На центральной площади города Макона, напротив Ратуши, высится Собор святого Петра.
Кажется, что это романо-готическая постройка, но это не так. Собор построенв 19 веке, на месте старой церкви, и это неороманский стиль. Фасад выделяется тремя входными порталами с особо крупным центральным, украшенными барельефами, и двумя высокими колокольнями.
Инициатором постройки был архиепископ, монсиньор де Маргери. Прокт создал архитектор Андре Бертье, и церковь была построена между 1859 и 1865 годами.
Готический неф разделен на шесть пролетов, с ребристыми переходами.
Хор украшает орган в неоготическом корпусе, классифицированный как исторический памятник, созданный известным мастером Аристидом Кавайе-Коллем в 1866 году.
Своды ниш увенчаны трифорием (верхней галереей). На капителях работы скульптора Матье Готерона.
Прекрасная кафедра повторяет старую, готическую.
Боковые нефы, ведущие с каждой стороны в шнсть капелл, и пять расходящихся капелл хора, украшены работами великих художников того времени, такими как художники — декораторы Жан-Батист Бешо, Эдуард Круг, Виктор Бюссьер, и парижский мастер — стеклодув Эдуард Дидрон.
Интерьер церкви содержит прекрасные произведения искусства 17 и 18 веков, картины в стиле барокко.
Современная литургическая мебель работы скульптора сакрального искусства Филиппа Кеппелина, созданная в 1987 году, не менее интересна.
Часовня Святой Терезы и младенца Иисуса. Тереза была монахиней — кармелиткой в Лизье (1888 — 1897 гг.), она умерла в возрасте 24 лет, оставив в своем дневнике «История души» посление простой, но полной любви, которую она назвала «путем моего детства», простым путем, которым она шла к Богу. Святая Тереза является покровительницей миссий, несмотря на ее затворническую жизнь в Кармиле. Она показала миру силу обращения к Богу и Общения Святых.
Поскольку эта часовня когда-то была посвящена Святому Мартину, то витраж, оставшийся с тех времен, показывает жизнеописание Мартина.
Капелла Богоматери Лурдской. В 1853 году, за год до полной реконструкции этой церкви, жизнь Бернадетты из Лурда потрясла ее «встреча» с Девой Марией (неоднократная). Девочка была больна и умственно отсталая, что не помешало спустя несколько десятилетий после ее смерти (от астмы, несмотря на то, что она утверждала, что она мгновенно излечилась, выпив воду из лужицы в пещере по приказу явившейся ей Богоматери) сделать ее святой. Ее останки заисвестковались и не разложились, напрасно ученые утверждали (а это было уже в 20 веке), что в этом месте особенность почвы — мыльно — известковая, что сделало останки всего кладбища нетленными, но люди хотят верить в чудеса, даже в 20 веке.
Изначально часовня была посвящена Святой Симфоросе, римской матроне, замученной вместе со своими семью детьми из-за своей христианской веры.
Капелла святого Кюре Арса. Он был недопущен к священничеству из-за трудностей с обучением. Жан-Мари Вианни, родившийся в Дардилли, неподалеку от Лиона, стал покровителем всех священников в мире! Прибыв в Арс, деревню в Домбе, он обнаружил сильно дехристианизированное население с дегадировавшими нравами. Молитвами и покаянием, несмотря на моменты уныния, он постепенно обратил население. Его ркпутация росла, и к нему приезжали тысячи людей со всей страны. Затем он проводил большую часть своего времени на исповеди, рассказывая людям о Божьей нежности и прощении. Канонизированный в 1925 году — в том же, что и Святая Тереза, — он стал одним из самых популярных святых начала 20 века.
Эта часовня ранее была посвящена святой Филомене, юной Деве и мученице, особенно почитаемой в Арсе. На картине изображены палачи, пораженные собственными стрелами, обращенными против них.
Часовня Святого Винсента де Поля. Святой Винсент де Поль (1581 — 1660 гг.) не имеет ничего общего со святым Винсентом, диаконом и мучеником, покровителем виноградарей, которому посвящен другой кафедральный собор Макона. Скромного происхождения, Винсенад Поль сначала сделал блестящую церковную карьеру, которая позволила ему познакомиться с князьями своего времени. Но его сердце тронуло горе бедняков. Он основал несколько благотворительных организаций, и окружил себя волонтерами, которые впоследствии стали «дочерьми милосердия» или «сестрами святого Винсента де Поля». Он также занимался обучением духовенства и евангелизацией деревни. Сент-Винсент отправился в Макон в 1621 году, основал здесь приют милосердия, здание которого сохранилось в двух шагах от собора, на улице Карно (в рассказе про Макон оно есть). Там до сих пор видна «башня», которая позволяла собирать брошенных детей.
Капелла святого Франциска Ассизского. Святой Франциск (1189 — 1226 гг.) — один из самых популярных святых в христианстве. Его идеал полностью евангельский: чистота, отстраненность, радость в мире. Изысканная поэзия святого Франциска и его знакомство с природой придают особый акцент, проникнутый человечностью.
Когда-то эта часовня была посвящена Святым Низье и Клеру. Сен-Клер — так назывался лепрозорий, расположенный в конце улицы Гамбетта в Маконе, разрушенный во время религиозных войн. Сен-Низье — один из первых епископов Макона, до революции имел по соседству небольшую церковь своего имени. Витраж изображает святого Клера, исцеляющего слепого.
Капелла Святой Анны, которая со святым Иоахимом были родителями Девы Марии. Витраж изображает встречу святой Анны и Иоахима у ворот Иерусалима.
Эта часовня когда-то была посвящена святому Бенедикту, отцу западного монашеского Ордена. На картине мы видим его последнюю беседу с сестрой, Святой Схоластикой.
Алтарь Двенадцати Апостолов, из старого Главного Алтаря. Мастерские Барбару, Макон, конец 19 века.
Вторая часть Алтаря Двенадцати Апостолов, из мастерских Барбару, Макон, конец 19 века.
Мраморная могильная плита, происходящая из гробницы Бодерона де Сенесе, которая ранее находилась в церкви Кордельеров на площади Карно. Дата надписи о смерти: 1649 год.
Модель церкви Сен-Пьер-де-Макон. Она была изготовлена примерно в 1955–1960-х годах, господином Гишаром, проживающем в доме престарелых Сен-Лоран. Поработав мельником, а затем работая на угольной шахте в Маконе, он провел свою старость, строя модели церквей. Модель была предоставлена господином Десбросом.
«Плач на мертвым Христом», холст, масло. Копия — подражание Жану Жувене из Музея Изобразительного Искусства Дижона.
«Святой Иосиф, несущий младенца Иисуса и цветок лилии», холст, масло. Недописанная работа в стиле Пьера Миньяра (Париж, 1612 — 1695 гг.).
Капелла Святого Иосифа. Родом из Вифлеема, как и Царь Давид, Иосиф являлся мужем Марии и приемным отцом Иисуса. Именно он воспитывал Господа, и учил его ремеслу плотника. Для верующих он — образец смирения и праведности. День святого Иосифа празднуется 19 марта, и 1 мая — как покровителя ремесленников и рабочих.
Часовня Богородицы. Мария Назорея — масть Иисуса Христа, истинного человенка и истинного Бога. Поскольку она является матерью Бога, ее считают матерью верующих. Она для верующих христиан — материнское лицо, к которому они обращаются. Она направляет их в вере, показывает близость, которую желал для людей Бог. Она хадатайствует за верующих. На барельефе алтаря — Коронование Богородицы. На стенах картины работы Бешо. Витражи: нунциация, явление архангела Гавриила и Рождество.
Капелла Святого Сердца. В 17 веке Иисус явился Святой Маргарите — Марии в Паре-ле-Мониаль. Между 1673 и 1675 годами он доверил ей главное послание: Божья любовь к каждому из нас, кем бы мы ни были.
Часовня Святого Георгия. Он родился в Каппадокии, в семье христиан. Георгий, офицер римской арми, однажды пересек город Силен в Ливии, на своем белом коне. Город терроризировал грозный дракон, пожирающий животных и молодежь региона. Георгий вступил в ожесточенную битву с драконом, с помощью Христа и после крестного знамения пронзил его копьем. Увидев это, царь и жители попросили о крещении. Но Георгия преследовал Диоклетиан, и он принял мученическую смерть — был обезглавлен 23 апреля 303 года в Лидде (сегодня Лод, где и хранятся его мощи). Что интересно, изучая «Жития святых», эту историю знаю несколько по иному, не говоря о том, что Георгия «посадили» на коня только с началом крестовых походов, до этого изображая пешим.
«Три Марии перед крестом Иисуса», холст, масло. Копия с оригинала Прудона, первая четверть 19 века.
«Святой Иоанн Креститель проповедует в пустыне». Холст, масло. Подпись внизу справа: Шарльз Вальфорт, Рим, 1838 год.
Жан-Франсуа де Труа (1679 — 1752 гг.) «Винсент де Поль проповедует». Написано между 1730 и 1733 годами, для миссии Сен-Лазар. Холст, масло. Макон, церковь Сен Пьер (в аренде у церкви). Беатификация Винсента де Поля (1581 — 1660 гг.) в 1729 году побудила заказать священниками миссии Сен-Лазар, в предместье Сен-Дени, цикл из одиннадцати больших картин, посвященных назидательной жизни их основателя. Их повесили в церкви, где хранилось его тело. Четыре из них — Луи Галлош, Жан Ресту, брат Андре, и Жан-Батист Фере — теперь появляются в церкви Святой Маргариты. Именно простота проповедей Винсента де Поля и их воздействие на публику вызывают в живописи Ж.Ф. де Троя особые чувства. Нимб был добавлен в 1737 году, после его канонизации.
Иисус на Кресте, 17 век. Местный мастер. Крест происходит из церкви Кордельеров, второй Святого Петра, и был спасен при разрушении в 1880 году.
Капелла жертвоприношения Мельхиседека. Барельеф алтаря работы Мишеля Перраша (1685 — 1750 гг.) Аврааму приносят хлеб и вино, возвещая евхаристическую жертву. Мельхиседек одет в жреческий костюм, на голове у него корона. Он преподносит хлеб Аврааму, одетому как римский воин, в доспехах и шлеме, с рукой на навершии меча. Эта скульптура происходит из старой кармелитской церкви.
Капелла Лоретта Девы Марии. В 13 веке семья Анжелис владела важными поместьями в Палестине, включая Санта-Касу, дом Девы Марии. Чтобы защитить его от турецкого вторжения, они разобрали его в Назарете, камень за камнем, а затем заново собрали в своих землях Анкона в Лорето. Санта-Каса сегодня является местом паломничества в деревне Лорето.
Когда-то эта часовня была посвящена Святой Елене. Картина: «Перевозка мощей истинного Креста, найденного святой Еленой, матерью императора Константина». Барельеф алтаря: «Жертвоприношение Мельхиседека, скульптора Перраша, 18 век.
Капелла Сент-Луис. Святой Луис из рода Фрейма, с 1226 по 1270 годы был типом образцового христианского государя. Особенно запомнились его чувство милосердия и его великая праведность в управлении.
Часовня раньше посвящалась Святой Жермен, пастушке, родом из деревни неподалеку от Тулузы (17 век). Картина напоминает о переносе ее тела.
Капелла Святого Антония Падуанского. Португалец по происхождению, святой Антоний (1195 — 1231 гг.) вступил в религиозных орден, который только что основал Святой Франциск Ассизский. Великий Богослов, он имел весьма значительное влияние в северной Италии, и на юге Франции. Он был один из самых образованных проповедников своего времени.
Эта капелла когда-то была посвящена Святому Николаю, покровителю моряков. Витраж напоминает о его истории.
Капелла Святой Души Фатимы. Португальская община Макона почитает Фатиму коронованной, чья жизнь сложилась удачно, потому что она всегда стремилась быть служанкой Господа и приветствовала его в своей жизни. Своей преданностью Фатимской Богоматери португальцы Макона и прилегающих территорий демонстрируют свою преданность христианской вере и своей родной стране.
Капелла когда-то была посвящена Святым Марте м Мадлен. Картина напоминает о Мадлен у ног Иисуса в доме фарисея.
Часовня Умерших. Картина на заднем плане представляет заупокойную мессу. Некоторые говорят, что у молящегося, если бы не седые волосы, было бы лицо молодого аббата Дори, который расписал эту часовню в память о своих родителях. Отец Дори, капеллан базилики Парай-ле-Моньяль, любил приходить и служить мессу в этой часовне.
Капелла Сен-Жан-Батист-де ла Саля. Святой, родившийся в 1651 году, Жан Батист, был рукоположен в священники в 1678 году. В 1684 году он основал конгрегацию братьев христианских школ. Вся его деятельность была посвящена образованию бедных детей, он создавал бесплатные школы, доступные для всех, внедряя новшества в образовании и методы обучения. Даже сегодня во всем мире братья христианских школ (лассалианцы) продолжают обучать молодежь в цчебных центрах, школах и университетах. На фреске изображен святой Иоанн Креститель, который обращается к бедным детям по всему миру. В баптистерии находится святая вода, которая будет использоваться во время крещения. Это важное место в любой церкви, потому что именно там христиане рождаются для духовной жизни: они становятся способными участвовать в христианской жизни.
В общем, иногда новые соборы на старых местах и с относительно старо-новыми произведениями искусства, бывают очень интересны!
Адрес:
10–16 Place Saint Pierre
71000 Макон
Другие материалы по региону Бургундия — Франш-Конте по ссылкам: