Дуомо — Кафедральный Собор Неаполя — средоточие религиозной жизни города. Он посвящен святому Януарию, необыкновенно чтимому неаполитанцами, и его постройка была начата в 13 веке по повелению Карла II Анжуйского, и освящен в 1315 году в присутствии Роберта Анжуйского и его супруги Санчи Майоркской. В последующие века он был не раз перестроен.
Вообще, официальное название собора звучит совершенно иначе — Городской Собор Вознесения Святой Марии.
Еще до собора на этом месте стояли древние базилики Санта Реститута 4 века и Святого Стефана 5 века. Если последняя базилика, названная так по имени основателя, епископа Стефана I, была разобрана полностью, то первая вошла в ансамбль новогго собора, трансформировавшись в капеллу святой Реституты (в соборе она первая слева, здесь же — вход в подземную археологическую зону).
В этой капелле неплохо сохранились элементы романской и готической структур, к которым присовокупились позднейшие фрагменты, например, лепнина. Тут же — ценные произведения искусства: Мадонна с Младенцем и со Святым Януарием и Реститутой, мозаика Лелло да Орвието, и две мраморные плиты с изображениями эпизодов из Житий Святых, обе — 13 века.
Наслоения разных веков хорошо видно на фасаде: его общую неоготическую композицию исполнил в 1877 — 1905 годах Альвино, сохранились и подлинные порталы 1407 года работы Бабоччо со скульптурой Девы Марии резчика Тино ди камаино, в центральном тимпане.
От Анжуйской церкви, помимо готической структуры интерьера и фасада, Мадонны центрального портала работы Тино ди Камайно (около 1325 года) и трех порталов работы Антонио Бабоччо (1497 года), сохранились следы фрескового оформления, которые остаются в часовнях Минутоло, Токко и дельи Иллюстриссими по бокам апсиды соответственно Монтано д, ареццо (около 1295 года), Пьетро Каваллини (1308 года), Лелло да Орвието (около 1315 года), а также многочисленные мраморные гробницы.
В эпоху Возрождения архиепископы дома Карафа, и в частности кардинал Оливьеро, приказали выполнить под апсидой Суккорпо Сан-Дженнаро по теме проекта Браманте и вылепить из мрамора Томмазо Мальвито из Комо (около 1506 года), а также большое панно с Успением Богородицы Пьетро Перуджино. Позже Джоржо Вазари написал на холсте двери органа для кардинала Рануччо Фарнезе, теперь находящиеся в левом трансепте (1545 год).
Богатый кессонный потолок из резного и позолоченного дерева относится к началу 17 века, с полотнами Джована Винченцо Форли и Джованни Бальдуччи, изображающими истории Христа и Девы Марии (1621 год), в то время как на внутреннем фасаде Доменико Фонтана уже переделал древние гробницы Анжуйских правителей (1599 год).
Позднее барочный стиль нефа и трансепта был дополнен круговыми смешанными полотнами Луки Джордано и Франческо Солимены.
В то время Андреа де Лионе расписал часовню Галеота в соборе слева от апсиды фресками «Истории святого Афанасия» (1676 год), а та, что справа, была украшена фресками «Истории святого Аспрено», работы Агостино Тезаурпо (около 1518 года).
В 18 веке апсида была заново украшена по проекту Стефано Пози (1744 год): мраморный алтарь и большая мраморная лепная группа «Успения» были выполнены Пьетро Браччи, огромное полотно слева — Коррадо Джаквинто, фрески Стефано Поцци.
В 19 веке весь интерьер церкви был полностью переделан, а в конце века были также выполнены работы по завершению древнего, так и не законченного мраморного фасада, выполненного в неоготическом стиле по проекту Энрико Альвино (1876 — 1905 гг.).
Величественный зал длиной почти 100 метров, под кессонированным плафоном, разделен на три нефа с готическими аркадами.
Стены центрального нефа расписал Лука Джордано, а его плафон вырезан из дерева и местами позолочен. У входа, в левой аркаде — прекрасная крестильная купель 1618 года.
Апсида главного нефа расписана фресками, относится к 18 веку. Две лестницы из апсиды ведут вниз, к крипте Суккорпо (иначе — капелла Карафа), где хранятся мощи святого Януария (на фото):
Крипта построена Томмазо Мальвито на рубеже 15–16 веков, по заказу кардинала Карафы, и в ней установлена статуя заказчика. Некоторые приписывают авторство капеллы Донато Браманте.
С левой стороны абсиды — не менее интересные приделы, в одном из которых находится надгробный памятник Андрея Венгерского, убитого своей супругой Иоанной I.
Капелла Бранкаччо, покрытая эллиптическим куполом, — искусная работа тосканца Джованни Антонио Дозио 16 века.
Третья часовня справа — знаменитая капелла святого Януария. Если Везувий — это угроза Неаполю, то Святой Януарий — его защита. Мало гайдется в мире городов, жители которых столь истово чтили бы своего Небесного Патрона, как неаполитанцы — Святого Януария.
По вере им и воздается: дважды в год, 19 сентября и в субботу, предшествующую первому майскому воскресенью, при большом стечении молящихся происходит чудо святого Януария: разжижение сгустка крови Святого, бережно хранимого в ампуле в реликварии.
Священномученик Януарий, епископ Беневентский, был обезглавлен в Поццуоли в 305 году во время гонений Диоклетиана. В 472 году, после разрушительного извержения Везувия, неаполитанцы призвали мученика в свои небесные патроны. За честь обладания его мощами боролись Беневенто, Монтеверджине и Неаполь, в Кафедральный Собор которого они, в конце концов, и были перенесены.
Почитание патрона особенно укрепилось с 1527 года, когда, по преданию, благодаря его вышнему вмешательству, город был избавлен от эпидемии чумы. Культ Святого Януария поражает своим размахом: во время религиозных праздненств статую святого, облаченную в священнические одеяния, несут по улицам города восторженные толпы, а его образ можно увидеть в любом доме.
Капелла Святого Януария с тысячами вотивных предметов сооружена в 1608 — 1637 годах, став одним из лучших проявлений неаполитанского барокко. Во время ее строительства горожане отвергли щедрый дар вице — королевы в 30 тысяч скудо, предпочитая тратить исключительно народные средства.
Вход в капеллу прегражден благородного вида бронзовой с позолотой решеткой, исполненной Козимо Фанцаго. На алтаре стоят великолепные серебряные бюсты Святого Януария, работы различных мастеров. Главный алтарный образ «Перенесение мощей святого Януария из Монтеверджине в Неаполь» исполнил в 1695 году Виначча. Среди других алтарных образов — картины Доменико и Риберы. Обращает на себя внимание красивый бюст Святого французской работы, с ампулами с чудотворной кровью.
Баптистерий Сан-Джованни — ин- Фонте, или, Святого Иоанна Крестителя, пристроенный к базилике Санта — Реститута, считается старейшим на Западе, и старше, по крайней мере, на поколение, чем баптистерий Сан-Джованни-ин-Латерано.
Это здание для крещения, предположительно основанное епископом Севером в конце 4 века, имеет квадратную форму (внутренняя сторона 7,60 см), но наверху края закруглены, образуя восьмиугольный барабан, покрытый куполом.
Уникальная структура демонстрирует восточные элементы в своей архитектуре, и до сих пор сохраняет часть современных мозаик, великолепных мозаик, являющихся одними из самых ценных известных, и такого мастерства, которым ни Рим, ни Равенна не могут похвастаться равными.
Под куполом, в полу, находится купель, необходимая для обряда крещения, который совершался обливанием водой головы взрослого крестящегося, погруженного в купель — таз до колен. Человек поднимал голову и видел необыкновенные мозаичные сцены, вводившие его в мистический и сакральный мир. Баптистерий недавно был полностью отреставрирован.
Капелла сокровищница Сан Дженнарино, была задумана в 1527 году, во время эпидемии чумы. Неаполитанцы поклялись построить новую часовню, посвященную святому, в которой будут храниться священные реликвии. Строительство началось в 1608 году и капелла была открыта для богослужений в 1646 году. 17 век стал великим веком в украшении этой капеллы.
Часовня украшена фресками, мрамором, алтарями, бронзовыми статуями, и серебрянными бюстами покровителей Неаполя.
Бюст с костями головы Сан Дженнаро выставлен на главном алтаре, а в нише с дарохранительницей за алтарем хранится святыня с его кровью. От дарохранительницы есть два ключа — один у Депутации, другой у архиепископа Неаполя.
Ковчег с главой святого Януария в Королевской капелле святого.
Картина Доменико Дзампьери «Одержимая освобождается призывом святого Януария» в Королевской капелле.
Святая Мария Принципа, работа Лелло да Овьето (1322 год).
«Сцена на Голгофе» Панкс де Маттеллс, 1705 год.«Распятый Иисус по-прежнему и всегда является иконой Лика Отца. Его лицо — это Лицо каждого мужчины и каждой женщины, распятых человеческим эгоизмом. Однако этот обезображенный Лик и есть высшее проявление милости Отца к нам, отсылка к тайне Креста, в этот святой и духовный пост, ведущий к Пасхе, означает принятие в нашу жизнь Иисуса, нашего Брата, который отдал свою жизнь за нас».
Капелла Минутоло, вторая справа от алтаря, где мозаичный пол с зооморфными сюжетами, стенами с фресками 14–16 веков, и мраморные надгробия той же эпохи, сохранились в их первозданной красоте, также, как и убранство соседней капеллы Токко, возведенной в 14 веке. именно она упомянута у Данте в «Декамероне».
В 1767 году органный мастер Филиппо Чимино создал церковный орган. Нам повезло, мы его еще и услышали.
Плиты можно часами рассматривать.
Еще немного собора:
Фотовыставка военных времен:
Вход бесплатный.
Часы работы:
с 8.30. до 19.30. ежедневно
Адрес:
Via Duomo 147
Неаполь 80138
+39 081449097
Другие материалы по региону Кампания ниже по ссылкам: