ПОХОД ПО РЕКЕ ПИСТАЙОКЕ 21.07.2024–29.07.2024
Тебя, как первую любовь, Карелия, сердце не забудет!
Итак, поход по приграничной с недружественной Финляндией реке Пистайоки начался с поездки на ночном поезда с Ленинградского вокзала. Впервые побывав в Карелии в январе далёкого 1978 года, в памяти моей остался суровый, но прекрасный и удивительный для юношеского сердца край. Ели, вонзающиеся в небо, и голубые глаза озёр и многое другое глубоко вонзилось и осталось в моей неугомонной душе. Я представить не мог, что эта моя первая авантюра станет моим первым серьёзным опытом на пути моих изысканий и поиска самого себя, который до сих пор так и не закончился, а продолжился с годами, увлекая меня всё в более дальние дали. Ничего удивительного, что по прошествии многих лет возвращаешься в места, которые тебе дали путёвку в жизнь, одарив и поселив в сердце необозримую любовь к природе этого мира. Давненько я не был в Карелии, аж с 2006 года. И вот судьба снова завела меня в эти края. Если раньше в поход ходили своей группой проверенных товарищей, то нынешняя ситуация поменялась, соратники по разным причинам отпали, а амбиции остались. Пришлось вписываться в нынешние реалии, а именно, хошь — не хошь, а принимай ситуацию, когда соратники ушли, а новые не пришли, то бишь играй по не тобой установленным правилам. Хочешь сподобиться — сумей приспособиться. Примкнул к группе, организаторами которой выступил «Клуб приключений». Нас двое, мой друг Владимир и я, походники, как в старые времена сказали бы, опытные «кабаны», отправились в путь-дорогу из Москвы на фирменном поезде «Арктика» № 016А в вагоне № 6 места № № 12 и 13. Мой друг немного мистик и этому моменту уделил особое внимание, когда покупал билеты на 20 июля 2024 года. На следующее утро 21 июля поезд прибыл до места назначения на станцию Лоухи в 4:16.
Изо всех вагонов повысыпали многочисленные туристы, кто с неподъёмными сумками-баулами или необъятными мешками, а кто просто с рюкзаками. Лоухи такая перевалочная станция, откуда начиналась заброска туристических групп по многим направлениям, в том числе на сплав по реке Пистайоки. На обширной привокзальной площади их встречали представители фирм-организаторов. Нас с другом, Владимиром, приветствовала группа инструкторов компании «Клуб приключений».
На пяти «буханках» все участники нашей группы отправилась к месту стапеля, до которого пришлось добираться 4,5 часа (160 километров). Всего с нами направились трое инструкторов: Ирина Дегтярёва — ответственный за всё и главный дипломированный инструктор, Алексей Куприков, которого быстро начали все называть просто Лёха — инструктор-хозяйственник и Евгений Прокашев (Женя) — инструктор-ремонтник. Планировалась следующая нитка маршрута: озеро Кимасъярви — порог Падун (3 к. с.) — порог Коварный (3 к. с.) — озеро Пистаярви — порог Семиповоротный (3 к. с.) — порог Фурляляй (3 к. с.) — порог Имисев (3 к. с.) — порог Талли (3 к. с.) — порог Хирви (3 к. с.) — порог Поала (3–4 к. с.) — посёлок Войница. Протяжённость маршрута 115 километров. Река Пистайоки или просто Писта берёт своё начало на территории, ставшей враждебной России, Финляндии и течёт по Карельской земле, соединяя цепь озёр, нанизывая их словно бусинки на нить, образовав из них ожерелье. Сменяя тихую гладь озёр на бурные потоки в протоках, усеянных шиверами и порогами, река впадает в озеро Верхнее Куйто в северной части Карелии. На своём протяжении всего каких-то 110 километрах имеет более 30 водных препятствий при общем падении воды в 150 метров, что делает её одной из самых порожистых рек Карелии и сложнее, чем более известные Охта, Чирка-Кемь, Керети или Шуя. У Писты самый большой уклон общего падения воды, например, у Охты всего 60 метров на 120 километров, Шуи — 110 метров на 110 километров, даже у Кольской Умбы — 148 метров на 110 километров. Пороги 2–3 категории сложности, но от уровня воды сложность может подняться до 4 категории. Не река, а мечта сплавщика, в смысле водного туриста. Пройдя пограничный контроль, через час прибыли к месту стапеля, обозначенного на карте, как стапель-2.
Место оказалось занято другой группой, посему Ирина приняла решение переехать к мосту, обозначенному на карте, как стапель-3. Вот так бывает человек предполагает, а господь — располагает, и рок внёс свои коррективы: места для запланированного стапеля не оставалось, вся площадка занята туристической группой, по сути, нашими конкурентами. Пришлось начинать маршрут ниже по течению за разрушенным мостом. Таким образом, не состоялся сплав по верховью реки с прохождением порога Скала (2 к.с.), характерного мощного 250 метрового быстротока с локальными сужениями и поворотами между скал, порога Захар (2 к.с.) в 15 минутах сплава ниже по течению от первого; это километровый порог, с множеством поворотов, парочкой островов посреди русла и мощными сливами. Сложность порога сильно зависит от уровня воды в реке, это справедливо и для всех остальных порогов на реке. Ещё ниже по течению извилистый 700 метровый порог Змеиный (2–3 к.с.) в 30 минутах сплава, затем порог Солёный (3 к.с.) и знаменитый порог Падун (3 к.с.) обрамлённый скальными лбами, вблизи которого планировалась первая стоянка. Таким образом маршрут уменьшился на 6 километров. Начало маршрута от разрушенного моста, куда мы прибыли на пяти машинах к месту стапеля у начала озера Мандуярви около 10 часов утра. Прибыв на место, Ирина попросила группу быстрее разгрузиться и начать собирать катамараны, поелику сюда должна прибыть ещё одна группа. Даже ёжику понятно, что две группы создадут не только массу неудобств друг другу, но внесут путаницу и сумятицу в сборах, что приведёт к потери времени и снаряжения.
Собственно, так и произошло, только благодаря тому, что территориально наша группа и соседняя расположились на разных площадках удалось избежать потерь в снаряжении, а вот суматохи при спуске катамаранов на воду избежать не удалось. Соседи раньше собрались и им пришлось тащить свои водные суда через наш бивак, что не способствовало доброжелательному расположению друг к другу участников обоих команд. Но всё прошло без скандалов и стычек. Соседи благополучно отчалили, и наша группа приступила к спуску своих «Каравелл» на воду. Протаскивая катамараны через заболоченный участок к воде, приходилось проваливаться по колено в вязкую болотную жижу. Издержки похода, ничего страшного! Все благополучно разместились на своих местах и, спустя каких-то 3–3,5 часа мы отплыли от места стапеля. Подведу небольшой итог. От стапеля-1 на озере Кимасъярви редкая группа ныне отправлялась, понеже заброска неудобная. От него по реке всего два небольших порога: Сахал и Захар. В низкую воду или межень они превращались бы в нагромождение камней в русле. От стапеля-2 в реке расположены три порога: Солёный, Змеиный и Падун — самый знаменитый. Порог Падун довольно мощный, но в целом не опасный, если, конечно, клювом не щёлкать. А вот порог Змеиный технически более интересный, но тоже не сложный. Нашей группе пройти их не довелось. Но не пришлось! Что же, по этому поводу локти кусать? За первый день сплава прошли всего ничего — 9 километров, зато как! Большинство экипажей болталось от берега к берегу, словно наширявшиеся запрещёнными препаратами вахлаки. Немудрено, большинство впервые были на воде. Худо-бедно на вёслах прошли озеро Шувандо и Вяара по пути ещё пару шивер и разрушенный мост близ устья реки Винка. Конечным пунктом дневного перехода стал остров в устье реки после озера Мандуярви (это я не ругаюсь, оно по-фински так называлось) перед порогом Межозёрный. Несколько слов о составе нашей группы. Народ подобрался самый разношерстный: семья — папа, мама, дочь, сын и собака, два парня — молодые ребята из Санкт-Петербурга, ставшие друзьями в походе, две подруги из Тулы, отец с сыном-дошкольником из Санкт-Петербурга ещё несколько человек разного возраста в основном из Москвы, да мы с другом «кабаны» больших дорог, всего 24 человека вместе с инструкторами. Ещё на стапеле Ирина сформировала экипажи. Парней из Санкт-Петербурга посадили на двойку. Шестёрку возглавили сама Ирина, взяв к себе в команду семью в полном составе вместе с собакой. Ещё две четвёрки возглавили инструкторы, одну — Женя, другую — Лёха. Сперва я хотел в команду Жени попасть, но он сказал, что уже набрал людей, тогда обратился к Лёхе, который согласился. К нам ещё хотел присоединиться Алексей, парень из Луганска, но Ирина посчитала, что команда получится слишком сильная и заменила его на напросившуюся к нам в команду Ольгу из Обнинска. Вообще, она поступила абсолютно правильно, но только нам не повезло: не вписалась Ольга в наш маленький коллектив. Две оставшиеся четвёрки укомплектовали семейной парой, Сергеем из Москвы, Алексеем из Луганска, подругами из Тулы, Светой и ещё двумя Натальями. Итак, мы на острове в устье озера Мандуярви. Стоянка на этом островке оказалась великолепной: обустроенная поляна с костровищем и огромным столом рядом, а на берегу на самом мысу — баня, сложенная из камней, осталось только натопить. А из-за того, что стапель вышел ниже запланированного по течению реки, у нас образовался лишний день. Наши инструкторы решили здесь утроить днёвку. Погода к этому отнеслась благосклонно.
За время днёвки многие по несколько раз направлялись посмотреть на Межозёрный порог. Посмотришь на него, фигня фигнёй, но перед ним серьёзная поганка (это когда водный поток бьёт из глубины, образуя противоток). Вот эта штучка стала серьёзной проблемой для многих экипажей и не только нашей группы. Сложность порогу добавлял тот факт, что за поганкой водный поток, бил в торчащий обломок скалы, где разделялся на два не равных рукава, один из которых, уходящий направо, чуть менее мощный, чем левый, сразу поворачивал, огибая скальный остаток, и сливался за ним со вторым. Далее объединённый мощный поток устремлялся по короткой шивере к озеру Хирасъярви.
На следующий день готовили баню на мысу, инструкторы учили новичков управлять катамараном, и не только, так же учили, как вести себя после оверкиля. Ребята отрабатывали на все сто, молодцы! Я не скажу, что отношусь к профессионалам класса супер-пупер, но мне это было не особенно интересно, хотя некоторые навыки я взял на заметку. Сам островок небольшой весь покрыт мхом и сосновым бором. Его северная часть более каменистая и высокая, а противоположная болотистая. Обойти его можно за какие-то 15–20 минут, но это стоило сделать, поскольку можно увидеть другую протоку, которая оказалась непроходимой для ката из-за хаотичного нагромождения камней и узких проходов между ними, а также сильной водной струи. После полудня показалась группа туристов на катамаранах. Все помчались смотреть, как они будут проходить порог. Экипаж первого катамарана даже не удосужился высадить несовершеннолетнего паренька сразу устремился в порог, но команда не справилась с управлением и кат выскочил на каменный берег островка правым баллоном, а левый баллон стало подтапливать. Капитан пытался столкнуть нос катамарана, но тот крепко сидел на скале.
Вскоре матроса с левого борта унесла река, а парнишка с трудом удерживался на баллоне, его уже смывало, когда капитан успел подхватить его и вытащить к себе на скальный выступ. Нам пришлось участвовать в спасении экипажа, попавшего в сложную ситуацию. Пришлось кидать им морковку, так называют спасательную страховочную чалку. Пытаясь сдёрнуть катамаран с камня все мужчины нашей команды стали тянуть верёвку, но чалка не выдержала и порвалась. Лишь со второй попытки, провозившись с полчаса, удалось снять катамаран со скалы, и туристы продолжили сплав. Другие экипажи этой группы подошли к прохождению порога более ответственно. Сперва осмотрели его, высадили на берег детей и только тогда стали проходить порог и преодолели его боле-менее успешно, лишь один из них сел на подводный камень на выходе из слива, там, где начинались разбои шиверы. На третий день пришла очередь и нам самим проходить этот технически трудный порог. Первая шла шестёрка, немного наехав правым баллоном на скальный выступ, благополучно проследовала дальше. Затем шла двойка, удачно, преодолев поганку, вписались в основную струю, но до места слияния рукавов не дотянули, налетели на камень, но быстро снялись и продолжили путь к месту ожидания всей группы.
Последними шёл наш экипаж. Мы с Владимиром — рулевые, Алексей, инструктор-хозяйственник занимал место правого матроса, а Ольга, туристка — левого. Для управляемости катамарана необходимо, чтобы он имел положительную скорость по отношению к воде, для этого нужно работать, а вот этого не произошло, не все матросы исполнили команду «вперёд». Результат: наскочили правым бортом на скальный выступ. Однако, в отсутствии скорости оказался и своеобразный плюс. Не покидая судно, удалось сняться с камня. Быстро с ориентировавшись, скомандовал включить задний ход. Наша посудина медленно стала увлекаться потоком, нас подхватило и унесло в правый рукав, правда, кормой. Это помогло обойти лежащее у самого берега упавшее в воду дерево, ибо наш кат благополучно миновал это препятствие. В месте слияния рукавов катамаран развернули и дальше проследовали в штатном режиме, лавируя между камней 200-метровой шиверы до места, где ожидали нас другие экипажи. Не даром этот порог носит неофициальное название: Коварный. Позже Алексей признался, что ещё ни разу так его не проходил. Немного передохнув, вся команда отправилась дальше. По спокойной воде прошли под мотором озеро Хирасъярви, связав все катамараны в единое целое.
За озером вновь распавшись на отдельные экипажи, прошли с десяток шивер разной сложности, но абсолютно не трудных. Озеро Вихельтаярви протяжённостью в километр некоторые представители нашего табора предложили пройти на вёслах, но предложение не прошло модерацию. Была ещё пара несложных шивер, после чего вновь все суда собрались в кучу, и вплоть до места следующей стоянки «Лагуна» на озере Пистаярви шли под мотором. По прямой через озеро прошли ещё 10 километров, рассматривая прекрасные места. Здесь справа по курсу движения на мысе вытянутого полуострова на северном берегу находилась единственная на маршруте деревня Тихтозеро ныне в ней никто не проживал. Огромное озеро, большие острова, песчаные пляжи, скалы и камни — классика Карельской природы. За день прошли 23 километра. Место для стоянки опять же уникальное в своём роде. Только представьте: песчаная коса, вытянувшаяся на более чем сотню метров, окаймлённая с двух сторон скальными выходами. Противоположная сторона от песчаного пляжа упиралась в залив самого озера. Полуостров с узким перешейком вытянулся с севера на юг. Первоначально здесь планировали устроить днёвку, но передумали и на следующий день покинули её.
Всё дело в том, что кроме купания на песчаном пляже, здесь делать было нечего. Рыбалка не задалась, а построить баню оказалось почти не с чего, да и с дровами туговато. Шёл четвёртый день похода. Погода продолжала радовать ясными солнечными днями и теплом. Нам предстояло пройти несколько технически сложных порогов, среди которых значился Семиповоротный. К нему группа подошла менее чем через час после отплытия с места стоянки «Лагуна». Уже на выходе из озера скорость водного потока заметно возросла. Как только река сузилась, нас встретила небольшая горка с мощной прямой струёй — порог Лужма, а за ним после плёса расположился самый длинный и впечатляющий порог Семиповоротный. По очереди экипажи входили в порог и исчезали сразу же за первым поворотом. Кто назвал порог Семиповоротным либо обладал ярким воображением, либо обладал не дюжими способностями в арифметике. Порог протяжённый, длиной с километр или более, с прижимами и валами, но всё же не настолько сложный, чтобы сбиться со счёта, считая повороты. Он включал в себя пять ступеней, разделённые участками с ламинарным течением. Ещё десяток минут плавания и каты подошли к 300-метровому порогу Одинокое дерево. Ну, тут с названием не поспоришь, так и есть, на каменистом островке возвышалось одинокое дерево, а река мощных потоком устремлялась вниз яко сани с горки, огибая островок справа. Через 200–300 метров река успокаивалась. Впереди замаячило пятикилометровое озеро Муасъярви, которое все экипажи миновали опять же под мотором. Развязавшись в конце озера, вышли на динамичный участок, где пороги следовали один за другим. Не доходя до порога Курки остановились на перекус и техническую остановку и снова в путь. Сперва прошли короткий 300-метровый порог Курки. Его характерная черта — бочка по середине первой ступени. Через 15 минут нас ждал одноступенчатый порог — Петух, за котором решили встать лагерем. Этот порог интересен тем, что на нём можно сплавляться в спасжилетах без риска получить травму. Одна незадача: нижняя стоянка оказалась занята, зато верхняя на гриве оказалось ещё лучше, там наша группа и расположилась. С высоты берега открывался красивый вид на сам порог и реку. Группа туристов внизу готовила баню, а наша — просто балдела в сосновом бору, наслаждаясь красотой природы. Некоторые играли в волейбол, большинство разбрелось по окрестностям, собирая грибы и ягоды, которых здесь великое множество.
Пятый день был объявлен днёвкой. После завтрака желающие поучаствовали в свободном сплаве через порог Петух, я тоже. При сплаве выяснилось, что я неправильно застёгивал спасжилет, поелику он меня не спасал, а топил, налезая на лицо. Незамысловатый аттракцион понравился особенно детям, ибо они сплавлялись по два-три раза. После обеда предстоял выход на озеро Изумрудное в 4–5 километрах от места стоянки.
Озеро расположено в холмистой чаше между каменистых гряд и имело почти круглую форму. До озера шла просёлочная дорога, не понятно, откуда и куда. Само озеро неглубокое, посему вода в нём хорошо прогрелась, что позволила искупаться, испытывая наслаждение. На водной поверхности, словно родинка на щеке, небольшой островок с засохшей сосёнкой. Вернувшись к обеду, кто-то отправились заготавливать дрова для бани, кто-то — таскать воду, а кто-то бездельничал.
Погода стояла всё такая же отличная, было солнечно и тепло. На шестой день продолжили плавание. За поворотом нас встретил несложный порог Грива с короткими сильными сливами. Через полчаса благодатные воды Пистайоки вынесли наши суда в озеро Вайкульское слишком длинное, чтобы его проходить на вёслах, понеже снова связали катамараны в одно целое и пошли под мотором. Сразу за озером старый разрушенный мост, а за ним через десяток минут красивый порог с необычным поэтическим названием Фурляляй или Вайкульский каскад. Его название якобы связано с кушанием, прослывшим изысканным и деликатесным, отсюда такое сравнение. По мне это полная чушь, просто красивая игра звуков, как игра воды в реке. Есть более правдивая версия, что слово имеет финские корни. Сам порог — мощная коллекция крутых поворотов с прижимами к левому берегу, сливов с каменных плит и коварных бочек на продолжении 700 метров с несколькими островками в русле реки. Один из сложных порогов на реке.
Через час сплава справа оставили озеро Имисъярви. Здесь на крутом берегу остановились на перекус и через полчаса снова в путь. Каких-то 500 метров и каты попали в ещё один динамичный порог Имисев и дальше пошло. Через 1 километр порог Талии, а затем самый мощный Хирви. Для просмотра последнего Ирина устроила остановку, все прошли к самому сложному участку — сливу с плиты. Проход ближе к левому берегу, но там имелся подводный выступ, на который не стоило наскакивать, а в середине русла множество камней, торчащих зубов, поджидающих добычу. После просмотра вернулись обратно, погрузились и вперёд. Все прошли без приключений. Пороги несложные, прохождение их доставило истинное удовольствие. Приблизительно через полчаса каты достигли озеро Корпи-ярви. Протяжённое шестикилометровое озеро с небольшим порожком на выходе перед входом под автомобильный мост.
Преодолев его, у наших инструкторов возникла дилемма: плыть дальше, рискуя попасть в ситуацию, что место стоянки окажется занятым, либо остаться здесь. Ирина решила на двойке плыть на разведку, а группа осталась ждать под мостом. Через полтора часа разведчики вернулись. Предположение Ирины сбылось, место оказалось занято, но была и хорошая новость: завтра утром та группа уходила. Встали на левом берегу перед мостом на дороге, выходящей к берегу.
Место надо сказать м-мм, овощное, то бишь хреновое, но другого всё равно нет. Лучшая стоянка под мостом была уже занята, когда приплыла наша команда, а более-менее пригодных мест больше и не было. Итог, за день прошли 27 километров. Подошла ещё одна группа, так они встали, вообще, на болотистом месте. Разбив лагерь по обочинам дороги, с трудом набрали дрова для приготовления ужина, после чего все разбрелись по окрестностям. Надо сказать, что окружающая среда резко поменялась. Сосны почти пропали, появилось много ольхи и ивника. Лесной покров тоже поменялся — вместо мха, высокая трава.
Вечером большинство наших соратников сходили на хутор, расположенный в километре от нашего лагеря. Хутор обихоженный, даже клумба была. Осмотрев его, ничего трогать, а тем более брать не стали. Порадовало, что и такой глуши люди умеют обустраиваться. Перед нами встала задача: завтра успеть занять место за порогом Поала раньше конкурентов, посему решили выплывать в 8:00 без завтрака, что и было сделано. Проплыли всего 1,5 километра и вот наша цель на сегодня — порог Поала.
Красивейший около 400 метров в длину двухступенчатый порог. Сразу за первой ступенью, где водный поток упираясь в скалу поворачивал налево, небольшой участок спокойной глади, а затем вторая ступень с бочкой посередине. За ней сразу у скалистого левого берега хорошая стоянка, к которой и причалили все наши суда. Шёл седьмой день похода, была объявлена днёвка. День был потрачен на бесконечные катания на катамаране в бочку и как из этой ситуации выходить.
Очень полезная опция для тех, кто впервые на водном маршруте. Недаром этим воспользовались почти все участники похода. Меня больше интересовало прохождение порога по разным маршрутам: по основному сливу с обходом бочки или же с заходом на отбойный язык, а затем с поворотом и пробития бочки, что и осуществили с Лёхой на двойке. К вечеру погода стала меняться. На горизонте замаячила чёрная туча, засверкали молнии, загрохотал гром, но фронт прошёл стороной лишь небольшим дождём обозначил своё присутствие. Вот такой выдался седьмой день похода. Некоторые группы завершают сплав здесь на пороге Поала. Отсюда до дороги метров триста по лесной тропе, но совсем неудобно с громоздкими вещами, посему плывём дальше. На восьмой день предстоял предпоследний переход. Необходимо было пройти 13 километров с всего одним несложным, можно сказать, незаметным порогом Ристикоски, что наша команда и сделала, пройдя на вёслах до озера Аллаярви. Далее под мотором до места стоянки на скалистом отлогом берегу озера. Отсюда до места антистапеля всего 9 километров. За время перехода погода смилостивилась, мы застали великолепный закат на озере. Был прощальный ужин и лёгкая грусть, что всё заканчивается. Место стоянки не очень удобное. Сразу за скальным выходом довольно крутой подъём с небольшими полками, на которых и поставили палатки. Место неудобное. На последнюю вечернюю трапезу собрались, когда начало темнеть. Ирина устроила прощальный фейерверк, бросив в костёр порошок окрасивший пламя в разноцветные цвета. После ужина все остались на посиделки. Женя играл на гитаре, умиротворенный народ слушал. Стало совсем темно, и все разошлись по палаткам.
Девятый день — выброска. Последний переход особо ничем не запомнился. Добрались до разрушенного моста у деревни Войница.
Собственно, и деревни то нет, так пара строений. Здесь и совершился антистапель. К полудню за нами приехал автотранспорт, всё те же буханки. Пятичасовой переезд в 210 километров, и мы на станции Лоухи. Так и закончился этот поход. Нет, вру, закончилась активная часть похода, но оставался переезд и ожидание поезда домой. По дороге остановились на техническую остановку в посёлке Калевала.
Довольно крупный посёлок в нём есть автобусное сообщение, правда не выяснил куда. Прибыли на станцию Лоухи в начале шестого вечера. Правда, удивительно: только, что была одна команда, прошло каких-то полчаса и всё! Народ разошёлся по своим делам, только вида не подавали, что незнакомы. Вот такой наш менталитет! Дожидаясь поезда на Москву, погулял по посёлку. К самой станции вела улица, названная в честь 23 Гвардейской стрелковой дивизии, державшей здесь оборону в годы Великой Отечественной войны.
Чуть далее расположена аутентичная деревянная Серафимовская церковь, а за ней Братская могила с мемориалом.
Рядом с почтой по улице Советской молельный дом церкви пятидесятников.
Посёлок, как посёлок не сильно ухоженный, но и не запущенный. Одним словом, районный центр. Всё бы ничего, но с начала нового века население поселения уменьшилось более, чем на треть. Название посёлка носила колдунья из эпоса «Калевала», образ которой красуется на флаге и гербе посёлка и одноимённого района. Погода сильно изменилась.
Небо заволокло свинцовыми тучами, похолодало. К тому времени, когда пришёл наш поезд пошёл злой мелкий дождик. Природа словно выпроваживала нас, хотя ничего плохо мы не сделали, наоборот, бережно к ней отнеслись. Весь мусор за собой мы убирали, не гадили, даже уборную с собой возили. Как там ни было, природе виднее. Вот теперь всё.