Выставка «Парадокс береговой линии» подводит итоги одноименной программы, которая прошла весной 2024 года в Петропавске-Камчатском. Тот, кто живет в тех краях, возможно ее видел. Да им, в принципе, наверное, она будет неинтересна: они все видят воочию каждый день и каждый час.
Выставка проходит на втором этаже культурного пространства ГЭС-2 (как туда попасть и что смотреть — уже написала). Здесь будет обзор экспонатов камчатской выставки: живопись и скульптура, диафильмы и фильмы, история и современность. Все о Камчатке.
Формально, Камчатка — это полуостров, но из-за размеров создается впечатление, что это остров.
Труднодоступный край, куда из Москвы лететь 8–9 часов, уникальное и заповедное место, куда попасть (так мне кажется, хочет всякий любитель путешествий — я в их числе). А может и не каждый, край-то суровый.
Продолговатое и длинное выставочное пространство имеет три ряда экспонатов, начала по часовой стрелке обходить и смотреть экспонаты, раскрывающие с разных сторон феномен «островной» идентичности Камчатки.
Начинает экспозицию слепок посмертного захоронения Витуса Веринга (верхняя, средняя и нижняя части), представленная Государственным биологическим музеем имени К. А. Тимирязева.
Витус Беринг (1681–1741) — мореплаватель, его имя тесно связано с освоением Камчатки. В 1725 году датчанин, приглашенный Петром 1 на службу, он отправился в этот малоизученный район и опроверг теорию о том, что между Евразией и Америкой есть сухопутный маршрут. Материки разделяет пролив, названный потом Беринговом проливом.
В честь Беринга названы Берингово море, остров Беринга в составе Командорских островов, да и Командорские острова названы в честь Беринга, которого моряки звали Командором; ледник Беринга на Аляске.
Беринг руководил двумя Камчатскими экспедициями. Первая длилась с 1725 по 1730 год и в результате исследованные районы были картографированы, был открыт пролив между Северной Америкой и Евразией, но это было не одно открытие (они следовали одно за другим) : Залив Креста (на Чукотке), Карагинский залив (на Камчатке), бухта Провидения и многое другое.
Вторая Камчатская экспедиция длилась 10 лет с 1733 по 1743 год. Ее именуют Великой Северной, Сибирско-Тихоокеанской и просто Северной. В результате были собраны ценные сведения, которыми до сих пор пользуются многие ученые мира. Для Беринга эта экспедиция стала фатальной. На одном из островов, которые потом назвали Командорскими, он умер в возрасте 60 лет.
Беринга вспомнили, дальше идем смотреть кино, документальное кино на нескольких экранах и посвящены они изучению вулканов Камчатского полуострова.
Точное количество вулканов на Камчатке даже исследователи не знают: приблизительно 20 действующих и около 160 потухших. Камчатские вулканы включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Самый высокий Ключевская Сопка (4750 метров), самый активный — Карымская Сопка (1486 метров), одним из самых живописных считают Корякскую Сопку.
Фильмы эти не только об открытиях, но и о специфике жизни вулканологов и их особом мирощущении.
В одном из фильмов демонстрируют съемки, сделанные в ходе экспедиции геолога Бориса Пийпа (1906–1966). Первый директор Института вулканологии на Камчатке, он посвятил этому региону практически всю жизнь.
Еще один сюжет — о роли женщины в изучении этого региона. Это рассказ от первого лица Софьи Набоко (1909–2005) от выдающегося геолога и вулканолога. В фильме упомянуты Татьяна Устинова (1913–2009) — она открыла Долину гейзеров; вулканолог Алевтина Былинкина (1921–1951) — она трагически погибла под камнепадом; Галина Санько (1904–1981) — корреспондент журнала «Огонек» и известный фотограф.
Еще на одном экране можно увидеть полевые работы на Толбачике (1995 год). Где еще такое увидишь — Толбачик один из самых активных вулканов.
Вулканы посмотрели, идем смотреть кто населяет Камчатку.
Если у нас школьникам, сидящим на последних партах, кричат: «Эй, на Камчатке!», то здесь это звучита так: «Эй, в Калининграде!». Вот так-то.
А живет здесь больше всего русских. Численность населения всего края в пределах 300 тысяч. За русскими следуют по численности украинцы, белорусы, татары и на последнем месте коренное население. Алеуты — самый исчезающий народ.
Портреты алеуток в графическом исполнении можно увидеть на выставке.
Сергей Пасенюк (год рождения 1954) — художник, яхтсмен, писатель, а в прошлом охотник-промысловик в 1970-х годах поселился на Командорских островах. Он живет на острове Беринга, ведет отшельнический образ жизни и изредка принимает гостей.
Его работы (всего их 9) посвящены Командорским островам (Бухта Перегребная, Лунная ночь в бухте и другие), но решила запечатлеть парочку портретов этого народа.
Кроме алеутов коренным народом на Камчатке считаются: коряки, чукчи, ительмены и эвены.
В этих ящиках расположили офорты, посвященные Камчатке и выполненные Фридрихом Генрихом фон Киттлицем — это немецкий орнитолог и художник участвовал в кругосветном путешествия мореплавателя, исследователя Арктики, основателя Российского географического общества Федора Литке (1797–1882) Экспедиция проходила в 1826–1929 годах и была одной из значимых в 19 веке.
Барон фон Киттлиц изобразил лесные заросли в верховьях реки Камчатки, хвойный лес, лес в горах — жаль, что нельзя их показать, там они, внутри. Природа края выглядит никак не суровой, а больше — умиротворенной. Ученый подробно исследовал остров и привез множество материалов, в том числе сведения более чем о трехстах птиц, среди прочего о белоплечном (камчатском) орлане.
Экспонаты представлены Государственным музеем-заповедником «Павловск».
Далее опять кино: три видео минут на 20. 1. Камчатка глазами натуралиста. 2. Родовая песня Йосифа Жукова. 3.Песнь о лососе. Эти фильмы представлены на выставку студией «Дар» и показывают Камчатку как туристическое место: океанические и горные пейзажи, реки и озера, идущие на нерест лосось, дикие звери, коренные жители, хранящие свои традиции. Йосифа Жукова называют легендой Камчатки, он был солистом корякского ансамбля «Мэнго». Кстати, фильм «Родовая песня Йосифа Жукова» можно посмотреть на Ютубе (очень красивое небольшое видео).
Эти детские рисунки, сделанные корякскими детьми на уроке, стали предметом этнографического исследования. Дети изобразили повседневность своего народа (охоту, езду на упряжках, выпас оленей и так далее).
Модели бюста коряка и корячки. Эти видео представлены Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук. Модели выполнены при помощи искусственного интеллекта.
По своей форме бюсты коряков напоминают римские скульптурные портреты: так изображали важных римских деятелей.
Панно посвящено также коренным жителям Камчатки, ну и понятно кому еще.
Афанасий Кирхер. Разрез земли со схемой движения огня к вулканам. 17 век. Бумага, резец.
Экспонат представлен Ивановским областным художественным музеем.
За что люблю такие тематические выставки, так это за то, что экспонаты привозят из разных уголков страны, куда ты, может быть, и не выберешься.
В своей работе «Подземный мир» немецкий ученый с русским именем Афанасий Кирхер (1602–1680) выдвинул несколько гипотез о природных явлениях, в том числе о вулканической активности. По мнению Кирхера, огонь из костра-ядра путешествует внутри планеты по каналам и огненным озерам, периодически извергаясь.
После небольшой научной информации смотрим корякскую одежду. Немножно нелогично, но так расположили экспонаты.
Очень даже симпатично. Зарисовки сделала Елизавета Аксельрод. Экспонаты предоставлены Всероссийским музеем декоративно-прикладного и народного искусства.
Олег Терский. Камчатская геральдика. 2024. Керамические кружки представлены автором.
О.Терский художник из арт-общества «33+1», живет во Владивостоке.
В рамках программы «Парадокс береговой линии» художник провел мастер-класс по геральдике в Камчатском краевом объединенном музее и вот что получилось.
Гавриил Гайдукевич. Из серии «Из истории Петропавловской судоремонтной верфи». На первой фотографии изображен сверловщик Бакунин Г.Д, выполнивший план пятилетки за три года. 1948 год. Евлампий Пономарев — механик и ветеран верфи. 1962 год. Третий и четвертый ряд фотографий — заслуженные учителя. 1959 год. Фотолетопись верфи составил Гайдукевич Г. (1911–1996). Давно нет в живых автора и этих работников, но остались образцы типичной советской репортажной фотографии.
Эти черно-белые снимки из собрания Российского этнографического общества показывают Камчатку конца 19 века и первой половины 20 века: обледенелый берег Камчатки, южная часть Усть-Камчатска после землетрясения и другие показывают природный ландшафт полуострова.
Посетителей на выставке было немного, но те, кто пришел, с интересом всматривались в привезенные из разных музеев страны экспонаты.
Александр Белашов. Возвращением потерявшегося. 1970. Бумага, тушь, карандаш. Несколько работ представлено сыном скульптора Александром Белашовым. Выбрала одну. Этот блок посвящен фауне Камчатки.
Немного об А.Белашове (1933–2011) скульпторе-анималисте, авторе панно и скульптур для Палеонтологического музея имени Ю. А. Орлова и работ для Московского зоопарка. Пластику животных он изучал в путешествиях по диким местам: на Каспии писал фламинго, в Каракумах — верблюжат, на Командорских островах — котиков (примеров можно привести много).
Многие работы, посвященные мишкам, были выполнены с минимального расстояния, а увидеть их можно на Курильском озере в период нереста рыбы, которую эти животные любят.
Работы Кирилла Килпалина (1930–1991), камчатского художника и писателя. Его работы служили иллюстрациями к его сказкам, написанным на основе корякского и чукотского фольклора. Совсем не знаю этот фольклор (даже анекдоты не помню).
Экспонаты представлены Камчатским краевым объединенным музеем.
На выставке представлены цифровые копии похорон корякского художника Килпалина К.В. (автор А.Дьякова) .
Они были проведены по корякскому обычаю, в который входят: шитье погребального костюма, плетение жгутов из травы, развлечение души умершего — игра в карты, перешагивание через тело и сожжение усопшего на костре из кедрового стланика.
Лилит Матевосят. Под пальмой.2024.
Камчатка и пальмы. Почему они здесь появились?
Вот что написано в аннотации.
«Весной 2024 года поетителям торгового центра „Глобус“ в Петропавловске-Камчатском было предложено сфотографироваться на фоне с изображением пальмы из Сочинского дендрария. С желающими сделать снимок художница Лилит Матевосян говорила не только о мечтах и надеждах, связанных с жизнью на юге, но и об изменениях, которые происходят на побережье Краснодарского края….»
Рядом с этими пальмами можно увидеть целый веер из фотографий жителей Петропавска-Камчатского на фоне пальм.
В центре зала небольшая подборка камчатских минералов. Не могу написать, что очень красивые, но вот что можно найти: халцедон, галит, кальцит, аметист, гейзерит — найдены они были в разное время (указаны даже авторы находок).
Дмитрий Шаховский. Камчатские рыбаки. 1959. Кованая медь. Экспонат из Государственного Русского музея.
В этом ящичке опять диафильм «Сундучок Беринга».1988. Копии слайдов представлены Музеем кино. Посетители с удовольствием заглядывали.
В некоторых уголках зала абстрактные скульптуры, которыми не хочется заканчивать обзор выставки.
Филипп Крикунов. Композиция № 2. 2024год. Это результат поездки на остров Беринга, где обитала стеллерова корова — морское млекопитающееся, родственник ламантина. Обнаруженная экспедицией Беринга в 1741 году, ее истребили менее чем за 30 лет.
«Бурый мишка» и «Орлан» Василия Ватагина привлекают большее внимание.
Как и «Сивуч», предоставленные Государственным Дарвиновским музеем. Работы первой половины 20 века.
Василий Ватагин (1883–1960) — признанный классик анимализма и на выставке можно посмотреть его уникальные работы — знаковых животных Камчатки.
На этом мой экскурс по Камчатке закончился, закончился на хорошей для меня ноте. Остается продолжать мечтать ее увидеть воочию.