Санкт-Петербург. Эрмитаж. Немного о "Ландшафте души"

tourister.ru 1 день назад 5
Preview

Как видно из названия отзыва, в нём будет немного моих впечатлений от главной эрмитажной выставки зимы 2024–2025 — «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия». Рассказы про выставки, посвящённые 250-летию со дня рождения художника и проходившие в Германии, на Туристере уже есть. Эрмитаж присоединился 7 декабря 2024 года и будет показывать свой проект до 13 апреля 2025 года.

Начну рассказ с того, что музей сделал, на мой взгляд, отличный подарок желающим посмотреть выставки в более спокойной обстановки: по четвергам и воскресеньям введены дополнительные вечерние сеансы с возможностью посмотреть эту выставку (и ещё одну в Манеже Малого Эрмитажа). Вход с Шуваловского проезда, ссылку на билетный сайт я уже привела, но можно купить и в кассе в холле Манежа.

Про своё посещение первого такого сеанса, 12 декабря, я и хочу немного рассказать. После входа с Шуваловского проезда посетители поднимаются в Сивков коридор и через Египетский зал проходят к главной Иорданской лестнице.

12 декабря около 18.30 с количеством посетителей по пути на выставку было примерно так:

Торжественное открытие выставки было в День Эрмитажа, 7 декабря, поэтому немного оформление Николаевского зала музей по ТВ показал, но в голове, пока поднималась по лестнице, всё равно был вопрос, как же это выглядит в целом. А для того, чтобы читателям легче было оценить работу музея над оформлением текущей выставки, пусть тут будет небольшое слайдшоу про предыдущий проект в этих залах:

(я немного показывала «ARS VIVENDI» во второй части одного отзыва, а Елена apreleva1409 разместила на Туристере отличный фотоальбом)

Свои большие выставки, основная экспозиция которых располагается в Николаевском зале, Эрмитаж часто начинает в соседнем с очень подходящим названием Аванзал. И сейчас архитектор выставки Максим Атаянц и кураторы задействовали два зала, оформив их по-разному. На смену роскошному фламандскому «саду» в Аванзал пришёл классицизм, а вид, открывающийся при входе со стороны главной лестницы, согласитесь, отсылает нас к известным зданиям Петербурга, и не только:

Стенд с кратким описанием выставки (для удобства чтения поделила текст на 2 части):

В левой от входа части «колоннады» рассказ о творчестве Фридриха начинается с…. утраченных картин:

Работы, созданные в соответствующей технике студентками Академии художеств по описаниям транспарентных картин Фридриха, сохранившимся в зарубежных музеях, хороши и привлекают внимание посетителей:

На выставке на этикетках к картинам, в том числе и к тем, что в Аванзале, для перехода к музыкальному сопровождению размещены QR-коды, а сам проект «Музыкальное измерение» от оркестра musicFeterna в свободном доступе тут: Каспар Давид Фридрих: Музыкальное измерение .

Рядом с восстановленными картинами и бегущими строками на крыше «колоннады» размещена важная для понимания немецкого романтизма цитата из письма К. Д. Фридриха и её перевод:

В правой «колоннаде» — подлинные предметы конца 18 — начала 19 века, свидетельствующие о популярности транспарентных картин в те времена:

Представлены: экраны-транспаранты неизвестных художников (бумага; гуашь; конец 18 века, Россия), настольный миракль для демонстрации экранов (начало 19 века, Западная Европа) и экран для подобного миракля (металл, слюда; чеканка, роспись; начало 19 века, Западная Европа):

В этой витрине создавала неимоверное количество бликов одна работа Адольфа фон Менцеля, но она должна быть в рассказе про выставку, так как повествует об одном событии в жизни прусской Белой Розы, которая стала российской императрицей, и также является главной героиней выставки про Каспара Давида Фридриха. А речь идёт о празднике «Волшебство Белой Розы», который прусский король устроил в честь визита своей дочери, российской императрицы Александры Фёдоровны. Как сказано на информационном стенде выставки, предполагается, что частично транспарентными были декорации к живым картинам на этом празднике. «Мизансцены этого спектакля, … „зажигаясь и угасая, сменяли друг друга непрерывной вереницей, как бы высвеченные из небытия“, и должны были напоминать героине историю её жизни». В 1854 году прусский король Фридрих Вильгельм IV подарил своей сестре акварели про это событие. В слайдшоу я включила также работы, показанные чуть более года назад на одной выставке в Николаевском же зале, которая ещё будет упомянута в этом отзыве. На обеих эрмитажных выставках, как я поняла, работы отвечали за передачу атмосферы определенного времени и за рассказ об увлечениях главных героев:

После Аванзала посетители «Ландшафта души» проходят в Николаевский зал, где классицизм явно уступил место романтизму:

С количеством посетителей в основном зале выставки было, на мой вкус, просто замечательно: человек 10, включая охранников.

В качестве музыкального оформления на выставке звучит Пятая симфония Густава Малера в исполнении Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича под управлением Николая Алексеева.

На предыдущей фотографии видно, что центральная линия выставки отведена работам Каспара Давида Фридриха, но есть ещё две.

Если пойти вдоль левой от входа стены, то будет рассказ про представителей российской императорской семьи:

Справа главным героем становится русский поэт:

Я пошла налево и, значит, начала осмотр этого зала со второй части названия выставки — «Каспар Давид Фридрих и Россия». Пусть и в отзыве так будет:

Из текста на предыдущем фото видно, что рассказ на выставке в этот раз будет про Александру Фёдоровну, но портрет Николая I есть (Василий Александрович Голике, начало XIX века; холст; масло), а про его увлечение романтической эпохой рыцарства (что соответствует романтизму) чуть более года назад в Николаевском же зале была интереснейшая выставка, фото с которой я решила включить и в этот отзыв для общего рассказа про семью. Справа от портрета накартине из ГМЗ «Царское Село» — чем не праздник Белой Розы?

(Выставку «Цари и рыцари» на Туристере показывала Елена elsarieva в достаточно подробном фотоальбоме).

Принцесса Шарлотта Прусская в начале Николаевского зала смотрит на просетителей с портрета Франца Герхарда фон Кюгельхена (Государственный музей-заповедник «Гатчина»), написанного ок. 1817 года, то есть примерно в том возрасте, когда она вышла замуж на Николая Павловича и стала Александрой Фёдоровной. Портрет сопровождают стихи другого главного героя выставки:

Рядом в витрине альбом видов Пруссии, Силезии, Берлина и Потсдама из библиотеки Александры Фёдоровны в Зимнем дворце, который, судя по году издания, она вполне могла привезти в Россию в год свадьбы для воспоминаний о милых сердцу местах детства и юности:

Упомянутые на информационном стенде дворцы-подарки от супруга в готическом стиле показаны на выставке акварелью В. А. Садовникова. В слайдшоу я добавила вид Коттеджа с выставки «Цари и рыцари» и экскиз хорошо знакомого многим неоготического здания неподалёку от Коттежда:

(Если продолжать тему подарков Александре Фёдоровне от супруга, то на Туристере я показывала один, расположенный недалеко от Коттеджа, пусть не готический, но вполне романтический).

Есть на выставке и портрет хозяйки Коттеджа в любимых ею готических интерьерах (ГМЗ «Петергоф»):

На акварели Эдуарда Петровича Гау (1844 г., ГМЗ «Петергоф») мы видим интерьер гостиной императрицы в Коттедже, где справа над дверью легко узнаётся картина Фридриха «На паруснике» (1818—1819 гг.; Государственный Эрмитаж). Над дверью слева — плохо видная, но опознанная специалистами по другим изображениям гостиной, тоже представленная на выставке и в основной эспозиции эрмитажного Главного штаба, работа Фридриха «Ночь в гавани (Сёстры)». В слайдшоу я также включила показанные на выставке акварели с интерьерами Аничкова дворца, рассказывающие посетителям от интересе императрицы к живописи, обширности её коллекции и присутствии, как минимум, одной работы Фридриха в кабинете Александры Фёдоровны и этого дворца:

Оформленными в готическом стиле архитектурными сооружениями мы в Петербурге до сих пор любуемся во многих пригородных парках. И на выставке посетители, несомненно, узнают Царское Село, в том числе, Белую Башню, Пандус Камероновой галереи, Башню-руину на графических работах от… поэта. Василий Андреевич Жуковский не только был ценителем и знатоком изобразительного искусства, но и сам хорошо рисовал, что демонстрируют эти офорты конца 1820-х годов и немного более поздние гуаши (все работы — из коллекции Государственного Эрмитажа):

Интерес к готическому распространяется на самые разные предметы. Что на выставке иллюстрируют мебель, картина из собрания Александры Фёдоровны, сервиз с гербом Александрии от Жуковского (добавлены фото с выставки «Цари и рыцари»), часы:

По выставке я ходила зигзагами. И в отзыве после просмотра лишь части рассказа про Александру Фёдоровну предлагаю вернуться к входу в Николаевский зал из Аванзала и пойти направо, к поэту. Полагаю, все уже поняли, что в этой части выставки главным героем будет Василий Андреевич Жуковский, и это значит продолжение заявленной во второй части названия выставки темы «Каспар Давид Фридрих и Россия».

Василий Андреевич смотрит на посетителей с портрета О. А. Кипренского 1816 года из Третьяковской галереи:

О Жуковском немного рассказывает витрина с портретом цесаревича, печатными изданиями того времени и ещё одним портретом поэта:

Эпоху представляют мебель начала XIX века и сцена в гостиной Шепелевского дома, который играл важную роль в культурной жизни столицы того времени, так как на верхнем этаже проживал там В. А. Жуковский. А сейчас на месте дома стоит важнейший для культурной жизни нашего времени Новый Эрмитаж (здание с атлантами):

С этой стороны выставки тоже присутствует графика Жуковского с видами посещённых им российсих и зарубежных мест. А запечатлевал он много и активно. Принимаем его в почётные туристеровцы? Для примера пусть будут тут вид на Финский залив от Монплезира в Петергофе и виды Монблана и Шамуни:

Жуковский и Фридрих не только встречались, но и активно переписывались. На выставке представлены письма Фридриха из коллекции Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук. Видно, насколько обстоятельными были эти беседы в письмах:

(Не удержусь, и в очередной раз упомяну, что в Пушкинском Доме на наб. Макарова в СПб находится замечательный музей для интересующихся литературой и искусством: Литературный музей — Пушкинский Дом).

После краткого обзора части стороны выставки, рассказывающей о поэте и жизни общества того времени, предлагаю, наконец-то:), перейти к центральной части «Ландшафта души».

В описании выставки на сайте Эрмитажа про количество экспонатов написано так: «… показано более двухсот экспонатов из пятнадцати российских музеев: живопись, графика, прикладное искусство, архивные документы и мемориальные предметы. Впервые произведения художника, хранящиеся в русских собраниях, представлены в общем пространстве настолько полно: вместе собраны 11 картин и 16 рисунков мастера». Выделенное жирным шрифтом после немецких выставок, возможно, не впечатляет, но именно в России находится самое большое количество работ Фридриха за пределами Германии, и почти всё представлено сейчас в Николаевском зале Зимнего дворца.

Открывает «линию Фридриха» картина «На паруснике» (1818—1819 гг.; холст; масло; Государственный Эрмитаж). В описании на сайте музея написано так: «метафорический автопортрет художника с женой и, вероятно, подарок императора Николая I своей молодой супруге Александре Фёдоровне». Это произведение уже упоминалось тут при описании акварели с интерьером дворца Коттедж:

»Ночь в гавани (Сёстры)" (1818—1820 гг.; холст; масло; Государственный Эрмитаж). Тоже из собрания Александры Фёдоровны и дворца Коттедж:

На обратной стороне стендов с картинами (если идти от Аванзала) представлены графические работы Фридриха, и они очень хороши. Сожалею, что из-за ограничений на количество фотографий, пришлось часть из них собрать в слайдшоу. Названия — в описаниях к фото:

Чудесны и акварели:

»Летящая сова» (ок. 1837 г.; бумага; сепия, карандаш; приобретен цесаревичем Александром Николаевичем при посредничестве В. А. Жуковского; Глсударственный Эрмитаж):

Центральная часть выставки очень хорошо продумана: одного размера стенды с помощью ниш делают одинаково самодостаточными картины разных размеров, а расположение стендов в шахматном порядке удлиняет выстраиваемую перспективу и делает комфортным подход посетитей к каждой картине. Экспонаты хорошо освещены, на большинстве бликов нет совсем:

»Восход луны над морем» (1821 г.; холст; масло; из собрания Александры Фёдоровны и дворца Коттедж, но в Эрмитаж поступила в 1928 г. из Ропшинского дворца; Государственный Эрмитаж):

Поэт на выставке был не один. Представили нам и стихи Фридриха:

»Пейзаж с четырьмя парусными судами» (1830-е гг.; бумага; сепия, кисть; ГМИИ им. А. С. Пушкина):

Рассказы о главных героях на выставке пересекаются, и примерно в середине зала была, например, акварель Льва Ивановича Киля «В. А. Жуковский на берегу Женевского озера» (1838 г.; бумага; акварель, лак; Государственный Эрмитаж):

Согласна с Жуковским, что швейцарский городок Веве на Женевском озере очень достоин того, чтобы во время путешествия запечатлеть его себе на память:

Ещё немного работ Фридриха.

»Утро в горах» (не позднее 1823 г.; холст, масло; из собрания императрицы Александры Фёдоровны и дворца Коттедж; Государственный Эрмитаж):

Полотно «Братья С.И. и А. И. Тургеневы и В. А. Жуковский» (ок. 1827 г.; холст; масло; заказано А. И. Тургеневым в подарок В. А. Жуковскому; Государственный музей А. С. Пушкина), а также включённые в слайдшоу графика Фридриха и показанные на выставке акварельные портреты от известного русского мастера этого жанра, продолжают тему «Фридрих и Россия» :

В центре зала авторы выставки разместили деревянную сульптуру Джованни Дюпре «Аллегория Надежды (Святая Филомена)» (1840 г.; Государственный Эрмитаж):

Необыкновенна красива по живописи картина «Исполиновы горы (Вид на Малую Штурмхаубе из Вармбрунна) (ок. 1810 г.; холст; масло; из собрания Александры Фёдоровны; ГМИИ им А. С. Пушкина):

А на обратной стороне этого стенда, если я правильно припоминаю, нежные краски акварелей:

Очень романтичные «Лебеди в камышах» (не позднее 1832 г.; холст; масло; из собрания Александры Фёдоровны и усадьбы Знаменкапод Петергофом, но поступила в Эрмитаж из Ропшинского дворца):

А вот графика за «Лебедями» оказалась трагичновата, да и музыка Малера тоже стала особенно тревожной, когда я подошла к этим работам:

Авторы выставки тоже понимали, что заканчивать осмотр произведений великого художника на трагичной, хоть и романтичной, ноте нельзя, поэтому далее был «Мечтатель (Руины монастыря Ойбин)" (после 1835 г.; холст; масло; из собрания Александры Фёдоровны и Аничкова дворца (акварель из начала Николаевского зала была в отзыве ранее); Государственный Эрмитаж):

А потом и графика на тему окна:

Из показанного ранее на выставке становится понятно, о ком идёт речь в подзаголовке картины «Закат солнца (Братья)" (ок. 1835 г.; холст; масло; Государственный Эрмитаж):

На этом мой обзор выставки завершён. Конечно, он — не полный: в упомянутых частях выставки я не всё показала, а заключительную, о том, как его творчество повлияло на развитие романтического направления в русском искусстве, и сама не посмотрела (не потому, что она не стоит внимания, а просто решила это отложить на следующее посещение).

Выставку к посещению точно рекомендую. Целью отзыва было показать, что времени на её осмотр надо выделять достаточно много, возможно, даже заланировать отдельный визит в музей. В самом конце отзыва добавлю ссылки на уже имеющийся онлайн от Эрмитажа.

И в конце ещё немного из моего опыта посещения дополнительного вечернего сеанса на эту выставку. В слайшоу — количество посетителей на моём пути к выходу. Подходя к повороту в сторону в сторону Египетского зала, я уже мысленно посылала просьбы, чтобы там оказался хотя бы охранник, а то неуютно одной в полумраке идти там среди мумий и саркофагов:) :

И немного заключительной информации:

1. В тексте приводила, но пусть будет отдельно ссылка на описание выставки на оф. сайте музея: Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия .

2. Небольшой эфир про выставку на телеканале „Санкт-Петербург“: Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» в Николаевском зале Зимнего дворца | Телеканал Санкт-Петербург . А на сайте телеканала можно найти запись эфира из музея в День Эрмитажа (7 декабря), где за 2 с лишним часа показали и обсудили много чего, в том числе, и выставку, посвящённую Фридриху.

3. Эрмитаж выложил всего 16-минутный, но очень содержательный фильм про выставку: Государственный Эрмитаж | ВКонтакте (есть и на Youtube).

4. В апреле 2021 года Эрмитаж совместно с немецкими коллегами проводил «День Каспара Давида Фридриха». Запись выложена в пабликах музея (например, тут: День Каспара Давида Фридриха в Эрмитаже — смотреть онлайн в поиске Яндекса по Видео). Первая лекция была от немецкой стороны. Во второй Эрмитаж с интересными подробностями рассказал о 9 своих картинах Фридриха, которые в обычное время представлены в основной экспозиции Главного штаба. В третьей сотрудник Третьяковской галереи представил интересный взгляд на след Фридриха в современной искусстве. Лекции — минут на 20 каждая. Рекомендую, если кому интересно творчество художника.

Спасибо за внимание к материалу. Приношу извинения за некоторую затянутость изложения материала, но выкинуть из текста что-то ещё не получилось:).

Читать продолжение в блоге tourister.ru
ГОРЯЧИЕ ТУРЫ! РЕШАЙСЯ И В ПУТЬ! *Виза не требуется
Лучшие цены на путешествия

НЕ хватает денег на отдых? Тут можно взять без процентов!
Экскурсии в твоём городе
Где взять деньги на путешествия?
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'