Сегодня 26 ноября. Переночевав в небольшом городке Ларкана в провинции Синд к западу от реки Инд, рано утром, проехав около 28 км, мы оказались на раскопках Мохенджо-Даро. Раскопки начинаются с музея, осталось подождать несколько минут до его открытия. А пока мы познакомились с группой школьников. Они — учащиеся коммерческого лицея из Ларканы, их ждёт в музее открытый урок по истории древних цивилизаций Инда. У этих детей счастливое детство и перспектива убирать рис по колено в воде им не грозит. Они из семей или госслужащих, или военных, любопытны и начитаны. Иностранцев не боятся, хотят о многом расспросить и готовы много рассказать.
Музей открылся, за детьми пришёл сопровождающий, пора внутрь и нам. Мохенджо-Даро — наиболее выдающийся археологический памятник древней цивилизации долины Инда. Это один из самых ранних городов в мире, современник древнеегипетской и месопотамской цивилизаций. Доказательства указывают на существование торговых путей между этими первыми в истории Земли городами. Цивилизация долины Инда процветала около 2500–1900 годов до нашей эры, и многолюдный Мохенджо-Даро был самым важным для этой цивилизации, он занимал площадь около 110 гектаров. В Индии большинство найденных городов того периода находятся в западных штатах Раджастхан и Гуджарат, некоторые в Пенджабе и Харьяне. Карта на стене музея показывает все найденные города, а слон ещё раз доказывает, что был обычным животным для этих мест с древности. По какой-то причине не используемый сегодня.
Желание увидеть Мохенджо-Даро минимально на четверть послужило причиной моего посещения Пакистана. Несмотря на то, что эта культура возникла в долине Инда, раскопки доказали, что по стилю организации городского строительства она была скорее подобна Междуречью, чем пришедшим за ней индо-арийским культурам. Как представляют этот город современные историки, показано на панно внутри музея. Это скорее восточный рубеж более близких нам цивилизаций.
Это была первая городская цивилизация в Южной Азии. Хотя её классифицируют как культуру, которая старше халколитических цивилизаций, во многих отношениях она была гораздо более развита, чем поселения в халколитический век. Чую, надо пояснить. Халколитическим веком называют переходный период между каменным и медным периодами развития общества. И пойнта в том, что когда окружающие племена жили именно в этом состоянии, среди них возникла цивилизация, намного более прогрессивная, люди здесь жили в двухэтажных домах, пользовались водопроводом и канализацией. Её стали называть «Хараппской цивилизацией» по названию её первого обнаруженного места, но Мохенджо-Даро вполне мог быть столицей.
Я приехал понять и разобраться, и остался неудовлетворённым. Не вина музея, раскопок или учёных. Просто уж очень мало находок, которые позволили бы собрать пазл Хараппской цивилизации. Я понял, что и для специалистов пока является загадкой феномен появления в этом районе настолько развитой городской культуры. Как и факт её внезапного исчезновения. Не нашли никаких свидетельств крупных бедствий или военный действий. Несколько экземпляров глиняной посуды и непонятных фигурок особо ни о чём не говорят.
Как и отдельные украшения, надетые на как-бы женщину из той эпохи.
Несколько медных табличек с непонятными символами не позволили разгадать алфавит, а как известно, письменные источники самые надёжные. Разгадав иероглифы и клинопись, мы много знаем от Египте и городах-государствах Междуречья, но практически ничего о Хараппской цивилизации. Что это было за объединение — города-государства или централизованная империя? Имела ли вооружённые силы и чиновников, или ей управляли жрецы? Нет никаких доказательств того, что Мохенджо-Даро правили жрецы или монархи, поэтому археологи окрестили эту фигурку высотой 17,5 сантиметров, найденную в 1927 году, «жрецом-царём». Она изображает аккуратного бородатого мужчину с проколотыми мочками ушей и повязкой на голове — возможно, всё, что осталось от некогда сложной причёски или головного убора; его волосы зачёсаны назад. Он носит повязку на руке и плащ с мотивами трилистника, одинарного и двойного круга. Здесь только копия, оригинал увезли британцы.
Ещё раз, увеличенный во много раз, «жрец-царь» нас встретит на пороге раскопанного города.
Или бронзовая статуэтка, получившая название «Танцующая девушка», высотой 10,5 сантиметров и возрастом около 4500 лет, которая была найдена в Мохенджо-Даро в 1926 году; сейчас она находится в Национальном музее в Нью-Дели. В прилегающем к музею большом парке ей поставили памятник, увеличив в несколько десятков раз.
Статуя очень уж живо напоминает многочисленные поделки, которые в большом количестве появились по всей Европе в последние тридцать лет, предписанные к установке диктатурой пост-модерна. После тысяч лет развития европейского искусства творить такое должно быть стыдно, но здесь, в эпоху халколитического века это — шедевр.
Отдельно в музее показывают в увеличенном виде три знаменитые таблички, найденные археологами. И если слона и зебу мы вполне узнаём, то третий кто — единорог?
А в наше время любители мифологии в качестве одного из последних доказательств приводят изображение из Мохенджо-Даро. Но нормальные трезвые историки пытаются возражать, что на самом деле это изображение буйволов, быков или антилоп, только «в профиль» — а потому рог кажется одним. Но тем не менее — раз хотите — нате вам. И в Мохенджо-Даро установили для посещающих туристов целых двух рогоносцев. Сельфьтесь на здоровье.
Один-единственный киоск с сувенирами встретился нам по дороге на раскопки. Я такие вещи люблю, ручной работы — второй человек всё это производил рядом, можно было понаблюдать. Приобрёл всех, включая единорога.
Слово Мохенджо-Даро означает «Курган мертвецов» на языке синдхи, и название это, данное при обнаружении города, чисто условное. Никто не знает, как этот город называли его жители. Место было обнаружено в 1922 году Р. Д. Банерджи, офицером Археологического управления Индии, через два года после начала крупных раскопок в Хараппе, примерно в 590 км к северу. Крупномасштабные раскопки проводились в течение всех 1930-х годов.
Город нашли случайно, начав раскопки развалин буддистской ступы. Ступа Кушанского царства почти на полторы тысячи лет младше самого города и была воздвигнута на месте, которое сегодня считается бывшей цитаделью Мохенджо-Даро. Просто для поклонников Будды плоская вершина горы показалась идеальным местом для строительства ступы.
Мохенджо-Даро имеет планировочную структуру с прямолинейными зданиями, расположенными по сетчатому плану. Большинство из них были построены из обожжённого и скреплённого раствором кирпича. Удивительно, но технология производства кирпича не изменилась практически за 4,5 тысячи лет. По оценкам историков, здесь жило около 40 000 человек.
Огромные размеры города и наличие в нём общественных зданий и сооружений предполагают высокий уровень социальной организации. Город разделён на две части, так называемую Цитадель и Нижний город. Цитадель заканчивается курганом высотой около 12 метров.
В городе был центральный рынок с большим центральным колодцем. Отдельные домохозяйства или группы домохозяйств получали воду из более мелких колодцев.
Хорошо сохранился прямоугольный общественный бассейн, расположенный в цитадели.
Специально сфотографировал тот угол бассейна, где видно входное отверстие для отвода воды.
Сточные воды направлялись в закрытые стоки, которые выстилали главные улицы.
Некоторые дома, предположительно, принадлежавшие более престижным жителям, включают комнаты, которые, по-видимому, были отведены для купания, а в одном здании была подземная печь, возможно, для подогрева воды.
Интересна и такая особенность — здесь уже создавались лотки для отвода воды с городских улиц во время ливней, чтобы вода не размывала покрытие дорог. Каким было это покрытие, мы не знаем.
Жители Мохенджо-Даро жили в домах, которые имели схожие черты по всему городу. Они состояли из центрального двора, окружённого комнатами. Почти в каждом доме были отдельные туалеты и ванные комнаты. Двери и окна в переулках всегда были открыты. Простолюдины жили в одноэтажных домах, в то время как богатые жили в двух-, а иногда и трёхэтажных.
В отдельные дома можно войти и посмотреть планировку комнат.
Мохенджо-Даро не имел городских стен, но был укреплён сторожевыми башнями к западу от главного поселения и оборонительными укреплениями к югу. Принимая во внимание эти укрепления и структуру других крупных городов долины Инда, таких как Хараппа, сделали вывод, что Мохенджо-Даро был административным центром. Но масштабы и принципы функционирование административного центра остаются неясными.
Согласно раскопкам, проведенным на данный момент, в Мохенджо-Даро обнаружено более 700 колодцев, а также дренажные и купальные системы. Это число неслыханно по сравнению с другими цивилизациями того времени, даже такими, как Египет или Месопотамия, а количество колодцев можно расшифровать как один колодец на каждые три дома.
Конструкция особого круглого высокого кирпичного колодца с двойными стенами, скорее бойлера, долго сохранявшего воду свежей и прохладной, является изобретением, которое следует приписать цивилизации Инда, поскольку нет никаких существующих свидетельств такой конструкции из Месопотамии или Египта того времени, и даже более позднего.
Сточные и бытовые канализационные воды удалялись через централизованную систему коллекторов, которая проходила вдоль улиц города, затем стоки, скорее всего, отводили в сторону реки Инд.
Главная особенность Мохенджо-Даро в том, что мы можем видеть практически всю городскую инфраструктуру на уровне домов, улиц, перекрёстков.
Зачастую на уровне высоких стен, в которых читаются отверстия для окон или дверей, иногда даже сохранились лестницы на верхний этаж.
Ни один из археологических объектов Египта или Междуречья не даёт нам шансов увидеть целый город. Да, в Египте незыблемо высятся пирамиды, в Ираке остатки важнейших вавилонских сооружений, но увидеть целый город того периода нам нигде не предоставляется возможность.
И невообразимо жаль, если этот археологический объект исчезнет. В настоящее время он находится под угрозой из-за солёности грунтовых вод и неправильного восстановления. Многие стены уже рухнули, а другие рушатся у самого основания. Если присмотреться, то можно увидеть белую полоску выступающей соли у самой земли.
В 2012 году пакистанские археологи предупредили, что без улучшения мер по сохранению объект может исчезнуть к 2040 году. Но у правительства на его сохранность денег нет, а ЮНЕСКО, немного проинвестировав в начале, самоустранилось, передав раскопки под ответственность пакистанских властей.
Из Мохенджо-Даро едем в город Суккур. 110 км дороги, по сторонам — плоский пейзаж, украшенный пальмовыми рощами. В любом случае, картинка немного повеселее, чем в Южном Синде.
Суккур — пыльный провинциальный город, куда редко забредёт одинокий турист. Логистически ночлег в этом городе для нас был очень удобен. Правда, более-менее стоящая гостиница нашлась с большим трудом. Живёт здесь «каких-то» 500 000. В Европе — крупный город. Здесь, как его обозвал гид, какой-то городишко. Восток-Запад. Другая реальность.
Мода «Ай лав свой город» докатилась и в пыльный Суккур. Правда, натягивать Суккур на глобус — уже перебор.
Но и здесь, в Суккуре, гид нам нашёл пару достопримечательностей. В следующем рассказе.