Это приключение началось с конфуза. Это мероприятие начиналось с заброски на микроавтобусе к причалу, откуда отправлялись моторные лодки. Подойдя к площади Победы, я увидел группу, двигающуюся в том же направлении. Рассуждал так: в такую рань могут двигаться только экскурсанты, следовательно, мне нужно придерживаться их. Площадь Победы большая и действительно куда они пришли, собиралась группа на маяк Анива, только это была не моя группа. Пришлось звонить по указанному в переписке телефону, оказалось, что меня уже ждали, но в другом месте, пришлось переместиться метров на триста в обратном направлении к величественному собору. Наконец, в 6:00 выехали, но минут через 15 водитель развернул микроавтобус. Оказалось, что таки одну экскурсантку не взяли. Я уж не знаю, то ли она опоздала, то ли организаторы что-то попутали. Пришлось вернуться на площадь и подбирать её. И вот мы в пути. Погода, правда, не очень. В 7:45 мы прибыли на место для пересадки на лодки. За селом Новиково грунтовая дорога спускалась к заливу и там, где река Аргунь впадала в море фантастическое образование под названием Угольный ковш. Я так и не понял, оно искусственного происхождения или естественного природного. Бухта, защищённая со стороны моря скальным гребнем с узким проходом в море.
Название места определял цвет песка на берегу. С пологого пляжа лодки спускали на воду, сажали экскурсионные группы и отправляли в путь по воде.
Наша группа из 18 человек разместилась на двух лодках и первая в 8:00 вышла в море. Мотор лодки, в которой я находился, заглох, как только лодка покинула Угольный ковш, выйдя на открытое пространство. Шкиперу быстро удалось устранить неисправность, и лодка помчалась вслед за второй нашей лодкой, прыгая и раскачиваясь на волнах. Вообще то, до урочища Южное, где раньше располагалась пограничная застава, можно добраться по суше, ибо грунтовка сюда доходит.
Дальше сложнее, только до горы Крузеншьерна на хорошем внедорожнике с хорошей проходимостью можно постараться добраться, а дальше пипец, только пешком до мыса километров пять по бездорожью. Вдоль берега проехать не получится. В устье реки Слюда, скалы выходят в море, образуя одноимённый выступ — природную достопримечательность. Примерно через час езды лодки достигли острова, на котором возвышался маяк Анива, построенный японцами в 1939 году на скале Сивучьей у труднодоступного скалистого мыса Анива. Этом район Японского моря изобилует скалистыми подводными банками, частыми туманами и сильными течениями. Башня маяка имеет 9 этажей и возвышается на 31 метр. Маяк продолжал работать вплоть до 2006 года, правда в автономном режиме. Под действием морской воды и ветра конструкция разрушается и сейчас представляет опасность из-за возможного обрушения. Металлическое ограждение истончено ржавчиной и местами уже отсутствует.
Ещё в 2015 году должны были начать восстановительные работы, которые до сих пор не ведутся. Постоянными обитателями маяка стали чайки, которые образовали здесь целую колонию по выращиванию птенцов. Они создают неповторимую картину, поднимаясь в небо и кружась вокруг грандиозного сооружения. Многие согласятся, что маяк является жемчужиной Сахалина и должен быть сохранён на радость гостей и хозяев острова. Первыми, высадившись на скалистый берег, поднялись на маяк. Ко входу сооружения протянут канат, так как перила и лестница не сохранились. Подниматься по скользким камням, стараясь не наступить на вездесущих птенцов чаек, нужно следить куда ставишь ногу.
До 10:45 обследовали достопримечательность, стараясь побывать во всех помещениях. Конечно, печально всюду наблюдать следы вандализма — раскуроченную радио рубку, разграбленную аккумуляторную и дизельную, уничтоженное оборудование — следы человеческой тупости и жадности.
Уже к 10 часам прибыли все экскурсионные группы, создав немыслимую толчею у подъёмного каната и внутри маяка. Одни ещё ничего не осмотрели, а другие уже возвращались и стремились покинуть сооружение.
Учитывая, что внутри маяка проходы узкие, в них с трудом расходились два человека. Всё это создавало трудности и портило впечатление. Так как наша группа первая прибыла на маяк, она же первая его покинула. Выйдя в открытое море, случилась снова поломка на нашей лодке. На этот раз устранение заняло более пятнадцати минут, что вызвало беспокойство пассажиров, поелику лодку относило всё дальше и дальше от берега. Развлекались чёрным юмором, но остроты лишь нагнетали напряжение. Наконец поломка была устранена и все с облегчением вздохнули. За мысом Слюда открылся красивый водопад.
С крутого обрыва река впадала в море. Наблюдали полёт орлана, который продолжительное время летел параллельным нам курсом. Компанией запланирован обед у Мраморной скалы, у которой была сделана остановка. Обед включал в себя свежие овощи и рыбу в кляре с картофелем, а также бутылку клюквенного морса. После обеда направились дальше к месту посадки в Угольном ковше. К 12:30 распогодилось и сразу наступила жара и духота от испарения влаги. Пересев в микроавтобусы, направились назад в Южный. По дороге остановились на мосту через речку, посмотреть на нерестовый ход. Тут же к нам подкатил автомобиль с рыбоохраной, чтобы выяснить с какой целью сделана остановка. Так здесь борются с браконьерством. Думаю, что местные прекрасно знают способы и методы такой заботы о сохранности биоресурсов, для них это не секрет, и давно научились обходить запреты, ибо на стихийных рынках и свежая рыба, и икра, и краснокнижные крабы свободно продаются в больших количествах.