И дым Отечества и сладок и приятен
Что в имене твоём — БОРАТЫНСКИЙ?
Боратынские привезли в Казань чистоту вкуса и чистоту тела (бани). И это на полном серьёзе.
Знакомство с именем Боратынского у меня началась не с музея, простите, а со здания бывших бань Боратынских на Булаке.
Несмотря, что родилась в Казани и жила там до начала 1990-х, я, странным образом не проявляла заинтересованность к особняку на углу улиц в моём любимом зелёном, аристократичном районе Казани. И проходила я его часто, спеша на работу в школу 116, на Жуковского. В этом году имя Боратынского замаячило у меня в планах из-за того, что было интересно узнать историю здания, что я снимала помещение для своего юбилея.
Так, я узнала, что на ул. Лево-Булачная, 52 располагались бани Боратынского, младшего сына знаменитого поэта. В этой бане были «бани номерные и ванны, дворянские и общенародные». Баня Боратынского работала и в советское время. Николай Евгеньевич Боратынский часто публиковал о своей бане объявления в газетах: «Имеются мраморные ванны и все необходимые принадлежности». Он занимался не только городским хозяйством, но и общественной деятельностью, устройством школ. Он являлся предводителем дворянства Казанского и Царевококшайского уездов (1865–1872), депутатом Казанского уездного собрания, председателем Попечительного совета Мариинской гимназии (1865–1882).
В доме, где жила семья Боратынских, создан единственный в России, литературный музей поэта Евгения Абрамовича Боратынского. В этот музей я и отправиась, изучить личность Евгения Боратынского. Получилось, что к нему меня направил сын его. И открыла я для себя новое место — образец высокого стиля, вкуса и поэтики и я была рада этому открытию.
Именно Николай Евгеньевич Боратынский вместе с братом Львом подготовил к изданию собрание сочинений Е. А. Боратынского с письмами и комментариями. В усадьбе Боратынских на Большой Лядской улице хранился казанский архив поэта — одно из самых полных собраний его рукописей и книг. Его жена — дочь ученого-востоковеда А. К. Казем-Бека Ольга Александровна (1844–1918).
Благодарности энтузиасту, преподавателю русского языка и литературы казанской средней школы № 34 Вере Георгиевне Загвоздкиной, кто стоял у основания самой музейной коллекции. Думаю, Боратынские все ей очень признательны. Она сумела открыть окно в изящество слога, образа мыслей, хорошего вкуса семьи Боратынских.
Жизнь трех поколений потомков Евгения Боратынского была связана с этим домом. Природа наградила потомков поэта многими талантами: они писали стихи, прекрасно рисовали, сочиняли музыку.
В вестибюле мы слышим в аудио-гидах утверждение:«Музей Боратынского — единственный в России музей, посвященный Евгению Абрамовичу Боратынскому, великому поэту-философу золотого века, мастеру элегии, другу Александра Пушкина».
Хотя музей посвящён Евгению Абрамовичу Боратынскому, он охватывает историю семьи, нескольких поколений Боратынских.
В музее — высокие потолки, белые колонны, проходной коридор, потолочная лепнина, печь с затейливыми изразцами. Воссоздана гостиная, в которой встречали именитых гостей — Бунина, художников Фешина и Фомина. Стихи Евгения Боратынского проникнуты классицизмом и атрибуты интерьера тоже классические, элегантные.
Голубая комната.
Здесь проникаешься романтической атмосферой старинной дворянской усадьбы
Книжный шкаф сделан в стиле «жакоб».
Одним из покровителей молодого таланта был знаменитый поэт Василий Жуковский. Рядом с портретом Василия Андреевича размещены три его офорта из серии «Виды Царского Села».
«Певец Пиров и грусти томной» — в этой пушкинской цитате современники легко угадывали название популярных финляндских поэм Евгения Боратынского: «Пиры» и «Эда», первое издание которых представлено в витрине. «Вот новая поэма Боратынского. Это образец грациозности, изящества и чувства. Вы будете от нее в восторге», — делится своими впечатлениями Александр Пушкин.
Изящный язык был несомненно у Е. Боратынского.
Евгений Боратнский, как и его друг Александр Сергеевич Пушкин прожил недолгую жизнь — 44 года. А вы знаете, что Пушкин соревновался в литературном слоге с Боратынским?
Прочтите «Эллегию» Е. Боратынского. Ею восхищался Пушкин и признавал подход Боратынского как лучший, самый правильный в то время.
Нет, не бывать тому, что было прежде!Что в счастье мне? Мертва душа моя!
«Надейся, друг!» — сказали мне друзья.
Не поздно ли вверяться мне надежде,
Когда желать почти не в силах я?
Я бременюсь нескромным их участьем,
И с каждым днем я верой к ним бедней.
Что в пустоте несвязных их речей?
Давным-давно простился я со счастьем,
Желательным слепой душе моей!
Лишь вслед ему с унылым сладострастьем
Гляжу я в даль моих минувших дней.
Так нежный друг, в бесчувственном забвенье,
Еще глядит на зыби синих волн,
На влажный путь, где в темном отдаленье
Давно исчез отбывший дружний челн. 1821 г.
Пушкин писал: «Никто более Боратынского не имеет чувства в своих мыслях и, вкуса в своих чувствах».
Розовая комната — «благодать семейного счастья»
В мемориальном «казанском кабинете» Боратынского — письменный стол поэта. За этим столом, по семейным преданиям, были созданы такие шедевры, как элегия «На смерть Гете», «Бывало, отрок, звонким кликом…», «В дни безграничных увлечений…», «Мой Элизий», «Где сладкий шепот».
На столе — лампа-бульотка, рядом — два ампирных мемориальных кресла и семейная реликвия — «Портрет молодого человека из семьи Боратынских». Над столом — портрет семейства Энгельгардт. В витрине представлены предметы из мемориальной коллекции поэта.
Зелёная гостинная.
«Свой шум споров и музыки, разговоров о прочитанных книгах, о России и ее будущем, о ницшеанстве, о толстовстве, о религии» — из воспоминаний Ольги Ильиной-Боратынской.
При Боратынских дом стал культурным центром Казани, его гостями в разное время были самые большие знаменитости.
Среди раритетов экспозиции — «пушкинский» столик с секретом, за которым работал А. С. Пушкин во время посещения Казани, мемориальные бытовые предметы и прижизненные издания произведений Е. А. Боратынского; коллекция предметов из дома поэта барона А. А. Дельвига, офорты, сделанные рукой В. А. Жуковского. Среди живописных работ — портрет молодого человека из семьи Боратынских кисти неизвестного художника школы В. А. Тропинина, морской пейзаж и виды Неаполя, привезённые Боратынскими из Италии.
На небольшом подиуме — стол-бюро из дома Энгельгардтов, за которым, по семейному преданию, Пушкин делал записи в дорожной тетради. Посетил известный поэт Боратынских 5—7 сентября 1833 года.
В составе коллекции сейчас нескоько личных вещей Е. А. Боратынского: бювар, подсвечник, лампа, книги, предметы обстановки из дома поэта в Казани и Каймарах, картины, купленные поэтом в Италии, акварели, написанные его дочерью; личные вещи А. А. Дельвига; коллекция мемориальных вещей А. К. Казем-Бека, известного российского востоковеда (фотографии, письма, книги, документы, вещи); карандашный прижизненный портрет Л. Н. Толстого, выполненный К. Н. Боратынской, внучкой поэта; автографы A. М. Горького, С.Рачинского, B.Бонч-Бруевича, Н.Обуховой, А.Жемчужникова; работы художников Казанской художественной школы начала 20 века А.Фомина, Н.Сапожниковой, А.Денисова и другие экспонаты.
Мемориальные коллекции поэта, членов его семьи, дружеского окружения позволяют познакомиться с биографией и творческими поисками Евгения Боратынского, драматической судьбой его правнучки, писательницы и поэтессы Ольги Ильиной-Боратынской, представить род Боратынских как значимое культурное явление, отразившее преемственность золотого и серебряного века отечественной литературы и истории.
Белая зала — «Центр Вселенной»
До революции в усадьбе Боратынских устраивались балы, театрализованные представления, литературные вечера. Сюда по почте приходили журналы и книги из Парижа.
В бальной Белой зале музея уместно вспомнить о правнучке Евгения Абрамовича — Ольге Александровне Ильиной-Боратынской, которая жила в этом доме. Ольга Александровна известна как поэтесса серебряного века и писательница русского зарубежья. Она прожила долгую жизнь, родилась в 1894 году, почила в бозе в 1991-м. О. А. Боратынская-Ильина эмигрировала в США, там написала
«Зала была центром вселенной. Земная ось проходила из мировых недр прямо в середину этой комнаты, где паркет был выложен звездой под большой люстрой» (Из автобиографического романа «Dawn of the eighth day» (1951). Русский перевод романа «Канун восьмого дня»)
В этой длинной, белой зале
Были темные портреты,
Были белые колонны
И лепные потолки,
И пришельца окружали
Стародавние заветы,
Эти стражи просветленно-
Поэтической тоски
Голубая комната
Чистота вкуса — Веждчвуд
П6осуда легендарной английской марки Wedgwood (Веджвуд) является признанным образцом стиля и качества. Этот фарфор безупречен и не подвластен времени, он не стареет и не выходит из моды. Фирма была основана Джозайей Веджвудом (1730–1795) в 1759 г. Вершиной мастерства Веджвуда стало создание яшмового фарфора, под названием джаспер, сочетавшего в себе прочность и удивительную прозрачность.
Пристрастие к английским вещам, тяга ко всему английскому как особое художественное ощущение стремительно дошли в привычку у аристократов России в начале 19 века.
Этот сервиз выполнен из голубой яшмовой массы и украшен белыми барельефами, выполненными по эскизам художницы-любительницы леди Элизабет Темплтон (1747–1823). Изделия с подобными изображениями составили серию под названием «Домашние занятия».
А какой фарфор! Какая посуда!
Самой характерной для этой эпохи категорией, посредствовавшей между природой и этикетом, между интуицией и рассудительностью, была категория вкуса.
В этом зале воссоздана обстановка, в которой родилась и выросла писательница и поэтесса XX века Ольга Ильина-Боратынская, правнучка Евгения Боратынского, и где разворачивались события ее автобиографического романа «Канун Восьмого дня». Художественный текст романа представлен экспонатами из казанского архива семьи и мемориальной коллекцией О. А. Ильиной-Боратынской.
Может когда-то нам будут близки размышления Боратынского по поводу чувств. Может мы будем изящно мыслить, не искусственным интеллектом, не косным языком экрана, а языком, близким природным ручьям, возвышенным мечтаниям?!
«Немногим избранным понятен
Язык поэтов и богов.« — но мы попробуем понять…
Музей приятный, стильный, воздушный. Нет грузности позднего 19 века, есть начало его с прекрасной стильностью, элегантностью, изяществом, даже если вы не совсем понимаете или любите поэзию. Приходите отдохнуть душой и пругуляться после комнат, залов по терассе, по благоухающему саду.
Причина — почему ещё необходимо включить этот музей в программу знакомства с Казанью ещё и потому, что эта усадьба-музея является последней в Казани деревянной дворянской усадьбы, построенной в начале 19 века. Сайт музея:
boratynskiy.tatmuseum.ru/ Первый вторник месяца — вход в музей бесплатный.
С уважением,
Татьяна Уайт.
Сентябрь 2024 г.