Чтобы по-настоящему ощутить и попытаться понять ауру этого, священного для многих британцев, места, мы прошли пешком около двух километров от входа в НП Стоунхендж до этих самых мегалитов. И хорошо, что мы протопали этот путь! Проехав его на автобусе, мы бы не увидели стоящих на пути таких древних артефактов тоже Тех времен, как курганы Курсуса или Авеню Стоунхендж.
Подойдя к мегалитам Стоунхендж, многие уже никуда не спешат — они запланировали для себя провести целый день в этом месте и устраивают на теплой травке в сторонке посиделки и пикники.
Другие, такие как мы, имея в планах дня еще какую-то программу, стараются быстрее, запечатлев или «сфоткав» этот каменный комплекс с разных ракурсов, обойти его и мчаться дальше…
Мегалитный комплекс Стоунхендж окружает широкая асфальтированная дорожка с разной степенью близости к стоящим камням. Со стороны памятника она ограничена тонкой веревочкой, за которую переступать нельзя.
А если очень хочется? Да еще и потрогать эти камушки? Тогда для таких страждущих есть определенное время-либо вечером во время захода солнца или утром во время рассвета, но — только в составе организованных групп (Stone Circle Access Visits). А во время летнего и зимнего солнцестояний проход к ним открыт для всех! Правда — трогать их нельзя! Для многих непонятно — почему? Оставим на них какие-то микробы и они подвергнутся быстрому разрушению? Но — таковы правила! А в Британии они соблюдаются жестко везде и для всех — от сортировки мусора в своем доме — до четкого соблюдения правил парковки автомашин в разных местах. Воспитание в этом деле простое — штрафы!
Начинаем наше движение по кругу против часовой стрелки.
Реальная высота самых крупных камней Стоунхенджа, известных как «трилиты», составляет около 4–7 м над уровнем земли. Наиболее крупные вертикальные камни достигают высоты до 9 м. Но примерно по 1,5 — 2 метра у каждого из них еще находятся под землёй для обеспечения их устойчивости.
Пешеходная дорожка для туристов в Стоунхендже проходит на разном расстоянии от этого исторического комплекса камней. Обычно все начинают осмотр, идя по дорожке вокруг как бы против часовой стрелки. И на этих первых ста метрах эти мегалиты находятся ближе всего к посетителям — метрах эдак в 15–20 от пешеходной тропы. На противоположной стороне этого круга — она уже идет подальше от них — метрах в 70–80 и это позволяет туристам делать эдакие селфи типа «я держу эти камни на ладони».
Пока шли вокруг, постоянно преследовал вопрос — А какой смысл в конфигурации расстановки этих камней в этой коллекции Стоунхенджа? Есть ли какая-то разница в созерцании этих камней из разных точек? И, если присмотреться и проанализировать в памяти, то таки — Да! Были разные впечатления от положения камней на разных участках этого кругового пути. А если к этому еще подключить и ранние лучи солнца — будет еще То Самое…
Конфигурации камней Стоунхенджа, видимых на предоставленных мною изображениях, являются одними из ключевых частей его архитектурного и символического дизайна. Как мы знаем, этот комплекс был построен в несколько этапов и служил, по мнению исследователей, различным целям, включая астрономические наблюдения, ритуальные церемонии и захоронения.
Пройдясь неспеша вокруг комплекса Стоунхендж, мы поняли, что разница в его созерцании из разных точек существует. В зависимости от местоположения, открывались и различные виды на геометрические положения камней и их сочетание с окружающей природой. Например, в некоторые дни года из определённых точек можно наблюдать, как солнце поднимается или садится точно между заданными камнями.
Переходя по тропе между разными точками мы видим, как монолиты создают новые линии и формы, усиливающие впечатление симметрии и внушительности сооружения. Таким образом, Стоунхендж спроектирован так, чтобы его восприятие менялось в зависимости от угла зрения и времени суток, что подчеркивает его связь с астрономией и ритуальными целями.
Когда же был построен Стоунхендж? По мнению археологов, первый этап, предполагавший строительство защитных сооружений, был около 3000 года до н. э. Тогда на этом месте были созданы земляные насыпи и рвы.
Во время второго этапа (около 2500 года до н. э.) были установлены большие сарсены (крупные каменные блоки). Они были выровнены таким образом, чтобы их ось совпадала с восходом солнца в день летнего солнцестояния и заходом солнца в день зимнего солнцестояния.
В течение следующих столетий проводились доработки, в том числе установка дополнительных камней и их перемещение.
Пройдя вокруг этих древних мегалитов можно подустать, присесть на теплую травку и спросить — Ну, а в чем же смысл Стоунхенджа?
И здесь для многих ученых, даже сейчас, несмотря на многолетние исследования, точное назначение Стоунхенджа остается загадкой. Но существуют несколько теорий, основанных на археологических данных и астрономических особенностях памятника:
На первом месте стоит его Астрономическое значение. Ориентация Стоунхенджа на солнцестояния свидетельствует о том, что он, вероятно, использовался как своего рода солнечный календарь. Люди могли собираться здесь, чтобы отмечать важные события, связанные с сельскохозяйственными циклами.
Вторым по важности для Стоунхеджа является почитание его как Ритуального и религиозного центра. Многие исследователи предполагают, что Стоунхендж был местом проведения ритуалов и церемоний, возможно, связанных с культом предков или поклонением небесным светилам.
Не исключают его и как Место захоронений. Рядом со Стоунхенджем были найдены курганы, что указывает на его использование в качестве места захоронений. Не всех. Возможно, только для элиты или важных членов общества. Ну, а некоторые ученые, согласно одной из гипотез, даже считают его Целебным местом. Этот вывод основан на находках в окрестностях памятника останков людей с болезнями и травмами.
Таким образом, Стоунхендж был многофункциональным объектом, который играл важную роль в жизни древних людей.
Народ приезжает сюда, как правило, с компанией друзей, с которыми будет потом что вспомнить.
С дальней точки комплекс мегалитов Стоунхендж выглядит вот так. Можно рисовать картину Вечности…
Совсем рядом проходит дорога А303, связывающая города Лондон, Бейзингсток, Эймсбери и Эксетер. Несмотря на отсутствие забора и ее близость к мегалитам Стоунхендж, никто не останавливается на обочине и не идет без билета «фоткать» эти камешки…
Сейчас полдень, четверг и такая очередь машин едущих через Стоунхендж или к его парковке. А что будет в выходные дни? И ведь это не единственная дорога, идущая к этому месту.
На последних метрах круговой дорожки вокруг комплекса Стоунхендж, находится удобная точка для создания шедевров типа «Держу Стоунхендж на ладони».
А можно издалека, как бы и попрыгать над ним. Правда, не всем это удается.
Завершает нашу круговую прогулку знаменитый и одиноко стоящий мегалит «Пяточный камень» (Heel Stone) — один из ключевых камней в комплексе Стоунхендж. Он одиноко стоит примерно в 25 метрах от главного круга камней. Этот монолит не обрабатывался так тщательно, как другие и, вероятно, выполнял тоже важную функцию в астрономических наблюдениях. В дни летнего солнцестояния, если смотреть с центра круга Стоунхенджа, солнце восходит прямо над этим камнем, что указывает на его возможную ритуальную и астрономическую значимость.
Heel Stone весит около 35–40 тонн и стоит в месте, где когда-то проходила процессуальная дорога, ведущая к Стоунхенджу, что также подчеркивает его символическое значение как пограничного маркера на пути к священному пространству.
Последний взгляд на этот священный каменный круг, вызывающий и в наши дни неподдельный интерес у многих граждан к его истории и его функциональному предназначению.
Итого, на эту экскурсию с пешеходной прогулкой до камней и возвратом оттуда на автобусе, у нас ушло 2 часа 20 минут. Парковки для машин переполнены.
Обратная дорога автобусом занимает минут 10. Но его еще надо подождать минут 10–15. А пешеходная прогулка — 30–40 минут.
На входе в Парк Стоунхендж непрекращающиеся очереди туристов…
Вырулив с парковки, направляемся к следующему интересному мегалитическому образованию — Эйвбери. Уверен — многие, как и мы, о нем ничего не слышали. От Стоунхенджа до него совсем недалеко — около 38 км (24 мили).