У меня в Амьене была небольшая пауза между 14-часовым автобусным переездом от дома и 2-часовым переездом в Руан. Но начну по порядку. В этом году, наконец-то, меня порадовала посещением моя дубайская коллега — подруга. И нам надо было как-то провести свой отпуск, при этом совсем не хотелось готовиться к какой-то поездке, да и времени не было. И организовывать что-то не хотелось. Решили выбрать такой вариант: заказываем русскоязычный автобусный тур, и если экскурсии понравятся — будем ходить с группой, если нет — используем автобус, как транспорт и гуляем сами. Первая остановка и экскурсия была в Амьене, после которой был применен второй вариант — гуляли сами.
Город старый, еще в доисторические времена на этом месте на реке Сонна селились люди. Сегодняшний пригород Амьена, Ашёль, дал название культуре времен палеолита — Ашёльской.
Великий Цезарь упоминает его в своих «Записках о Галльской войне». Тогда Амьен назывался Самаробрива, или, по-просту — мост через Самару. Римляне к Самаробрива добавили «Амбианская», по названию галльского племени амбианов, живших здесь до римлян.
В 4 веке городское население начало христианизироваться, епископ Фирмин Амьенский становится первым епископом Амьена и приносит христианство в Пикардию.
Но, с учетом стратегически важного расположения — на полпути между Парижем и Лиллем, ни один завоеватель и ни один военный поход не проходил «мимо» Амьена, все — «через» него. Норманны дважды в 9 веке разграбили и сожгли Амьен.
Во времена Средневековья Амьен завоевали графы Вермандуа, позже — графы Амьенуа включили его в свое графство. В конце 12 века город присоединился к Королевству Франции, а в 15 веке принадлежал Бургундским Нидерландам.
В 16 веке граф Фуэнтеса Педро Энрикес де Асеведо, командовавший испанскими войсками, придумал как взять Амьен без боя — он переодел своих солдат местными крестьянами, которые принесли продавать на рынок корзины яблок и орехи. Представляю, армию с корзинами яблок! Городские жители открыли ворота, тут-то испанцы и захватили Амьен, ворвавшись в ничего не подозревающий город.
После полугодовой осады Амьена, Генрих IV смог вернуть Амьен Франции. В 1802 году именно здесь был подписан Амьенский Мир, но он продержался недолго — во время Франко-Прусской войны в 1870 году немцы захватили город.
Амьен пострадал в обеих мировых войнах, в ПМВ разрушено было почти 60% построек, это 10 000 домов. Но, дважды будучи в десятки километров от Амьена, немцы не захватили город.
Не успели полностью отстроить — началась ВМВ и доразрушали все остальное. Так что, почти все, что мы видим сегодня — восстановлено и отреставрировано. Но очень аутентично и с большой любовью.
Я полагаю, большинство путешественников проезжали бы Амьен мимо, если бы не его знаменитый собор. Но, тем не менее, погулять по городу тоже интересно было.
Сильно пострадавший во время двух мировых войн Амьен не вызывает восторга с первого взгляда. Однако, первое впечатление обманчиво. Стоит увидеть отреставрированный Сен-Лё, живописный средневековый квартал с сетью каналов, расположенный к северу от собора.
В анале стоит человечек в воде, так и хотелось пролезть к нему, сфотографироваться, но погода явно была не для купания, чувствовался север. А вот студенты лазают и переодевают этого молодого человека, установленного еще в 1993 году именно на радость молодежи. Так и называется — «Человек на буйке».
А смотрит этот молодой человек на два здания напротив, на одном из которых прилеплена мадам в бирюзовом (не знаю почему, но амьенцы считают, что это зеленый цвет — «La femme a la robe verte».
А сбоку от мадам в «зеленом» — месье в красном. Здесь вопросов по поводу цвета не возникло — L,homme a la chemise rouge.
Пока ехали в автобусе, еще и дождь немного застал, но во время прогулки повезло. Главный железнодорожный вокзал Амьен Нор и автовокзал находятся на прямоуголной площади А.Фике. Со зданием железнодорожного вокзала совмещен двухэтажный торговый комплекс. Но, бы на туристическом автобусе, нас высадили в другом месте.
Центр города — это огромный (нет, не огромный — огромнейший!) собор Нотр-Дам, самое большое готическое строение во Франции. Но он привлекает внимание не только и столько размерами, сколько своей необычайной однородностью. Ведь обычно, соборы, строящиеся веками, очень экектичны. Строительство амьенского собора началось в 1220 году под руководством архитектора Робера де Люзарша. К 1269 году не были построены разве что вершины башен, что, таким образом, и помогло избежать собору влияния последующих архитектурных веяний, которые сказались на «чистоте» аналогичных построек.
Перед собором скульптура епископа. Помимо того известного епископа Фирмина, который крестил Амьен, в городе есть еще и свой святой — епископ 6 века — Гонорат Амьенский (Гонорий, или Оноре). Его почитают и в католической, и в православной традиции. Он является святым покровителем Амьена, всей Пикардии, а заодно пекарей и булочников, и один из моих любимых тортов — Сент-Оноре — назван в честь него. Интересная легенда, согласно которой он и стал покровителем кондитеров, рассказывает о том, что когда его няня пекла хлеб, маленький Оноре заявил, что станет епископом. Это было столь странно, что няня воскликнула: «Ты станешь епископом не ранее, чем на моей лопате для пирогов расцветут листья». Она закончила выпечку и воткнула лопату в землю, а спустя некоторое время из черенка выросло тутовое дерево и заплодоносило. Когда епископ Амьена, наставник Оноре, умирал, он сделал Оноре своим преемником, но молодой человек из скромности отказался. Но, перед собором, в присутствии горожан, на его голову упал луч света и люди решили, что это елей, и Оноре рукоположен в епископы самим Богом. За время своего епископства он творил чудеса, нашел утраченные мощи некоторых святых, и умер в возрасте 90 лет. Его мощи хранятся в соборе Амьена.
Сбоку от собора — информационный центр для туристов. И отсюда же отправляются многочисленные туристические паровозики.
К северу от собора находится квартал Сен-Лё, примечательный сетью каналов и построенными во фламандском стиле коттеджами. Он когда-то был центром процветающей текстильной промышленности Амьена.
Город все еще сохраняет свои лидирующие позиции в производстве бархата, но сами фабрики переехали в пригород, оставив Сен-Лё спокойно доживать свой век, пока на горизонте не появились инвесторы. Они со вкусом отделали местные трущобы, а на мощенных улочках и набережных потихоньку начали появляться рестораны и клубы.
Полистайте и посмотрите на эти восхитительные цветнве домики — глаз радуется.
И не менее хороши красные кирпичные. И те, и другие напоминают о Нидерландах.
На краю города, а именно на болотистых местностях с невероятно плодородными землями, используемыми для выращивания овощных культур, каналы до сих пор выполняют полезную функцию. Эти земли были подняты из болот, образовавшихся в связи с медленным течением реки Соммы. Фермеры по сей день, все еще доставляют на лодках свою продукцию, выращенную на таких огородах, в город, на рынок в субботу утром. Этот рынок называется «рынком на воде» и находится на берегу реки у площади Пармантье.
Амьенская колокольня — Беффруа, была построена в середине 15 века, ее высота 52 метра. Она, как и Собор, относится к объектам Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
А вот такие надолбы — это интересно. Защита от пьяных мужчин: если они перепутают угол дома с туалетом, то случатся брызги, прямо на писающих мальчиков дяденек.
В этом районе имеется и своя церковь, которую полностью затмил Кафедральный собор. Тем не менее, это тоже пламенеющая готика, построена она была в 15 веке.
Почти каждый уважающий себя европейский город должен носить следы римлян, вот и Амьен обнаружил остатки римского форума, но, раскопав их, и полюбовавшись ими, вновь закопали. Для тех, кто сомневается в присутствии римлян, вон, под стеклом можно полюбоваться камнями.
Фонтан Весны, посвященный женским персонажам в произведениях Жюля Верна. Он писал приключенческие романы, действие которых происходило иногда в довольно опасных странах. Автор говорил, что именно поэтому в его романах было меньше женских персонажей, чем мужских. Есть даже большие романы без женских персонажей вообще, такие как «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров», и «Робур Завоеватель». Эти произведения отражают свою эпоху, в которую женщины не играли заметной роли. Однако в его романах есть несколько замечательных женских персонажей, таких как знойная Ауда в «Вокруг света за 80 дней», очаровательная Ле-У в «Невзгодах китайца в Китае», мечтательная Хелена Кэмпбелл в «Зеленом луче», отважная Долли Браникан в «Госпоже Браникан», соблазнительная Стилла в «Карпатском замке» или пугающая Сангарра в «Михаиле Строгове». Несколько молодых женщин также нашли свою любовь в конце романа, например, Мэри Грант в «В поисках отверженных», Надя Федор в «Михаиле Строгове», и Нелл в «Дитя пещеры». Но точно можно сказать: страстная любовь редко является центральным аспектом его рассказов.
В 1889 году Жюля Верна посетила молодая американская журналистка Нелли Блай, которая пыталась повторить подвиги Филеаса Фогга в «Вокруг света за 80 дней», она приехала в Амьен 22 ноября 1889 года.
Муралов в Амьене не очень много, но они яркие и красивые!
Здание мэрии было возведено в 17 веке, а после бомбежек мировых войн восстановлено. Сегодня перед театром устанавливали эстраду для какого-то мероприятия.
И рядом — прекрасная площадь, накрытая зонтиками. Мне очень нравится мода на такой декор.
Культурный центр неожиданно «вырастает» — современный и очень интересный.
Перед зданием культурного центра забавный «Крылатый носорог», созданный по эскизу художника Мартина Диппеля. Это подарок города — побратима Амьена — Дортмунда, подтверждающий франко — германскую дружбу, созданная и подаренная в честь 60-летия побратимства. Проект был реализован студентами второго курса Художественной школы Эдуарда Бранли Амьена в сотрудничестве с учениками Вестфаллен — колледжа в Дортмунде.
Памятник Жюлю Верну мы, все же, увидели, хотя это был небольшой бюст, я ожидала чего-то более значительного. Ведь по всем опросам Верн входит в десятку самых знаменитых людей Франции всех времен (французским опросам). Установлен он перед домом, в котором писатель прожил 18 лет, и в котором сегодня открыт музей Жюля Верна. Я всегда удивляюсь: какие у него была фантазия и воображение! Ведь он описывал то, чего никогда не видел и многое из того, чего еще вообще не было. Свое первое путешествие Верн совершил в Лондон, и ему к этому моменту было уже 30 лет.
Кстати, в Амьене родился и жил еще один известный французский писатель, Шодерло де Лакло. И если эта фамилия многим ни о чем не говорит, то его роман «Опасные связи» многие читали или слышали о нем.
Если у вас больше времени, чем то, которым располагали мы, то можно сходить в Музей Пикардии, полюбоваться работами Эль Греко, Курбе и другими авторами, а заодно коллекцией древнеегипетского и античного искусства. Основал музей Жюль Верн (он вообще много хорошего для развития Амьена сделал), и он считается одним из крупнейших провинциальных французских музеев.
Цирк имени Жюля Верна, построенный в 1889 году в стилях историзма и неоклассицизма, мы увидели уезжая, из окна автобуса.
Моя коллекция фото-скамеечек пополнилась вот такими экземплярами.
А это местные жители или туристы, самые милые!
Вот эти — точно местные! У меня дома точно такие два красавца живут в гостевой спальне.
Вообще, в общем впечатлении о городе, мне показалось, что при не самых ярких постройках (кроме одного квартала), очень яркий декор и всевозможные мелочи, вот так оформлен один из ресторанчиков:
По всему городу есть карты исторической части и указатели для туристов.
Всем спасибо за внимание, много интересных путешествий! А я еще обязательно приеду в Пикардию.