От водопадов Вароне мы начали спускаться к городку Рива дель Гарда, наблюдая по пути замечательные виды. Рива живописно расположена на самом северном краешке озера Гарда, там, где берег обрамляют горы — с запада Монте-Роккетта, а с востока — Монте-Брионе.
Дополняет картину голубая лента реки Сарка, которая впадает в озеро, питая его водой тающего в горах снега.
Поездка заняла не более 10 минут, и мы ещё были под впечатлением от яркого и цветочного утра, проведённого в парке водопада Вароне. После ударной дозы красоты и расслабленных прогулок, теперь появились силы и вкус к познаниям. Поэтому, прибыв Риву, мы с дочерью перво наперво отправились в музей.
Музей Ривы — Museo Alto Garda — находится в крепости Ла Рокка (castello La Rocca), которая была основана в 12 веке, и в те годы играла первостепенную роль для обороны города. Первоначальная форма строения в настоящее время неизвестна, но предполагается, что во времена Скалигеров она представляла собой идеальную модель средневекового укрепленного замка, полностью окруженного водой, как в Сирмионе.
За века своего существования крепость Ла Рокка не единожды перестраивалась, а её назначение менялось. Здесь располагался епископский дворец, а в более поздние века квартировал австрийский военный гарнизон. Теперь замок представляет собой массивное здание с четырьмя башнями, а оказавшись его в стенах, мы имеем возможность соприкоснуться с местным искусством и историей.
Первый раздел музея знакомит посетителей с археологическими находками от среднего палеолита до эпохи поздней античности и раннего средневековья. Мы с дочерью не поклонницы археологии, поэтому большую часть залов проскочили почти без внимания.
Однако, даже нас заставили задержаться некоторые находки, обнаруженные в регионе северных озер Италии. Сразу ведь понимаешь, когда видишь что-то по-настоящему особенное!
Среди различной утвари и кремневых артефактов, датируемых периодом от палеолита до мезолита, — самых древних свидетельств присутствия человека на богатой территории Верхней Гарды- выделяются восемь статуй-стел медного века (конец 4–3 тысячелетия). Эти стелы были случайно обнаружены во время строительства больницы в Арко. Позднее ещё две статуи были найдены частными лицами.
Значение статуй-стел до сих пор до конца не разгадано, и учеными предполагаются три варианта: на стелах изображали высокопоставленных деятелей, либо прославленных предков, либо божеств.
Перед статуями-стелами представлена реконструкция женской и мужской одежды и украшений III тысячелетия до нашей эры. Реконструкция сделана на основе изображений, найденных на стелах.
В другом зале размещены не менее впечатляющие артефакты, найденные около ста лет назад при строительстве гидроэлектростанции Понале. Тогда были обнаружены остатки деревень, существовавших в Бронзовом веке (2200—1000 гг. до н. э.). Деревни эти стояли на сваях, прямо на воде как тут не вспомнить недавнюю поездку в Таиланд!
В 2011 году деревни Молина-ди-Ледро и Фьяве, возле которых были найдены остатки древних поселений, вошли в список объектов ЮНЕСКО.
В витринах музея представлены предметы повседневного обихода, а также запоминающаяся модель домов на сваях Фьяве, которая показывает технику, с помощью которой эти бревна скреплялись между собой при строительстве.
Гораздо больше времени мы с дочкой уделили следующему разделу музея — его Картинной галерее, где можно, в частности, увидеть работы Пьетро Риччи (1606–1675), по прозвищу Луккезе — признанного живописца эпохи барокко, писавшего в стиле итальянского маньеризма.
Но основой, составляющей экспозицию, являются пейзажи 19 века, написанные художниками, которые путешествовали в окрестностях озера Гарда и вдохновлялись красотой его природных видов.
На этих картинах всё, что восхищает нас сегодня: вершины гор, глядящиеся в воду озера, сторожевые средневековые замки на берегу, рыбацкие лодки, крестьянский быт…
В этих полотнах отражается прошлая жизнь Альто-Гарда, и она кажется идиллической, а ведь всего-то навсего здесь отсутствуют современные автомобили и многочисленные туристы.
Третий из постоянных разделов музея называется «История», и погружает нас в не самое далёкое прошлое Рива-дель-Гарда, когда она стала популярным курортом. В разделе множество архивных фотографий, на которых, в том числе, запечатлены события, связанные с первой и второй мировыми войнами.
Приятным бонусом для посетителей музея становится подъем на Mastio — главную башню крепости Ла Рокка. Высота башни невелика, так что не стоит ждать обширных и захватывающих панорам, но виды на город и озеро, которые оттуда открываются, позволяют сориентироваться в ближайших окрестностях.
С башни Мастио можно оценить, как уютно умостилась Рива-дель-Гарда у подножия гор.
Прежде всего, перед нами расстилается площадь Джузеппе Гарибальди. Пьяцца является одной из центральных площадей города, её украшают фонтаны, окружают рестораны и кафе. Слева виден Grand Hotel Riva.
Чуть позже мы ещё рассмотрим его получше.
В следующем квартале среди строений доминирует часовая башня Аппонале, а чуть выше притягивает взгляд полуразрушенный круглый бастион на склоне горы Монте-Рокетта. Это Бастион-ди-Рива или просто Бастион, как его называют местные жители.
Башня Бастион-ди-Рива была построена в 1507 году Венецианской республикой для дополнительной защиты города от возможных нападений с севера. Но когда венецианцы проиграли битву при Аньяделло французам в 1509 году, они покинули этот район, и башня попала в руки принца-епископа Тренто Георга II. К 17 веку башня обветшала, а в 1703 году во время войны за испанское наследство была основательно разрушена. В 1950-х годах началось возрождение, теперь уже ради туризма: к Bastione di Riva подвели фуникулёр, а в башне открылся небольшой ресторан.
Помимо музейных экспозиций, в крепости Ла Рокка, во внутреннем дворике замка, проводятся концерты.
Уже направляясь на выход, я зацепилась взглядом за кусочек фрески с ложными изображениями мраморных прожилок и рельефных розеток. Представила, какой красочной была стена, расписанная таким образом. Почему-то по одному обломку мне не удается вообразить здание, а по части фрески весь рисунок — да. Наверное, поэтому живопись мне интереснее, чем археология.
И вот совпадение! Едва мы начали прогулку, как на глаза немедленно попалась стена с остатками былой роскоши-росписи. Это торцевая часть дворца Преторио (Palazzo Pretorio), где когда-то отправлялось правосудие.
Честно говоря, немного странно, почему на таком исторически значимом для города здании не восстановили роспись. Так хотелось бы увидеть дворец Преторио во всей красе…
Дворец связан со зданием городской Ратуши Palazzo Municipale. Комплекс находится на Площади Третьего ноября — одной из самых впечатляющих в Риве. Её название увековечивает 3 ноября 1918 года, день, когда итальянские войска высадились в гавани Ривы и положили конец австрийскому правлению на озере Гарда.
Тут уместен краткий экскурс в историю Ривы-дель-Гарда. Начало активного развития города пришлось на в 16 век, после того, как он был включен в состав Республики Венеция (Serenissima Repubblica di Venezia). В тот период в Риве появилось много новых зданий, сохранившихся до наших дней и представляющих особенности культуры эпохи.
Но начиная с 1803 года город был завоеван, присоединен к владениям Габсбургов и входил в состав Австро-Венгрии до окончания Первой Мировой войны. В состав Италии Рива-дель-Гарда возвратилась с 1918 года.
Площадь 3-го ноября с одной стороны обрамлена живописной гаванью, с другой окружена венецианско-ломбардскими зданиями с характерными для 13–14 веков аркадами. Раньше здесь находились дома менял и множество торговых лавок, где предлагались разнообразные товары, прибывающие по озеру.
В восточной части площади возвышается башня Аппонале, которая впервые упоминается в 1273 году. Первоначально она была ниже и с входной дверью довольно высоко от земли. С течением столетий башня оказалась на другом уровне по сравнению с прочими строениями (опустилась на другой «культурный слой»), поэтому была дополнительно поднята в 1552 году. Сейчас башня имеет высоту 34 метра, а часть её вместе с фундаментом ушла примерно на 3–4 метра в глубину.
На Аппонале до сих пор сохранился колокол местного совета, отлитый в 1532 году. В древние времена Башня Аппонале была служила для охраны порта, также использовалась как тюрьма, а во время Первой мировой войны — как смотровая башня.
Вдоль набережной установлено несколько скульптур. Одна из них, в виде носа рыбацкой лодки, с фонтаном воды внутри, посвящена отважным морякам, утонувшим в море при защите гавани или во время рыболовных операций.
Значения другой скульптуры я так и не узнала. Издали композиция выглядела, как пучок колец, а вблизи оказалась похожа на букву «О». А в букву «О» меня всегда тянет вписаться, просто обязательно))
Часть набережной вокруг бухты относится к площади 3-го ноября, а её продолжением является Площадь Катена (piazzale Catena). Это тоже прекрасное место, с чудесными, окрашенными в пастельные цвета домами. Здесь можно отдохнуть в многочисленных кафе и полюбоваться видами на старый город и горы.
Название площади происходит от итальянского слова Catena, что значит «цепь». До 1929 года на площади располагалась Имперская таможня, обозначая границу, которая на протяжении столетий отделяла северную часть озера от регионов, расположенных южнее. А под водой в прежние времена была натянута цепь — известный в средние века способ для защиты гавани.
Среди других строений на площади Катена заметно выделяется здание старой гидроэлектростанции Понале, построенной в 1928–1929 годах. Станция аккумулировала энергию горной реки Понале, протекающей между озёрами Ледро и Гарда. В 1998 году станция прошла капитальный ремонт и сейчас функционирует как туристический объект.
Примечательно, что именно во время строительства ГЭС Понале в 1929 году на востоке озера Ледро были найдены свыше 10 000 свай — те самые остатки деревни периода бронзового века, о которой мы только что с узнали в музее Ривы.
От набережной мы свернули в улицы исторического центра. Конкретного маршрута я не выстраивала, поэтому бродили наугад. Так или иначе, большинство интересных мест Ривы мы увидели.
В историческом сердце города есть несколько площадей, одна другой краше, их связывают между собой мощеные улочки с разноцветными фасадами.
Рива-дель-Гарда вообще очень красочный город. Обрамленная к тому же драматическим фоном окружающих гор, Рива-дель-Гарда удерживает идеальный баланс природной красоты и культурной яркости.
Площадь Джузеппе Гарибальди, на которую мы недавно смотрели с высоты музейной башни, сочетает современную стильность с элегантностью, присущей середине 19 века.
Пьяцца обрамлена фонтанами и цветниками. Один из фонтанов украшает скульптура женщины, сидящей на скале над озером.
Считается, что своим выразительным обликом город обязан тому, что протяжении многих лет принадлежал монархии Габсбургов. Поэтому в архитектуре некоторых зданий ещё чувствуется габсбургский стиль и былое имперское великолепие.
Однако, тут я согласна не вполне. Мне показалось, что стиль у Ривы совершенно свой, особенный, и изюминка не в одном только австрийском наследии, но в многообразии памятников культуры разных эпох.
Лучшее подтверждение тому можно найти на площади Эрбе - Piazza delle Erbe. В прежние времена этот район составляли дома, принадлежавшие богатой местной семье Лучолли. После бомбардировок Первой мировой войны квартал лежал в руинах, но был воссоздан в 1928 году по новому проекту. Архитектор Энрико Одорицци использовал местный белый и розовый известняк, который придал пространству гармонию и простоту.
Кроме того, здесь были воспроизведены типичные элементы итальянской площади: большие круглые арки, старинный фонтан с колонной и портик. Всего один взгляд, немного воображения — и мы как по волшебству переносимся в эпоху Ренессанс!
Лучшими архитектурными примерами любого города обычно бывают его храмы, поэтому, находясь где-либо впервые, я всегда стараюсь посетить хотя бы один. В историческом центре Ривы мы заглянули в церковь Санта-Мария Ассунта (Успения Девы Марии).
Первая церковь на этом месте существовала с раннего средневековья и выглядела иначе, новая была построена в 1728–1744 годах по проекту лангобардского архитектора Чиприано Такки ди Зельбио.
Интерьер Parrocchia di Santa Maria Assunta выполнен по моде 18 века: единственный, но просторный неф наполнен пышным декором — лепниной и драгоценным мрамором. Своды богато расписаны, а боковые стены украшены картинами Джамбеттино Чиньяроли (1744, Мадонна с четками), Джованни Баттиста Буратто (Мученичество святого Иоанна Непомуцкого). В 1830 году Джузеппе Краффонара выполнил для церкви большой мраморный алтарь Успения Богородицы.
Вдоль нефа чередуются восемь приделов с алтарями в стиле барокко. Один из приделов находится в боковой часовне, имеющей роскошное убранство.
Главный фасад церкви обращен к площади Кавур, но интересно заглянуть также на соседнюю площадь Пьяццетта Краффонара, куда выходит южная стена здания. Именно на этом месте стояла древняя церковь, позже разрушенная — её символизирует древняя колонна. Площадь названа в честь художника, создавшего главный алтарь — здесь же установлен бюст Джузеппе Краффонара (1790–1837) работы Франческо Трентини. Но на моем фото его не видно за колонной.
Очень необычно, что церковь Санта-Мария Ассунта была построена без собственной колокольни, и для этих нужд переоборудовали башню, находящуюся на другом конце площади Кавур. С тех пор роль колокольни исполняет надвратная башня Сан-Микеле, сохранившаяся от бывших крепостных стен. До нее я добежать уже не успела, но фото (хоть и не моё) покажу — уж больно колоритное это место.
Перед отъездом из Рива-дель-Гарды мы прошли мимо красивого Рalazzo San Francesco с цветущим в партере садом. Сегодня во дворце находится Агентство по доходам, чуть раньше там размещались судебные помещения магистратского суда, но главное, что на этом месте, за пределами городских стен, ранее находился древний монастырь. Предание гласит, что монастырь основал сам Франциск или один из его последователей из Ривы, блаженный Пасифико Риккамбони, родившийся в 1190 году.
Рalazzo San Francesco перестроен из монастырских помещений и стоит на древнем фундаменте, нынешний вид имеет после реконструкции 1908 года, произведенной через пять лет после сноса церкви Сан-Франческо.
Прощаясь с очень приглянувшейся Ривой, мы, к моей радости, ещё не прощались с Гардой. Много прекрасного ждало впереди!