«Но такова судьба людей, когда они умирают. Ибо плоть и кости уже не соединены нервами, но великая сила горящего пламени поглощает все, как только дух покидает белые кости. И душа улетает, как сон, в тени бездны». Гомер, «Одиссея XI». 218–222 гг.
Эта часть огромного и очень насыщенного Ландесмузея Штутгарта посвящена не местным артефактам, как все предыдущие (к ним еще вернусь), а античности. Фонд коллекции древностей Государственного музей Вюртемберга включает предметы греческой, этрусской и римской культур. Она охватывает периоды от греческого Бронзового века до поздней античности. Спектр варьируется от статуэток небольшого формата из глины или бронзы, до изящных греческих ваз, великолепных золотых украшений, и красочных настенных росписей, до мраморных скульптур и портретов римских императоров.
Истоки коллекции восходят к Палате искусств и раритетов герцогов Вюртембергских. Однако значительный рост наблюдался только в 19 и 20 веках, когда в него были поглощены различные частные коллекции. Во второй половине 20 века ассортимент значительно расширился за счет целевых закупок.
Греки все еще влиятельны сегодня. Греческая культура с ее архитектуройЮ искусством и философией продолжает оказывать влияние и сегодня. Благодаря произведениям бесчисленных поэтов и мыслителей, а также множеству археологических находок, мы хорошо осведомлены о жизни греков. Таким образом, можно комплексно реконструировать историю, политику, религию, культ мертвых и повседневную жизнь людей.
Греческая шейная амфора с юношами, около 440 г. до н. э.
Этруски — загадочный народ. Лишь немногие традиции дают сведения об этрусках, их происхождении, их обычаях. Этрусские письменные источники редки, а язык расшифрован недостаточно. Однако археологические свидетельства многочисленны. Они позволяют делать заявления о погребальных обычаях, религии, и искусстве этрусков.
Этрусская статуэтка Крилигера, 4 век до н. э.
Римляне — от деревни к империи. Из небольшого поселения на Тибре Рим всего за несколько столетий превратился из города — государства в непревзойденное территороиальное государство. В наибольшей степени империя простираласьот Португалии до Сирии и от Шотландии до Египта. Соответственно, археологические данные обширны и вместе с многочисленными письменными источниками позволяют составить полную картину римской истории и культуры.
Портрет мужчины, около 240 г.
Вера, культ и мир богов.
Вера в сверхъестественные существа возникла на заре греческой, этрусской и римской культур. Общим для всех них была идея множества существ, обладающих божественными силами, которых, как считалось, можно было убедить помочь с помощью подарков и подношений. Встреча культур в древней Италии привела к взаимному влиянию верований. Римляне переняли у этрусков элементы, такие как толкование примет, а этруски, как и римляне, в большинстве случаев заимствовали облик божеств у греков.
В древние времена религия и культ были не просто частным делом, но повсеместно присутствовали как в общественной, так и в частной жизни и играли центральную роль в повседневной жизни людей.
В древние времена люди верили во множество разных богов, каждый из которых имел свою сферу ответственности. Иногда не так-то просто определить, на греческого или римского бога мы смотрим.
Ранние доказательства. Потребность в божественной помощи всегда была укоренена в человеческом сознании. Кикладские идолы раннего Бронзового века являются впечатляющим свидетельством. Однако идеи, стоящие за этим, неясны. Для микенского периода характерны идолы, на которых изображены богини с поднятыми руками в призрачном жесте, или верующие со сложенными руками перед телами во время молитвы.
1. Кикладский идол, 2800 — 2500 гг. до н. э.
2. Пси-идол, 14 век до н. э.
3. Идол Фи, 13 век до н. э.
Боги в изобилии. Древние народы узнавали свои божества в божествах других культур. Верховный бог греков Зевс соответствовал римскому Юпитеру и этрусскому Тинии, а бог войны Арес соответствовал римскому Марсу и этрусскому Ларану. Его всегда изображали в шлеме или с оружием. В большинстве случаев римляне и этруски переняли внешний вид и атрибутику божеств у греческих богов.
1. Этрусская статуэтка Тинии, 3–2 века до н. э.
2. Эллинистическая статуэтка Зевса, 3–2 века до н. э.
3. Римская статуэтка посланника богов Меркурия, 2 век.
4. Римская статуэтка богини мудрости Минервы, 2 век.
5. Греческая статуэтка главной жены Зевса Геры (неправильно добавлен щит), 3–2 века до н. э.
6. Римская статуэтка Марса, 2 век.
7. Этрусская статуэтка Ларана, первая половина 4 века до н. э.
8. Римская статуэтка богини любви Венеры, 1 век.
9. Этрусская статуэтка богини любви Туран, 5–4 века до н. э.
Греки, этруски и римляне поклонялись разным божествам, политеизм — преобладающая форма поклонения в древности. Многобожие, господствовавшее в древности, позволяло приравнивать других богов к собственным богам по их активным силам, поскольку природа и функции часто бывали одинаковыми, или, по крайней мере, сходными. Таким образом, греческий Зевс соответствовал римскому Юпитеру, а этрусская Тиния или греческая Афродита соответствовала римской Венере и этрусскому Турану. Однако некоторые божественные существа не имели аналогов в других культурах. У этруссков существенное значение имели крылатые демоны женского и мужского пола, а у римлян большим почитанием пользовались Лары и Пенаты — божества — покровители дома и семьи.
Согласно активным силам, Фортуна соответствовала Нортии, а Тихе или Геракл соответствовал Гереле. Однако другие божественные существа не имели аналогов в других культурах, например, крылатые демоны этрусков или римские боги — хранители, такие как Лары. Статуэтки восседающих на тронах богинь были распространены в Греции. Они могли представлять разные божества и были названы в честь места, где были найдены, или атрибута.
1. Римская статуэтка Геркулеса, 2 век.
2. Римская масляная лампа с богиней судьбы Фортуной, 1 век.
3. Лара с рогом изобилия и жервенной чашей, 2 век.
4. Верх этрусского сосуда в форме крылатого демона, 5 век до н. э.
5. Эллинистическая статуэтка Эрота, 2 век до н. э.
6. Богиня на троне с божественной короной и жертвенной чашей, около 450 г. до н. э.
7. Богиня на троне с Полосом (божественной короной), вторая половина 5 века до н. э.
Крылатый демон. Этруски верили в многочисленных крылатых демонов женского и мужского пола. Большое значение имели Вант, защитник и спутник мертвых, и демон смерти Чарун. Вант держит факел, с помощью которого она показывает путь в подземный мир умершему, а Чарун держит молот, символ неминуемой судьбы.
Чарун и Вант на фреске в гробнице в Тарквинии (Италия), 3–2 в. до н. э.
Таинственные культы — тайные и эксклюзивные. Культы, доступные только посвященным (мистам), существовали как в греческой, так и в римской культурах. Они оправдали индивидуальные надежды своих последователей в большей степени, чем это было возможно с помощью традиционных культов. Это были религии спасения, обещавшие, в частности, счастье в жизни в этом мире и блаженную жизнь после смерти. Для греков центральную роль играли культы Деметры и Диониса, для римлян — Кибелы, Исиды и Митры.
Религиозное содержание мистериальных культов и их обрядов в значительно степени неизвестно, поскольку посвященным не разрешалось их комментировать. Последователи были приняты в соответствующие культы посредством тайных обрядов инициации.
Великая мать с Востока: Кибелу, мать и божество природы из Малой Азии, чевствовали экстатическими праздненствами и поклонялись ей вместе с возлюбленным Аттисом. После его смерти из его крови выросли фиалки, они являются символом роста и распада, как вечного цикла природы. Кибеле поклонялись в Риме с 3 века до н. э. и вскоре она стала покровительницей римлян.
1. Вотивный рельеф Кибелы, 2–1 в. до н. э.
Оживление. Общим для так называемых мистических культов было обещание счастья в жизни и блаженного существования в загробной жизни. Все это частично объяснялось соответствующими мифами. И Сабазий, и Дионис, были растерзаны в детстве, а затем возвращены к бессмертной жизни. Дионис, бог опьяняющего экстаза, со своими спутниками, сатирами и менадами, почитался римлянами, как Вакх.
2. Вотивная рука Сабацио, 2–3 век.
3. Греческая статуэтка танцующей менады, 5 век до н. э.
4. Греческая лекита с Дионисом и Ариадной, конец 6 века до н. э.
5. Эллинистическая бронза с изображением танцующего сатира с колотушкой, 2 век до н. э.
Домашние животные, сельскохозяйственные животные, боги. Помимо использования животных в сельском хозяйстве, некоторых животных, таких как петухи, кабаны, бараны, быки, приносили в жертвы богам. У римлян и греков животные были символами определенных богов. Например, орел олицетворял верховного бога Зевса, сова — Афину.
Жизнь после смерти.
В древности существовали разные представления о загробной жизни. Этруски верили в жизнь после смерти, подобной этому миру, тогда как в греко-римском образе доминировала идея бескровного теневого существования в бессветном и безрадостном мире. На пути в загробный мир умершего сопровождали демоны или духовный наставник.
Греческим, а иногда и римским героям и достойным личностям, была дарована вечная райская жизнь в Элизиуме. В греческой и римской культурах также приобрели значение мистические культы, обещавшие своим последователям потустороннее счастье. Кроме того, философские направления, такие как теория Платона о переселении душ, сформировали воображение людей.
Мир мертвых и путешествие в загробную жизнь. Сохранение души после смерти играло центральную роль в сознании людей в древности. Греческое представление о загробной жизни сильно повлияло на представление римлян и в определенной степени также на представление этрусков. Мертвые могли попасть в подземный мир разными путями, иногда в сопровождении великолепного погребального инвентаря.
Обращение с самим умершим, от похоронной процессии до способа захоронения и практики культа смерти, подчинялось строгим социальным нормам в каждой из трех культур, тогда как представления о загробной жизни определялось различными мифологическими историями, философскими течениями, и мистическими культами. Кроме того, необходимость представления оставшейся семьи оказала сильное влияние на то, что происходило вокруг могилы.
Греки и этруски брали с собой в могилу еду, одежду, украшения, оружие и посуду. Римляне ограничивались небольшим количеством погребального инвентаря. Монеты имели для них большое значение, поскольку они верили, что Харон перевозил мертвых через реку в подземный мир за плату. Также покойному давали масляную лампу, так как считалось, что загробная жизнь темна и ее нужно осветить.
На вечность. Мраморные урны, украшенные рельефом, выпускались серийно, только надпись варьировалась — вырезалась впоследствии. Помимо обращения к богам мертвых, здесь обычно упоминались имена и положительные характеристики мертвых. Урна украшалась усиками и гирляндой, которую держат водоплавающие птицы, сидящие на канделябрах. Выше находится пустое поле, предназначенное для могильной надписи.
Римская мраморная урна, первая половина 1 века.
Согласно греко-римским представлениям о загробной жизни, Гермес — Меркурий переносил умерших в подземный мир. Там приходилось заплатить перевозчику Харону за переправу через подземную реку. Этруски верили в путешествие в загробный мир на повозке, запряженной лошадьми или мулами. В греко-римской культуре подземным миром управляла пара Аид — Плутон и Персефона — Прозерпина, а в этрусской культуре — Аита и Персипнай.
1. Верх этрусской урны в форме лошади, 5–4 в. до н. э.
2. Конские уздечки культуры Вилланова, Вульчи (?) Италия, 8–7 века до н. э.
3. Обола, 4 век до н. э.
4. Римская статуэтка Меркурия, 1 век.
5. Две конские уздечки, в миниатюре, напоминание о том, что этруски представляли, будто каждый умерший путешествовал в загробную жизнь на повозке, запряженной лошадьми или мулами.
Перспективные идеи. Мистерийные культы, такие как культ Диониса, обещали райскую жизнь в загробном мире, что часто изображается на сосудах из Апулии (юг Италии). Распад и возникновение, а также смерть и возрождение составляют содержание культа Деметры: дочь Деметры Персефона была похищена Аидом, богом подземного царства. Богиня позаботилась о том, чтобы ее дочь могла провести часть года на земле — возвращение весной символизирует пробуждение природы.
В сопровождении Гермеса. В греческих представлениях о загробном мире посланник богов Гермесвел умерших в подземный мир как душа — спутник (психопомпос). Там перевозчик Харон перевозил их через подземную реку Стикс в царство мертвых. Чтобы они могли заплатить Харону за проход, мертвым людям под язык подкладывали монету.
Лекиф с Гермесом, приносящим умершего Харону, около 440 г. до н. э.
Еда и напитки богов. В древние времена жертвоприношения имели первостепенное значение. Делались различия между кровавыми жертвоприношениями (убийством животных) и бескровными жертвоприношениями (дарением зерна или вина). Требовались различные культовые приспособления, такие как жертвенные чаши или сосуды для пожертвований, они дошли до нас в больших количествах. Статуэтки мужчин и женщин с подношениями или орудиями труда преподносились в качестве вотивных подарков.
1. Греческая чаша Омфалос, 5 век до н. э.
2. Эллинистическая статуэтка поклоняющегося, 2–1 века до н. э.
3. Этрусская статуэтка жертвенного куроса, 5 век до н. э.
4. Этрусская статуэтка жертвенного слуги, 2–1 век до н. э.
5. Греческая статуэтка женщины с жертвенной чашей, 450–425 гг. до н. э.
6. Микенский сосуд для пожертвований в форме быка, 1400 — 1230 гг. до н. э.
7. Греческая статуэтка юноши с подношениями, около 450 г. до н. э.
8. Греческая Ойнохоэ, около 450 г. до н. э.
Подарки для богов. Размер и стоимость вотивных пожертвований зависели от финансовых возможностей дарителя. Будь то мраморные скульптуры, небольшие глиняные фигурки, греческие вазы или личные вещи, такие как украшения — все можно было преподнести в дар божеству. У этрусков были популярны статуи и вотивные головы из глины, которые должны были изображать служителя святилища.
Лошадь считалась ценным животным, она была дорогой и не всем доступной. Тот, кто владел лошадью при жизни, не хотел обходиться без нее и после смерти. Вот почему небольшие фигурки лошади, были полпулярным загробным подношением.
1. Голова этрусской сьаьуи, 3–2 века до н. э.
2. Этрусские вотивные головы, конец 4 — начало 3 века до н. э.
3. Этрусская статуэтка Геракла, 2–1 век до н. э.
4. Эллинистическая статуэтка Эрота, 3 век до н. э.
5. Греческая статуэтка лошади со всадником, 7 век до н. э.
6. Головной греческий сосуд, 480/470 г. до н. э.
7. Эллинистическая статуя в халате по классической модели, Верхний Египет, 1 век до н. э.
8. Греческая амфора с играющими девочками, конец 4 века до н. э. Дети не изменились: место на качелях, было таким же вожделенным, как на детской площадке сегодня. Дети играли в кости и «классики».
Культовая практика и ритуалы.
Религия древности была сформирована идеей возможности получить помощь от богов. Связь человека с богом устанавливалась посредством ритуальных действий. Важное значение имели жертвоприношения и дарение вотивных даров. Жертвоприношения могли приноситься дома или в святилищах. Вотивными подарками служили мраморные статуи, статуэтки из глины и бронзы, или даже великолепные сосуды. Все, что когда-то было дано богу, с тех пор принадлежало ему. Если в святилище скопилось слишком много даров, их хоронили на священной территории.
Для римлян и этрусков также имело значение толкование примет по взгляду на внутренности животных и наблюдением за полетом птиц, для греков это были оракулы, подобные дельфийскому.
Святыни, храмы. алтари. В древние времена храмы были местом поклонения божествам. Как правило, они были великолепно украшены, и стояли преимущественно на священной территории. В них хранились изображения богов и ценные вотивные дары. С другой стороны, культовые действия, такие как жертвоприношения, совершались не в храме, а снаружи, у алтаря. Не в каждом священном месте был храм, однако место для жертвоприношения было всегда.
В больших святилищах, таких, как храм Зевса в Олимпии, или святилище Апполона в Дельфах, было множество других построек. Помимо сокровищниц, в которых хранились великолепные вотивные дары отдельных городов — государств, существовали банкетные залы для жертвенных трапез или храмы меньшего размера для других божеств.
В Древней Греции считали, что боги жили на горе Олимп в своем царстве. Но у них было и свое «жилище» на земле: храм. Статуя бога была помещена во внутренней части. Ее украшали, а иногда даже наделяли настоящей одеждой. Одним из самых известных храмов является Храм Зевса в Олимпии, модель которого ниже. Его считают настоящим чудом света!
В честь Зевса. Храм Зевса в святилище Олимпии был построен между 472 и 456 годами до н. э., размером примерно 64 на 28 метров, высотой около 20 метров является одним из крупнейших храмов Греции. В нем хранилось культовое изображение Зевса высотой более 12 метров, но оно не сохранилось. Эта статуя из золота и слоновой кости работы скульптора Фидия считалась одним из семи чудес древнего мира.
Модель храма Зевса в святилище Олимпии, Греция.
Жизнь с мифами.
Греческие мифы были вездесущи в повседневной жизни римлян: они обычно были доминирующей темой в убранстве домов и садов. Особой популярностью для этой цели пользовались мраморные скульптуры, изображающие богов и знаменитых героев.
Гостиные были великолепно расписаны сценами из греческой мифологии, часто чтобы подчеркнуть образованность хозяина дома или подчеркнуть важную функцию комнаты.
Глиняные таблички. Так называемые рельефы Кампаны использовались в качестве облицовки крыши и внутренней отделки. Они украшали общественные и частные здания с римских времен. Мотивы были разнообразны: часто встречались изображения из мифологии. Например, как на этих частях: две женщины, летняя — с колосьями пшеницы, коробочками мака и гирляндой, и осенняя с козленком и корзиной с фруктами.
Рельефы Кампаны, 1 век.
Изображения красочной настенной росписи, выставленные здесь, с виллы у подножия Везувия, когда-то украшали спальню. Соответствующим образом темы согласованы с любовными похождениями Зевса и изображениями Гермафродита с Эротом, и гермой бога плодородия Приапа.
Даная и Золотой Дождь. Даная была заключена в тюрьму собственным отцом, потому что ему было предсказано, что внук убьет его. Зевс влюбился в царскую дочь и вошел в ее темницу, превратившись в золотой дождь. На картине показано, как Эрот проливает золотой дождь из сосуда на Данаю. Эта связь привела к рождению Персея, который позже случайно убил своего деда диском.
Зевс и Леда. Чтобы обмануть Геру, Зевс подошел к Леде в образе Лебедя. Преследуемый орлом, он нашел убежище на коленях Леды. На фреске она пытается прикрыть его своим плащом для защиты, в то время как Эрос направляет в нее свою стрелу. В результате Леда снесла два яйца, из которых вышли прекрасная Елена и Диоскур Полидевк.
Гермафродит. Он был сыном Гермеса иАфродиты. Гермафродит стал существом с мужскими и женскими гениталиями, когда с ним соединилась нимфа Салмакис. На изображении у него борода и нагрудная повязка. Шкура, обернутая вокруг нижней части тела, оставляет иокрытыми мужские гениталии. Гермафродит смотрит в зеркало, которое держит Эрос. Герма бога плодородия Приапа.
Римская настенная живопись, вероятно, из Боскореале (Италия), около 50 года.
Неверный муж. Зевс считался среди богов развратником, к большому разочарованию его жены Геры. Чтобы иметь возможность приблизиться к Европе, незаметно для Геры, он превратился в священнослужителя и похитил Европу на Крит. Он подошел к Леде как лебедь, положил двух эльверов, один из которых сбежал от Полидевка, старшего из Диоскуров.
1. Греческая статуэтка Европы на Быке, середина 5 века до н. э.
2. Эллинистические статуэтки Диоскуров, 1 век до н. э.
Как корова в Египет. Зевс превратил Ло в корову, чтобы защитить ее от помешанной на эльфах Геры. Разглядев уловку, Гера насторожилась. Наконец Зевс послал Гермеса, посланника богов, освободить Ло. Она бежала в Египет и вновь обрела человеческий облик. Эта голова статуи напоминает преображение: на линии роста волос видны небольшие рога.
3. Голова Ло, Атрибис (Египет), около 50 года.
Множество мифов. Мифы были предпочтительным мотивом греческих ваз. По легенде, из туловища обезглавленного чудовища Медузы вышел крылатый конь Пегас. Позже Пегас стал верным носителем Беллерофонта. Популярным было также изображение битвы богов — олимпийцев с земнорожденными великанами, из которой олимпийцы вышли победителями с помощью Геракла.
1. Кампанско — греческая ваза с Пегасами, вторая половина 4 века до н. э.
2. Греческий Лекиф с Афиной в битве гигантов, около 500 г. до н. э.
Загадка Сфинкса. Сфинкс пожирал каждого, кто не мог разгадать его загадки. Он сказал Эдипу следующее: «Утром ты ходишь на четырех ногах, в полдень на двух, вечером на трех. Что это?». Эдипу удалось разгадать загадку: «Это человек, который в детстве ползает на четвереньках, во взрослом возрасте ходит на двух ногах, а с возрастом нуждается в палке».
3. Амфора с Эдипом и Сфинксом, около 530 года до н. э.
Один из величайших. Гераклу, одному из самых известных героев, пришлось пережить множество приключений. Прославились его 12 подвигов, в том числе борьба со львом. Когда Гераклу однажды отказали в беседе с оракулом в Дельфах, он украл треножник Апполона с намерением основать собственное святилище. Зевс выступил в роли арбитра: Геракл вернул треножник и получил взамен беседу с оракулом.
4. Греческая Гидрия с Гераклом, похищающем треножник, около 510 года до н. э. Гидриями назывались сосуды, с которыми ходили к колодцу.
5. Этрусская статуэтка Геракла, душащего Немельского льва, конец 6 века до н. э.
О Троянской войне. Изображения со сценами Троянской войны были очень популярны. Ахиллес, сын Фетиды и Пелея, был величайшим героем до Трои. Он убил амазонку Пентесилелу, которая поддерживала троянцев, и погиб после того, как стрела попала ему в пятку — единственное уязвимое место. Провидица Кассандра была изнасилована после завоевания Трои и порабощена Агамемноном. Поскольку она предвидела его убийство Клитальмнестрой, она зарезала ее.
1. Этрусское бронзовое зеркало с Ахиллесом, Пентесилеей и Белшрифтом, конец 4 — начало 3 века до н. э.
2. Эллинистический рельеф для ног с изображением Аласа и Кассандры, Египет, 1 век до н. э.
3. Греческая группа фигур Фетиды и Пелея, Таранто (Италия), 4–3 века до н. э.
О героях и богах.
Греческие мифы представляли собой истории, основанные на доисторических временах, в которых обсуждались идеальные руководящие принципы и основные ценности общества и которые проявлялись в легендах. Истории о смертных героях, богах и полубогах, первоначально передавались только устно, как часть культурной памяти, прежде чем Гомер впервые представил две основные темы в 8 веке до н. э. в «Илиаде» и «Одиссее». Содержание мифов не было догматически установлено, часто сущестьвовали разные версии.
Греческие мифы часто изображались римлянами и этрусками из-за их популярности. Римские мифы были основаны на греческих. Например, Эней, прародитель Рима, бежал из Трои, завоеванной Одиссеем и его соратниками. О мифах этрусков известно мало.
От подарка до украшения. Статуя изображает Леду и Зевса, который превратился в лебедя, чтобы приблизиться к ней. Преследуемый орлом, он прячется у нее на коленях, она пытьается защитить его своей накидкой. Группы мифологических персонажей были популярными подарками в греческих святилищах. Во времена Римской Империи их также размещали в садах и домах для украшения. Зачастую это были копии произведений известных греческих художников.
Леда с лебедем, римская копия по оригиналу скульптора Тимофеоса 4 века до н. э.
Боги — золото и слоновая кость. Самыми известными культовыми изображения древности были изображения Зевса в храме Олимпии и Афины Парфенос в афинском Парфеноне. Обе статуи были созданы из золота и слоновой кости знаменитым Фидием и не сохранились. Тем не менее, их внешний вид известен по изображениям на монетах или репликам небольшого формата.
Малоформатная копия культового изображения Афины из Парфенона, 5 век до н. э.
Физическое обучение молодежи.
Физическое утомление играло для греков центральную роль, особенно в воспитании молодежи. На этой чаше изображены спортсмены: на центральном изображении метатель диска, перед ним гири. Снаружи изображены два борца и два мальчика в боксерских ремнях, а также два тренера. Чаша подписана Дурисом Эграфсеном.
1. Поилка с изображениями спорта, 500 год до н. э.
Спортивное разнообразие. Соревнования были сосредоточены на видах спорта, которые также практиковались в Палестре: пятиборье (метание диска, прыжки в длину, метание копья, бег, борьба), а также кулачный бой, и боевое искусство панкратион, в котором все, кроме укусов и ударов пальцами в глаз, разрешалось, а также скачки на лошадях и колесницах.
2. Статуэтка метателя диска, 4 век до н. э.
3. Лекифа с бегунком, начало 5 века до н. э.
4. Бронзовый конь, 4 век до н. э.
Вместо душа после тренировки. В греческих гимназиях в расписании всегда было много занятий спортом. Тренировались в метании диска и копья, прыжках в длину, беге и борьбе. Важнейшие соревнования в честь бога Зевса проходили раз в четыре года — Олимпийские игры!
Вместо мыла использовались оливковое масло, которое хранилось в бутылке, называемой арибаллос. Смесь масла и грязи было трудно смыть водой. Сначала ее соскребали с тела стригилисом — изогнутым металлическим скребком.
Между культом и развлечением.
Большинство древних праздников имели религиозное происхождение. В Греции ритуальные празднования превратились в события, которые стали центральной частью жизни общества.
Спектакли в театре восходят к торжествам в честь бога вина и плодородия Диониса. Они не только служили развлечением, но и через трагедии, комедии и сатирические пьесы также распространяли политические содержание и взгляды.
В некоторых культах важную роль играли спортивные агоны, например, Олимпийские игры в честь Зевса, в святилище Олимпии. Такие соревнования считались у греков священными. Во время Всегреческих игр, в которые входили и Олимпийские игры, действовало прекращение огня и останавливались войны.
Театр.
Сохранилось большое количество терракотовых изделий с изображениями актеров и театральными масками. Они отражают важность театра в древности. Актеры греческого театра носили маски, характеризовавшиеся изображениями персонажей. Все роли исполняли мужчины В римском театре были и актрисы, а маски тогда уже не носили.
1. Маска эллинистического театра — бородатый мужчина. Самсун — Кельназия, 2 век до н. э. Лицо мужчины с волосами до ушей и венком выглядит несколько устрашающе. Рот широко открыт, так как говорить надо было громко, чтобы всем было слышно.
2. Маски эллинистического театра рабов. Элнеса, 2–1 века до н. э.
3. Эллинистические и римские статуэтки актеров, 2–1 века до н. э.
«С праздником». В Греции в честь Диониса отмечались различные фестивали. Анстерии, продолжавшиеся три дня, имели важное значение в Афинах: на второй день отмечался Чоен, праздник питья. На этом мероприятии детям в возрасте от 3-х лет впервые дарили собственный кувшинчик — Чойн, на которых обычно были изображены играющие дети.
4. Культовая маска Диониса, третья четверть 5 века до н. э.
5. Кувшинчик для Чойна, конец 5 века до н. э.
Мужское общество. Дионис также играл роль на симпозиуме и банкете. За исключением придворных, участие предназначалось для мужчин. Помимо еды и питья, происходили беседы, философствование и политиканство. Напитки предлагались в честь бога. В конце часто устраивался Комос, ночное шествие, которое должно было напоминать Тиас — шествие Диониса и его окружения, сатиров и менад.
6. Симпозиум, 2 век до н. э.
7. Киликс с сатирами и менадами, конец 6 века до н. э.
8. Колокольные «кратеры» с гуляками, 375–350 гг. до н. э.
Маски носили во время парадов и танцев в рамках культа Диониса. Благодаря этой деятельности с 6 века до н. э. развился театр с его трагедиями, комедиями и сатирическими пьесами. Выступления первоначально проходили на круглых площадях (оркестрах), посетители наблюдали со склона холмса или сидели на деревянных трибунах. Первые каменные здания театра были построены в 4 веке до н. э.
Суеверия и магия.
Суеверия и магия были широко распространенными явлениями в древние времена. Вера в опасность сглаза, проклятий и зловещих демонов, глубоко укоренилась в сознании людей. Люди старались как можно лучше вооружиться от всякого рода невзгод с помощью амулетов и магических заклинаний.
Изображение головы Медузы, змееволосова монстра, взгляд которого превращал людей в камень, имело высокий статус в защитной от зла символике древности. Буллу, капсулу — амулет, перенятую у этрусков, римские мальчики носили для защиты, пока они не достигнут совершеннолетия.
Топоры каменного века, так называемые молнии, также обладали магической силой, которую предполагалось усиливать магической надписью.
Помощь в любых ситуациях. Суеверия, магия и астрология весьма индивидуально дополняли религиозные потребности людей. В мире богатых людей, ревенантов и негативных демонов люди искали защиты всеми возможными способами. Геката считалась богиней магии, и ей поклонялись в трех ипостасях. Заговоры на драгоценные камни или молнии — каменные топоры каменного века — могли содержать защитные или приворотные заклинания.
1. Греческая лицевая плитка с головой Медузы, около 480 г. до н. э.
2. Этрусская статуэтка младенца с буллой, 2–1 век до н. э.
3. Римская булла, 1 век до н. э.
4. Канделябр в форме Гекатиона, 1 век.
5. Колокол каменного века, с магической надписью на греческом языке. 2–3 век.
6. Небесный свод с атрибутами Юпитера и Зодиака, 2 век до н. э.
Головная часть статуи изображает мужчину с типичной для Египта бородой и прической и венком цветов. На заднем столбе в древнеегипетском стиле изображен высокопоставленный чиновник или жрец, лысый без длинной бороды и одетый в традиционные одежды перед Гором и Сехмет. Эта смесь греческих и египетских элементов является замечательным свидетельством процесса культурного обмена на Ниле.
Изголовье статуи Буто-Ком эль-Фараин, 1 век до н. э. Статуи, почти все, белые, только эта голова черная. Яркие статуи выполнены из мрамора — камня, который был очень популярным в древние времена. Однако в Египте, откуда родом эта темная статуя, мрамора не было. Покупать его в других странах было дорого. Поэтому был использован темный базальт. Его можно было бы добывать и перевозить на кораблях по Нилу.
Изображения богов. В святилищах были также культовые изображения, которые считались не изображением самогосоответствующего божества, а скорее его изображением. Священники заботились о них. В особых случаях статуи также украшали и одевали в праздничные наряды. На этом фрагменте сосуда праздничный ритуал перешел в мифологическую сферу: нат постаменте украшенная статуя Афродиты.
Фрагмент этрусского сосуда, начало 4 века до н. э.
Представление на могиле и престиж после смерти, бои в честь умерших.
Самыми популярными могильными украшениями в древности были статуи и рельефы, на которых обычно изображались умершие. Внешний вид и действия были сильно типизированы. Формулы имиджа должны были выражать устоявшиеся образцы для подражания и добродетели.
Кроме того, через монументальность гробницы часто демонстрировался социальный статус. В Греции, например, могилы иногда украшали огромные статуи, великолепные рельефы или впечатляющие сосуды, а в Этрурии были построены огромные курганы. Во времена Римской империи богатые семьи строили для своих умерших сложные погребальные строения, которые были хорошо видны в первом ряду могильных улиц, и, таким образом, также служили символом пола.
Очаровательное лицо. Портреты мумий — это изображение умерших, нарисованные на тонких деревянных панелях, которые были интегрированы в головные уборы мумий в захваченном римлянами Египте. Портреты являются одним из самых впечатляющих изображений древности, которые очаровывают зрителей с самого начала их открытия. Благодаря климатическим условиям Египта панели и их цвета хорошо сохранились.
Мумия — портрет женщины, 40–50 годы.
Ее звали Эйрен. Обычно об умерших, похороненных с муммическими портретами, ничего не известно. Надписи, подобные приведенной в данном случае, редко документируются. Здесь же упоминается по имени и сама покойная, и ее родители: «Эйрина, дочь Сильваноса, мать ее — Сенпноутис. Пусть ее душа вечно живет перед Осирисом — Сокарисом, великим богом, владыкой Абидоса»
Портрет 40/50 гг.
Кто и что стояло за этим? Религиозные идеи, стоящие за портретами, не могут быть точно определены, тем более, что этот обычай практиковали лишь немногие из населения. Покойные были представителями этнически смешанного богатого среднего и высшего класса, которые, судя по изображениям на панелях, были романизированы. Египетские элементы встречаются редко, как, например, в портрете мальчика, на котором виден Анубис. Никто не может сказать — выглядели ли эти люди именно так.
1. Мумленпортрет мальчика, 2 век.
2. Мумленпортрет мужчины, 40/50 год.
3. Мумленпортрет молодой женщины, 40/50 год.
4. Фрагмент женского портрета матери, 1–2 век.
Почетные памятные мероприятия.
В древние времена обращение с мертвыми было весьма ритуальным. Здесь не столько законы, сколько региональные и эпохальные социальные нормы, определявшие место, время и тип захоронения, а также ежегодные поминальные праздники.
Почитание умершего посредством жертвоприношений, дней поминовения и погребения служило в римской вере прежде всего умиротворению умершего, поскольку страх перед возвращением умершим был вездесущ.
Погребальные игры играли центральную роль у этрусков. Гладиаторские бои во времена Римской Империи также восходят к кровавым боям в честь погибших. У греков из мифов известны трупные игры. Гомер сообщает, среди прочего, о гонках на колесницах в честь павшего перед Троей Патрокла.
Посмертные игры. В некоторых этрусских погребальных камерах имелись настенные росписи, изображающие бои как часть погребального ритуала. Вопрос о том, произошли ли римские гладиаторские бои от этрусских игр мертвых, остается спорным, поскольку аналогичные картины также были найдены в других регионах Италии.
Ритуальное оплакивание. На рельефе гробницы, принадлежащей семье строительного подрядчика, изображено захоронение умершего человека в атриуме богатого римского дома, а также ритуальное оплакивание умерших. Затем умершего в похоронной процессии несли в некрополь, где его либо кремировали, либо хоронили.
Рельеф из гробницы хатерианцев, Рим, около 120 года.
Поминовение мертвых. Жертвоприношения на могилах были важной частью как самих похорон, так и церемоний поминовения умерших. На белоземном леките изображена женщина, украшающая могилу, а на пелике — могильный храм со статуями умершей женщины и ее слуги. Напитки часто передавали прямо в могилу через сосуды с открытым дном. У этрусков музыка играла роль в погребальных торжествах.
1. Апулийско — греческий кувшин без дна, конец 4 века до н. э.
2. Апулийско — греческие пеликки с могилой Наискосом, 350/325 год до н. э.
3. Греческая лекитана на белом фоне, 425/420 год до н. э.
4. Этрусская бронзовая статуэтка юноши с жертвенной чашей и мальчика с жертвенной чашей и двойной флейтой, начало 5 века до н. э.
Кровавые бои. Первые задокументированные гладиаторские битвы в Риме состоялись в 264 году до н. э., по случаю похорон. Бои быстро стали очень популярны среди населения и затем проводились по разным поводам. Обычно друг с другом сражались фиксированные пары гладиаторов, такие как мурмиллоны и фраксы, как их можно увидеть здесь. Оба были тяжеловооруженными бойцами в шлемах, щитах и поножах.
5. Терракоторая статуэтка гладиаторов, 1–2 век до н. э.
Зрелищные бои. Бои римских гладиаторов были великолепным зрелищем и почти так же популярны, как сегодняшние игры по футболу. Сначала воевали военнопленные или рабы. Позже друг проти друга соревновались хорошо тренированные бойцы, которых тогда называли гладиаторами. Некоторых из них чевствовали как звезд. Для боев были построены большие амфитеатры, на тысячи мест. Место, где происходили бои, называлось ареной, в честь латинского слова, обозначающего песок, которым оно было усыпано.
Красота на века. Римские могильные статуи часто восходят к греческим моделям, таким как первоначально эллинистический тип Пудицития. Тело женщины — скульптуры, туго закутанное мантией, представляет собой символ верной, скромной жены. Однако этот мотив был распространен только в республиканскую эпоху, другие типы, особенно греческого классического периода, использовались для женщин периода Императоров. Любой, у кого было достаточно денег, ставил такой памятник на своей могиле.
Римская могильная статуя типа Пудицития, Центральная Италия, около 50 года до н. э.
Последнее место успокоения.
Законное погребение было первой религиозной обязанностью родственников, чтобы душа умершего не скиталась беспокойно, а нашла путь в подземный мир. После выкладки трупа, поминального траура и проведения похоронной процессии к месту захоронения умершего либо сжигали, либо хоронили.
Для этрусских урн или саркофагов были построены великолепные погребальные камеры, некоторые из которых напоминали дома. Над ним возвышался монументальный курган. В греческой культуре могила обычно представляла собой простую яму с небольшим холмиком. На вершине мог бы стоять могильный памятник. Во времена Римской Империи колумбарии долгое время использовались для хранения урн, прежде, чем с начала 2 века постепенно стали укореняться захоронения в саркофагах.
Саркофаги. Мраморные саркофаги с рельефной вентиляцией стали основной формой захоронений в Риме, начиная со 2 века. Этот Сиаткоптхаг для ребенка показывает оплакивание в Бетисетине бога Менкара, который переносит мертвых в загробный мир, и этого умершего мальчика. Сам мальчик лежит, а рядом с ним стоит Амур.
Саркофаг 230 год.
Места последнего успокоения. Погребальные камеры, украшенные настенными росписями, и курсганы, характеризуют знаменитые этрусские некрологи, такие как Тарквиния или Черветери.
На афинском кладбище, так называемом Керамейкосе, могилы отмечались статуями, рельефами, или монументальными сосудами, в зависимости от духа времени.
До того, как в Риме начались захоронения, урны хранились в так называемых колумбариях, получивших свое название из-за сходства с голубятнями.
Слева: колумбарий Винья Кодини недалеко от Рима, 1 век.
Вверху: Керамейкос из Афин, 5–4 век до н. э.
Могильные курганы в Черветери, 7–4 века до н. э.
Вторичное использование. При кремации тела кости собрали в урну, которую затем захоронили в яме вместе с погребальнвм инвентарем. Иногда римляне также использовали повседневные сосуды, такие как этот стеклянный, для хранения останков, вместо могильных урн. Был также вариант сожжения покойника прямо над выкопанной ямой, которую затем просто засыпали.
Римская стеклянная урна 2 века.
На троне в загробной жизни. В этрусском могильном культе большое значение имело изображение предков, и, следовательно, был акцент на семье. Антропоморфные урны с человеческими головами или конечностями символизировали умершего. Через указанный престол умершего героизировали и одновременно видели участником поминальной трапезы в кругу своих предков.
Этрусская урна на известняковом троне, вторая четверть 6 века до н. э.
Смерть в чужой стране. В некрополе в Хадре, районе Александрии, были найдены многочисленные гидрии — сосуды с тремя ручками, служившие урнами. Эти, так называемые Хадра — гидрии, в основном изготавливались на Крите. Частичные надписи предполагают, что их основной целью было хранение останков чужеземцев, умерших во время их пребывания в Египте.
Хадра — гидрия, Александрия, 3 век до н. э.
Все для загробной жизни. В могилу часто клали личные вещи умершего, особенно у греков. Например, Аррибаллои и Алабастра (сосуды для мазей). Их носили спортсмены в Палестре, чтобы натирать свое тело содержащимся в них маслом.
1. Крышка этрусского загробного складного зеркала, вторая половина 3 века до н. э.
2. Этрусское зеркало с ручкой, около 150 года до н. э.
3. Коринфский алебастр, 600 — 575 гг. до н. э.
4. Коринфский арибал, 575 — 550 гг. до н. э.
5. Основание этрусского котла, 7 век до н. э.
6. Этрусские рельефные пифосф, конец 7 века до н. э.
Этруски также обеспечивали своим умершим величайшую роскошь и пищу, чтобы они могли наслаждаться в загробной жизни таким же комфортом, как и в этом мире.
А в римском погребальном обычае умерших хорогили лишь с небольшим количеством инвентаря. В стандартный набор входила монета по греческому обычаю, предназначенная для оплаты перевозчику Харону за проход в подземный мир. Масляная лампа должна была освещать тьму безрадостного царства мертвых. До нас в большом количестве дошли также небольшие бутылочки для мазей, так называемые унгуэнтарии, или сосуды из глины и из стекла.
7. Этрусский килик с клейменным декором, первая половина 6 века до н. э.
8. Этрусский кувшин, 5 век до н. э.
9. Этрусский канделябр, 5–4 век до н. э.
10. Этрусский Тимиатерион (подставка под благовония), 4 век до н. э.
11. Унгентариум, 1–2 века.
12. Сестерц, 176–180 гг.
13. Масляная лампа, конец 1 века.
Украшения для мертвых. Украшения и посмертные венки украшали не только женские тела мертвых, но и мужские. Голову и руки выложенного трупа празднично украшали тонкими золотыми лентами. Лицо, или хотя бы рот также могли быть покрыты чеканным золотым листом. Это украшение служило для публичной демонстрации имущества семьи.
1. Микенский мундштук, около 1200 года до н. э.
2 и 3. Геометрический браслет. Вторая половина 8 века до н. э.
4. Геометрическая диадема со сценами охоты, вторая половина 8 века.
5 и 6. Греческий погребальный венок, 4 век до н. э.
Мир женщин. Если умерла незамужняя гречанка, она получала в качестве погребального инвентаря сосуды, которые ритуально использовались на свадьбах. Их часто изготавливали специально для похорон, например, свадебный котел в миниатюре. Картины на вазах, такие как сцена женской комнаты на Леканисе, или статуэтки рассказывают о жизни женщин. Эти изображения красиво одетых дам названы в честь главного места открытия — Танагры в Беотии.
7. Жизнь Гамикоса, 410/400 год до н. э.
8. Леканис с женскими камерными сценами, 179/360 г. до н. э.
9 — 11. Танцующие танагрейские женщины, середина 4 — начало 3 века до н. э.
Эти фигурки отличаются от верхних только цветом, они полихромные. Верхние — настоящие античные, эти — копии. Многие произведения искусства того времени кажутся сегодня бесцветными, но первоначально большинство из них были цветными. Со временем краска исчезла, например, из-за погодных условий, но иногда можно увидеть ее остатки.
Фигура справа называется кубиком. Глину прессовали, затем обжигали.
Продолжение следует.
Часы работы:
с 10.00. до 17.00.
Адрес:
Alter Schloss
Schillerplatz 6
+4971189535111