в строительстве пирамиды Хуфу, были разбиты на два больших отряда, каждый из которых имел своё название и начальника. Эта информация, несомненно, очень важна для правильного понимания особенностей строительства пирамид, а также оценки объёма усилий, затраченных египтянами для их возведения.
Известно, что над третьей погребальной камерой пирамиды Хуфу (так называемой Камерой царя) располагалось пять разгрузочных полостей, которые были специально построены для распределения веса нагрузки на погребальную камеру и защиты её в случае, например, землетрясения. Следует заметить, что сооружены они были из камня разных пород — асуанского гранита и особого белого мелкозернистого известняка из Туры. На некоторых известняковых блоках этих разгрузочных камер сохранились различные технологические метки, оставленные строителями пирамид, в частности картуши с именем самого Хуфу.
Поразительно, но как раз надзирающий над рабочими Мерер, дневник которого был найден в Вади-эль-Джарфе, повествует о своей экспедиции в каменоломни Туры с целью добычи известняка для облицовки пирамиды. Подчинённый Мереру отряд рабочих вырубал известняковые блоки в карьере и транспортировал их на деревянных салазках к пришвартованным на нильской пристани грузовым лодкам.
Три пирамиды в Гизе – это целый комплекс сооружений, которые нельзя изучать в отрыве друг от друга, поскольку все они самым тесным образом связаны между собой. И много открытий там ещё предстоит сделать!
Как здесь уже сообщалось, что во времена Древнего царства египтяне прорыли параллельно Нилу широкий канал, который был связан системой дополнительных каналов с гаванью, располагавшейся возле нижнего (долинного) храма пирамидного комплекса. Именно эту гавань использовали для доставки привозного камня к месту непосредственного строительства пирамиды. Мерер, осуществлявший подобного рода работы, сообщает в дневнике, что плато Гиза называлось Анх-Хуфу, что означало «да живёт Хуфу».
Сама великая пирамида именовалась Ахет-Хуфу, в переводе с египетского — «горизонт Хуфу», о чём также неоднократно упоминается в дневнике Мерера. Там же содержится важная информация о том, что порученные ему работы проводились в 27-й год правления Хуфу, то есть все описываемые в дневнике события имели место в самом конце царствования этого фараона. Правда, в Туринском папирусе срок царствования Хуфу определён в 23 года, но разница не очень велика. Да и ошибки при написании иероглифов тоже были всегда возможны.
Во всяком случае, теперь мы знаем, что именно на 27-м году правления Хуфу была осуществлена экспедиция в Ливийскую пустыню. И археологам удалось обнаружить надпись, сообщающую об этом событии. В ней также повествуется о цели экспедиции – добыче особого вида красной охры «мефат». Нам хорошо известно, что многие надписи на стенах разгрузочных камер были сделаны именно красной краской. Также красной краской, вероятно, могли быть выполнены граффити на внешней облицовке пирамиды. Например, северная пирамида фараона Снофру (Красная пирамида) содержит много таких пометок, что объясняет одну из версий происхождения её современного наименования, используемого местными жителями.
В любом случае, общее число каменных блоков, использованных для строительства пирамиды Хуфу, не могло составлять 2 300 000 штук. Кто эти подсчёты произвёл и первым выдал в свет, Хавасс сколько ни искал, так и не нашёл. Но эта цифра используется ещё и сегодня!
Теперь о том, как каменные блоки поднимались на пирамиду. Для этого был устроен наклонный пандус, остатки которого наконец-то удалось отыскать. Сделан он был из щебня и глины. Есть и изображение на каменном блоке в Абусире, сюжет которого – транспортировка пирамидиона – завершающего пирамиду самого верхнего её камня. Так вот оно как раз осуществляется по такому пандусу. Причём его транспортировка и установка на место означали завершение грандиозного строительства и потому отмечались как праздник, то есть с песнями и танцами, о чём там же сделана и соответствующая надпись.
Вот, собственно, и всё, что на сегодня следует знать о строительстве самых больших египетских пирамид в Гизе. Как видите, ничего невероятного и фантастического во всём этом нет, а большинство «загадок» являлись всего лишь результатом нашего неполного знания, от которого, собственно, большинство наших бед и происходит! Ну а о загадках самой пирамиды Хуфу и её исследованиях мы поговорим как-нибудь в другой раз, когда будет сделан её масштабный макет-пособие для учащихся 5-го класса.