Пришла торжественная осень и золотым дождем осыпан Петербург

tourister.ru 1 неделя назад 8
Preview

Пришла торжественная осень и представим, что золотым дождем она осыпала Петербург!

Да, да, именно золотая осень, о которой я вам уже поведала в свое время в обзорном материале Волшебной осени прекрасные мотивы. Пока на юге томно разливался бархатный сезон и об осени напоминали, разве что сбитые ветром засохшие на солнце листья, я спешила в северную осень. Золотисто-багровая, багряно-желтая не обманула ожиданий. Ею любовалась и в Малых Корелах, что под Архангельском и в чудеснейших парках старого Петергофа, открыв для себя неиссякаемый родник удовольствия.

Сам же Петербург еще как-то не очень сверкал позолотой на солнце, но менять заранее придуманное осеннее название я не стала. Хотя что я хочу, ведь эта прогулка в основном по улицам среди домомв!

Используя множество дублей, он вздумал устроить репетицию с дождем и ветром. Вот так мы и гуляли с ними: открывая-закрывая зонтик и удерживая его рукой при особенно настойчивых и назойливых порывах я еще пыталась делать фотографии. Ведь Адмиралтейский район, куда я попала волей случая — это поле не паханное для любителя архитектуры, т. е. для меня.

А оказалась я здесь довольно-таки неожиданно, да еще и отель пришлось бронировать на сутки.

Девочки мои в лето отдыхали в Грузии, грелись на солнышке и купались в море в Батуми. И ничего, как говорится не предвещало, как вдруг: Мамуль, мы не хотим ехать назад на машине (с подругой и ее семьей), это так утомительно, к тому же хотим к вам!

А у меня, как вам известно, уже сверстан весь маршрут и куплены билеты. И оказалось, что они приехали к нам, а через сутки я вылетела в Архангельск. Через четыре дня прилетаю в Петербург, а они приедут лишь через сутки на поезде.

Ура, сутки совершенно одна, ни к кому не привязана, куда ж податься-то в первую очередь? План нарисовался молниеносно, видимо созревал уже давненько: в первый день — Сады Адмиралтейского района Петербурга, а в следующий, пораньше, непременно в Старый Петергоф. Электрички едут с Балтийского вокзала, значит и жилье необходимо бронировать где-нибудь рядом. Вот так и оказалась я в Адмиралтейском районе на одной из Красноармейских улиц, кажется 6-й!

Выйдя на Московский проспект с метро Технологический институт, я огляделась вокруг и радостно подумала: Ну здравствуй любимый город, вот я вновь и приехала к тебе и направилась в сторону отеля.

Но прежде требовалось дозаправиться, поэтому на пересечении Троицкого проспекта и улицы Егорова зашла в кофейню Кофеварим,

затем заселилась в небольшом, но уютном отельчике,

оставила чемоданчик и отправилась в свободное плаванье-курс лежал в сторону Фонтанки.

А вообще мы с Кирюсей уже бывали в этом районе, в «Театре на Неве», расположенном на Измайловском проспекте, но это было целенаправленно, поэтому гуляли мало.

Шагая по улицам очередного и почти не изведанного мною исторического района Петербурга и вертя головой туда-сюда, переходя на другую строну, чтобы лучше рассмотреть понравившийся фасад, вновь возвращаясь я понимала, что невозможно, да и нет смысла фиксировать все подряд. Тем более погода в тот день была против меня, оттого и фото получились мрачноватые, но настроение было совершенно иным. Сейчас оно, как обычно при написании рассказов о домиках и их владельцах, соответствует исследовательскому. И как обычно, лишь при написании аналогичных своих рассказов так много выясняется удивительного, о чем во время прогулки я не знала. Возможно кому-то пригодятся мои раскопки.

Итак, начнем. Четырехэтажный доходный дом в стиле эклектики по адресу: Рижский проспект, 8, что на фото слева, построен в 1899 — м году по проекту академика архитектуры Александра Федоровича Красовского для крестьянина Александра Ивановича Верещагина.

В этом доме потомственный мастер кровельного дела жил со своей семьей вплоть до революции. Верещагин, уроженец деревни Клюшниково Вятской волости, азы строительного мастерства, как и другие его односельчане, получил на сооружении храмов Петербурга, царских резиденций и Великокняжеских объектов. Представьте только: А. И. Верещагин участвовал в сооружении абсолютного большинства церквей и значимых зданий, возводимых в Петербурге в конце 19 — начале 20 века. Русский умелец дружил со многими выдающимися архитекторами того времени.

Узкое пространство между домами, мрачное небо, маячившее где-то между ними, боязнь-как бы не начался дождь, заставили меня юркнуть в какую-то улочку, затем через красивую арку

я, наконец-то вышла к реке!

Здания вокруг меня, расположенные по адресам-Рижский проспект 3–13 и набережная реки Фонтанки 144- это огромный комплекс, занимающий Ленинградской бумажной фабрикой Гознака. Предприятие основано Министерством финансов в 1818 году как Экспедиция заготовления государственных бумаг. Первые постройки выполнены по проекту и под руководством российского государственного деятеля, учёного, генерал-лейтенанта русской службы, архитектора, строителя, инженера-механика Августина Августиновича Бетанкура. Впоследствии комплекс значительно расширен. В 1856 году именно здесь выпущены первые российские почтовые марки. В настоящее время Ленинградская бумажная фабрика Гознака изготовляет высококачественные сорта бумаги — офсетную, картографическую, мелованную, диаграммную, чертежную, прозрачную, главным образом для Ценробанка РФ и полиграфеских предприятий Гознака.

Остановившись посередине Английского моста

и оглядывая набережные реки Фонтанки я с наслаждением подставила лицо ветру: как же хорошо и красиво! И тут на щеках ощутила первые холодные капли, они словно льдинки падали на щеки, пытаясь заморозить.

Один их героев Федора Михайловича Достоевского в повести «Бедные люди», писал в письме другу: «Чтобы как-нибудь освежиться, вышел я походить по Фонтанке. Вечер был такой темный, сырой… Дождя не было, зато был туман, не хуже доброго дождя…»

Мне же достался дождь и ветер, но не буду хныкать и повторять одно и то же, а идемте гулять дальше, тем более впереди, по адресу набережная реки Фонтанки 191, очень красивый фасад.

Заметили, у нас отсчет номеров будет в обратном направлении. Доходный дом в стиле эклектики построен в 1871-м году по проекту Лоренцена Карла Ивановича для коллежского титулярного советника Рудакова Евгения Максимовича. В 1894-м году домом владел и проживал в нем же отставной генерал-лейтенант Сергей Христофорович Подобедов.

По адресу набережная реки Фонтанки 185 расположен дом, в начале 19 века принадлежавший вице-адмиралу Клокачеву, командиру придворной флотилии при Александре I, позже занимавшему генерал-губернаторские должности в Архангельске и Вологде. В то время здание было трехэтажным, на высоких подвалах (верхние этажи надстроены позднее). Затем дом принадлежал племяннице Клокачева А. В. Путятиной, а в середине 19 века домовладение принадлежало сенатору П. Д. Трофимову. В этом доме квартиру из семи комнат на втором этаже занимали Пушкины. Три парадные комнаты своими десятью окнами были обращены на Фонтанку, остальные — во двор.

После окончания Лицея Александр Сергеевич Пушкин поселился у своих родителей и с 1817 по 1820 годы жил здесь. В начале 1940-х годов в этом доме поселился Карл Иванович Росси— коллежский советник, русский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях, главный создатель архитектурного стиля русского ампира. Перестройка дома проводилась в 1903-м году по проекту архитектора Мульханова Павла Михайловича.

По адресу набережная реки Фонтанки 183, расположено очень красивое здание, одно из первых зданий кирпичного стиля в городе- Доходный жилой дом и фабрика шелковых изделий Андрея Ивановича Ниссена, соединенные между собой флигелем.

Здание построено архитектором Виктором Александровичем Шретером для своего тестя в соавторстве с архитектором Китнер Иеронимом Севастьяновичем в 1872 году. Андрей Иванович Ниссен свою деятельность начинал в начале 1830-х годов с управляющего на фабрике петербургского купца Бинарда, В 1834 году на Петергофском проспекте открыл предприятие по изготовлению шелковых тканей. С 1885 года предприятие на набережной Фонтанки возглавил сын Андрея Ниссена Николай.

Русское шелковое производство выросло и окрепло благодаря энергии и труду Андея Ивановича Ниссена. Сын «ситцевого» фабриканта, гамбургского гражданина, он сумел так развить изготовление шелковых тканей, что его фабрика заняла видное место среди подбных западноевропейских производств.

По адресу набережная реки Фонтанки № 179 (по центру на фото) расположен Доходный дом построенный в 1844 по проекту архитектора Гребёнка Николая Павловича, перестроен в 1912 году по проекту гражданского инженера Батуева Петра Николаевича.

На набережной реки Фонтанки, 177, находится Доходный дом, с 1869-го года принадлежавший Марии Степановне Самсоновой, вдове почетного гражданина. Угловая часть дома построена еще в 1828-м году, затем в 1877-м году в стиле эклектики по проекту архитектора Ивана Николаевича Иорса возведена еще одна часть дома, выше первой на один этаж.

С Фонтанки, словно с залива, налетел порывистый ветер, едва не вырвав из рук зонт и во избежание неприятностей, я быстренько юркнула Прядильный переулок. И как же вовремя, на пересечении с Люблинским переулком увидела настоящую красоту-доходный дом в стиле модерн! Люблю аналогичные необычные архитектурные решения: выложенный грубым камнем фундамент, оформление крыши, арочный вход в подъезд.

А какой интересный герб в виде двух голубок над входом.

Дом был выстроен в 1908-м году по проекту Лишневского Александра Львовича для Рыбиной Елизаветы Алексеевны С 1913 по 1916 годы в доме жил сын Рыбиной-гражданский инженер, Николай Федорович Рыбин. Изначально дом предназначался не под многокомнатные «барские» квартиры, а под жилье экономкласса, чего не скажешь, глядя на фасады.

На пересечении набережной реки Фонтанки 159 и Климова переулка, 9, среди разновысотной непрезентабельной застройки словно корабль в открытом море высится эффектный угловой дом-Доходный дом Капустина Константина Ивановича. При создании своего детища в 1910–1912-х годах архитектору Бубырь Алексею Федоровичу требовалось создать дом-монумент, который бы «держал» довольно обширное пространство вокруг себя.

Проект дома в стиле северного модерна решен в крупных формах, без мелких деталей, отвлекающих на себя внимание, присутствует лишь еле заметный рельеф на щипцах. Тема же угла получает наивысшее развитие, интересна кровля дома, углы и эркер — подчеркнуты более светлой штукатуркой.

В описании дома прочла: «Дом на Фонтанке, 159, особенно хорошо смотрится в плохую погоду. В октябре или ноябре, в дождь он стоит, всем своим видом выражая идею крова, жилья, защищенного от непогоды." Именно таким его я и увидела.

Прежде чем расстаться с Фонтанкой, обращаю внимание на еще один красивый угловой дом, построенный на пересечении набережной реки Фонтанки с переулком Макаренко, 15 для купца, торговца мехами Григория Петровича Зезерина.

Здание доходного дома выстроено в 1880-м году в стиле эклектики по проекту инженера-архитектора Некора Василия Михайловича.

Повернув налево, я продолжила путь по набережной Крюкова канала и на другой его стороне увидела яркий желтый комплекс Никольского рынка, возведенный в 1788–1789 годы, имя автора проекта, к сожалению, не сохранилось, что, согласитесь, удивительно.

Рынки во всех районах Петербурга строились по особому распоряжению Екатерины II. Никольский рынок имеет прямоугольную форму и такой же прямоугольный двор и занимает большой квартал, а свое название получил по расположенной внутри двора Никольской церкви.

В 1930-х годах в стенах здания рынка разместился завод эмалированной посуды «Металлопосуда» и это сказалось на здании крайне губительно. И только когда в начале 1990-х годов завод был выдворен с территории Никольского рынка, были оценены масштабы нанесенного за годы ущерба. Во время проведения предварительных ознакомительных работ перед капитальным ремонтом, было обнаружено великое множество ценных исторических находок. И тогда начались активные раскопки и их результаты превзошли все ожидания: фрески XVIII века, черепки с росписью по фарфору того же времени и многое другое.

Еще несколько шагов и я оказалась на пересечении каналов Крюкова и Грибоедова в известном месте, называемом «Семимостье».

В него входят мосты: Красногвардейский, Старо-Никольский, Ново-Никольский, Могилёвский, Смежный, Кашин и Торговый.

Попыталась сделать панораму, но все мосты не вошли.

Стоя на Пикаловом мосту, не входящем в эту знаменитую семерку, любовалась панорамой на канал Грибоедова, на его набережную. Вдали виднелись купола церкви святого Исидора Юрьевского при Православном эстонском братстве, построенной в 1903–1907 годах по проекту архитектора Полещук Александра Артемьевича.

Справа видны Казармы для строевых рот Морского Гвардейского экипажа, построенные с 1843 по 1852 годы по проекту военного инженера Пасыпкина Михаила Александровича. Рядом Здание бань и приемного покоя, возведенное в 1902 по проекту военного инженера Ульянова Г. Ф.

А теперь довольно хмурого неба и грустных фотографий-мои девочки приехали и привезли с юга в Северную столицу с прекрасную погоду, а значит идем гулять на прекрасный Невский проспект!

Но не просто и праздно: у нас с Кирюсей очередное посещение театра и в этот раз это театр Комедии имени Николая Павловича Акимова, театрального режиссера, художника, педагога.

Но разве можно сразу целенаправленно идти в театр, когда на улице редкий случай — такая замечательная, теплая и солнечная погода и душа, моя, конечно, так и просит прогулки.

Спектакль начинался в полдень и утреннюю небольшую прогулку перед представлением я решила начать с посещения сада Аничкова. Но разве можно пройти мимо «дома в петушином русском стиле, похожем на кондитерский пирог», как писали о собственном доходном доме архитектора Николая Петровича Басина его современники.

Живописный силуэт, насыщенность декора выделяют дом в окружающей застройке, пример игнорирования ансамбля Александринского театра, расположенного рядом и созданного в эпоху классицизма.

А вот и Аничков сад, но время для посещения не самое удачное — утро, тени, четкими гранями разделяющие пространство, но выбирать не приходится, ведь я так долго сюда собиралась. Находящийся в тени, сад еще не почувствовал на себе дыхание осени, а буйное цветение на клумбах кануло в прошлое.

Это один из старейших садов Петербурге, созданный по велению дочери Петра I Елизаветы и входивший в большой дворцово-усадебный комплекс. В 1740-м году на тот момент еще цесаревна распорядилась привлечь к строительству зодчего Михаила Земцова, но после его смерти с 1743 года дворец стал строить зодчий Григорий Дмитриев.

Для разведения в новом доме сад сенью 1743 года, уже императрица Елизавета Петровна, распорядилась о переводе в Петербург садовника Стрельнинской мызы Людвига Киндера Таперса.

В 1756 году Елизавета Петровна подарила Аничков дворец вместе с садом своему фавориту, фельдмаршалу Алексею Григорьевичу Разумовскому.

После фельдмаршала дворец перешел к его брату, гетману Кириллу Григорьевичу Разумовскому, который в нем почти не жил. Усадьба постепенно приходила в запустение. В июне 1776 года Екатерина II выкупила у гетмана дворец с садом и в благодарность за доблесть, проявленную в русско-турецкой войне, пожаловала его князю Григорию Александровичу Потёмкину «в вечное и потомственное владение». Потёмкин продал дворец купцу Шемякину, а тот перепродал Аничков дворец казне и в нем разместился Кабинет ее императорского величества со всеми службами. Далее следовала череда передачи дворца и сада из рук в руки, продажа, в качестве подарка. После Октябрьской революции сад назывался садом Отдыха. Когда в 1937 году в Аничковом дворце открылся Ленинградский Дворец пионеров, сад стали называться садом Дворца пионеров.

Выйдя на набережную реки Фонтанки, не могла не полюбоваться великолепным примером богатого аристократического особняка, Дворцом князей Белосельских-Белозерских. В 18 веке на этом месте находилась усадьба княгини А. Г. Белосельской-Белозерской, а настоящий вид фасадов в стиле барокко был оформлен по проекту архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера в 1846–1848 годах. Дворец я однажды уже посещала, а сейчас меняя более заинтересовал другое здание, находящиеся рядом- это Подворье Троице-Сергиевой Лавры.

Участок знаменитому подмосковному монастырю был выделен Петром I в. 1714 году и принадлежал Лавре до 1917 года. В подворье останавливались все настоятели Троице-Сергиевой Лавры, посещавшие Петербург. Фасад, решенный в формах русского стиля, выполнен в 1856–1857 годах по проекту русского архитектора, художника Алексея Максимовича Горностаева, одного из создателей этого направления в русской архитектуре.

В настоящее время в здании размещается Центральная городская библиотека им. В. В. Маяковского.

А нам уже пора на спектакль и пока смотрим историю Золушки, немного коснусь истории. На углу Невского проспекта и улицы Малой Садовой в конце 18 века находился трехэтажный дом купца И. Апайщикова. Владельцы менялись и в 1863-м году доходный дом на прибыльном проспекте был надстроен до 5 этажей. На первом этаже здания располагались магазин, ломбард и ресторан В. И. Соловьёва.

Глава торгового товарищества «Братья Елисеевы» купец 1-й гильдии Григорий Елисеев купил этот участок в 1898 году и через два года по проекту архитектора Барановского Гавриила Васильевича началась перестройка дома по улице Малая Садовая, 8. В 1902–1903 годах возведено угловое здание в стиле модерн с театром и магазином. Витраж на Невской стороне здания, покрывающий несколько этажей, создаёт впечатление одной громадной витрины.

В 1926 году в театральном зале дома Елисеева открыт Театр сатиры, а Театр Комедии открылся 1 октября 1929 года.

После спектакля проведали кота Елисея поселившегося на карнизе второго этажа Елисеевского магазина в 2000 году по воле автора Владимира Алексеевича Петровичева. Напротив, на Малой Садовой есть еще кошечка Василиса, но мы ее не видели. Это не простые кошки, это памятники ярославским кошкам, спасшим жителей Петербурга в годы блокады.

Елисей молча наблюдал за суетящимися внизу людьми, которые старались забросить к нему на полочку монетки.

А мы продолжили прогулку по Невскому проспекту и я, в который уже раз, любуясь очень красивой и невероятно разнообразной его архитектурой.

В 1740-х годах архитектор Пьетро Антонио Трезини построил собственный одноэтажный дом на Невском проспекте, 54. В начале 50-х годов 18 века участок, где находился дом, купил граф Иван Иванович Шувалов.

По проекту С. И. Чевакинского дом был расширен и надстроен до двухэтажного. Вокруг этого дома возник дворцовый комплекс Шувалова, занимавший целый квартал до Итальянской улицы. В 1825 году на тот момент уже трехэтажный дом и оформленный в классическом стиле купил промышленник Никита Никитич Демидов.

В 1878–1917 годах домом владел купец 1-й гильдии Абрам Михайлович Ушаков. В 1882–1883 годах архитектор Сюзор Павел Юльевич перестроил дом — возвел четвертый этаж, фасады оформил в формах зрелой эклектики.

А вот и знаменитый Дом компании «Зингер», в настоящее время это Дом Книги. В 1851 году в Нью-Йорке было основано товарищество «И. М. Зингер и К°». В 1896 году в России образовалось дочернее предприятие. Для компании архитектором Сюзор Павлом Юльевичембыл спроектирован первый в России бизнес-центр с торговыми и банковскими помещениями и наемными офисами. Здание в стиле модерн возводилось с 1902 по 1904 годы. Представительство компании «Зингер» занимавшее мансардный этаж, находилось в нем до 1922 года. Главный магазин — зал с колоннами, вытянут вдоль канала Грибоедова.

В декабре 1919-го года в здание переведен Петрогосиздат — это и есть дата рождения петербургского Дома книги.

Дом-образец зрелой эклектики, расположенный рядом, в 1873–1874 годы возведен по проекту архитектора В. А. Кенель для нового владельца, норвежского подданного, предпринимателя Г. И. Гансена.

После Октябрьской революции в здании находилось консульство Финляндии. В 1928 год Латвийское консульство, с 1930 года — консульство Великобритании. После ВОВ здание занимал проектный институт.

Существующее здание (справа на фото) возведено в 1901–1902 году по проекту Леонтия Николаевича Бенуа для Петербургского отделения Московского купеческого банка, основан в 1866 году. Это самое раннее сооружение стиля модерн на Невском проспекте. Банк изначально строил доходный дом, но помещения, выходящие окнами и дверьми на Невский, еще на стадии проектирования были буквально застолблены арендаторами. С 1940-го года в многофункциональном здании размещается стоматологическая поликлиника.

В 1846–1848 годах для графа Я. И. Эссен-Стенбок-Фермор по проекту архитектора Желязевича Р. А. построено торговое здание нового типа- Пассаж (на фото слева). В 1900 году по проекту гражданского инженера С. С. Козлова произведена капитальная перестройка здания- надстройка этажа, центральный вход выделен порталом, появились пилястры коринфского ордера, аттик. Фасад облицован радомским песчаником, декор выполнен в стиле поздней классической эклектики.

В тот свой приезд в Петербург я впервые увидела в метро вот такой необычный состав. От неожиданности стушевалась и пока разглядывала вагоны, поезд тронулся с места, результат — смазанное фото.

И еще, ездили с дочерью по ее же делам и пока я томилась в ожидании, неожиданно набрела на вот эти граффити, которыми и хочу уже закончить, наверняка утомивший вас этот опус!

Читать продолжение в блоге tourister.ru
ГОРЯЧИЕ ТУРЫ! РЕШАЙСЯ И В ПУТЬ! *Виза не требуется
Лучшие цены на путешествия

НЕ хватает денег на отдых? Тут можно взять без процентов!
Экскурсии в твоём городе
Где взять деньги на путешествия?
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'