Нормальные люди этим маршрутом: Москва-Углич-Мышкин ходят (речники не любят слово «плавают», они ходят) летом, на комфортабельном теплоходе. Мы тоже когда-то были нормальными и прошли этот маршрут на майские праздники, но… не впечатлились. Было дождливо, серо, а может просто настроение было не то. Хотя «аттракцион» прохождения шлюзов на канале имени Москвы пользуется неизменным успехом у туристов.
Спустя время решили повторить этот маршрут зимой (ну, про нормальность написано выше, вы поняли).
Зимой всё выглядит совсем по-другому. Возможность дойти до колокольни пешком по льду отдаёт балабановским «Я тоже хочу», в переводе на русский — возможностью прикоснуться к чему-то очень важному, почти сакральному, но к которому путь пусть и короток, но сложен, по льду ведь, аки посуху).
В Угличе — всё предсказуемо: убиенный малолетний царевич — главный бренд города. Но справедливости ради — история малолетнего царевича Димитрия в исторических декорациях — трогает до слёз. Наверное, в любые волжские города нужно приезжать летом, тут тебе и Волга, и набережная, но зимой тоже есть своё очарование.
Центральное место Углича — Успенская площадь. Здание Городских присутственных мест в стиле классицизма было выстроено в 1813–1815 годах.
Вид на Храм Казанской иконы Божией Матери и часовню Александра Невского.
Пристань
Дом купцов Евреиновых (начало XX века). Дом купцов Евреиновых был и остается самым внушительным зданием в городе. С 1911 года в доме действовал кинематограф с одной из первых в городе электростанций.
Вид на Богоявленский собор.
Визитная карточка Углича — Церковь Димитрия на Крови. Сооружение церкви началось в 1681–1682 годах. Здание типа «корабль» декорировано в нарядной манере конца XVII века (в стиле Нарышкинского барокко).
В церкви сохранились росписи второй половины XVIII века
На обращенной на запад стене вместо Страшного суда изображено убийство Царевича Димитрия.
Предполагается, что роспись выполнена артелью московского подрядчика Сапожникова в 1772 году.
Барочно-рокайльный декор иконостаса
Росписи в трапезной
В храме находятся вещи, с помощью которых переносили в Москву тело царевича Димитрия: носилки, рака, слюдяной фонарь 17 века.
Такой интересный пол в этой церкви
Главное сооружение угличского кремля — Спасо-Преображенский собор — отличается ясной монументальностью форм. Он возведен крепостными мастерами во главе с Григорием Федоровым в 1706 году. Отдельно стоящая колокольня построена в 1730 году.
В 1813 году собор был расписан под руководством крепостного живописца Т.Медведева. Художники полностью перешли от традиций древнерусской стенописи в русло академического искусства. Пятьдесят пять композиций, обходящих в четыре яруса стены, выполнены по образцам позднего Возрождения и барокко.
Ещё один монастырь — Алексеевский. Монастырь был основан в 1371 году и сначала назывался Успенским. Алексеевским он стал называться с 1439 года в честь святителя Алексия.
Первые упоминания о каменных постройках монастыря относятся к концу XVI века. Церковь Иоанна Предтечи, построенная в 1681 году.
В 1608–1612 годах, во времена польско-литовской интервенции, монастырские здания были разрушены и сожжены. Около пятисот жителей Углича стойко сражались за деревянными стенами монастыря. Считается, что в память об этом подвиге в 1628 году была воздвигнута Успенская церковь, за свою красоту названная позднее Дивной.
Далее по курсу — Мышкин. И вот тут нам очень понравилось. Такой патриархальный, занесённый снегами волжский городок, где люди решили сделать ставку на туризм и им это удалось. К слову сказать, весь этот «мышиный» бренд начался с детского краеведческого музея аж в 1966 году, а «мышиным» он стал в 1991 году (для тех кто не был октябрёнком — тоже очень давно).
Зимняя набережная с неизменной ротондой.
Кафедральный собор Успения Божией Матери — старейший в Мышкине. Его возведение пришлось на 1805–1820 годы, а спроектировал его итальянец Иоганес Манфрини.
Внутренний дворик дома купца Тимофея Васильевича Чистова. Построен в 30-40х годах XIX века. Наследники купца, по отцовскому завещанию, за символическую плату передали особняк городу — под больницу, и переселились в деревянный флигель, в котором прежде жили приказчики.
Дом купцов Столбовых, сейчас районая прокуратура.
Это не свалка металлолома, как может показаться на первый взгляд, а музей уникальной техники Мышкинский СамоходЪ.
Собор Николая Чудотворца — самая старая каменная постройка Мышкина. Он старше самого города — Никольская церковь в селе Мышкино была построена в 1766 году, а статус города присвоен в 1777 году.
Кому экскурсии, а кому рыбалка. Волга, как-никак).
Экскурсоводом у нас был мальчик (для понимания — для нас все, кто моложе 40-ка — мальчики, но ему было реально лет 18–19). Кстати, это уже тенденция (что не может не радовать), среди провинциальных экскурсоводов регулярно встречаются молодые ребята. Можем вспомнить молодого экскурсовода в музее Куприна в Наровчате, молодого человека в Горенках (Московская область). Мальчик на наш вопрос о его возрасте ответил, что начал «экскурсоводить» в детском возрасте, в музее Мыши, играл мышат, ну и заигрался).
Туристическо-образовательный комплекс «Мышкины палаты» открыли в 2008 году.
Музей «Русские валенки». В тему: не так давно посетили действующую фабрику по производству валенок в городке Солигалич, очень интересно.
Хотя и не так красиво. Но одно дело смотреть на чесальную машину как на экспонат, и совсем другое видеть как она реально работает.
Запомнился один момент. Водят по очередному музею, связанному с мышами (а там всё так). Заводят в амбар, где «сидят» ростовые куклы в костюмах мышей. Все рассаживаются по лавкам, слушают экскурсовода, потом начинают фотографироваться с куклами. И в момент фотографирования одна «кукла» оживает (остальные действительно куклы). Визгу, крику, почти до обморока. Молодцы).
Следующая точка по программе — Мартыново. Это деревня в Ярославской области, которая является центром компактного проживания кацкарей: субэтнической группы со своим специфическим диалектом.
Музей кацкарей — это не только деревенская изба с предметами крестьянского быта, но и подлинные дворовые постройки с живностью в стойлах, а также обеденная изба, где туристов потчуют блюдами, приготовленными в печи и деревенскими соленьями (вроде бы всё просто, но очень вкусно).
Мы не очень любим все эти этнографические представления с последующим вовлечением. Это модно, это даёт дополнительный заработок музеям, но не все готовы добровольно в этом участвовать. А вот в Мартыново всё проистекало очень органично.
Обстановка 30-х, а то и 20-х годов. Очень много старых фотографий. Причём, фотографий именно жителей этой деревни.
Некоторые перлы (из их, может быть выдуманного языка) вспоминаем по сей день. И артистичность тоже никто не отменял.
Потом почитали: филологи этот диалект отрицают и порицают, но как же у них это классно).