К Чехову Антону Павловичу в дом-комод, что в Москве на Садовой-Кудринской улице

tourister.ru 12 часов назад 3
Preview

В доме, в котором жила семья Чеховых когда-то уже были. Полтора года назад в мемориальном доме на Садовой-Кудринской улице был проведен ремонт и он открыл свои двери. Здесь многое изменилось, но на входе по-прежнему посетителей встречает бюст Антона Павловича.

Не увидела комнаты отца и матушки, которые были раньше. Музей осовременился, раньше он больше напоминал чеховскую эпоху, «милую Чехию» (как шутливо называл семью Чеховых А. П. Плещеев), а сейчас больше стал литературным, хотя мемориальные комнаты Антона Павловича, брата Михаила и комната его сестры Маши, гостиная сохранены.

Но обо всем по порядку, как всегда, начинаю с того, как доехать (для любителей подобных мест).

Станция метро Баррикадная, на выходе из стеклянных дверей направо и вперед на Садовое кольцо. Перейти через подземный переход и налево чуть-чуть.

Вот он дом-комод — так называл его сам Антон Павлович.

Жизнь и творчество писателя тесно связаны с Москвой. Здесь прошли его студенческие годы, началась литературная работа, завязались дружеские связи. В отдельном зале много фотографий его друзей и знакомых.

На московской сцене были впервые поставлены почти все пьесы Антона Павловича. Не сразу пришла известность, путь молодого человека был тяжелым: нищета и бедность были его первыми спутниками.

«Московское житие» Антоши началось в подвальном этаже на Грачевке (тоже в районе Садовой). За 3 года семье Чехова пришлось сменить 12 адресов и только потому, что не было денег на уплату за жилье. Замоскворечье и Сретенка, Якиманка и другие улицы — на интерактивной карте можно увидеть 25 адресов.

Дом в Кудрине Чеховы тоже арендовали у хозяина Корнеева Я.Е, который был знаменитым в то время доктором и сдавал дом за 650–700 рублей в год. Небольшой дом и в самом деле напоминал старый пузатый комод. Чехов, шутя говорил, что цвет дома «либеральный, то есть красный». Он и сейчас такой же либеральный.

Вход через стеклянную пристройку.

В небольшом пространстве касса и гардероб (интересно, что было здесь в чеховские времена). Если раньше смотрители были почти в каждом зале, сейчас (за все время прогулки по чеховскому дому) встретила всего одного на первом этаже и второго — на втором. Люблю беседы с музейными смотрителями, но здесь смотритель была немногословна и только подтвердила, что все изменилось. Похоже, что эта осовремененность чеховского пространства ей тоже не по душе. Помнится (когда была раньше), от смотрителя узнала, что в день медиков здесь собирается медицинское сообщество не только Москвы, но приезжают и из других городов и читают рассказы Чехова А.П. и даже есть постоянные гости, которые приходят и приезжают каждый год в этот день медицинского работника.

Следующий синий зал (на схеме его называют фойе) — это афиши спектаклей, поставленных по произведениям Чехова А.П. в разных странах мира.

Пьесы А. П. Чехова и сейчас не сходят со сцен театров мира: Япония и Корея, Израиль и Аргентина и на площадках других стран зрители смотрят «Чайку» и «Три сестры», «Дядю Ваню» и «Вишневый сад». В театрах Москвы и сейчас идут «Дядя Ваня» — в Театре имени Моссовета и в «Современнике», «Вишневый сад» — в Театре Марка Захарова, «Три сестры» — в «Современнике» и в театре имени Моссовета.

Чехову А. в кудринские годы было 26 лет (когда он сюда переехал). И в этом доме он жил с 1886 года по 1890 год. Фотография сделана в 1890 году перед отъездом на Сахалин во дворе дома Корнеева Я.А.

На фотографии писателю 30 лет, рядом брат Михаил. Во втором ряду: Маруся Корнеева, Лика Мизинова (прототип Нины Заречной в «Чайке» и поклонница А.Чехова), Маша Чехова, матушка Чехова Евгения Яковлевна и Алеша Корнеев. В третьем ряду: А.Иваненко, Иван Чехов и глава чеховского семейства — П. Е. Чехов (купец 3 гильдии, но торговлей занимался плоховато, в Таганроге он разорился и переехал в Москву; занимался пением и общественными делами, а также регулярно посещал церковные службы и заставлял это делать своих детей). Иван Чехов — младший брат Антона — очень похожи, как братья-близнецы (обратила на это внимание). Иван Чехов стал педагогом и послужил брату прообразом в рассказе «Иван Матвеевич» (до начала своей педагогической деятельности он ходил через всю Москву в Сокольники к писателю П.Боборыкину и работал у него переписчиком).

Любительская фотография на редкость хорошо сохранилась и интересно было разглядывать красивые лица.

Чехов писал, что талант у них со стороны отца, а душа — со стороны матери.

В чемодане фотографии и документы. Судя по аттестату, учился Антоша не очень хорошо: оценка 5 — только по Закону Божьему, остальные 3 и 4.

Фотографии Таганрога: городская библиотека и театр, лавка отца, которую он был вынужден закрыть. В Таганроге пока не была, но хочется побывать в городе А.Чехова и Ф.Раневской.

Семья Чеховых. Таганрог, 1874 год.

Следующий зал называется «Литературная кухня 1880-х».

Юмористический журнал «Осколки» издавался в Петербурге с 1881 по 1916 год и в ранние годы своей литературной жизни А.Чехов с ним активно сотрудничал.

Портрет А. П. Чехова написал его брат Николай в 1884 году. Николай — старший брат Антона (старше на два года), закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Работал в изданиях Москвы и Петербурга, иллюстрировал работы брата. Талантливый художник, он умер в 31 год от скоротекущей чахотки.

В этом зале много фотографий друзей и знакомых с выдержками из их воспоминаний о Чехове. «Обязан Чехову многим, обязан его прекрасной душе, которая молодила меня, которая давала и всем, кто с ним водился, это чувство чего-то живого, прямого, благородного и вместе с тем здравомысленного» — писал А. С. Суворин.

На первом этаже кроме прихожей есть еще три небольшие комнатки: кабинет, спальня и комната А. П. Чехова.

Кабинет А. П. Чехова.

На письменном столе чернильный прибор, костяной нож для разрезания бумаги, подсвечник и лампа с жестяным козырьком.

Портреты П. И. Чайковского и И.Левитана стоят рядом. Чехов был поклонником творчества ЧайковскогоП.И. и даже посвятил ему сборник рассказов «Хмурые люди». П. И. Чайковский бывал в этом доме.

С Левитаном Антона познакомил брат Николай, который был художником, и потом с Левитаном его связывала долгая дружба, которая прервалась из-за рассказа «Попрыгунья», в которой Левитан усмотрел описание его отношений с С.Кувшинниковой. Через три года друзья помирились.

Обстановка кабинета скромная, только то, что нужно.

Небольшая спальная комната с узкой кроватью.

Рядом скромная комната брата Михаила Чехова, который в то время был студентом юридического факультета Московского университета. Антон комнату Михаила называл тайной канцелярией, так как брат помогал ему переписывать произведения, выполнял его поручения по связям с редакциями.

У Михаила тоже был интерес к литературе и даже будучи учеником 3 класса гимназии начал писать. В кудринские годы он ууже публиковал свои рассказы в детских журналах и подписывался М.Богемский.

Михаил был разнообразно одаренным: самостоятельно выучился играть на пионино, неплохо рисовал не только акварели, но и на фарфоре. Антон сообщал брату Александру, что он покупает тарелки и краски, Мишка рисует, получается красиво.

Сохранилась акварель Михаила Чехова, на которой изображена его комната. Комната и восстановлена в соответствии с этой работой.

Где-то здесь на первом этаже была кухня и комната кухарки Марьюшки, хотя хозяйственными делами занимались и Евгения Яковлевна с дочерью Машей. Маша была на пять лет старше Антона и он считал ее «верхом совершества», называя ласково «Ма-Па». Благодаря Марье Павловне, был основал музей Чехова А.П. в Ялте и она была его бессменным директором.

На второй этаж ведет лестница с красной ковровой дорожкой.

Гостиная восстановлена по описаниям.

Светлые обои, круглый стол, накрытый бархатной скатертью, лампа на столе. Вокруг этого стола собиралась семья и гости. Постоянно в доме жили: матушка с детьми — Антоном, Михаилом и Марией. Отец жил с Иваном, но приходил каждый день (они жили рядом).

Все картины в гостиной написаны Николаем Чеховым.

Каждый вечер у Чеховых собирались гости, звучала музыка, устраивали танцы. Здесь собирались не только литераторы, художники и музыканты, но и подруги М. П. Чеховой, преподававшей историю и географию в частной женской гимназии Л. Ф. Ржевской.

Ноты оперы «Чародейка» П. И. Чайковского, «Кармен» Бизе и другие расположили рядом с пианино, но звучали и популярные песенки в исполнении Михаила Чехова.

На втором этаже рядом с гостиной находилась комната Марии Павловны Чеховой. Это была лучшая и самая светлая комната.

Над столом фотографии родителей и братьев.

В комнате Марии Павловны много личных вещей, которые рассказывают о ее увлечениях: мольберт у окна, краски, швейная машинка.

В красном углу икона, а под ней фотография памятника Пушкину.

На диване вышитые подушечка и рушник, а в уголке ящичек с рукоделием.

В летние месяцы семья покидала Кудрино и жила на даче, которую снимали недалеко от реки, озера или пруда, так как Антон Павлович любил рыбалку. Это увлечение было одним из элементов творческого процесса. Именно в это время складывались сюжеты чеховских произведений.

Рыболовные снасти разместили в одной из витрин следующего зала, а на стенах пейзажи, выполненные И.Левитаном и М.Чеховой.

Большой зал напротив мемориальных комнат оборудован многочисленными ящиками, открыв которые можно увидеть многочисленные экспонаты: пенсне, запонки и другие предметы, а также документы и фотографии.

Мне показалось это очень неудобным: двигать туда-сюда эти ящички, собранные в комоды. Как-то не очень продуманно получилось. Хорошо, что в зале было только два посетителя, а если придет группа?

Кроме этих многочисленных комодов с ящиками на стенах много фотографий и не только кудринского периода жизни, но и сахалинского: из кудринского дома Чехов А.П. уехал на Сахалин.

В этом зале фотографии из Ялты, куда писатель приехал в 1898 году, и где были написаны «Дама с собычкой» и «Вишневый сад», а также фотографии о встречах с писателями в Москве. Собрано, все, что можно (так мне подумалось).

Члены литературно-художественного кружка «Среда»: Л. Н. Андреев, Ф. И. Шаляпин, И. А. Бунин, Н. Д. Телешов, Е. Н. Чириков, М.Горький, Скиталец (С. Г. Петров). Фотография Н. А. Фишера. Москва.1902 год.

А. И. Куприн, А. М. Федоров, И. А. Бунин, А. П. Чехов, С. Я. Елпатьевский, м. Горький в саду дачи А. П. Чехова. Ялта, апрель 1900.

Описание фотографий мне тоже показалось не очень удачным: не под каждой фотографией, а вначале нужно посмотреть схему расположения, потом найти на схеме из десятка изображенных нужную фотографию и только потом после прохождения этого пути можно прочитать кто же на ней изображен.

П. А. Нилус. ПОртрет Чехова А.П. в Ялте. 1903 год.

А. П. Чехов. Фотография С.Линдена. Ялта. 18 апреля 1904 года.

Через два месяца в июле 1904 года писатель умер в Баденквайлере в Германии.

Кудринский дом изменился и, на мой взгляд, не в лучшую сторону. Внешне выглядит презентабельно (после ремонта), но не получила того удовольствия, какое получила когда была раньше, когда ходила мимо небольших комнаток отца и матери, столовой. Сейчас дом стал больше литературным музеем, а не домом, где жила семья и царила чеховская эпоха. «Милую Чехию» не увидела.

И в заключение хочется привести слова А. П. Чехова из письма младшему брату Михаилу: «Не следует унижать людей — это главное. Лучше сказать человеку „мой ангел“, чем пустить ему „дурака“, хоть человек более похож на дурака, чем на ангела».

Читать продолжение в блоге tourister.ru
ГОРЯЧИЕ ТУРЫ! РЕШАЙСЯ И В ПУТЬ! *Виза не требуется
Лучшие цены на путешествия

НЕ хватает денег на отдых? Тут можно взять без процентов!
Экскурсии в твоём городе
Где взять деньги на путешествия?
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'