Культурный шок в культурной столице за три дня

tourister.ru 1 день назад 5
Preview

Ах, как же я люблю себя за спонтанность и лёгкий подъём!

Как только увидела анонс выставки «Великий Карл», приуроченной к 225-летию со дня рождения К. П. Брюллова, в Русском музее в Санкт-Петербурге, не задумываясь сказала себе: «А почему бы и нет, почему бы не посмотреть выставку в Питере, а не ждать, когда она приедет в Москву?!».

Моя мысль развивалась стремительно, а ведь я уже давно хочу посмотреть праздничный Питер, который и без новогодних украшений всегда прекрасен, и представила себе, как он ещё прекраснее выглядит в иллюминации.

Как и в феврале 2022 года, когда я была последний раз в культурной столице, о чем у меня был рассказ, я решила поехать не в январские каникулы, когда там будут толпы туристов, а перед самым Новым годом, чтобы сменить атмосферу и проникнуться предпраздничным настроением.

Как же я трепетно люблю Пушкина, не понимая почему, это не поддаётся объяснению, так же трепетно люблю и балет Чайковского «Щелкунчик», созданный по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», на который я все мечтаю сходить в Большой театр, и именно в канун Нового года. Мне как маленькой девочке хочется верить в чудеса, и увидеть чудо хотя бы на сцене самого знаменитого театра страны.

Премьера балета «Щелкунчик» на либретто Мариуса Петипа в постановке Льва Иванова состоялась 18 декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, вот я и решила, что раз в Большой театр в Москве не получается сходить, значит посмотрю балет в Мариинском.

Какие проблемы? Да нет проблем!

Мысль, устроить себе культурный шок в культурной столице, возникла за месяц до начала моего небольшого путешествия в Питер, а это совсем немного времени, для того, чтобы выбрать лучшие места в театре и нижнюю полку в поезде.

Я долго изучала самые лучшие места в Мариинке, и выбрала, на мой взгляд, очень приличное место из оставшихся мест, в бель-этаже в 11-й ложе, которая размещается рядом с наикрасивейшей императорской ложей.

Нижней полки в поезде мне уже не досталось, но это не было для меня проблемой, всего лишь около восьми ночных часов можно потерпеть и на верхней полке.

На Сапсане я не поехала, мероприятие для меня и так не дешёво обходилось, решила сэкономить хотя бы на дороге и на отеле.

На «Суточно. ру» забронировала апарт-отель на Невском проспекте в 10 минутах ходьбы от Московского вокзала.

Ну всё, билеты на поезд, в Мариинский театр, Русский музей, Михайловский замок и Мраморный дворец были куплены, остаётся ждать назначенного часа.

Взяв отпуск на три дня, к сожалению, из близких меня никто не поддержал, 26 декабря я прибыла на Ленинградский вокзал Москвы.

Этот день у меня был не самый приятный, сначала я не попала на приём к врачу из-за упавшего на рельсы человека в метро, я протомилась в вагоне около часа, на вокзале уронила очки, которые сломались, а я без очков слепой котёнок, потом в моем купе появился странный нетрезвый мужчина, который принял меня за проводницу и попросил освободить купе, затем, увидев мой чемодан в багажном отделении под его полкой, возмутился, а что этот чемодан там делает, нижняя полка ведь его?…

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.

6.30. Я на Московском вокзале, где в зале ожидания меня встретила Ёлка, посмотрев на железнодорожную карту я еще раз убедилась, как мы близки…на карте.

Бросив чемодан в камере хранения отеля, я, по традиции, направилась куда же, как не в Столовую № 1 напротив вокзала, это единственное место, где можно позавтракать в такое раннее время.

Время до открытия музеев надо было где-то убивать. Единственное, что открывается в 8 часов утра — это церкви и монастыри.

Первый раз я посетила Санкт-Петербург в 2006 году в составе экскурсионной группы, благодаря фотографиям меня посетили смутные воспоминания: нас высадили около Смольного собора, что-то там рассказали, мы сделали несколько фото и, ещё не совсем проснувшихся после поезда, увезли на следующий объект.

Поэтому у меня не возникло вопроса, куда же мне двинуться после завтрака. Конечно же в Смольный!

Навигатор мне показывал 35 минут пешком. Что ж, прогуляюсь, посмотрю город.

Заблудиться было невозможно, по прямому Суворовскому проспекту, круча головой, то влево, то в право, рассматривая питерскую архитектуру, я бодренько дошла до собора.

На площади Пролетарской Диктатуры (ранние названия Орловская, Лафонская, затем, просто Диктатуры) красовалась тоже ёлка. Ёлки будут сопровождать меня везде, на всём протяжение моего пребывания в Питере.

Пройдя через красиво украшенные пропилеи, обгоняя меня, бежали студенты, видимо, опаздывая на занятия, затем по Смольному саду-партеру, мимо бюста Энгельса (до бюста Маркса я не дошла, да и не особенно хотелось), чьи идеи сыграли важную роль в подготовке Великой Октябрьской революции, я оказалась лицом к лицу со Смольным дворцом, на территорию которого просто так пройти невозможно — у ворот стояли грозные дядьки. Это и понятно почему, потому что на данный момент здесь размещается резиденция губернатора города, а ещё и музей основанный в 1992 году, посвящённый Петроградской революции, куда можно попасть только по предварительной записи.

Так какое же отношение смола имеет к Смольному? Прямое, до возведения Смольного института благородных девиц здесь находился смоляной двор, построенный в 1725 году Петром I близ деревни Смольной, в которой находился дегтярный завод, где хранили смолу для Адмиралтейской верфи и флота.

Идея создать первое воспитательно-образовательное учреждение для девушек возникла у выдающегося деятеля русского Просвещения Ивана Ивановича Бецкого. Императрица Екатерина Вторая поддержала его идею, подписав указ в 1764 году, и благодаря автору генпроекта сооружения, итальянского зодчего Джакомо Кваренги, в 1806 году было построено это здание, первое в Европе государственное учебное заведение для девушек.

В 2021 году в Историческом музее в Москве проходила маленькая, но интересная выставка «Смолянки», где были представлены портреты самых ярких представительниц Смольного института кисти художника 18 века Д. Г. Левицкого.

Эта выставка была значима тем, что серия портретов «Смолянки» никогда полностью не покидала постоянную экспозицию Русского музея, где сейчас и находятся эти картины.

На картинах изображены ученицы в учебных комнатах, во время занятий танцами и музыкой, в форменных платьях (каждому возрасту соответствовал свой цвет платья — для самых маленьких — кофейный, для девочек постарше — темно-синий, еще старше — серо-голубой и белый для самых старших).

На обучение принимались девочки благородного происхождения, некоторые выпускницы Смольного института становились придворными дамами.

Свою известность Смольный институт приобрёл «благодаря» большевистскому перевороту в 1917 г., именно в этом здании была организована штаб-квартира большевиков, готовившихся свергнуть Временное правительство, вплоть до весны 1918 года здесь находилось правительство под руководством В. И. Ленина, которому и был установлен памятник во дворе здания.

Покрутившись возле дворца, понимая, что в музей я не попаду, направилась непосредственно к собору, в который точно всех впускают.

И вот он красавец в зимнем рассвете!

Тайная жизнь царских семей всегда была окутана мифами и легендами, одна из которых говорит, что Елизавета Петровна, раскаиваясь в своих грехах, на месте Смольного дома, уничтоженного пожаром, где она провела детство, решила построить целый монастырский комплекс, куда должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней, и институт для девушек из дворянских семей. В монастыре она собиралась оставаться до конца своих дней, но передумала. Зная ее весёлый нрав и любовь к развлечениям, трудно себе представить ее монашкой.

Строительство было поручено придворному архитектору Бартоломео Франческо Растрелли, и в 1748 году была произведена закладка.

Этот 10-тонный колокол был отлит в Воронеже и освящен в 2013 году и, с 2014 года ждет, когда его поднимут на одну из колоколен храма.

Внутреннее убранство храма не менее красиво. Глядя на белоснежные стены и мраморные колонны ощущаешь себя в облаках, так легко и воздушно в нём.

Охранник меня предупредил, что скоро начнется служба и в это время нельзя фотографировать.

Я быстро пробежалась по храму, судя по макетам, расположенных в храме, поняла, что здесь проходят экскурсии, но в такое ранее время не было никого.

Очень хотелось задержаться у иконостаса, который частично был на реставрации, но меня подгоняли.

Я не сдавалась, решила еще подняться на смотровую площадку, которая работает с 7 ч. утра, за пожертвование в 300 р. (фиксированное пожертвование меня удивило, как правило, прихожане сами решают, сколько пожертвовать).

Не зная о высоте башни, я сначала лихо побежала по ступенькам вверх, а их там оказалось 278. Чтобы преодолеть их нужна все-таки подготовка. Я сбавила свой пыл, тем более, чем выше, тем ступени были все Уже и круче.

И вот я на высоте 50 метров, эта площадка чуть выше Исаакиевского собора (43 м.). Отсюда часть исторического города видна как на ладони, хорошо просматривается Площадь Растрелли, Большеохтинский мост, резиденция губернатора, куда можно еще заглянуть через бесплатный бинокль, что я и сделала, подглядывая в окна соседнего здания.

Недолго там пробыв, промозглый ветер сносил с ног, с чувством выполненной программы я двинулась к следующей достопримечательности.

Пользуясь близким расположением, заглянула на улицу Одесская, где расположился Музей фонарей под открытым небом, где представлено всего шесть фонарей разного периода и скульптура фонарщика, нос которому туристы натерли до блеска.

Следующие мои планы были дойти до м. Чернышевская и доехать до Музея Фаберже, до которого никак не доберусь. Но снова не было суждено в него попасть.

Путь к метро лежит через Таврический сад, увидев Таврический дворец решила осмотреть его еще и с другой стороны.

Почему сад Таврический, ведь Крым от Санкт-Петербурга так далеко? Потому что князь Григорий Потёмкин, военный деятель времён Екатерины Второй и её любимый фаворит, за успешное покорение Крыма, получивший титул князя Таврического, именно здесь, рядом со своей ризиденцией, повелел разбить парк, и не простой, а в английском стиле. И поручил он это английскому садовнику Уильяму Гульду.

И если раньше прогулки по саду были доступны только господам, то в 1866 году его открыли для всех горожан.

В то время парк вызывал у всех восхищение, а вот уменя не вызвал, в конце декабря вместо снежных дорожек я ходила по грязным размытым тропинкам, на дворе снова плюс. Обязательно сюда еще вернусь в летнюю сухую погоду, чтобы по достоинству его оценить.

Глядя на фотографию Таврического дворца с высоты птичьего полета, взятой мною из интернета, можно согласиться, что этот дворец в свое время был одним из крупнейших в городе, но подойдя к нему ближе, мне он показался небольшим.

К сожалению, попасть в него мне также было не суждено, все по той же причине, вход туда возможен только в составе экскурсионной группы, предварительно записавшись.

Очень жаль, ведь Википедия гласит, что скромный с виду дворец, архитектором которого был И. Е. Старов, был росскошным изнутри. Хотелось бы посмотреть Картинный зал, Гобеленовую гостиную, Диванную, Китайский зал и «необычайной красоты Зимний сад», от которого, к сожалению, отказались, когда дворец передали первому российскому парламенту.

А какая богатая история у дворца!

Построенный в конце 18 века по приказу Екатерины Второй для своего фаворита Потёмкина, который во дворце бывал не часто, зато сама Екатерина, после смерти хозяина, в последние годы своей жизни любила здесь бывать, был разграблен двумя малороссами, один из которых был управителем у Потёмкина, второй — секретарём Зубова (очередная любовь Екатерины). Они хоть и были преданы суду, но имущество дворца на всякий случай передали в Михайловский замок, а сам дворец передан под казармы.

Здесь время от времени жили члены императорских семей, у которых не было своего дворца (ишь какие, всем по дворцу подавай!), селили почетных гостей, одним из них был Карамзин, который здесь и умер, в конце 19 века проводились балы, торжества и выставки.

В советский период здесь проходили съезды, размещалась дума и партийная школа. А сейчас здесь разполагается Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ и ОДКБ.

Прогуливаясь по саду дворца, я не могла не обратить внимание на красивый кирпичный комплекс с водонапорной башней, расположенные напротив дворца. Ну и, конечно же, я не прошла мимо.

О мой Бог! Как я устала, с 7 утра еще ни разу не присела, время уже 12 часов, я не доползу до Музея Фаберже, мне нужно отдохнуть и, о Боже! у меня практически разрядился телефон, и по классике жанра, повербанк остался в чемодане. Что мне делать?!….Я знаю, надо войти в это здание, мне помогут!

Блуждая по территории комплекса в поисках входа, рассматривая интересные скульптуры, я увидела Деда Мороза. Он же волшебник, он подскажет, куда нужно войти! Вот я подхожу к нему сзади… сбоку… спереди, и….вижу черное лицо…нееет, это не Дед Мороз, это водовозчик! Что он здесь делает?

И я вижу надпись около двери водонапорной башни: Музей «Мир воды Санкт-Петербурга».

Я ничего не слышала об этом музее, тем и интереснее. Ломаю программу, вместо Музея Фаберже выбираю Музей воды.

Я хочу есть, я хочу спать, я хочу сесть….Покупаю билет в музей «Мир воды», остальные музеи комплекса «Подземный мир Петербурга» и «Вселенная Воды» точно не осилю, да и времени мало.

Гардеробщик, на мой вопрос, где здесь можно зарядить телефон, любезно предложил подключить его в гардеробе, слава Богу, кабель хоть взяла.

Кафе не работает…переживу, может сброшу килограмм…главное, я села, вытянула ноги и закрыла глаза.

Через полчаса я снова на коне с шашкой, готова завоевывать очередной музей. Поднимаюсь на третий этаж (лифт, который мы видели сбоку водонапорной башни, только для персонала).

Хм, а здесь, оказывается, интересно!

Кирпичная водонапорная башня, в которой находится основая экспозиция музея, открытого в 2003 году, была построена в 1861 году архитектором А. И. Мерцем, входит в комплекс бывшей главной станции Санкт-Петербургских городских водопроводов.

До середины 19 века в городе не было централизированного водопровода, жители сами обеспечивали себя водой или пользовались услугами водовозов, скульптуру водовоза мы как раз и видели во дворе музейного комплекса.

Воду брали из рек, а бочки окрашивались в разные цвета, в зависимости от реки. В белых бочках брали воду из Невы, в желтых бочках — из Фонтанки, в зелёных — из каналов.

В первом зале экспозиция рассказывает о самых первых мировых водоснабжениях, канализаций и банях.

Следующая экспозиция показывает посуду для умывания и туалета, это разные кувшины, горшки, писсуары, унитазы и веревочки для них, краны и раковины, и многие другие интересные предметы.

И на последнем этаже коллекция всевозможных наград.

Вот так внезапно, не запланированно, я попала в этот музей и не пожалела. Музей Фаберже от меня точно никуда не денется, а сюда я бы не добралась, так как не знала о его существовании. В следующий раз, если мне когда-то придется еще гулять в этих краях, обязательно загляну в подземелье музея.

Направляясь к метро, я увидела Оранжерею Таврического сада. Ну как не зайти, когда я еще здесь окажусь? Ноги еле плетутся, но плетутся они в оранжерею. К счастью, или к сожалению, в Оранжерее проходило новогоднее мероприятие, меня туда не впустили и я поплелась к метро, по пути, не унимаясь, фотографировала красивые дома. Сколько же их в историческом центре?!

Мне надо торопиться, у меня вечером балет, надо пообедать, купить новые очки, отдохнуть и нарядиться… и я знаю, где это можно сделать, в торговом центре возле вокзала, и до отеля оттуда не далеко.

Увы, в ТЦ не оказалось готовых очков, ждать, когда их сделают, у меня нет времени. Пообедав, я вернулась в отель, о котором скажу все-таки пару слов.

Где бы я не путешествовала, стараюсь брать либо аппартаменты, либо апарт-отель. Это очень удобно, ты не зависишь от времени завтраков, у тебя есть небольшая кухня со всей техникой, и часто стиральная машина (в этот раз она меня не интересовала, но в поездках на море она обязательна), мне не нужны хоромы, достаточно чистой постели, телевизора и душа. Всё! Остальное мишура. Я прихожу туда только ночевать и завтракать. Меня вполне устроил этот аппарт-отель, главное, он в центре, недалеко от метро, а бесконтактное заселение — это ещё один огромный плюс. Независимость, и ещё раз независимость!

Прохладный душ не снял с меня усталость, мне хотелось лежать и лежать. Я и лежала, и лежала. Стоп! Мне пора собираться в Мариинский театр, времени не остается.

Ехать на такси гиблое дело, Невский проспект стоит в пробке, это у меня отпуск, а питерцы как раз возвращаются с работы. Еду на метро до Садовой, оттуда заказываю такси, но без очков не увидела, что моя точка определилась не здесь, а у отеля, мы с водителем не нашли друг друга.

Понимая, что точно опоздаю, я бегу бегом до театра по навигатору. Таксист просит меня отменить заказ, я прошу таксиста отменить заказ, я не хочу терять время, он не хочет терять деньги.

«Дорогой мой, у меня в билете написано, что в 19 ч. вход закрывается, я специально из Москвы приехала на этот балет, у меня дорогой билет, я не могу его терять, через 10 минут я добегу до театра и отменю заказ, я не могу это сделать на бегу и без очков!»

Таксист все же отменил заказ, а с меня содрали 250 р. за ожидание. Это мелочи, по сравнению с билетом в театр.

В 18.57 я стою в очереди на вход в театр, я не одна такая, уже легче. Я успела в театр, но дверь в ложу уже была заперта. Благо тётенька с ключом еще не ушла.

Я только села и начался спектакль. И что я вижу перед собой? Да-да, её…голову впереди сидящего двухметрового широкоплечего амбала, которая закрывала всю сцену.

О нееет! Я ехала не спавши (не могу спать ни в поезде, ни в самолете) такую даль, заплатила за поезд, отель, билет на балет, чтобы около трёх часов любоваться чьей-то головой?!…Да, мне не достался билет на первый ряд, я оказалась во втором ряду, откуда должно было быть прекрасно видно…

Меня душили обида, усталость, нервное напряжение от кросса до театра….я лузер!

Еле сдерживая слезы, чтобы хоть что-то увидеть, я склоняла голову то влево, то вправо, спасибо моим соседям за понимание и сочувствие. Я же не могла сказать: Дядя, сядьте, пожалуйста, на пол, мне ничего не видно…

Постепенно успокаиваясь, пройдя все пять стадий принятия, во втором акте я смирилась и расслабилась, в третьем — стала получать удовольствие, а в антракте между актами, ела бутерброд с красной икрой и бегала по партеру и балконам, чтобы запечатлеть зал во всей красе. А ведь собиралась прийти в театр за час до начала спектакля.

Было бы несправедливо, если я не скажу пару строчек о театре, который ведет свою историю с 1783 года, когда, опять же, по велению Екатерины Второй, был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой».

Сделать фото экстерьера театра я не смогла, фото из интернета.

Тогда театр, построенный по проекту Антонио Ринальди, назывался Большой, так же, как и московский сейчас, который был построен чуть раньше, в 1776 году, и тоже по велению Екатерины Второй. И судьба у них была одинаковой, они оба горели.

В 1811 году в огне погибло все росскошное внутреннее убранство Большого театра.

К середине 19 века в Большом театре ставили только балет. Оперные произведения постепенно перенесли в здание Александринского театра-цирка, который тоже сгорел в 1859 году. На его месте построили новый театр, архитектором которого был Альберто Кавос, и стал он называться Мариинским, в честь царствующей императрицы Марии Александровны, супруги Александра II.

Благодаря знакомству Мариуса Петипа с Петром Чайковским, которые в тандеме создали шедевр русской сцены — балет «Спящая красавица», театр вошел в золотую эпоху русского балета.

При ученике Мариуса Петипа — Михаиле Фокине — Мариинский театр стал лицом русского балета в Европе.

Такие громкие имена как Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, из балетной труппы Русских сезонов Дягилева, были выходцами из Мариинки.

Сейчас главным руководителем театр является Валерий Гергиев.

Ну вот и всё! Окончен бал, погасли свечи!

Сон маленькой девочки Мари закончился, принц снова превратился в Щелкунчика, а я на тыкве поехала в отель отсыпаться. Затра меня ждет не менее тяжелый и интересный день!

Читать продолжение в блоге tourister.ru
ГОРЯЧИЕ ТУРЫ! РЕШАЙСЯ И В ПУТЬ! *Виза не требуется
Лучшие цены на путешествия

НЕ хватает денег на отдых? Тут можно взять без процентов!
Экскурсии в твоём городе
Где взять деньги на путешествия?
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'