В окрестностях города Тиволи под Римом, где расположена знаменитая вилла д’Эсте, находится и другая, не менее известная вилла, построенная римским императором Адрианом (76–138, правление: 117–138). Расположенная на площади в 120 га и включавшая в себя императорский дворец, бани, библиотеку, театр, а также многочисленные сады, вилла Адриана была самой большой и богатой в Римской империи. Адриан принимал активное участие в её дизайне, поскольку хорошо разбирался в архитектуре и искусстве. Он постоянно путешествовал по своей империи и воспроизвел на вилле многое из того, что ему особенно приглянулось. Говорят, что императору не нравился его дворец на Палатинском холме в Риме и, кроме того, ему не давала покоя слава «Золотого дома» Нерона, которого он решил затмить своей виллой. Строить её Адриан начал в 118 году на участке земли, принадлежавшем его жене, и закончил лишь в 134-м, за 4 года до своей смерти.
Адриан был третьим из пяти так называемых «хороших императоров». Он первым из римских правителей отказался от дальнейших завоеваний, и, вернув персам Ассирию и Месопотамию, занимался в основном укреплением границ империи. В частности, он распорядился возвести знаменитую «Стену Адриана» длиной 117 км поперёк Британии, изолировав таким образом непокорённые и буйные кельтские племена. Из построенного им, помимо стены и виллы, сохранился также его монументальный мавзолей в Риме, ныне известный как замок Святого Ангела. Император был эстетом — он писал стихи, любил живопись и скульптуру, считал себя большим знатоком архитектуры (того, кто в этом однажды усомнился, он казнил). Адриан очень любил Грецию, и, как многие образованные римляне, предпочитал говорить и писать по-гречески. Он даже первым из римских императоров отпустил бороду, чтобы больше походить на грека.
Личная жизнь императора была своеобразной. Его не интересовали женщины (жена была ему просто «деловым товарищем»), зато очень привлекали симпатичные юноши. С одним из них, по имени Антиной, он познакомился в 123 году в Греции и с тех пор не расставался. Однако в 130 году Антиной, при непонятных обстоятельствах, утонул в Ниле во время их совместной поездки по Египту. Смерть Антиноя привела Адриана в отчаяние, которое приняло форму мании: он приказал жрецам обожествить Антиноя, астрономам — выделить на небе созвездие Антиной и начал расставлять его статуи по всей империи. Их было такое количество, что Антиной занимает третье место по числу сохранившихся до наших дней римских скульптурных изображений, уступая только Октавину Августу и самому Адриану. Немало статуй Антиноя было найдено и на вилле его обожателя, а также в её окрестностях.
После смерти Адриана вилла продолжала использоваться, но позже была заброшена и в Средние века превратилась в сельскохозяйственные угодья и карьер для добычи ценных строительных материалов. Грабить её начал ещё император Константин, забрав много художественных произведений для украшения своей новой столицы Константинополя. После повторного «открытия» виллы в 15-м веке её раскопки начали папы, прибирая к рукам все найденные произведения искусства. Особенно отличился в этом плане папа Александр VI Борджиа и затем кардинал Алессандро Фарнезе. Кардинал Ипполито д’Эсте, строивший неподалёку собственную виллу в 1550-х, отрядил своего архитектора Пирро Лигорио вывезти из виллы Адриана всё, что могло пригодиться для его проекта. Итальянскому государству вилла досталась лишь в 1870 г. До того момента оттуда успели вывезти более 300 произведений искусства (статуи, гермы, рельефы, скульптуры, мозаики), которые разошлись по частным коллекциям и музеям всего мира. Но хотя виллу энергично разворовывали почти две тысячи лет, все унести так и не смогли. То, что осталось, по-прежнему впечатляет, чем и хотим поделиться с читателями.
Первое, что видит посетитель после входа на виллу, это большой прямоугольный водоём. Здесь когда-то находилось Печиле (Pecile, № 3 на плане) — огромная площадь четырехугольной формы, украшенная в центре бассейном и окруженная портиком. Крытая колоннада вокруг бассейна использовалась для прогулок и физических упражнений. Название происходит от Stoà Poikìle («расписной портик») на афинской Агоре (политическом и культурном центре города). Адриан был грекофилом и воспроизвёл на своей вилле полюбившийся ему афинский портик, который увидел во время одного из своих путешествий.
Любопытно взглянуть на здания виллы на гравюрах Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778), выдающегося исследователя и коллекционера римских древностей, мастера офорта в жанре архитектурных пейзажей. Он единственный в своём роде художник, составивший цикл картин античных памятников, обнаруженных в его время. В частности, он выпустил многотомное издание офортов под общим названием «Римские древности» (Antichità Romane), содержащее изображения архитектурных памятников древнего Рима, включая и виллу Адриана.
Одно из наиболее оригинальных сооружений виллы под названием «Морской театр» (Teatro marittimo, № 7), возможно, было построено по проекту самого Адриана. Это была его частная «зона отдыха», расположенная на круглом острове диаметром 45 м, окруженном каналом с крытой колоннадой по периметру. На острове был построен полноценный жилой комплекс с атриумом, портиком, спальней, столовой и несколькими туалетами. Внутри были также термы, причем из фригидариума (бассейна с прохладной водой) был выход в канал, по которому можно было поплавать по кругу. Для доступа на остров использовался разводной мост.
Золотая площадь (Piazza d’Oro, № 14) считается одной из наиболее выдающихся построек виллы. Это большое прямоугольное пространство в её северо-восточной части размером 51×61 м с двойным портиком, состоявшим из 60 гранитных и мраморных с прожилками колонн. Вокруг этой площади располагались постройки императорского дворца, сейчас представляющие собой живописные руины.
Помимо солнце-нагреваемой бани, на вилле Адриана было ещё два расположенных рядом банных комплекса: Большие и Малые термы (№ 17–18). Почему два, существуют разные гипотезы — для императора и остальных, мужские/женские и т. п. Термы впечатляют, особенно Большие — настолько, что Малые мы даже не удосужились снять. Много бы дал, чтобы попариться в такой римской бане, которых уже полторы тысячи лет не строят.
Самый красивый объект на вилле Адрана, — безусловно, Канопа (Canòpo, № 20). Это длинный бассейн (120 м) между двумя возвышенностями с элегантной колоннадой по периметру, украшенной копиями знаменитых античных статуй. Идея создать Канопу возникла у Адриана после посещения Египта, где он увидел настоящую Канопу (Canopus, ныне — Абукир) — город в 19 км от Александрии, соединённый с ней каналом, по берегам которого располагались сады и храмы. Считается также, что этот комплекс был возведён Адрианом в память о своём возлюбленном Антиное, который утонул в Ниле во время поездки в Египет как раз недалеко от Канопы.
В заключение — несколько находок, сделанных на вилле Адриана и находящихся сейчас в Капитолийском музее Рима, составляя гордость его коллекции.
В 1999 году вилла Адриана была объявлена объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.