Есть у нас традиция: каждый год на июньские праздники (хорошо, что есть День России!) мы с друзьями отправляемся в путешествие, благо «широка страна моя родная» и «много в ней лесов, полей и рек», а также городов, где мы еще не бывали. В таком 3-х дневном формате была прошлогодняя Уфа, до нее — Ханты-Мансийск. Нынче выбрали Омск.
Поезд № 70 «Москва — Чита» никаких нареканий не вызвал, прибыл в Омск в 11 часов утра. Забронированные 2-х местные номера в отеле «Ибис» в центре города нас вполне устроили, тем более они были готовы раньше положенного времени. Список достопримечательностей и культурная программа, конечно же, составлены. Заселившись и пообедав, мы отправились ее выполнять.
Мы выбрали нетрадиционную форму знакомства с городом: спектакль — променад «Хранители» от Омского Дома актёра. Что это такое? Это новый и интересный формат, микс, соединяющий в себе спектакль и прогулку. Зрители, надев наушники, слушают постановку и одновременно становятся участниками действия, которое выходит на городские улицы. Дату и время спектакля мы выбрали до поездки, билеты купили еще дома.
Сюжет спектакля прост до банальности. Молодой человек, 24- летний Артём, уроженец Омска, хочет изменить свою жизнь. Работа в офисе не интересна, начальство не ценит, а лишь придирается, родной город тоже надоел. Поругавшись с шефом, он выходит на улицу и размышляет о будущем:
— А может уехать?
— Точно! И начать новую жизнь там, где меня никто не знает!
— А куда податься?
— Да хоть куда!
— Может быть в Питер?
— Почему бы и нет?
Всё решено, он едет в Питер! Он ставит перед фактом родителей и начинает собирать вещи. Его мама, вполне предсказуемо, не согласна с решением сына, уговаривает его остаться, приводя как аргументы следующие доводы: ты здесь родился и вырос, здесь семья, друзья, любимая девушка, наконец. «Зачем уезжать? Неудачи на работе? У кого их не бывает! Или ты трудностей испугался и пытаешься сбежать? Кто тебя ждёт в этом Питере? И вообще, это спонтанное и необдуманное решение! Оно не может быть удачным!»
Телефонный разговор с девушкой Светой только подливает масла в огонь. Она практически дублирует маму, удивлена и расстроена, ведь у них все было так хорошо. Куда он собрался? Он её бросает? Нет? Тогда она вообще ничего не понимает! Поехать с ним, понятное дело, не может. В этом городе родители, работа, подруги. Света обиделась и отключила телефон.
И тут во мне просыпается раздражение. И мой внутренний голос начинает им возражать. Да, у меня тоже взрослая дочь. Она уехала из дома в 18 лет, живёт и учится в другом городе — это был её выбор! И я смогла её понять и принять её решение. Что вы вцепились в своего Артёма? Почему вы в два голоса твердите ему, что он не прав, не взвесил, не продумал, не понимает? Хочет ехать — пусть едет! Ведь большой мальчик, в самом деле, не получится новая жизнь — вернётся!
Терзаемый размышлениями, Артём ложится спать, решив, что утро вечера мудренее. Во сне он идет по ночному Омску и встречает Достоевского. Дальше они идут по городу вместе, Фёдор Михайлович рассказывает Артёму свою историю. И мы переносимся в 19 век.
22 декабря 1849 года в Петербурге на Семеновском плацу должны были привести в исполнение смертный приговор, вынесенный по делу петрашевцев. Среди осужденных был и молодой писатель Федор Достоевский 28 лет. «Жить нам оставалось не более минуты», когда государь — император изменил свое решение и даровал осужденным жизнь, заменив смертную казнь каторгой. Достоевскому назначено 4 года каторжных работ в Омском остроге.
Тюремная повозка с заключенными, среди которых был писатель, миновала Тарские ворота, въехала на территорию Омской крепости. Наконец-то, добрались! Сибирские морозы давали о себе знать.
Омск мало тогда походил на город. Омская крепость была военным поселением и местом ссылки. Острог для заключённых находился внутри Омской крепости.
«Представь себе большой двор, весь обнесенный высоким забором. По обеим сторонам тянутся 2 длинных деревянных сруба. Это казармы. Здесь живут арестанты. Посмотришь на свет божий через щели забора и увидишь краешек неба да высокий земляной вал, поросший бурьяном». (Цитаты Достоевского взяты из книги «Записки из мертвого дома» и из писем писателя брату Михаилу).
Страшные 4 года проведёт здесь Достоевский. Тяжёлая работа, жизнь в общем бараке, кандалы на ногах, всегда рядом конвой.
«Три дня спустя по прибытии моем в острог мне велено было выходить на работу. За крепостью на замерзшей реке были две казенные барки, которые надо было разобрать. Я чувствовал, что работа может спасти меня…». На самом деле тяжелый физический труд подорвал здоровье писателя. На берегу Иртыша была пристань, там же находились кирпичный и алебастровый заводы, где и работали арестанты. Они разгружали барки с лесом, таскали кирпич, толкли алебастр, зимой убирали снег. Их вели из острога к реке через Тобольские ворота. Сколько раз он прошел через эти ворота — не сосчитать! Как часто глядел он за горизонт и мечтал уехать отсюда.
В районе Тобольских ворот сохранились некоторые здания крепости: казармы офицеров, инженерная мастерская, денежная кладовая, кухня, цейхгауз, арсенал с оружием — все они образуют исторический музейный комплекс «Омская крепость». Мы ограничились только внешним осмотром, сценарий спектакля не предполагал посещение зданий. Здесь же располагалась и кузница, куда Достоевский придет в последний день каторги расковывать кандалы.
В дни больших церковных праздников заключенных от работы освобождали.«Нас водили под конвоем в божий дом. Конвой не входил в церковь. В церкви мы становились тесной кучкой у самых дверей, на самом последнем месте. Мы были закованные и ошельмованные, нас все сторонились, нас будто боялись, оделяли милостыней. Молились мы усердно».
«Гадкий городишко, грязный, военный», — напишет Достоевский об Омске. «Если б не нашёл здесь людей, я погиб бы совершенно. На свете очень много благородных людей». Настоятель собора протоирей Стефан Знаменский был одним из них. Будучи человеком образованным, он собрал при храме большую библиотеку духовной литературы и впоследствии разрешал Федору Михайловичу брать книги для чтения. Это было спасением в тяжелых условиях каторжной жизни.
А мы идем через Выставочный сквер, останавливаемся и рассматриваем граффити на стене арт-галереи.
Заходим в дом коменданта (теперь там литературный музей Достоевского), где часто бывал Федор Михайлович. До конца жизни писатель будет вспоминать генерала — майора Алексея де Граве (он был комендантом крепости при Достоевском), человека образованного и благородного, в доме которого ссыльного писателя принимали как равного, как дворянина, а не как каторжника, и пытались, насколько возможно, облегчить ему жизнь.
От дома коменданта выходим на набережную через Иртышские ворота.
Выстраиваемся вдоль берега и пытаемся представить, как безрадостно выглядел этот пейзаж в середине 19 века.
«А теперь посмотри, как изменился город! Сколько всего построили! — обращается Достоевский к Артему. — Красивые парки и скверы, оригинальный речной вокзал, мост, благоустроенная набережная! Ведь впечатляет, согласись?»
— А ты знал, что в Омске есть уголок Петербурга? — спрашивает Федор Михайлович Артёма.
— Нет, как это может быть? Где Питер и где Омск?
— Пойдем, покажу. Плохо ты город свой знаешь, Артем!
Вместе с героями мы идем через Воскресенский сквер в сторону Любинского проспекта.
В 1913 -14 годах построили здание омского отделения. Взглядом охватываем геометрическую правильность фасада, колонны, арки. Строгая симметрия и монументальность, характерная для неоклассицизма, подчеркивает серьезный денежный уровень компании. Во время Великой Отечественной войны в нем размещался госпиталь, затем до 2008 года роддом. По замыслу авторов спектакля именно здесь появился на свет Артем. Поэтому мы переносимся в 2000 год и вместе с его отцом радуемся этому событию, машем рукой счастливой маме, пытаясь разглядеть в окне новорождённого.
Рядом с ним «Товарищество Тверской бумажной мануфактуры» — текстильное предприятие потомков Саввы Морозова. В здании находился торговый дом и склады. Обращаем внимание на массивный карниз, большие окна, высокие колонны, отсутствие архитектурных излишеств. Красивые кованные ворота (теперь утрачены) и световой фонарь под крышей несколько разбавляли строгость стиля.
А напротив здание Страхового общества «Саламандра». Главный офис находился в Санкт — Петербурге, в Омске было открыто представительство. Занимались страхованием зданий, предприятий, транспорта от пожара. В разные годы здесь размещались банк, биржа, квартиры, медицинские учреждения.
Все здания поражают массивностью и громадьем. Внутрь не заходили, но думаю, внутренние интерьеры не менее масштабны.
Мы выходим на Любинский проспект, слушая городские легенды. Одна из них — о сантехнике Степаныче, влюбленном в молодую жену генерал — губернатора Западной Сибири Любовь Федоровну. Разве может он ей признаться в своих чувствах? Кто он и кто она? Страшно далеки они друг от друга во всех смыслах, да и не добраться до нее! Ему суждено работать под землей. Только и остается смотреть на объект своей любви, хорошо, что Любочка часто гуляет в саду, а то бы и этой радости не было. И Степаныч, пользуясь случаем, просит нас передать своей возлюбленной цветы. Согласитесь, отказать ему было невозможно!
На другой стороне проспекта мы заглядываем в торговый дом мадам Шаниной, идём до скульптуры «Весы бытия».
Наша прогулка близится к завершению. Фёдор Михайлович смог убедить Артёма в том, что у него масса возможностей, он свободен в выборе. «Ищи себя! Занимайся тем, что нравится! Пробуй! Но только в родном Омске. Если все уедут, кто же останется?» — спрашивает Достоевский. Правильные слова говорил Федор Михайлович, о многом заставил задуматься: от «Где родился, там и пригодился!» до «Найди дело по душе, приноси пользу родному городу, а не беги куда глаза глядят!». Надеюсь, вы догадались какой будет финал спектакля? Конечно, все эти истории были рассказаны не просто так, они о Хранителях города, о людях разных эпох и судеб, о тех, кто неразрывно связан с Омском. И к числу Хранителей теперь относится и Артем.
Понятно, что спектакль рассчитан на молодежную аудиторию и посыл авторов понятен, однако я была не согласна с Достоевским и мысленно спорила с ним. Впрочем оставим за скобками эмоции и отдадим должное оригинальной идее, профессионализму актеров и звукорежиссеров, ведь спектакль получился неплохим.
На следующий день мы отправились в «Птичью гавань». Это природный парк, расположенный в черте города, место, где живет более 150 видов птиц. Для одних пернатых — это постоянное место проживания, для других- временное, они здесь останавливаются во время перелётов, так как парк расположен на пути миграции птиц.
Территория большая и благоустроенная, птиц мы видели не так много, как говорится на информационных стендах, но это нас не расстроило. День выдался солнечный, теплый, мы никуда не торопились, гуляли в свое удовольствие, смотрели на взлетающие самолеты (парк находится недалеко от аэропорта), устроили фото сессию и резвились как дети, поэтому прогулка получилась отличной.
После обеда погода испортилась, прогноз был безрадостный, зарядил дождь, который не переставал до нашего отъезда. Неужели Хранители на меня обиделись?! Пришлось смириться с мокрыми ногами и унылыми видами Омска, которые нам достались, но намеченную программу мы выполнили.
Перечислю кратко остальные достопримечательности, которые посетили. Омский Арбат — пешеходная улица Чокана Валиханова в ясную погоду смотрелась бы гораздо лучше. Нам понравились необычные геометрические фигуры, по которым течет вода, но дождь, льющийся нам на голову, подгонял, поэтому углубиться в замысел создателей не удалось.
Дом — музей Кондратия Белова запомнился своей архитектурой. Так и хотелось сказать: «Стоит терем-теремок, он не низок, не высок…». Трудно оторвать взгляд от резного кружева, просторный балкончик приглашает прогуляться, да и в башенку я бы тоже с удовольствием забралась.
В особняке нескольких комнат, где картины художника сосуществуют с работами юных омичей. Много сибирских пейзажей, рек — Иртыша, Енисея и видов Тобольска.
Деревенский паренек с детства любил рисовать, в 17 лет уехал в Томск, где и начал нелегкую самостоятельную жизнь. Учеба в художественном училище совпала с годами гражданской войны, службой в армии. С военных плакатов и театральных декораций начался путь художника Белова, который станет мастером сибирских пейзажей, получит звание народного художника России и оставит заметный след в искусстве.
Но красивый теремок был построен совсем не для него. Стараясь уберечь дом от уничтожения в 80-е, Белов мечтал его отреставрировать и сделать там мастерскую. Власти пошли на встречу — начали реконструкцию, в 1991 году работы были закончены, особняку вернули облик начала века. Но художник не дожил до этого времени, поэтому в доме открыли музей К. Белова. А история дома такова: это был жилой дом семьи Штумпфов, созданный в 1904 году неизвестным архитектором. Дом был частью городской усадьбы, остальные постройки не сохранились. Детей у Штумпфов не было, но зато были деньги и идеи, что позволило им стать хорошими предпринимателями.
Предприниматель Филипп Штумпф (фото из интеренета) прибыл в Омск на должность главного агронома в 1898 году. Много сделал для развития сельского хозяйства Сибири. Филипп разводил лошадей, овец, свиней, верблюдов, строил теплые конюшни и коровники с автопоилками, выращивал злаки, используя самые передовые технологии: электричество, насосы для полива, ветряные двигатели. И это в начале 20 века! Организовал конный завод и ипподром, его сыроварни и маслобойни были лучшими в Западной Сибири. И дом Штумпфов был уникален: прекрасная отделка внутренних покоев, городской телефон, горячая вода из крана. В 1919 году вместе в остатками армии Колчака Штумпф уехал из Омска, планируя перебраться за границу. Эпидемия тифа перечеркнула все планы. Он вылечился, выжил, вернулся в Омск, лишился всех сбережений и хозяйства. До конца жизни жил и работал на Советскую власть, по иронии судьбы поселившись недалеко от своей усадьбы — в ней разместили детский дом. Умер Штумпф от сердечного приступа в 1921 году в возрасте 57 лет. Каким удивительным образом связал особняк судьбы этих омичей: предпринимателя Ф. Штумпфа и художника К. Белова. Вот они, еще одни хранители Омска.
Омский историко-краеведческий музей запомнился уникальными экспонатами и глубоким историческим погружением. По залу «Этническая панорама Сибири» брали экскурсию, которая оставила очень приятное впечатление и понравилась всем без исключения. Поэтому советую туристам не проходить мимо музея.
Я так прониклась высоким уровнем музея, что заглянула туда снова в последний день, посмотрела экспозицию «Сибирский град Петров». Она охватывает три века истории Западной Сибири — со дня основания первой Омской крепости до конца 20 века.
Без посещения Центра изучения истории Гражданской войны Омский вояж был бы не полным. В особняке Батюшкина на Иртышской набережной с декабря 1918 по ноябрь 1919 г. была Личная резиденция Верховного Правителя России адмирала А. Колчака. Это не музей в привычном понимании, это часть Исторического архива Омской области, которая занимается научной — исследовательской работой, изучает документы по истории Гражданской войны. На экскурсию записались заранее.
Адмирал Колчак — уникальная и трагическая личность. Морской офицер, участник экспедиций и походов в Северный Ледовитый океан, полярный исследователь, участник обороны Порт -Артура, преподаватель Морской академии и командующий Черноморским флотом.
Здесь представлено много документов, карт передвижений войск, фотографий периода Гражданской войны. В том, что Белое движение было подавлено Красной Армией нет личной вины Колчака, скорее целый ряд обстоятельств привел к такому финалу. И Колчак сам стал жертвой — был предан своими же союзниками, выдан большевикам и расстрелян ими. Куда делся Золотой запас Российской Империи, хранившийся в Омске? Что-то потратили, что-то украли. Споры по этому поводу не утихают и столетие спустя. Мы выходим с грустными мыслями — еще одна печальная страница истории осталась в памяти.
Путешествие заканчивалось. Напоследок мы отметились в ресторане «Федя Дичь», где отведали пельмени из лося, чипсы из медвежатины, разные наливки и другие сибирские деликатесы. Все оказалось очень вкусно, рекомендую. Домой привезли съедобные сувениры: орешки в меду, вкуснейший английский чай, конфитюр из сибирских ягод. Все оказалось свежим и вкусным.