Побывав в некоторых городах Золотого кольца, появилось желание посмотреть их все. В скромной копилочке были только Ростов Великий и Сергиев Посад. Летом уже прошлого года к списку посещённых добавился Ярославль, а за ним Владимир и Суздаль.
Ярославль — признанная столица Золотого кольца. На Воскресенском бульваре (улица Революционная) установлен памятный знак «Нулевой километр Золотого кольца» с указателями входящих в него городов: Владимир, Переславль-Залесский, Суздаль, Кострома, Ростов Великий, Сергиев Посад, Иваново.
Должна сказать, что двух с половиной дней оказалось совершенно недостаточно для детального знакомства с городом, и увидела я на самом деле очень и очень мало. Из этих двух дней полдня у меня ушло на посещение Толгского монастыря, который я уже показала в своём фотоальбоме. Следующие полдня я осматривала и изучала экспозиции Ярославского музея-заповедника, который располагается на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря. В оставшееся от этого время, я просто гуляла по улицам Ярославля, заходила в его храмы и монастыри.
Но даже после короткого пребывания в городе и весьма мимолётного знакомство с ним, мне стало совершенно ясно, почему Ярославль называют столицей Золотого кольца и что звание это он получил вполне заслуженно. И не только потому, что он самый большой территориально и по количеству населения и самый развитый в плане промышленности. Это совсем не главное, а главное — его история, с которой встречаешься здесь почти на каждом шагу.
Ярославлю уже более 1000 лет. Согласно летописям он возник в 1010 году как первый христианский город на Волге.
В начале XVII века, а именно в апреле—июне 1612 года, Ярославлю было суждено стать временной столицей русского государства: здесь расположилось народное Ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В Ярославле были созданы высшие органы государственной власти: созван «Совет всея земли», организованы приказы — общероссийские органы территориального и отраслевого управления, построен монетный двор.
За всё время своего существования Ярославль накопил большое количество культурных памятников: древние церкви, хорошо сохранившиеся купеческие усадьбы и дома прошлых веков, городские башни. В 2005 году исторический центр города вошёл в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. А в историческом центре города расположено ни много ни мало 140 памятников архитектуры, включая уникальные храмовые сооружения XVI–XVIII веков.
В общем, нам, туристам, здесь есть что посмотреть и чем заняться. А о том, что именно в Ярославле в 1750 году появился первый в России общедоступный профессиональный драмтеатр, наверное, знают все.
На 3 ночи я забронировала Отель Княгини Ухтомской. Эта уютная гостиница занимает старинный двухэтажный особняк 1824 годы постройки на улице Кедрова и находится буквально в ста метрах от Волжской набережной.
С прогулки по берегу Волги и началось моё знакомство с Ярославлем.
Волжская набережная — главный ярославский променад и самая известная улица. Она растянулась вдоль правого берега Волги без малого на три километра. Здесь, на некотором удалении от городской суеты и потока организованных туристов, транспорта и бесконечного сезонного ремонта улиц — тишь и благодать, несмотря на большое количество людей, пришедших погулять по набережной. А добавляет этой приятности красота прибрежных речных пейзажей и старинные памятники архитектуры, в изобилии расположенных на улице Волжская набережная.
Волжскую набережную можно назвать главной исторической достопримечательностью Ярославля, так как она была свидетелем самых важных событий в тысячелетней истории города. На её склонах в IX–X веках расположились поселения славян и финно-угров. В XI веке княжеские дружины строили здесь деревянные крепости. А в XII–XIII веках правый берег Волги облюбовали торговцы и ремесленники, которые устроили на этом месте свой посад.
По мере развития города набережная активно застраивалась жилыми домами, ремесленными мастерскими и торговыми лавками. Появились на ней и оборонительные сооружения земляного города. В XVI–XVII веках, в период экономического расцвета города, местные купцы построили на ней множество пристаней, начали появляться первые каменные дома и храмы.
Несмотря на интенсивную застройку береговой улицы, её облагораживанием никто не занимался и она по-прежнему оставалась такой, какой её создала природа. Речные волны разбивались о крутые берега, изрезанные оврагами и заросшие густой растительностью.
О благоустройстве территории улицы задумались в XVIII веке, когда город, согласно указу Екатерины II, перестраивался в стремлении к упорядоченной планировке. Его улицы постепенно приводились в порядок, с набережной убрали остатки эпохи Ивана Грозного — башни, рвы, валы.
В 1823 г. в Ярославль приехал император Александр I, отметил неухоженный вид прибрежной территории и выдал местному губернатору Александру Безобразову 200 тыс. рублей на её благоустройство. Сумма по тем временам была огромная, поэтому вскоре, под руководством генерал-майора Богдана Гермеса, специально откомандированного в Ярославль для этого дела, Волжская набережная была приведена в надлежащий вид. Берег был укреплён камнем, над Волжским и Красным спусками перекинуты мосты, а сама набережная засажена липами.
В 1840-е годы улица приобрела свою изящную литую ограду. Средства на её изготовление пожертвовали местные предприниматели Пастуховы. Тогда же на набережной устанавливают знаменитые беседки. Возвышенные и летящие, обрамлённые белоснежными колоннами, они сразу же стали одним из символов города.
Беседка на Волжской набережной, «храм дружбы и любви», как назывли её до революции, единственно сохранившаяся с XIX века. До каменного варианта беседка была выполнена из дерева в экзотическом китайском стиле.
Сегодня Волжская набережная состоит из трёх ярусов. С верхнего яруса открывается вид на Волгу. Прогуливаясь по нему, можно увидеть много исторических зданий и посетить музеи, о которых я расскажу чуть ниже.
На нижних ярусах — пешеходные и велосипедные дорожки, беседки и летние террасы, кафе, летом открывается прокат велосипедов.
По какому ярусу вы бы не прогуливались, набережная выведет вас на знаменитую Стрелку — это мыс, который образовался в месте впадения реки Которосль в Волгу. В 2010 году здесь был разбит прекрасный ландшафтный парк. В его центре располагается многометровый цветочный герб Ярославля, созданный умелыми руками местных цветоводов.
Считается, что именно в этом месте, где когда-то было финно-угорское поселение с названием Медвежий угол, зародился Ярославль. Подтверждают это и археологические раскопки.
Согласно одной из легенд, в 1010 году Ярослав Мудрый принял решение присоединить своему княжеству земли Медвежьего угла, чтобы обезопасить торговцев, сплавляющихся по Волге, от нападений местных племён. Но во время очередного визита ему пришлось столкнуться с сопротивлением местных жителей-язычников, которые выставили против князя своего священного защитника — огромного медведя в сопровождении собак. Сильный и ловкий Ярослав сразил зверя своим боевым топором, после чего племя полностью покорилось власти князя.
На этом месте, которое по сей день зовется Стрелкой, и было основано новое городище, которое Ярослав назвал своим именем. Изначально Ярославль был, впрочем как и большинство древнерусских городов, рубленой деревянной крепостью. А древнейшая часть города, расположенная на Стрелке, называлась Рубленым городом.
Давно уже нет того Рубленного города, а Стрелка сегодня — парк с живописными видами, любимое место прогулок местных жителей и туристов. Парк состоит из верхнего и нижнего ярусов.
На нижнем ярусе расположены три светомузыкальных фонтана и Памятник 1000-летию Ярославля.
Памятник представляет собой гранитную колонну высотой более 20 метров на массивном постаменте. Колонну венчает позолоченная скульптура двуглавого орла — символа Русского государства. На постаменте размещены пять бронзовых фигур: князя-основателя города — Ярослава Мудрого, а также фигуры-образы Ярославны с младенцем, воина, православного священника и горожанина.
С нижнего яруса стрелки хорошо видны золотые купола Успенского кафедрального собора, расположенного на верхнем ярусе парка.
Успенский собор.
Этот храм — новодел. Он был построен по новому проекту в 2004–2010 годах к 1000-летию города на том месте, где в 1219 году на территории княжеского двора был поставлен первый каменный храм Рубленного города. По существовавшей традиции, его освятили в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Судьба Успенского собора трагична — его поджигали и перестраивали несколько раз, а в 1937 году храм был взорван и полностью снесён. На месте собора разбили парк отдыха.
Новый собор был освящён патриархом Кириллом 12 сентября 2010 года в дни празднования 1000-летия Ярославля. В 2014 году вход в храм украсило изображение Успения Пресвятой Богородицы.
От Успенского собора я прошла по верхнему ярусу набережной, на которой рсположено много интересных достопримечательностей.
Митрополичьи палаты (Музей Ярославской иконы)
Палаты, построенные в середине XVII века по приказу митрополита ростовского и ярославского Ионы Сысоевича, до конца XVIII века оставались одним из самых комфортабельных зданий в городе. Здесь дважды останавливалась императрица Екатерина II во время своих визитов в Ярославль, жил первый ярославский губернатор.
В 1918 году, во время антисоветского восстания, центр Ярославля расстреливался красной артиллерией. Здание Митрополичьих палат сильно пострадало, позднее было восстановлено в своём историческом виде.
Сейчас в палатах располагается Музей ярославской иконы.
Ильинско-Тихоновский храм
Храм был построен в XIX веке на месте первой городской церкви. По преданию, Ярослав Мудрый на этом месте собственноручно заложил храм в честь Ильи Пророка, ведь именно в Ильин день состоялась его легендарная победа над медведицей.
До революции это был приходской храм ярославской пожарной дружины. В советское время храм закрыли и задумали было водрузить на здание гигантскую статую Ленина, которую было бы видно с Волги издалека, за много километров от города. Но планам не суждено было сбыться.
Ныне здание церкови принадлежит музею-заповеднику, в нём размещены хранилище и реставрационные мастерские.
Дом общества врачей (Музей имени В. Ю. Орлова)
Двухэтажное здание с колоннами, напоминающее небольшую сельскую усадьбу — бывший дом общества врачей. Общество было основано в 1860-х годах и безвозмездно оказывало медицинскую помощь тем, кто был не в состоянии оплатить доктора. Подобное учреждение стало вторым в стране, первое открылось в Петербурге.
В наши дня в здании, принадлежащему компании Ярославский технический углерод, расположен музей имени В. Ю. Орлова. Вадим Юрьевич Орлов — меценат, почётный житель Ярославля и председатель совета директоров предприятия Ярославский технический углерод ушёл из жизни в 2016 году. Его личная коллекция, в которой собраны уникальные произведения из серебра, чугуна и фарфора была передана в дар музею.
Арсенальная башня
Волжская башня — одно из двух хорошо сохранившихся укреплений древнего города. Она была построена в XVII веке для защиты Ярославля со стороны Волги. А позднее, когда крепость Рубленного города была уже разобрана, в ней хранился городской арсенал, давший ей второе название — Арсенальная.
В башне сейчас размещаются реставрационные мастерские.
Ещё в конце XIX века Волжскую башню приспособили под трактир, который так и назывался — «Башня». В настоящее время на первом этаже располагается кафе с таким же названием. Судя по всему — любимое и популярное место отдыха горожан.
Гуляя по набережной, стоит заглянуть и на прилегающие к ней улицы.
Сейчас этот терем — просто жилой дом.
На противоположной стороне улице, чуть дальше от набережной — уникальный в ярославской архитектуре дом Вахрамеева — нарядный особняк дворцового типа в стиле позднего барокко.
Иван Александрович Вахрамеев — купец и ярославский меценат. Владел несколькими мукомольными и торговыми предприятиями, пять раз избирался городским головой. Эту усадьбу Вахрамеев приобрел в начале 1870-х годов и по его заказу была осуществлена реконструкция здания, по сохранившимся старинным чертежам XVIII века были восстановлены фасады здания.
В настоящее время в здании располагается духовная семинария.
Возвращаемся на Волжскую набережную.
Усадьба купца Кузнецова (Музей истории Ярославля)
Это здание было выстроено в конце XIX века и до революции принадлежало богатому ярославскому купцу и меценату Василию Кузнецову. Сколотив огромное состояние на торговле бакалейными товарами, Кузнецов жертвовал большие суммы на благотворительность.
Особняк Кузнецова относится к одним из немногих, где после смутных постреволюционных событий удалось сохранить подлинные интерьеры и первоначальный облик фасада с изображением львов и цветочных орнаментов.
В разное время в доме располагались различные госучреждения и даже одно время отделение больницы.
C 1998 года в здании размещается Музей истории Ярославля.
Губернаторский дом (Художественный музей)
Здание было построено в 1820-х годах по указу Александра I как путевой дворец и с момента постройки использовалось как официальная резиденция губернаторов. Все русские правители, от Александра I до Николая II, посещали губернаторский дом во время своих визитов в Ярославль.
С 70-х годов прошлого века — это художественный музей, один из лучших провинциальных музеев России.
Вход в музей со стороны набережной через боковую и неприметную дверь, которая совсем не соответствует статусу путевого дворца или дома губернатора.
Оказывается, по причине неблагоустроенной набережной, настоящий, парадный вход в дом во времена губернаторов и императоров находился со стороны Ильинской (ныне Советской) площади с видом на церковь Ильи Пророка. А с набережной в дом, вероятно, заходила прислуга.
Перед парадным входом был разбит и небольшой по размеру сад. В обычные дни сад предназначался для отдыха губернатора и членов его семьи, а во время пребывания в Ярославле императорских особ и приезда важных государственных чиновников из столицы здесь накрывались пышные обеды, а по вечерам устраивалась «блистательная иллюминация».
Музей, к сожалению, я не посетила, так как он работает до 6 часов вечера, а я пришла к нему почти к закрытию. А вот по прекрасному Губернаторскому саду, прилегающему к усадьбе и открытому для посещения до 9 часов вечера, я погуляла.
Сад был создан по всем правилам пейзажного паркостроения. Классический партер с фонтаном перед зданием, к которому подходит широкая центральная аллея, исполнен во французском стиле, предполагающем геометрически правильную планировку и симметричность композиции. Южная и северная части парка — в английском стиле, основанном на создании иллюзии естественности пейзажных композиций.
Из той части сада, что примыкает к Ильинской (Советской) площади, сквозь деревья просматривается церковь Ильи Пророка.
Современный Губернаторский сад вполне соответствует своей первоначальной планировке. В нём сохранилось около 70 исторических деревьев: дубы, липы, вязы, ясень. Возраст некоторых дубов составляет более 150 лет.
Сейчас в Губернаторском саду открыта экспозиция «Скульптура в пленэре».
Музей под открытым небом представляет произведения российских скульпторов Николая Силиса, Михаила Дронова, Виктора Корнеева, Александра Молева, Иосифа Дашевского, Зураба Церетели. Скульптуры хорошо вписываются в ландшафт сада.
Работы Зураба Церетели в этом саду удивили. Никогда бы не подумала, что эти небольшого размера милые зверушки — творение мастера, известного в основном своими масштабными скульптурами.
Некоторые скульптуры уж очень чуднЫе, на мой неискушённый взгляд.
За оградой сада, выходящей на Народный переулок, виднеется Николо-Надеинская церковь. Её не сразу можно заметить, так как находится она в одном из дворов переулка, окружённая жилыми домами.
Увидев её в первый раз, и ничего о ней не зная, я прошла мимо, тем более, что и внешний вид церкви меня совсем не впечатлил.
Но внешний вид обманчив. Внутри — чудо! И этот храм из разряда must see в Ярославле, причём, я бы даже сказала, в первую очередь.
Надеинская церковь — одна из первых культовых построек Русского государства, появившихся после прекращения Смуты.
Храм строился в 1621—1622 гг. на средства и по заказу купца, одного из самых богатых людей не только Ярославля, но и всего государства Епифания Андреевича Светешникова, по прозвищу Надея. Это мирское имя и вошло в привычное теперь название церкви.
Церковь Николы Надеина — первый посадский храм Ярославля, выстроенный в камне. С него-то и началась история знаменитых ярославских храмов «золотого» XVII века. Во многом он послужил для них образцом и дал начало новой традиции: жители города, сначала богатые купеческие династии, а затем и ремесленные слободы, строили великолепные каменные храмы, соревнуясь, чья приходская церковь будет больше, богаче, красивее.
Интерьер церкви расписан в 1640 г. артелью мастеров во главе с костромичем Любимом Агеевым за 3 месяца. Тема росписи — житие и деяния св. Николая Чудотворца. Это первый и единственный в Ярославле стенописный ансамбль I половины XVII века. Стенопись этого храма является эталонным образцом русского искусства XVII века.
Иконостас центрального храма не имеет аналогов в ярославском искусстве. Он сделан в 1751 году в редком для Ярославля стиле барокко по рисунку и при участии основателя русского общедоступного национального театра ярославца Фёдора Волкова, который был прихожанином этой церкви.
Почему столь значимая церковь оказалась буквально спрятана во дворах?
Советской власти было необходимо превратить патриархальный Ярославль в подлинно-социалистический, индустриальный и современный город, а этому мешали храмы. Их нужно было снести, либо убрать (с глаз долой) в музейный показ.
В музейный показ решено было убрать самые ценные. Специальная комиссия выделила таких 10 храмов и церкви Николы Надеина повезло войти в их число. Но, оставив храм, снесли все постройки церковного комплекса, а на их месте построили 2 жилых дома, которые закрыли вид на храм со стороны Волжской набережной.
Церковь Николы Надеина открыта в летнее время как музейная экспозиция с 10.00 до 17.00. Выходные — среда, четверг, дождливые дни.
Я, всё-таки, побывала в этой церкви утром, в день отъезда из Ярославля (благо, она расположена рядом с моей гостиницей). В утренний час посетителей в церкви было очень мало, ничто и никто не мешал мне рассматривать удивительную роспись храма и фотографировать.
Чуть дальше, на набережной, в переулке Кедрова находится ещё один удивительный храм — церковь Рождества Христова — единственный иконописный храмовый ансамбль Ярославля I половины XVII в.
Церковь строилась на средства богатой купеческой семьи — Гурьевых-Назарьевых в 1640-е гг. и представляет собой типичный ярославский посадский храм, который изначально завершался пятиглавием.
Церковь строилась ещё и как каменный склад, в её подклете купцы хранили свои товары.
Уникальность храма в том, что здесь впервые в истории ярославской архитектуры применены поливные изразцы — из них составлена храмозданная летопись, опоясывающая центральный храм.
Храм был расписан неизвестными ярославскими мастерами в 1683 году. Иконостас неоднократно менялся, но первоначальные иконы сохранились.
Колокольня — редкий образец надвратной шатровой колокольни с церковью и часозвонницей.
Сложная конструкция и композиция, обильный декор с необычными выразительными деталями делают колокольню церкви Рождества Христова уникальным памятником ярославской архитектуры.
В настоящее время храм принадлежит музею-заповеднику и доступен только для экскурсионного обслуживания групп по предварительным заявкам за 5 дней.
Побывать в этой церкви мне, увы, не удалось. О её посещении надо было позаботиться зарание.
На церкви Рождества Христова я заканчиваю небольшую прогулку по Волжской набережной Ярославля.
Всем спасибо за внимание.