От Ланьчжоу до гротов Бинглин путь неблизкий: 2 часа на автобусе, а потом еще 30 минут на катере по водохранилищу. Поэтому мы отправились туда прямо с утра.
Поскольку нам предстояло пересечь весь город, мы по дороге остановились возле одного из достопримечательных мест Ланьчжоу — первого постоянного железного моста через Хуанхэ. Связанная с ним история весьма поучительна.
Пантонный мост приблизительно на этом месте был впервые построен в 1372 году и просуществовал более 500 лет. Он улучшил транспортировку грузов через Желтую реку, но был очень ненадежен. В период паводков его затапливало, а зимой его нужно было разбирать, т. к. весенний ледоход сносил мост вниз по течению. В 1866 году была предпринята попытка построить железный мост, но не удалось договориться о приемлемой цене с немецким подрядчиком. Еще через 40 лет договор о строительстве моста и гарантии на 80 лет на случай его разрушения от паводков был подписан с немецкой фирмой Тельге и Шретер. Проектные работы выполнила нанятая для этих целей американская компания, которая спроектировала мост, способный выдерживать нагрузку в 8 тонн, т. е. по нему могли ездить только повозки, запряженные лошадьми. И это тогда, когда уже начиналась эпоха автомобилей. Китай в начале ХХ века был настолько отсталой страной, что все компоненты моста, материалы и механизмы, необходимые для его возведения, нужно было доставить по морю из Германии до порта Тянжин, потом по железной дороге до Сианя, а оттуда на лошадях до Ланьчжоу. Все это заняло 3 года и лишь в августе 1909 года по мосту было открыто движение. К моменту завершения строительства стоимость моста достигла такой суммы, как если бы он был сделан из золота. Урок был выучен, и теперь Китай заимствует только технологии, но делает все сам. Сейчас по мосту разрешено только пешеходное движение.
С моста туристам открываются замечательные виды на другой берег Хуанхэ, где расположены красивые гостиницы и пагоды.
В этом месте через реку перекинули канатную дорогу:
А по реке катают туристов на разных плавсредствах, включая плоты из надутых кож животных, как это практиковалось в древности.
По прямой от Ланьчжоу до гротов Бинглин не так уж далеко, но добраться туда непросто. Горная дорога идет вдоль Желтой реки, а она так петляет, что в конце концов расстояние удваивается.
Горные реки быстрые и коварные, поэтому сток регулируется по всей длине Хуанхэ. Она многократно перегорожена плотинами, на которых сооружены электростанции, что позволяет вырабатывать электроэнергию, а также предотвращать разрушительные наводнения. Желтой, точнее коричневатой, вода в реке кажется только в городской черте. В горах она становится зеленовато-голубой и наполняет многочисленные водохранилища, которые используются в том числе как курортные зоны.
Автомобильная дорога заканчивается на берегу водохранилища, дальше — пешком по мосту, украшенному разноцветными флажками, до лодочного причала, откуда катера доставляют туристов к гротам. Их можно посетить только летом, или осенью, зимой здесь все покрыто льдом.
Водители катеров — исключительно женщины-уйгурки, неудобно было фотографировать их лица, а очень хотелось, такие они колоритные. Виды открываются изумительные.
Природа здесь совершенно нетронутая, как и много лет назад, здесь почти никто не живет.
Высаживаемся на причале и начинаем пеший путь к ущелью.
Вот план этой местности. До того момента, когда увидишь первые гроты, топать около километра.
Гроты выбиты в длинном и довольно узком ущелье, с двух сторон обрамленном высокими горами. Ущелье когда-то образовалось течением реки, но сейчас совершенно сухое, хотя через него и переброшены мосты.
Первые гроты стали появляться в Бинглине около 420 года нашей эры, в период активного распространения буддизма, и их строительство продолжалось более тысячи лет. Специалисты легко устанавливают возраст каждого грота, потому что скульптура внутри них и живопись на стенах отражают особенные черты буддистского искусства, присущие каждой династии.
На протяжении столетий землетрясения, эрозия и грабители разрушили немалое количество гротов и произведений искусства внутри них. До нашего времени сохранились 183 грота, 694 каменных статуй и 82 скульптуры из глины.
Глиняные скульптуры имеют форму рельефных изображений маленьких храмов
В скалах выдолблены небольшие ниши, или гроты побольше, в которых размещены пагоды, буддистские фигуры и живопись.
Гроты тянутся по северной стороне каньона на 200 метров и завершаются 27-метровой скульптурой сидящего будды Майтрейя, особо почитаемого в буддизме Будды будущего, последнего Будды, который еще не сошел на землю с небес. Майтрейя сидит на троне в «европейской позе» со спущенными ногами, что подчёркивает его готовность в любой момент появиться в этом мире. Согласно легендам, перед приходом Майтрейи, прекратятся смерть, войны, голод, болезни и распространятся терпимость и любовь. Судя по всему, ждать нам его предстоит еще очень долго.
Верхняя часть фигуры Будды выбита из скалы. Он сидит в нише, повторяющей очертания его торса.
Нижняя часть сделана из глины, замешанной вместе с соломой, как это делалось во многих других местах столетия назад.
Слева от фигуры Будды и над ним тянется сеть лестниц, ведущих на самый верх в большие пещеры.
Там находится самое интересное, но обычных посетителей туда не пускают. Опять же помогли связи Е Ва, научного руководителя нашей поездки, и нам разрешили туда подняться. Условие было одно — все, что способно делать фотографии, должно быть оставлено перед началом восхождения в уголочке возле ног Будды. Поэтому никаких фотографий содержимого гротов у меня нет. Честно сказать, я совершенно не понимаю смысла этих запретов, потому что эти фотографии имеются на интернете. Но спорить было бесполезно, хозяин — барин.
Приведу несколько фото гротов Бинглин с интернета.
Подъем под большим углом по деревянным шатающимся и скрипящим лестницам, готовым, как мне казалось, в любой момент обрушиться под тяжестью висящих на них тел, был не из приятных удовольствий, но он стоил увиденного наверху. Там находятся самые ранние из скульптур, не такие уж шедевры с точки зрения техники исполнения, но сохранившие свои краски двух тысячелетней давности. Они никогда не реставрировались.
Обратный путь по каньону мы проделали по другой стороне, получив возможность полюбоваться Буддой с некоторого расстояния.
Похоже, какой-то художник, или работник-реставратор осуществил то же, что и мы восхождение, когда музей уже закрылся для посетителей.
Считается, что это самая большая скульптура Будды в Китае, а гроты монастыря Бинглин — одни из самых впечатляющих. Знакомство с другими было впереди.