Сегодня заглянем в два храма с выдающимися художественными работами. Оба — в самом центре исторического Неаполя, в районе Декумани и его главной улицы Виа Трибунале.
Сан-Грегорио-Армено
Церковь Сан-Грегорио-Армено расположена на одноименной улице (Via San Gregorio Armeno) c очень любопытной традицией: здесь торгуют различными аксессуарами для создания презепе (рождественских вертепов), чрезвычайно популярных в Италии, да и не только. Вся улица, целиком и полностью отданная на откуп создателям презепе, производит впечатление: здесь находятся маленькие магазинчики, где продаются как сами вертепы, так и «комплектующие» к ним (фигурки персонажей и животных, крошечные: мебель, предметы обихода, блюда с едой и т. п.). Говорят, что нигде в Италии не найти большего разнообразия: начиная от вертепных каркасов и до миниатюрных компонентов, которыми можно заполнить рождественские домики и пещеры. Находиться на этой улице непросто — приходится с трудом пробираться сквозь толпу туристов, осматривающих выставленные сокровища.
В суматохе Виа-Сан-Грегорио-Армено вход в церковь легко пропустить, поэтому приводим ниже его фотографию.
История возникновения храма уходит в 8-й век, когда в Византии началась компания иконоборчества. В это время много греческих монастырей в полном составе снималось с места и бежало в Южную Италию под защиту правивших там норманов. Одним из таких коллективных беженцев был греческий женский монастырь, живший по уставу Василия Великого (василианки). Монахини привезли собой в Неаполь свою святыню — мощи св. Григория Просветителя (252–326), первого католикоса всех армян. В последующие века монастырь превратился из греческого в латинский и из василианского в бенедиктинский. Современные здания как церкви, так и монастыря датируются концом 16-го века и имеют пышную барочную отделку 18-го века.
На картине слева Святого Григория бросают в колодец, а справа Царь Тиридат умоляет святого Григория вернуть ему человеческий облик. Армянский царь Тиридат поначалу преследовал христиан и бросил св. Григория в колодец, где тот выжил. Тиридат между тем был наказан за свои зверства тем, что превращён в зверя. Он обратился за помощью к Григорию и тот, заставив Тиридата помолиться о своих жертвах, вернул ему человеческий облик. Эти картины Фраканцано считаются шедеврами неаполитанского искусства 17-го века; в них видят влияние как Караваджо, так и Джузеппе Риберы, учителя Фраканцано.
Чтобы попасть в клуатр, нужно выйти из церкви на улицу, повернуть налево и пройти в сторону Виа Трибунале. У первого же угла находится решетка, за которой вверх поднимается монументальная лестница, ведущая к входу в монастырь.
Главным украшением клуатра является великолепный барочный фонтан 18-го века со статуями Христа и Самаритянки, возведёный по просьбе настоятельницы монастыря. Сюжет фонтана позаимствован из Евагелия от Иоанна (Ин.4 7–29) о встрече и разговоре Христа с женщиной у колодца в Самарии. Попросив у самаритянки напиться, Христос, в завязавшейся беседе, открывает ей свою божественную сущность и потом обращает в Истинную веру её и много её соплеменников-самаритян.
Пио-Монте-делла-Мизерикордиа
В самом центре Неаполя, на улице Via dei Tribunali (бывшем римском decumanus maximus) и почти вплотную к Дуомо, расположено монументальное палаццо с внутренней церковью, под названием Pio Monte della Misericordia. Это штаб-квартира созданного в начале 17-го века (и существующего до сих пор) светского благотворительного учреждения, чьё название переводится как «Благочестивая гора милосердия». Для любителей искусства наибольший интерес представляет церковь этого общества, где хранится полотно Караваджо «Семь деяний милосердия», одна из знаковых картин мастера, а также другие известные картины того же периода, принадлежащие художникам неаполитанской школы. Все здание было превращено в музей в 2005 году; в его помещениях экспонируются исторические архивные документы и, кроме того, размещается небольшая пинакотека общества, открытая для публики. Но главным магнитом для туристов здесь является картина Караваджо.
Благотворительное общество с таким странным названием было организовано в 1602 году семью молодыми дворянами из знатных неаполитанских семей, чтобы за свой счет реализовать программу помощи нуждающимся. Начали они с обеспечения больных едой, но потом стали также поддерживать бедных, заключённых и немощных, финансировали лечение больных, выкупали рабов и пленных, предоставляли кров паломникам. В 1603 году был составлен устав Пио Монте, одобренный сначала испанским вице-королем Неаполя, а затем и папой Павлом V.
В основу устава общества его учредители положили 6 «телесных» деяний милосердия, описанных в Евангелии от Матфея: накормить голодного, напоить страждущего, одеть нагого, дать приют паломнику, помочь больному, посетить заключённого. К этому списку они добавили седьмой пункт — похоронить умершего — видимо для того, чтобы число актов милосердия совпало к количеством организаторов общества:).
Обстоятельства сложились так, что в период становления благотворительного учреждения один год (1607-й) в Неаполе находился Караваджо, скрывавшийся там от преследования в Риме. Учредители общества воспользовались этим и заказали у него картину, в которой были бы изображены все семь выполняемых ими деяний милосердия, и мастер блестяще справился с этой задачей за 400 дукатов (огромная сумма по тем временам). Сейчас это полотно (правда, изрядно потемневшее) находится в главном алтаре церкви Пио Монте. Наряду с ним в боковых капеллах помещены 7 других картин, выполненных неаполитанскими художниками в течение 17-го века и изображающих каждый из семи актов милосердия в «индивидуальном порядке».
Картина, на которой Караваджо поручалось изобразить сразу все семь милосердных деяний, оказалась перенасыщена персонажами (их 15). При этом мастер изображает отдельные акты милосердия с помощью сцен, взятых из Библии и римской истории, в которых человек помогает человеку без какого-либо божественного вмешательства.
Справа на картине хороши видны два деяния: «похоронить умершего» — церковный служитель с факелом в руке, освещает путь носильщику, держащему за ноги мёртвое тело (другой носильщик остался «за кадром»), а также «кормление голодного». Последний эпизод позаимствован из римской истории (Caritas Romana), когда человек по имени Цимон — старик, ожидавший казни в тюрьме голодной смертью, — был спасён своей дочерью Перой, которая, допускаемая к нему на свидания, выкормила его своим молоком. Это так впечатлило магистратов, что старика помиловали. Для изображения Перы Караваджо, как он часто делал с женскими персонажами, использовал образ римской куртизанки Филлиде Меландрони. Эпизод с молочным вскармливанием выступает одновременно и в качества деяния «посетить заключённого». Фигуры, размещенные на переднем плане слева, иллюстрируют деяние «одеть нагого». Молодой дворянин (олицетворяющий святого Мартина Турского, прославившегося подобной милостью) отрезает рапирой половину своего плаща для сидящего на земле обнажённого человека, повёрнутого спиной к зрителю.
Деяние «напоить страждущего» изображено на заднем плане слева в образе человека, пьющего из челюсти осла (№ 1 на горельефе). Это иконография Самсона, который в пустыне выпил воду, чудесным образом данную ему Богом (ветхозаветный сюжет). Этот акт милосердия — единственный на картине, где показано божественное, а не человеческое участие для помощи другому человеку. Деяние «кров для паломника» представлено двумя фигурами (№ 2 на горельефе): мужчиной слева, показывающим указательным пальцем направление к приюту, и пилигримом, изображенном с посохом в руке и ракушкой на шляпе, что выдаёт в нём паломника в Сантьяго-де-Компостела по пути Св. Якова (Camino de Santiago). Деяние «забота о больных» олицетворяется фигурой калеки с костылём в самом темном углу внизу слева (его практически не видно на картине, но видно на горельефе — № 3). Он сидит на земле со сложенными в молитве руками и просит о помощи Мартина Турского, того же святого, который одел нагого.
Перейдём теперь к остальным картинам в церкви. На контрфасаде над входной дверью, прямо напротив полотна Караваджо, находится картина Луки Джордано «Христос и грешница». А в боковых капеллах по обеим сторонам нефа расположены картины с евангельскими сюжетами, являющимися аллегориями отдельных дел милосердия.
В церкви Пио-Монте-делла-Мизерикордиа есть любопытный презепе (рождественский вертеп), все персонажи которого позаимствованы автором с различных картин Караваджо. В частности, Дева Мария с Младенцем создана по образу «Мадонны пилигримов» из римской церкви Сан-Агостино, а нищий, обращённый к зрителю голой спиной, позаимствован из «Семи деяний милосердия» в главной капелле.
Помимо 8 главных полотен в церкви, на 2-м этаже палаццо общества «Пио-Монте-делла-Мизерикордиа» есть еще небольшая картинная галерея с произведениями неаполитанских художников 17–19 веков. Громких имён там немного и сильного впечатления она не производит, так что ходить туда при недостатке времени необязательно. Но мы в эту пинакотеку заглянули и ниже приводим несколько полотен оттуда.