Мы небольшой компанией явились в Галерею искусств Зураба Церетели в день рождения юбиляра — 4 января. Пришли без приглашения, юбиляр нас не звал. Впрочем, и мы не знали о его знаменательной дате, а ведь ему исполнился 91 год! Случайно так совпало. Тетушка-служительница добродушно сообщила в одном из залов: «У самогО то день рождения сегодня!»… «А чего же не угощают?» — бойко отреагировала одна из моих спутниц)) В результате мы сполна угостились впечатлениями от галереи…
Никогда не был поклонником искусства от Церетели, но оно постоянно было где-то рядом — его творения встречались в течение жизни в разных краях, иногда в совершенно неожиданных местах, а уж в Москве чем дальше, тем больше. Его работы, как и сама личность всегда вызывали много скандалов, слухов, споров и сплетен.
Со временем я как-то «присмотрелся», если так корректно сказать, к образцам его творчества и изменил свое мнение в лучшую сторону. А может быть они примелькались, тут дело привычки…
Но вот в таком «концентрированном» виде, как в галерее, его работы увидел впервые. Было любопытно, интересно, иногда забавно и даже весело. Врать не буду, фанатом его творчества не стал и катарсиса не испытал, но чувством уважения к автору проникся.
Несомненно, что Церетели — человек незаурядного таланта и еще более необычайной трудоспособности. Его работы находятся в разных городах и странах, он создал больше 5000 произведений в разных стилях.
Вся жизнь Церетели опутана многими легендами. Но иногда эти легенды во многом оказываются правдой)) Как, например, разговоры о его богатстве. Когда-то молодой мастер начинал с того, что рисовал карикатуры и иллюстрации для детских книжек, проживая вместе с женой на чердаке.
Но уже в 70-х годах прошлого века о Церетели пошли разговоры как о «грузинском миллионере». Он много работал, не покладая рук и не экономя свое время, и неплохо зарабатывал. Его скульптуры и панно украсили многие курортные города и всесоюзные здравницы СССР. А уже во времена капитализма, в 2007 году по версии газеты The Georgian Times он был объявлен одним из самых богатых грузин в мире с состоянием в 2 миллиарда долларов.
Ходили слухи о нескольких казино и бизнесе, который принадлежал художнику. Но сам мастер всегда категорически это отрицал, из доходов признавая только авторские гонорары. При этом уже давно он может позволить себе отдавать в дар городам и странам монументальные композиции своего авторства, сооруженные за свой счет.
Как-то он сказал в интервью, что никогда не мечтал быть бедным художником и работать только ради искусства. И ему удалось стать не только известным, но и очень богатым.
Еще много пересудов вызывала его близость к власти, его «придворность» и непрозрачность конкурсов, которые он выиграл при размещении городских заказов на проведение работ. Того же мэра Лужкова обвиняли в дружеском протекционизме. Что здесь сказать?
Известнейшие творцы всех эпох были не против получить в заказчики и покровители людей, имеющих отношение к власти и богатству — короля, Папу Римского или хотя бы герцога не самого захудалого)) Это давало им финансовые ресурсы и возможность творить. А многие таланты, кто таких покровителей не нашел, в результате не реализовались…
От имени специалистов и простой публики частенько исходило много негатива и неприятия в адрес творчества Церетели. В начале 2000-х годов Давид Саркисян, являвшийся тогда директором московского Музея архитектуры имени Щусева, сказал: «Церетели причинил облику Москвы больше вреда, чем кто-либо еще.»
«Церетели — гений китча. Он воплощение китча, только его безграничная энергия и напор помогли ему установить свои уродливые скульптуры по всему миру. Он чемпион мира по количеству безобразных работ, которые ему удалось сбыть в разные страны. Он, конечно, художник, но своеобразный — всегда близкий к властям и оттого всегда очень успешный. Подобные деятели… — процветают». Да уж, можно сказать — припечатал….
Очень жесткие слова, которые могут ранить чувствительного человека, тем более творца, чрезвычайно сильно… Но мастер, видимо, не страдает излишней мнительностью и склонностью к рефлексии)) Он никогда не терял уверенности в себе и своем таланте.
«Я такой художник, который знает, что делает», — говорил он в интервью, — Знание и понимание искусства требует высокой культуры. Случается, что люди совершают ошибки, ведь и Эйфелеву башню современники критиковали. Настоящее искусство всегда найдет себе место».
Можно вспомнить не одну историю, когда работы Церетели вызывали сильную критику. Так, очень сильно раздражал публику московский памятник Петру I. Когда в 2010 году Лужков освободил кресло мэра, пошли даже разговоры о переносе памятника в другое место, но со временем все утихло.
Несколько раз от творений Церетели, даже преподносимых в дар, отказывались. Памятник Шарлю де Голлю планировался в подарок Франции, однако французы от него отказались. В результате он был установлен в Москве возле гостиницы «Космос». Многие критики признали в памятнике не легендарного генерала, а комедийного актера Луи де Фюнеса в роли жандарма))
Не сразу нашлось место памятнику Церетели «Слеза скорби», которую он соорудил как подарок от России США в память о трагедии 11 сентября. Композиция представляла собой расколотый небоскреб, внутри которого застыла гигантская слеза, омываемая водой. Первоначально ее планировалось установить на Манхеттене, но там от нее отказались. В американских СМИ поднялась волна протестов, после долгих споров памятник установили в городе Байон.
Одной из самых спорных работ юбиляра является созданная им статуя Христофора Колумба. Ее отвергли несколько американских городов, включая Нью-Йорк, пока не взяли в Пуэрто-Рико. Подобно многим работам, это был дар художника.
Ради справедливости следует отметить, что проблемы с установкой работ Церетели не всегда происходили по причине неприятия его творчества. Часто причины были финансовые, ведь памятники огромны, их непросто перевозить и монтировать. А иногда вдруг вмешивалась политика — в одном штате США индейцы стали сопротивляться установке монумента, как символа колониализма))
Возникали вопросы и с памятником «Трагедия народов», установленным на Поклонной горе. со скульптурой «Дерево сказок» из Московского зоопарка и другими творениями юбиляра. Юбиляр никогда не уделял много внимания критикам-злопыхателям…
По словам Зураба Церетели, свой талант организатора, целеустремлённость и стойкость в преодолении препятствий он унаследовал у отца. А ещё от него художнику достались хорошие гены и жизнелюбие. Константин Георгиевич в 98 лет читал и писал без очков и каждый день проходил по 10 километров.
От матери ему передалась страстная любовь к искусству, а брат матери Георгий Нижарадзе открыл для него профессию художника. Со своей женой — Инессой Андроникашвили художник прожил вместе 40 лет, до последнего дня ее жизни. Их дочь Елена пошла по стопам отца, она работает со стеклом. Семья вырастила не только родную дочь, но и двух девочек — сестер Люду и Таню из неблагополучной семьи.
Официально после смерти жены Зураб Церетели так и не женился, но вот уже много лет рядом с ним любимая женщина и помощник — художница Татьяна Кочемасова, которая младше мастера на 46 лет. В свои солидные годы мастер по-прежнему занимается творчеством и поддерживает себя в физической форме, до последнего времени он не гнушался проводить мастер-классы для учеников и всех желающих.
Мастер известен в трех ипостасях — как художник, о котором был высокого мнения его учитель Пабло Пикассо, как художник-монументалист — автор монументально-декоративных произведений (панно, мозаики, витражей) и как скульптор. Церетели очень разноплановый, иногда и не угадаешь, что все это сделано одним человеком. Владеет множеством техник — это живопись и чеканка, скульптура и мозаика, эмаль и инсталляции.
Выскажу свое мнение — огромные монументальные скульптуры юбиляра слишком давят на зрителя, а вот его небольшие работы весьма симпатичны и любопытны. Хотя он больше известен как скульптор, с интересом посмотрел его картины — цикл ранних портретов известных людей весьма неплох.
И, конечно, взгляд всегда задерживается на его творениях, созданных в технике перегородчатой эмали — они радуют глаз своим ярким многоцветьем!
Юбиляр обожает изображать цветы, особенно подсолнухи.
Также очень многочисленной является клоунская тематика, которая представлена как в скульптурном,
так и живописном варианте.
Посетители галереи могут присесть в залах и полистать огромные тома — это каталоги работ Зураба Церетели.
Много работ мастера посвящено библейской тематике. Его барельефами оформлен воссозданный Храм Христа Спасителя. В галерее часть помещений занимает домовая церковь, чьи интерьеры разработаны Церетели,
в церковном зале регулярно проходят концерты, что подтверждает афиша с их расписанием.
В залах галереи также можно видеть работы, посвященные библейским сюжетам и православной культуре.
В 90-е годы прошлого века СМИ трубили о строительстве «Московского Диснейленда» в русском стиле по проекту Церетели на огромной территории в Мневниках. Реализация проекта сорвалась — от него в галерее остался только макет…
Церетели создал серию скульптурных портретов исторических и современных политических деятелей России. Одна из скульптур с названием «В здоровом теле здоровый дух» чем-то неуловимо напоминает президента Владимира Путина.
А вот бывший мэр Москвы Юрий Лужков представлен аж двумя скульптурами.
Одна из них изображает мэра спортсменом — теннисистом-футболистом с фигурой атлета,
другая — аллегорическим дворником в фартуке, выметающим метлой грязь и мусор с городских улиц. Эта скульптура развеселила особенно — вверху метлы в фонаре роятся золотые пчелки))
Рядом примостилась его сильно приукрашенная супруга Елена Батурина. Заметили в галерее и изображение нынешнего мэра — Сергея Собянина.
Юбиляру не чуждо чувство юмора при создании своих персонажей.
забавно выглядят изваяния евреев-ортодоксов.
Галерея расположена в старинном особняке Долгоруковых по адресу ул. Пречистенка, дом 19. Особняк перестроен под нужды галереи, внутренний двор перекрыт большим стеклянным куполом. Под этим куполом и находится самая необычная часть экспозиции.
Она сразу ошеломляет в первую очередь размерами экспонатов. Эх, широк размах у творца))
По краям прямоугольного помещения расположены гигантские барельефы и скульптуры российских деятелей культуры и политики. Впрочем, видим и иностранцев — знаменитую четверку французских мушкетеров.
У всех членов царской семьи в композиции «Ипатьевская ночь» закрыты глаза, видимо, они осознали, что вот-вот уйдут в вечность…
Громадный Александр Сергеевич НАШЕ ВСЕ разместился на скамейке. Ему можно составить компанию, чтобы физически почувствовать себя мелким рядом с Гением))
В центре пространства расположено гигантское Яблоко, в котором разместились прародители человечества Адам и Ева. Пожалуй, это самое необычное и неожиданное творение Церетели…
Внутрь Яблока можно войти. У входа две большие ладони, рядом табличка со стихами Андрея Дементьева, которые он написал специально для этой композиции.
Удивило предупреждение — «Детям до…». Но войдя внутрь, я все понял. Если внешняя оболочка Яблока покрыта множеством мелких интересных деталей и символов,
но для детей безобидна, то внутренняя часть полна весьма откровенных сюжетов.
Да разве ими современную молодежь удивишь?))
Если во многих работах юбиляра можно заметить влияние Шагала, Пиросмани, Пикассо, то здесь узнаются не только античные сюжеты Греции и Рима, но и индийская Камасутра.
Удивительно, но мой предпоследний материал о храмах в Кхаджурахо нашел свое продолжение в Яблоке Церетели)) В чем идея композиции? Познали Адам и Ева добро и зло или оставили это своим потомкам?
Мир быстро меняется, понятия добра и зла не отстают от мира, они стали огромными и неподъёмными.…как Яблоко Церетели. Современная Ева вряд ли сейчас сможет соблазнить Адама таким яблоком…
В галерее искусств Церетели выставляются работы студентов Российской академии художеств — мы осмотрели пару экспозиций. Встречались интересные работы, но формат поджимает, пора завершить Отзыв. Всем, кто добрался до финиша, авторский привет и пожелание посетить хоть одну из трех московских площадок с работами Зураба Церетели.
Если вы относитесь к его творчеству скептически, мнение может скорректироваться со знаком плюс. К тому же это просто любопытно))