Вряд ли есть человек, который не знает о том, что кошка привыкает к дому и ей очень тяжело дается любое перемещение. Многие владельцы животных знаю еще и другое: короткомордые породы животных к которым относятся персидские коты очень тяжело переносят перелет. Однако расставание с хозяевами они переносят еще хуже, особенно в пожилом возрасте. Поэтому выбора у нас не было и наша Нюся отправилась с нами в путь.
Сначала нужно купить билет. Для этого нужно выяснить — берет ли авиакомпания котов, а в нашем случае еще нужно точно знать что кошку можно взять в салон. Я поступала следующим образом. Выяснив, что авиакомпания берет животных в салон, я находила билет и звонила, чтобы убедиться, что есть возможность забронировать место для кота в салоне на конкретный рейс. После этого я выкупала свой билет и звонила снова, чтобы запросить билет коту. Оплатить кошачий билет нужно в течении нескольких часов иначе вам бронь снимут. После того как билеты выкуплены можно заняться подготовкой документов.
Прежде всего вам понадобтся чипировать животное. Сделать это можно в любой клинике, где есть подобная услуга. После чипирования вам выдадут паспорт на кота. Затем вам нужно кошку привить. Какие вам нужны прививки зависит от страны в которую вы полетите. Прежде чем ехать в клинику нужно убедиться, что у них есть нужные вакцины. Не забудьте взять с собой паспорт. В него вклеят стикер от вакцины и поставят штамп о сделанной прививке. Сделать это нужно не позднее чем за 21 день до вылета.
Для того чтобы кота допустили к полету ему еще понадобится справка. Ее можно получить не раньше чем за 5 дней до вылета. В аэропорту вам ее обменяют на сертификат. Есть небольшой лайфхак. В некоторых клиниках за пять дней вам сразу выпишут справку международного образца, что сэкономит вам нервы и время в аэропорту. Однако работают эти клиники по предварительной записи, поэтому нужно поймать свободное окно и заранее записаться.
Кроме того есть требования к переноске для кошки. Для салона она может быть практически любой, но достаточно просторной. Мы используем китайский трансформер. Если вы готовы сдать вашего питомца в багаж, то переноска должна быть жесткой.
В аэропорту вашего кота взвесят вместе с переноской. У каждого перевозчика есть ограничения по весу. Обычно это 8 кг. Однако следует перепроверить.
Наша Нюска очаровала женщин на стойке регистрации и нам поменяли место, пересадив нас к окну и в начало салона.
Если ваш кот был подобран с улицы и его IQ близок к человеческому вам можно больше ни о чем не беспокоиться. Ежели вы как и я развелись на красивые картинки и купили породистое животное, вам необходимо запастись едой, питьем, салфетками и пеленками. Кроме того вам понадобтся шприц минимум на 5 кубиков без иглы, чтобы кота поить. Кормить кошку лучше мясным детским пюре агуша. Его можно пронести в ручной клади. Вам также понадобится ложка и влажные салфетки. Кроме того я рекомедую положить в багаж микроклизмы для грудных детей и фурасемид. В салоне вам врядли понадобится кошачий туалет. Достаточно постелить пеленку в переноску.
Вот наконец вы в самолете. Вам следует убедиться что частота дыхания у кота в норме. Для этого включите секундомер и положите руку на спину коту. Посчитайте сколько вдохов он делает в минуту. В норме это должно быть не больше 60. Лучше если меньше 40. Если кот дишит слишком часто, нужно его переместить так чтобы ему было легче дышать.
Взлет — наверное самая стрессовая чать пути для кота. Ни в коем случае не берите его на руки и не доставайте из переноски. Если ваш кот хорошо реагирует на успокоительные средства, лучше ему дать их. В противном случае просуньте руку в переноску и погладьте кота, пока он не успокоится.
Несмотря на массовые рекомендации не кормить и не поить животных во время полета, поить и кормить кота нужно обязательно. Даже если это перелет очень короткий.
Я рекомендую давать кошкам мясное пюре — агуша. Если кошка есть отказывается, дайте ей 2–3 ложки насильно. После еды нужно напоить кота водой из шприца. Если полет короткий, то 5 кубиков будет достаточно.
Поить необходимо даже обычных беспородных животных. Лучше если кошка попьет сама из мисочки, в противном случае используйте шприц. Не давайте кошка в полете сухой корм. Не кормите той пищей которую вам даст авиакомпания. Приготовьте еду коту заранее. Она должна быть не соленой, не жирной и не сухой.
Если вы путешествуете с котом, есть некоторые особенности поиска жилья. О том, что с вами едет кошка нужно уведомть хозяев во время бронирования. Если вы используете сервис букинга — не забудь поставить галочку о том что с вами будет питомец. Желательно еще уведомить хозяев лично и получить согласие.
По приезду нужно обязательно убедиться, что кошка ходит в туалет регулярно. В случае проблем используйте мочегонное или клизму. Кроме того, следите чтобы кошка регулярно пила воду. Если возникли сомнения, лучше попоите ее из шприца.
У меня были забронированы аппартаменты. Хозяйка позвонила мне в 7 вечера и поинтересовалась во сколько я приеду. Я ответила, что еду на машине, буду ориентировочно в 10 вечера. Она позвонила еще несколько раз и переспрашивала через сколько мы приедем, чем меня выбесила, поскольку в качестве навигатора я использовала телефон. Тем ни менее, когда мы приехали она не ответила на звонок.
Итак, время пол одиннадцатого, мы в городе Чачак сидим в машине и я судорожно пытаюсь найти себе и коту ночлег.
Букинг предлагает гостиницу, но животные там запрещены. Я оставляю кошку в машине, оплачиваю проживание, заселяюсь в номер и… закрыв переноску курткой проношу в номер кота.
Утром точно так же уношу кошку в машину. Навигатор показывает 5 часов езды и предлагает оптимальный маршрут. Дорога уходит крутым серпантином в гору. На какое-то мгновение в голову закрадываются сомнения, но ничего другого навигатор не предлагает и мы следует по выбранному им пути. Маршрут достаточно сложный, но времени у нас много, погода хорошая и мы смело отправляемся в путь. Подъехав к границе с Черногорией мы упираемся в шлагбаум. У меня начинается паника. Мы выходим из машины и ищем пограничников. Удача нам улыбается. Удивленный пограничник поднимает шлагбаум даже не заглянув в наши паспорта. Мы облегченно вздыхаем и направляемся к следующему пограничному пункту. Здесь есть очередь, но она не большая. У меня помимо паспорта спрашивают водительское удостоверение и доекументы на машину. Про кота я молчу, хотя у нее есть все справки. Я боюсь что у них может не оказаться вет контроля и нас не пропустят. Машину никто не осматривает и мы спокойно въезжаем в Черногорию.
Мы останавливаемся перекусить. Однако очень жарко. Оставлять кошку в машине страшно, вытаскивать ее на улицу еще страшнее — она сразу начинает тяжело дышать. Я бегаю от машины к ресторану, переодически включая кондиционер.
Кошка ест свою агушу с удовольствием, водой я пою ее из шприца. Кроме того ей поставили кошачий туалет с одноразовой пеленкой, которым она переодически пользуется. мне кажется что все хорошо.
Цель нашего путешествия — город Бар. Мы приезжаем около 16 часов, заселяемся. Осмотрев кошку, хозяин просит закрыть диван. Для этой цели у нас есть купленная в Лидле постилка.
В номере есть кондиционер, кошка не показывает проблем со здоровьем. На море мы ее естественно не берем и до отъезда она никуда не выходит.
А мы отправляемся любоваться закатом.
Бар это такой город-город. Здесь есть многоэтажные дома, большие торговые центры и конечно море. Вдоль моря проходит пешеходная зона с многочисленными магазинчиками, кафе и конечно нескончаемыми толпами отдыхающих.
Мы тоже вливаемся в толпу, медленно и валяжно прогуливающихся туристов, привыкая к мысли, что теперь какое-то время мы будем жить здесь. Распорядок дня складывается достаточно легко. Утром мы купаемся, потом у меня рабочий день, потом я снова иду на море, чтобы еще раз поплавать, глядя на закат, попить кофе и поужинать в кафе на набережной.
Море в Баре достаточно грязное, что вобщем не удивительно. Я стараюсь купаться очень рано утром, пока не жарко и вода почти прозрачная.
Совсем не на долго мы заезжаем в старый город. Жара стоит невыносимая на термометре +38 градусов.
Бар — портовый город. Сюда регулярно пребываются круизные лайнеры.
Обычно они прибывают утром, а вечером отправляются в дальнейший путь. Это достаточно интересное зрелище. На корабле играет громкая музыка, он сигналит, медленно пробираясь по форватору. Я невольно задумываюсь и мозг пытается строить планы на будущее, но я гоню эти мысли прочь. Планы — это не наш случай.
В поисках хорошего пляжа мы едем в сторону Албании и останавливамся в местечке Valdanos.
Здесь вода прозрачная, хотя утром меня смушают пузыри. Как истинный параноик, я подозреваю, что есть выход канализации, но бухта абсолютно нежилая. Кроме развалин старого отеля есть только один домик.
Бухта очень живописная, много зелени. Однако отдыхающих тоже не мало. Есть платные лежаки, однако они пустуют. Люди кучкуются в левой бесплатной части пляжа. Очень удивил факт, что туалет оказался платным.
Мы провели здесь пол дня. Место вполне достойное посещения.
Следующим нашим пунктом нашей поездки был пляж с черным песком вблизи города Улицинь.
Здесь очень мелкое море. Пксок имеет лавовое происхождение, поэтому темного цвета. Здесь хорошо отдыхать с детьми. Большая паркоака, бесплатные туалеты, много закусочных. Из-за песчаного пляжа вода кажется грязной, особенно у берега.
Sveti Stefan — наиболее известное место Черногории. Картинки с видами острова стали его торговой маркой.
Несмотря на достаточно плотную застройку и большие проблемы с парковкой, а также огромное количество отдыхающих, море оказалось идеально чистым. Мы провели здесь несколько часов.
Отказать себе в удовольствии снять закат я не смогла.
Петровац — тоже достаточно известный город Черногории. Мы долго и безнадежно искали свобоный клочок на пляже.
Однако успеха не имели. Зато сделали много красивых кадров.
В общей сложности мы провели в Черногории около трех недель. Обратный путь было решено проложить через Боснию и Герциговины. Это удлиняло наш путь на почти 100 км, но зато давало нам возможность посетить еще одну страну, а заодно посмотреть легендарный город Сараево.
С помощью гуглмап я нашла ветеринарную клинику, где за 10 евро мне выдали справку для пересечения границы. Закрым аппартаменты и оставив ключ под ковриком, мы отправились в путь. К счастью, день оказался пасмурным и даже прошел небольшой дождь. После трехнедельной жары это не могло не радовать.
Наша дорога привела нас к озеру Пива и мы ехали 40 км вдоль потрясающей красоты горного озера с голубой водой.
Фотографий не будет, желающие могу поискать фото в интернете. Для себя я решила, что обязательно сюда вернусь.
Гугл показывал пробку на границе, поэтому я не хотела останавливаться. Длина пробки составляла несколько километров. Мы простояли в ней два часа. Как говориться — подходите грамотно при составлении маршрута.
Босния и Герциговина встретила нас плохой дорогой и моросящим дождем. Ехать быстро не получалось, поэтому в Сараево мы приехали только к 19 часам вечера. Сил не было ни на что, кроме как упасть в постель и уснуть.
Утром мы договорились с хозяином, что задержимся до 12 и у нас было немного времени, чтобы посмотреть город. Утро было серым м мрачным. После 20 дней постоянной жары, это скорее радовало чем огорчало.
Наши аппартаменты были в самом центре Сараево. Позавтракав, и оставив кота спать в кресле, мы отправились в
небольшую экскурсию по городу.
Целью нашего путешествия был естественно Латинский мост, единственное на тот момент известное мне место в Сараево.
Сделав несколько «историчечких» фото, мы прогулялись по центру города.
Время катострофически быстро приближалось к полудню. Нам нужно было возращаться в отель, и продолжать наш путь обратно в Сербию. Нас ждали около пяти часов пути по неплохой, но сильно вьщейся двухполосной дороге, пробка на границе, несколько часов по сербским деревням и наконец платная магистральная трасса до Новисада.
Кот спал в машине. Мы не стали предъявлять его пограничникам — ни сербским ни боснийским. Я не уверена, что ему понравилось путешествие, тем ни менее он мужественно его перенес.