Очень-очень длинное вступление.
К своим дням рождения я отношусь нетрепетно. Вроде бы сердце тянется за ласковым словом, которые должны прозвучать за праздничным столом, но именно от этих юбиляций я и готова убежать хоть на край света. Боюсь неискренности тостов и комплиментов «по принуждению». Может быть, поэтому у меня в копилке воспоминаний сохранились совершенно очаровательные приключения, которые я иногда достаю на свет Божий, чтобы они «погрелись на солнышке» и порадовали меня. Насчет солнышка упоминание не напрасное — я родилась 14 февраля, в День Влюбленных — самые морозы!
Это поздравление Сергея Первухина. Когда-то… Понравились им придуманные строки: «Что подарить. родившейся в февраль…»
Не забыть, как добиралась из России в Эстонию, в страшную пургу, гололед, когда транспорт стоял, а меня ожидали на празднование юбилея — 50 лет, это все же «только раз бывает».
Юбилей я хотела скрыть, но о моем возрасте оповестили документы…
— Леночка! Мы так вас любим. Пусть на вашем юбилее играет симфонический оркестр!
— Зачем! Это же немыслимо дорого!
— Мы заплатим. Идите и договаривайтесь.
Спорить с госпожой Сепп было бесполезно, и я с тяжелым сердцем сходила куда нужно и принесла тяжелую весть о запредельной сумме.
Однако инициатор и организатор моего юбилея не унималась. — А нельзя ли другой состав, поменьше…
— Камерный оркестр?
— Да.
— Это тоже дорого. Разве что квартет…
— Да, да! Квартет!
Я шла через границу с разной вкуснятиной и бутылкой, в виде скрипки (у нас одно время продавалось молдавское вино в такой красивой бутылке). Открыть ее я задумала для «момента истины», когда между небольшой научной конференцией, где я должна была порадовать докладом «Пушкин и музыка» и таким же небольшим банкетом, мы, собравшись в тесном кругу, с музыкантами, должны были испить это вполне приличное вино (конечно, смотря с чем сравнивать) и мне показалось, что это будет красиво…
Конференция прошла успешно. Я и рассказывала, и играла на рояле, так что музыканты квартета, услышав и опознав во мне достойного коллегу, даже отказались от гонорара. Оставалось только пригубить вино из «скрипки» и, распрощавшись с приглашенными музыкантами, влиться в ближний круг друзей, спустившись вниз, где на камине жарились эстонские колбаски, а за дверью ожидал бассейн для желающих.
А знаете! Все же приятно, когда женщины в длинных вечерних платьях и мужчины во фраках (хотя и малым числом — всего двое: альтист и виолончелист) одеты так в твою честь.
К сожалению у меня нет ни одной фотографии в вечернем плетье. Но вот хотя бы в длинном… В свой праздник приятно вспомнить, что тебе не всегда было 70 лет))
Итак, стали красиво открывать бутылку и… фиаско. Китайский штопор распрямился и отказался действовать. Народ заволновался, нашли второй штопор, но и он оказался из какой-то далекой страны трезвенников, а потому тоже сломался.
— Давайте попробуем открыть пюпитром! — предложил альтист.
Это, конечно, была «картина маслом»: респектабельные дамы в вечерних туалетах и мужчины во фраках пытаются открыть одну несчастную бутылку из Молдавии подставкой для нот, а она упрямится.
Пришлось открыть обычную бутылку, выпить «безпонтово», после чего, в процессе милой беседы о высоком, как-то случайно открылась и бутылка-скрипка. Бывает. Однако тогда кажется никто и не заметил, как это произошло, потому что легкое праздничное состояние уже принакрыло, так что никого не интересовал сам процесс — все сосредоточились на результате.
Конечно, у меня были разные дни рождения — пестрые картинки, которые я, как правило, задумывала и рисовала сама, не желая мириться с привычным ритуалом. Однажды просто пошла в Эрмитаж и провела там целый день, отключив телефон. Поверьте, я была в тот день вполне счастлива, но не ждите, что я буду вспоминать свое общение с шедеврами. Такое общение ищет тишины и очень сокровенных воспоминаний.
Итак, мой затянувшийся предыкт был нужен лишь для того, чтобы ввести в сюжет о том, все же действительно особенном дне рождения и даже юбилее (цифра 70 тоже «только раз бывает»), которое я единственный раз в жизни встретила в настоящем путешествии, придуманном как раз для этого события.
Это было время моей достаточно активной жизни на Туристире (2019 год), поэтому можно сказать, что на празднование того юбилея в путешествии меня подвиг сам сайт.
Тогда на вопрос, как я хочу встретить свой праздник, я, кажется впервые, довольно нескромно, объявила, что действительно хочу его встретить как-то необычно (будто раньше были «обычные» дни рождения — читай начало). Мною было озвучено два варианта. Первый был почти невыполнимый. Я хотела бы получить в подарок… розу. Только одну розу! Но какую! Alba Reincarnate, что цветет в садах Боболи, во Флоренции.
Я сидела бы и смотрела на нее весь день, в тишине… Это была бы моя роза, только моя, она пела бы мне, как Маленькому Принцу у Экзюпери о красоте, нежности, любви, а я бы слушала…
Я видела ее… Ради нее я совсем недавно, примчалась из Венеции во Флоренцию на экспрессе и потом написала рассказ об этой встрече.
Но вскоре я поняла, что розу мне, конечно, доставят наши цветочники, но выращенная на чужой почве, она мне ничего не споет. Что она может знать о Флоренции, о Боттичелли, Симонетте и Джулиано…
Остался второй вариант. Мне вдруг захотелось встретить свой день в каком-нибудь средневековом замке (причем бюджетно). Конечно, последняя ремарка усложняла исполнение задуманного, но если очень хочется…
Так состоялась моя поездка в Карловы Вары, с посещением средневекового замка в Локете, пивоварни и ресторана «Святой Флориан», где я и задумала встретить юбилей.
Встретить юбилей в путешествии!
Городок Локет, что расположился в 15 километрах от Карловых Вар, совсем небольшой, хотя его история древняя и впечатляющая.
Весь центральный пятачок города, а уж тем более пивоварня и ресторан — это единый комплекс старого средневекового городка. Не буду утомлять вас и себя точными указаниями, что было на этом месте давным-давно.
Главное, что здание пивоварни и ресторана были неотъемлемой частью замкового комплекса, а значит, могли удовлетворить мой каприз — встретить юбилей в средневековом замке.
Ян стоял на остановке и скучно смотрел на толпу приехавших. Это был красивый, статный, высокий мужчина, как оказалось, мой ровесник. Бывший дипломат в какой-то испаноговорящей стране, он хорошо говорил и по-русски, а кроме того, был не прочь поддержать свой русский язык в общении с новыми гостями из России, но это я узнала позднее.
Настоящие мужчины редко позируют для фотографий и не очень обращают внимание на то, что получилось. Ян сфотографировал себя для интернета, держа смартфон слишком низко перед собой, так что в результате получился портрет, прямо скажем, неудачный. Несмотря на такое явное искажение фотообраза, я сразу узнала его и бросилась с такой великой радостью навстречу, что он, кажется, опешил. 4–5 секунд человек был в удивлении, а на шестой секунде мы крепко подружились.
Это воспоминание имеет большое значение для объяснения столь удачного трехнедельного пребывания в Карловых Варах. У нас почти сразу же появился и друг, и экскурсовод, и просто чех, который мог раскрыть более сокровенные особенности местной жизни, что мне всегда было очень интересно (как и люди, которые встречались на пути). Мы вместе путешествовали по Чехии, ездили в Германию, сидели в ресторанах…
Конечно для дальних путешествий, например в Дрезден, мы оплачивали бензин и это была негласная договоренность. В нашем общении никто не говорил о деньгах, мы соответствовали друг другу и это было какое-то общение «из старого времени».
Далее я закрываю эту тему, потому что Ян просил не рассказывать о его благодеяниях в интернете, по той простой причине, что они предназначались только для нас с мужем, дабы другие гости не ждали бы такого же отношения. Просто симпатия. Просто сродство душ…
На следующий день Ян предложил провезти нас по маленьким близлежащим курортным городкам: Марианске Лазне, Франтишковы Лазне и другие, с непременным посещением Локета, где нужно было заказать столик на 14 февраля.
Итак, 13 февраля я уже подробно познакомилась с замком, узнала о его истории, пофотографировала и впоследствии прилежно описала то посещение на Туристире.
Если сейчас вновь пригласить вас к виртуальному прохождению по залам замка-крепости, а потом еще увлечься воспоминаниями о довольно длинном пребывании в Карловых Варах, то получится эпос.
Однако избранный жанр требует сосредоточиться на Дне Рождения, что я и сделаю.
Кульминация праздника во «Флориане» — это приготовление и поедание поросенка. Все остальное: музыка и танцы скорее фон, который, к счастью, гармонировал с главным действом — прекрасным застольем. Опишу подробнее.
Начну с кульминации. Поросенок, не молочный, но еще и не взрослая особь, готовится в средневековой земляной печи — в этом фишка.
В Чехии две таких печи (находятся в одном дворе) и они уникальны (зарегистрированы под торговой маркой). Печи находятся под открытым небом. Обычно работает одна печь. Она принакрывается крышей, которая ставится, снимается в процессе приготовления яства и этот процесс небыстрый — занимает до 7 часов. Разогревается подземная печь часа три, причем топится непременно березой и буком.
Поросенок закладывается целиком и поливается, в процессе приготовления пивом, которое во Флориане имеет свою историю.
Право на варение пива Локету выдал еще Ян Люксембургский, а впоследствии его сын Карл IV подтвердил эту привилегию в 1352 году.
Так вот с тех незапамятных времен пиво и варят, а сегодня предлагают гостям четыре вида (я попробовала два — темное и копченое).
Конечно, приготовление поросенка и закладка его в печь начинается задолго до того, как соберутся гости, которых приглашают на шоу, которое я за неимением названия определила бы как «доставание приготовленного поросенка из земляной печи».
«Доставатели» одеты «средневеково», а помощница на четырех языках рассказывает о традиции.
Затем процессия устремляется вслед за поросенком под барабанную дробь и звуки тромбона (вместо горна) в один из двух залов.
Столы общие, но у нас был свой столик (на троих), наверное, потому, что о моей дате во «Флориане» знали. Так что мы сидели в центре, как «главные».
Поросенка разделывают, и готовые порции можно брать в неограниченном количестве, вместе с гарнирами. Сначала я огорчилась тому, что ввиду самообслуживания нужно встать в небольшую очередь.
Но все произошло так быстро и складно, что не вызвало никаких отрицательных эмоций. Зато ты мог сам выбрать себе приглянувшийся кусок (и он был не единственный). Мы все ходили за добавкой не один раз… Мясо просто таяло во рту и это был один из немногих запоминающихся моментов в моей судьбе «кулинарно-привередливой особы».
Невероятно вкусно! Хотя все знают, что в Чехии всегда кормили вкусно (знаменитые рульки и прочее).
К сожалению, я не умею фотографировать свою еду для Туристера. Сначала съедаю, а уж потом вспоминаю, что нужно же было зафиксировать кушанье «для потомков», но поздно!
В этот раз я все же сфотографировала что-то, набранное уже во второй раз (первая порция была съедена).
Нет, я не чревоугодник, но не стыдно признаться, что поросенок, задуманный как кульминация праздника, это свое место в программе вполне оправдал.
Да, был канкан, что прыгал между столиков.
Были наши медленные танцы. Хотя мне, как музыканту понравились именно музыканты. Их вполне можно было назвать виртуозами.
Конечно, я бы поспорила с начальным темпом Чардаша Монти — слишком медленное начало, для создания особенного контраста с виртуозной частью, но вторая часть действительно была великолепна.
Я записала музыканта (если откроется клип — послушайте) elenarossi.tourister.ru/videos/17098
Конечно, если бы не Ян, попасть во «Флориан» было бы затруднительно (не буду рассказывать о проблемах с транспортом). Именно поэтому в крепость Локета и «на поросенка» приезжают в основном или на своем авто или в составе организованной группы (из Праги, из Германии, из тех же Карловых Вар»…
В ту поездку еще раз прочувствовала, глядя на «организованные» группы туристов, как хорошо путешествовать «неорганизованно».
В заключении, оставляя за строкой повествования о многих (может быть даже всех) достопримечательностях Карловых Вар, которые тогда посетила, ибо мы с мужем работали «по списку» и на совесть, хочу упомянуть о двух незабываемых эпизодах нашего того беззаботного бытия. В тот раз мы жили высоко над городом. Каждый день спускались к источнику преодолевая 183 ступени! Сначала вниз, потом, вверх (утром на голодный желудок, заметьте — пили целебную водичку), и так не менее двух раз в день, бывало и три. Но когда я впервые открыла окно в прохладу ночи, то замерла от восторга! Не сомневаюсь, что ни одна городская смотровая площадка (к примеру, от Дианы)
и виды из лучших отелей, не могли сравниться с этой красотой!
Это был подарок от Карловых Вар мне в честь юбилея.
Как я уже упоминала, список наших посещений и ознакомлений был обширен, традиционен, как любая туристическая тропа, но иногда все же уникален. Ну, кто был в Карловарском театре! А мы посвятили один вечер спектаклю «Маленький Принц», который шел на чешском языке.
Юноша-артист, который изображал Маленького Принца был великолепен в этом спектакле. Какой у него был нежный, сильный тенор. (Вспомнился Карел Готт). Он не любовался голосом, он, как и должно, пользовался им для того, чтобы поведать нам мудрую философию жизни, через светлый, искренний взгляд ребенка.
Это был моно спектакль, с музыкальными вкраплениями. Все было понятно и не было нужды в переводчике. Мизансцены были продуманы умно и талантливо. Когда Маленький Принц «сконструировал» свою розу, прямо на сцене, из куска красной блестящей бумаги, я поверила ему. Фантазии детей часто бывают мудрее прагматичных знаний взрослых. А свои мечты мы создаем сами — это правда!
Почему-то вспомнилась моя роза Alba Reincarnate, с которой я хотела провести свой юбилей. Что ж! Судьба все же подарила мне особенную розу и я ничуть не пожалела о том, что выбрала для празднования своего дня рождения Чехию, которая отнеслась ко мне с такой сердечностью и добротой!