В Рождественский Сочельник, когда я начинала писать этот рассказ, невольно вспоминались путешествия по святым местам, случившиеся в минувшем году. На счастье, было их немало, и одной из самых запоминающихся стала встреча с Раифским монастырем неподалеку от Казани.
О поездке туда, собираясь в Казань, мечтала — очень уж манили рассказы тех, кто уже побывал в Раифе. Сразу решила, что добираться буду своим ходом, ибо и вообще-то предпочитаю «гулять сама по себе», а в святой обители особенно не хотелось зависеть от программы и регламента экскурсии.
Из Казани до Раифского монастыря доехать можно автобусом от Северного автовокзала (из центра до него идет ветка метро, станция «Северный вокзал»). Рейсы № 554 и № 552 до сёл Большой Кульбаш и Уразла отправляются несколько раз в день, правда, с солидными интервалами. Эти автобусы сворачивают с трассы и делают остановку возле монастыря. К сожалению, первый рейс стартовал слишком рано, а мне не хотелось пропускать замечательный завтрак в отеле (и стоил он немало))), потому решила рискнуть и ехать на каком-нибудь из проходящих автобусов (№ 104 до Зеленодольска, № 110 до Васильево, № 400 до Волжска). Они останавливаются на трассе у поворота на монастырь, а далее-либо 4 км пешком, либо ловить попутку, либо надеяться, что вдруг появится автобус № 405, тоже, как и два ранее упомянутых, сворачивающий с трассы. Четыре километра не сказать, чтобы очень много, но время жаль, к тому же буквально накануне я прочитала, что иногда на дорогу выходят медведи. Голодные после зимы!
На мое счастье на остановке (той, что на ответвлении от трассы) обнаружился молодой человек, которому тоже надо было ехать в нужном мне направлении. На счастье, т. к. все машины пролетали мимо, и остановился возле нас лишь убитый Жигуленок, с очень смуглыми и усатыми-бородатыми гражданами в салоне. Одна бы я в жизни в эту машину не села! Даже и «в компании» было малость не по себе, но слава Богу, обошлось!
Прокатившись до дорожки к монастырю, могу сказать, что идти пешком вариант так себе: обочины здесь почти нет, шагать было бы крайне неудобно. Не говоря уже о перспективе встречи с мишками))) Хотя, сдается мне, в тот день мишки предпочли попрятаться в чаще леса, слишком уж было оживленно вокруг. На огромной стоянке, которую минуешь, подходя к монастырю, что машин, что экскурсионных автобусов обнаружилось великое множество.
Впечатлило, что красота начинается уже здесь, вне стен обители. Вот как нарядно выглядит Дом паломника: бело-голубой, украшенный ковкой и скульптурами.
Автором скульптур и этих, и всех прочих на территории монастыря (часть из них в слайде), является один из послушников, профессиональный художник и архитектор.
Несмотря на аномально холодное начало мая, уже радовал журчанием струй фонтанчик на площадке с полукруглой скамьей. Посидеть тут, да еще в пору цветения фруктовых деревьев и сирени, наверняка благодать…
А слева, ближе к берегу озера, взгляд притягивает мозаичная икона Богородицы «Грузинская». Установлена и освящена она была здесь 4 сентября 2018 года в честь 350-летия принесения списка этой иконы в Раифу. Изображение выполнено из натуральной морской гальки и ракушек, привезенных с Каспийского и Черного морей. Размер иконы 3,5 на 2,5 метра. Автор работы художник Анна Солнечная.
Противиться желанию хотя бы ненадолго выйти на берег озера не стала. Тем более, что и ему, в том числе, обязан монастырь своим рождением.
Основатель Раифского монастыря иеромонах Филарет (родом из Москвы, принявший постриг в Чудовом монастыре), любя уединение и безмолвие, нередко из Спасопреображенского казанского монастыря, к братии которого он присоединился, покинув суетную Москву, удалялся в дремучие леса и урочища в окрестностях Казани. В один из таких дней инок случайно вышел на берег неизвестного озера, окруженного сосновым бором. Величие и красота природы, а также уединенность места пленили Филарета. Он решил остаться здесь и построил себе небольшую хижину. Это произошло в 1613 году и именно от этой даты ведет свое летоисчисление Раифская пустынь.
Кстати, о названии. Почему-то я была совершенно уверена, что оно происходит от некоего татарского местечка неподалеку. Оказалось — «местечко» ого какое дальнее! И находилось оно некогда на берегу Красного моря, там, где нынче город Эль Тур. Раньше он назывался Раифа — «земля плодов», из-за росших здесь во множестве финиковых пальм. В конце III века Раифа была одним из ранних центров христианского монашества. Однако образованный здесь монастырь постоянно подвергался набегам язычников. В IV веке варвары напали на монастырь и забили до смерти сорок монахов. Второй раз это произошло в V веке, когда погибло большинство монахов. Лишь некоторым удалось бежать. Среди них были Нил Постник, впоследствии описавший избиение Синайских преподобных. Вот в память о тех событиях обитель под Казанью и получила свое название, а самый старый храм русской православной Раифы был освящен в честь Святых отцев в Синае и Раифе избиенных.
С берега озера, особенно в пору, когда деревья покрыты легкой вуалью распускающихся листочков, открываются замечательные виды на монастырь.
Слева от входа — памятник Сергию Радонежскому.
Но пора все же и внутрь стен войти… Очень манит балкончик угловой башни!
Вот туда первым делом и отправлюсь. Тем более, что в залах на ее ярусах расположен музей монастыря. Наверх ведет винтовая лестница с коваными перилами. В шестигранных окошках — витражи с изображениями святых отцов, основателей обители.
В куполе — в небеса устремленная колокольня, а вокруг нее — времена года: веточки вербы, березки в зелени листвы, ягоды рябины, заснеженные ели.
Музейная экспозиция повествует об истории Раифского монастыря. После смерти Филарета монашеское скитское житие, основанное им, продолжалось. В 1661 году иноками от митрополита Казанского и Свияжского Лаврентия было получено благословение на устроение обители.
Кстати, я только здесь узнала, почему некоторые монастыри зовутся «пустынями». Оказывается, так в традиции православного монашества называли небольшую обитель, расположенную в отдалении от сел и городов, т. е. в пустынном месте, нередко в глухом лесу. Обычно пустынь имела один храм, но в дальнейшем могла вырасти в размерах по числу церквей и составу монашеской братии.
Поначалу и Раифа относилась к пустыням. Однако уже к 1670-му году здесь существовало три или четыре храма (сведения разнятся), в том числе соборная церковь во имя Грузинской иконы Божией Матери. Появление которой в казанских землях связано как раз с деятельностью митрополита Лаврентия, одного из самых известных архиереев XVII века.
До прихода в Казань он был настоятелем одного из монастырей около Архангельска, в 1652 — 1654 годах являлся ризничим при патриархе Никоне, затем стал архиепископом Тверским. Именно во время служения владыки Лаврентия в монастыре на Русском Севере, там пребывал первообраз Грузинской иконы, ставшей впоследствии главной святыней Раифского монастыря.
Икона эта была в 1622 году захвачена персами в числе других христианских святынь во время набега на Грузию. В 1625 году ее выкупил и привез в Россию находившийся в Персии по торговым делам Степан Лазарев, приказчик ярославского купца Григория Лыткина. (Вот ведь! Не на сувениры люди деньги тратили, а иконы «из плена» вызволяли…). В 1629 году икона была пожертвована в Черногорский монастырь близ Холмогор. Этот день 22 августа (4 сентября по новому стилю) позднее стал праздником в честь Грузинской иконы Божией Матери.
Вскоре икона стала почитаться как чудотворная. Слава о ней была распространена далеко за пределами Архангельской губернии, о чем свидетельствует то, что в царствование Алексея Михайловича ее носили с крестными ходами в Москву, в Переславль-Залесский, Вологду, Великий Устюг, многие другие города и даже в Сибирь. Митрополит Лаврентий отправил одного из лучших казанских иконописцев в Черногорский монастырь, повелев сделать точный список с образа. Список этот был с почитанием встречен в Казани и в 1668 году передан в Раифскую пустынь как благословение новому монастырю.
Отныне история иконы и Раифской обители стали нераздельны. Благодаря многочисленным чудесам список с иконы стал почитаться не меньше, чем подлинник. По облику Грузинская кона Божией Матери относится к типу Одигитрии (Путеводительница). Богоматерь изображена слегка наклоненной к восседающему на ее левой руке Младенцу Христу. В левой руке Христа свиток, символизирующий благую весть, правая сложена в благословляющему жесте. Особенность изображения Младенца на этой иконе в том, что правая Его нога повернута обнаженной стопой наружу. (Детали, кстати, удобно рассмотреть на мозаичной иконе у берега озера).
Постепенно Раифская пустынь обустраивалась, но — в дереве. И лишь после страшного пожара 1689 года решено было восстанавливать монастырские строения в камне. Причем за образец были взяты Тихвинский Новгородский и Новоиерусалимский монастыри. Множеством, возведенных внутри стен храмов, Раифский монастырь отличался от прочих обителей Казанской епархии, где как правило были одна-две церкви. По ведомости, представленной в Синод в 1739 году, было указано 15 храмов (!), считая в том числе и приделы.
Конечно же, после 1917-го года обитель была разорена и поругана… Правда, полностью богослужения здесь прекратились лишь в 1930-м. Утром 27 января 1930 года состоялось последнее, прощальное богослужение. По выходе из храма все присутствовавшие на службе, были арестованы. В том числе немощные, глухие, ослепшие монахини (из закрытых ранее других монастырей епархии), болезненные, почтенного возраста иноки. Всех отправили в Казань, где впоследствии кого расстреляли, кого сослали в лагеря… После этих трагических событий духовная жизнь в Святой обители на долгие десятилетия оборвалась.
Тогда же большевики сбросили со звонницы самый большой, 500-пудовый колокол, который упав, полностью ушел в землю. По воспоминаниям очевидцев, земля потом долго гудела…
А на территории монастыря была организована колония ОГПУ ТАССР. Причем колония для несовершеннолетних преступников существовала здесь с 1933 по 1990 год!
Восстановление Раифского Богородицкого монастыря началось в 1991 году. Разруха была ужасающая — обезглавленные храмы, полуразрушенные стены, рухнувшие башни… И который уж раз, глядя на нынешнюю красоту, вспоминаешь: «что невозможно человекам, возможно Богу». Иначе не понять, как всего-то через 30 лет всё здесь вновь радует взор и душу…
Полюбовавшись панорамой обители с балкона башни, решила прежде всего посетить храм, в котором пребывает главная святыня монастыря — икона Божией Матери Грузинская.
Снаружи, кстати, он меня не слишком впечатлил: кабы не огромный купол с крестом, и не подумаешь, что церковь. Построен собор был в 1835–1842 годах взамен обветшавшего храма XVII-го века. Автор проекта — архитектор Михаил Петрович Коринфский, немало известных зданий построивший в городах Поволжья. Вот как описывает в своем «Путешествии в Раифскую пустынь в Казанской епархии» 1840-го года архимандрит Даниил (Сивиллов) — фамилии-то, а? Коринфский, Сивиллов! — «Неподалеку от восточной монастырской ограды, воздвигнут новый теплый храм в Италианском зодчестве довольно великолепный». А я, выходит дело, капризничаю)). Хотя, нечто «италианское» в облике собора, пожалуй, и правда есть.
Зато интерьер Грузинского собора и в самом деле — великолепие! Помимо всего прочего, в Казани я очутилась на Пасхальной неделе, потому во всех храмах было особенно нарядно и торжественно. Царские врата открыты, на солее — столик с артосом, пасхальным хлебом, который будет стоять здесь всю Светлую седмицу.
Запрета на фото вроде бы здесь и не было, но чувствовала, что фотографировать иконы не надо. И уж тем более Богоматерь Грузинскую… Кстати, в богоборческие времена икону спасли ученые Казанского университета, найдя ее среди мусора на полу разоренного храма. До возрождения монастыря главная святыня Раифской обители находилась в храме Ярославских святых на Арском кладбище Казани.
Убранство храма богатое, но в то же время не чрезмерное. Росписи были восстановлены в 1997 году группой художников-реставраторов из Санкт-Петербурга под руководством Юрия Владимировича Пугачева. Т. к. собор посвящен Богородице, в росписях отражены события Ее жизни: Рождество, Введение во храм, Благовещение.
И вот в росписях, пожалуй, я увидела поболее «италианского», чем в архитектуре. В Италии нередко в религиозных сюжетах встречаются чисто бытовые, жизненные сценки. Так и здесь — только что родившей дочь Анне, какая-то старушка предлагает поднос с фруктами.
Хороши росписи у входа.
Причем, на удивление, на сей раз гораздо интереснее показался Райский сад, а не Страшный суд: все в цветах, на лапах льва устроилась парочка голубей, а рядом — олень. Всеобщая любовь!
Не сказать, чтобы территория обители так уж велика, но гулять по ней сплошное удовольствие. Так все ухожено, столько чудесных уголков! И прудик с лебедями, и умилительные ежики на лужайке с грибами-боровиками, и семейство аистов у гнезда.
Если бы не случившаяся в начале мая зимняя стужа, все вокруг было бы в цветущих тюльпанах… Лишь особо отважные из них кое-где красовались на клумбах.
А летом наверняка все клумбы здесь цветут и благоухают!
Возле северной стены Раифы уединенно расположен самый маленький храм обители — Софийская церковь.
Поместиться внутри могут лишь семь человек. Причем, поначалу недоумеваешь — почему? Такое солидное здание! Но, оказывается, сам храм — это надстройка над вторым этажом корпуса братских келий. Средства на строительство церкви пожертвовала в 1794 году казанская мещанка Надежда Ивановна Киселева. Увы, увидеть интерьер могут лишь насельники обители, храм домовый.
Ну, и уж простите за такое несерьезное отступление, но своим домом считает монастырь целая «банда» котиков)). У них есть замечательно оборудованное жилище, с «комнатками», лесенками, мисочками для еды-воды и т. п.
Рядом с этим уютным строением можно увидеть фигурку красавицы-кошечки, а на плетень по соседству забирается хулиганского вида черно-белый зеленоглазый кот.
Мало того — на берегу пруда установлен весьма солидного вида «монумент» Раифский кот. (А за ним — какой-то нещщщастного вида бобик))). Так что котикам здесь любовь и уважение! Не иначе мыши даже и нос в обитель сунуть боятся.
Одна из представительниц пушистой банды устроила мне целое представление на крыльце Троицкого храма. В результате которого с крылечка Троицкого собора она свалилась в одуванчики))).
Собор во имя Живоначальной Троицы самый нарядный в монастыре. Здание, которое мы видим сейчас, возведено в начале прошлого века в характерном для того времени псевдорусском стиле со стилизацией под кирпичное узорочье XVII века.
Необычно смотрится широкая приплюснутая главка купола над западным крыльцом, выполненным в духе архитектуры старинных каменных палат. Да и все остальные золоченые главки храма такой же формы. Редко где такие увидишь!
Внутри — буквально «кружевной» иконостас и дивная решетка, отделяющая солею от остальной части храма.
А еще здесь замечательная мозаика, основной фон которой зеленый — цвет Троицы.
Выйдя за ворота обители, конечно же, я снова свернула к озеру.
Такая здесь тишина и благодать! Даже несмотря на прохладную погоду и налетавшие порывы ветра. Тишина, кстати, была не всегда. Думаю, каждому, кто собирается посетить Раифу, известна история о тамошних лягушках, которые так громко квакали, что мешали инокам петь))). По преданию, попросили монахи у Бога милости — избавить их от такого «аккомпанемента».
И — случилось чудо! Лягушки замолчали, причем навсегда! Более того, уверяют, что даже не местные квакушки, будучи переселенными на Раифское озеро, умолкают…
Вдоль озера проложена тропа, да непростая! В конце XIX — начале XX веков окрестности монастыря были одним из любимых мест отдыха жителей Казани. Привлекали они своей уединенностью, красотой природы, позволявшими предаться размышлениям и созерцательности.
Со временем дорога вдоль стен Раифского монастыря получила название Философской тропы. И сейчас вдоль нее предусмотрены остановки, где предлагается порассуждать на темы души, веры, свободы, и т. п.
А еще на берегу озера построена красивая купель, где не только на Крещенье, но круглогодично, каждый может погрузиться в воды освященного озера.
Окунаться в тот весьма свежий майский день желающих не наблюдалось, а вот посидеть на террасах павильона, любуясь панорамой озера было хорошо…
Вообще Раифа мне очень понравилась своей открытостью миру. Здесь так заботливо все продумано для посетителей! Есть в том числе детские площадки и даже лодочная станция, с катамаранами-лебедями!
Вкусно и недорого можно пообедать в трапезной. И лично меня только порадовало соседство с котиками, дремавшими на диванах в зале)).
Имеются тут, конечно, и церковная лавка, и сувенирный магазин.
Вот разве что транспортная доступность могла бы все-таки быть лучше. Я бы с удовольствием, пообедав, еще погуляла берегом озера, но пришлось торопиться на остановку, где если верить расписанию, вот-вот должен был появиться прямой автобус до Казани. Не появился!!! Так что и назад пришлось ловить попутку. Благо в этот раз довольно быстро меня «подобрали» три симпатичных женщины на личном авто и подбросили до трассы.
Замечательно благодатным получился этот день, проведенный в стенах старинного монастыря на берегу заповедного озера. Окажетесь неподалеку — наведайтесь сюда!
Между прочим, зимой возле монастыря устраивают красивейший ледовый городок!