Великий шелковый путь: путешествие по Северо-Западу Китая. Часть 3. Ланьчжоу

tourister.ru 15 часов назад 4
Preview

Ланьчжоу — следующая после Тяньшуя большая остановка на Великом шелковом пути и столица провинции Ганьсу с населением 4.5 миллиона человек. Любая столица — это всегда витрина с большим количеством красивых городских ансамблей. Ланьчжоу выглядит особенно эффектно еще и потому, что стоит на берегу реки Хуанхэ (Желтой реки) и окружен горами.

Но он находится в зоне засушливого континентального климата, осадков выпадает мало, а рядом везде пустыни. В результате, часто случаются песчаные бури. Мы об этом сразу догадались, поглядев в окна нашего отеля. Их, сколько ни мой, они всегда покрыты толстым слоем песка. А в воздухе висит пыль, и фотография никогда не получается четкой по всей глубине.

В городе, к тому же, много промышленных предприятий, в том числе химических и нефтеперерабатывающих. В результате Ланьчжоу входит в число самых загрязненных городов в мире и в нем расположены две огромные клиники по лечению легочных заболеваний. Наш гид с гордостью доложил, что раньше и вправду дышать было невозможно, а в последнее время стало намного лучше, потому что перевели на электричество общественный транспорт и мотоциклы. Мне так не показалось: в воздухе с утра пахло пылью, а пейзаж расплывался в смоге.

В черте города вдоль реки Хуанхэ тянутся парки, причем они очень хорошо оборудованы для занятий спортом, семейного и группового отдыха спортивными площадками, площадками для пикников, столиками и лежаками.

По деревянным настилам вдоль реки иди себе и иди, а можно сесть на ступеньку и полюбоваться быстрым течением, или закатом.

Эти лужайки с навесами от солнца пустуют, думаю, только с раннего утра, но быстро заполняются веселыми компаниями, любящими пикники.

Парки засажены цветами. Конечно, мы были там в мае, но я, честно, не припоминаю другой страны, где города просто утопали бы в цветах. Любое свободное пространство, даже вертикальное, засажено чем-то цветущим.

Глядя на публику в парках Китая, меня не оставляла мысль, что китайцы просто маниакально увлечены не идеей, а практикой здорового образа жизни. С раннего утра по дорожкам парка уже все бегали, а музыкант на фото вверху наигрывал на флейте народные мелодии, создавая радостное настроение. Завидя иностранцев, стал играть популярные рождественские песенки, хотел, видно, нам сделать приятное.

Постепенно стали подтягиваться люди в разноцветных костюмах для занятий тай-чи. Традиционные гимнастики практиковали в каждом городе по маршруту нашего движения, но такого количества тай-чистов, как в Ланьчжоу, не было больше нигде. У каждой группы форма своего цвета, бумбокс, откуда звучит расслабляющая и успокаивающая музыка, и руководитель, который задает темп движений и которого все слушаются.

Не все, однако, любят занятия в толпе. Каждый зеленый уголок облюбован индивидуалами, практикующими каждый свое. Когда тетенька, настоявшись вниз головой, приняла вертикальное положение, я смогла на глаз прикинуть ее возраст — хорошо за 80. Вот это да!

В Ланьчжоу много чего интересного, но в нашей программе на него было отведено всего неполных два дня, поэтому пришлось сосредоточиться на главном, и начали мы с музея провинции Ганьсу.

Музей разместили в новом, специально для этого построенном здании. Хотя называется он «Музей провинции Ганьсу», здесь все посвящено истории провинции и экспонаты собраны отовсюду.

Самые ранние из них относятся к периоду неолита, т. е. им более 6 тысяч лет. Вот, например, образцы оружия. Булавами пользовались как для нанесения прямого удара, так и для метания.

Этот бронзовый боевой топор возрастом 3,5–4 тысячи лет.

Приблизительно тогда же были изготовлены золотые кольца, которые продевались в нос.

Дальше пошли экспонаты помоложе: бронзовые чайники и котелки Х — VII веков до нашей эры.

Котлы для приготовления еды.

Золотые украшения VII–V веков до нашей эры.

А также бронзовые фигурки лошадей, всадников и повозок, напоминающих те, что нашли в мавзолее Цинь Шихуанди, только намного меньше размером.

Гордостью экспозиции музея является скульптура лошади «летящей в галопе», которая была обнаружена в том же могильнике. Относительно небольшая, но невероятно выразительная лошадка, как будто взлетела в воздух и только одной ногой касается головы ласточки, которая в удивлении повернула головку, чтобы понять, что же на нее приземлилось. «Галопирующую лошадь» используют для символического изображения стремительности изменения современного Китая. Еще ее считают символом развития туризма в стране.

Этих лошадей вЫрезали из дерева во втором веке до нашей эры, а затем раскрасили яркими красками:

К этому же времени относится и единорог, а также парочка китайцев, очень простенькая, но невероятно трогательная.

Ланьчжоу — один из основных городов Великого шелкового пути, поэтому экспозиция музея много рассказывает о нем. Очень интересны кирпичи с рисунками, на которых изображены сценки из жизни людей, обитавших на его маршруте с начала III до начала V веков нашей эры. Часть из кирпичей — репродукции, но в основном — оригиналы.

Вот изображение охотника, догоняющего оленя:

А это сценки из крестьянской жизни:

Здесь, судя по одежде, не простые люди, скорее всего императорские гонцы, доставляющие почту.

Кроме своего прямого назначения, караванные пути использовались как дороги, по которым перемещались войска, государственные чиновники и служащие, путешественники.

Здесь погонщик гонит табун лошадей:

Как функционировал шелковый путь? Не стихийно, а при участии государства. На всем протяжении Великого шелкового пути образовывались города-оазисы, а между ними посты, за поддержание которых правительство платило тем, кто там поселялся.

Раз путь был шелковый, значит по нему возили шелк. Образцы великолепных шелковых тканей, обнаруженных на территории Ганьсу, тоже выставлены в музее. Они были произведены в эпоху династии Тан (от начала VII до начала X веков), но не потеряли яркости красок. А какие замысловатые рисунки на парче, бархате и тафте умели соткать мастерицы в те далекие времена! Шелк был не только товаром, но и средством платежа. Им расплачивались как валютой и возили в тюках на верблюдах.

Как в Ганьсу оказались эти позолоченные византийские подносы из серебра VII–X веков?

А так же, по Великому шелковому пути.

Все эти экспонаты невероятно интересны, но ноги сами несли нас на третий этаж, где было самое удивительное.

Наиболее ценной частью коллекции музея является собрание керамики, занимающей целый этаж. Самый древний экспонат, обнаруженный на территории Ганьсу, относят к неолитической культуре Дадиван. Культура Дадиван получила свое название от места на границе современных провинций Ганьсу и Шаньси. Самый глубокий слой, который удалось обнаружить на месте этих археологических раскопок, относится к VI — V тысячелетиям до нашей эры.

Считается, что гончарное мастерство Китая, которое долгое время оставалось абсолютно непревзойденным, начало развиваться именно из этих мест, поэтому музей особенно гордится своей коллекцией расписной керамики. Она и вправду изумительная, как, например, эта чаша на круглой ножке шестого тысячелетия до нашей эры.

На месте археологических раскопок в районе Дадивана создан музей, где воспроизведен вид поселений шестого тысячелетия до нашей эры.

А это срез культурного слоя, обнаруженного в местах раскопок.

Такая плотность черепков говорит о том, что керамику здесь производили в большом количестве.

Еще задолго до распространения буддизма в Китае с его теорией реинкарнации и жизни после жизни, погребальный ритуал древних людей предполагал, что в ином мире человеку потребуется все то, чем он пользовался в этом. Поэтому в могилы усопших помещали их вещи, в том числе и керамические сосуды. Благодаря этому мы можем сегодня любоваться великолепной расписной керамикой, изготовленной от 5 до 8 тысяч лет назад. В музей перенесены могилы из археологических раскопок Дадивана, и мы их видим такими, как они открылись глазам ученых.

Керамика периода неолита подразделяется на 5 периодов. Она постоянно видоизменялась и более сложные формы приходили на смену простым.

Самые ранние из обнаруженных к сегодняшнему дню сосуды были очень примитивными, но, может, в этом и состояла гениальность древних гончаров?

Считается, что это самая древняя пиала на ножках, из которой ели:

На этих соединенных между собой сосудах нарисованы шелковичные черви, что означает, что во втором тысячелетии до нашей эры их уже разводили в этой части Китая.

Со временем на керамике появляется все больше рисунка, а формы становятся более изысканными: сосуды приобретают ручки и усложненные виды горлышка. Вот, например, как менялся вид ваз в форме тыквенной бутылки:

В качестве сюжетов для росписи древние мастера использовали то, что видели вокруг себя, например, животных. Здесь, к примеру, свинью:

А на этой вазе — саламандру:

Или собак, оскалившихся друг на друга:

На этой вазе рисунок незатейливый, но горлышко сделано в виде тарелки, что выглядит необычно.

Возраст этой вазы с горловиной в виде человеческой головы — от 5 до 7 тысяч лет.

Она, как и «галопирующая лошадь» является символом музея, настолько она уникальна.

Через тысячу лет в период Маджиаяо (III–II тысячелетия до н. э.) рисунок керамики значительно усложнился и стал очень разнообразным. Вот образцы орнаментов росписи:

А это оригиналы:

Неожиданной находкой при раскопках Дадивана был фрагмент цементного пола, изготовленного путем смешения глины с песком 6000 тысяч лет назад.

Археологи раскапывали Дадиван 20 лет и то, что они обнаружили, во многом изменило их представления о жизни людей в период неолита. Кроме расписной керамики, там были обнаружены первые образцы китайского письма. Всего удалось обнаружить 10 символов и считается, что они и есть зачатки китайской письменности. В раскопанных сосудах оказались окаменевшие зерна пшена, что говорит о том, что 6 тысяч лет назад в условиях засушливого климата китайцы умели его выращивать и использовали в пищу. И, наконец, рисунки, найденные в Дадиване, оказались на 2000 лет старше тех, которые были обнаружены в Китае до этого. Все эти открытия были сделаны на площади, которая составляет всего 1,34% территории Дадивана. По словам китайских археологов, производивших раскопки, они лишь поскребли верхний слой сокровищницы древней культуры Китая.

В музее провинции Ганьсу есть раздел, посвященный буддистскому искусству, но я не буду его описывать, потому что на следующий день мы отправились в гроты Бинглин, где были одни только будды, и об этом будет мой следующий рассказ.

Читать продолжение в блоге tourister.ru
ГОРЯЧИЕ ТУРЫ! РЕШАЙСЯ И В ПУТЬ! *Виза не требуется
Лучшие цены на путешествия

НЕ хватает денег на отдых? Тут можно взять без процентов!
Экскурсии в твоём городе
Где взять деньги на путешествия?
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'