Те места, о которых пойдет рассказ, к сожалению, малоизвестны не только для туристов, но и для горожан, уж очень неудобно они расположены и направление это совсем не туристическое, так что, удобнее всего туда ехать на своем автомобиле. Так мы и сделали, давно собирались и вот, наконец, получилось. Должен сказать, что эмоции и впечатления от поездки просто потрясающие.
Малоизвестный факт — в годы войны вокруг Гатчины фашистами было организовано около 80 лагерей для военных, а также детские донорские концентрационные лагеря. В этих местах погибло не менее 8 тысяч детей, а всего — более 80000 человек.
В январе 2024 г. по пути из Петербурга в Гатчину, недалеко от деревни Зайцево, в присутствии Президентов России и Беларуси, как самых пострадавших стран, был открыт мемориал жертвам нацистского геноцида. В основе мемориала — стела, на вершине которой расположена фигура матери с детьми. Скульптор мемориала Андрей Коробцов, архитектор Константин Фомин. Высота центральной скульптуры мемориала — 47 метров с учётом стелы. У подножия — 150 барельефов, созданных на основе историй реальных людей и фотографий, предоставленных регионами России. Перед мемориалом Вечный огонь, вокруг которого названия фашистских концлагерей на территории бывшего СССР.
При подходе к мемориалу звучит траурная музыка, поет хор. Фигуры людей у двух полукруглых стен потрясающе реалистичны, просто до мурашек. У большинства из них закрыты глаза или их совсем нет, кроме нескольких, например вот этой девочки. Наверное, это что — то значит. У многих над сложенными руками треугольная ниша, в которую можно поставить и зажечь свечу (имейте в виду, если поедете).
При подъезде к мемориалу плакат длиной несколько сотен метров с совершенно душераздирающими фотографиями страданий мирных людей на войне.
Как добраться: Это непросто, удобнее всего на машине по Киевскому шоссе и дороге Р — 23, ведущей в Гатчину. Можно поехать на автобусах, идущих в Гатчину от Московской площади, например, № № 431, К — 18, К — 18А, К — 100 (станция метро Московская, остановка позади памятника Ленину). Выходить на остановке «Ижора» и от нее идти назад более километра. Мемориал хорошо виден с дороги, слева по ходу.
Несмотря на непростую доступность и малую известность, машины с людьми подъезжают постоянно, многие с детьми. Есть парковка, туалет. ВСЕ ТУДА!
«Что такое станционный смотритель? Сущий мученик 14 — го класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда».
А. С. Пушкин, «Станционный смотритель»
Попасть сюда я мечтал давно, примерно с 1977 г., когда начал ездить по этой дороге сначала на базу практики нашего института, а потом — на дачу. Комплекс построек и часовня перед ними хорошо видны с дороги.
А располагался в них с 1972 г. (и до сих пор располагается) первый в России музей литературного персонажа (кстати — музей является культурным достоянием России) — станционного смотрителя Самсона Вырина, жителя деревни Выра и героя повести А. С. Пушкина. Грустная история с тяжелым концом о маленьком человеке, несущем тяжкую и беспросветную службу, потерявшем единственный «свет в окошке» — дочь, действительно, безответного, т. к. 14 — й класс в Табеле о рангах назывался «коллежский регистратор», был самым «нижним» и соответствовал прапорщику в армии или корнету на флоте. Это потолок. Хотя в бюрократических государственных структурах был еще и статус «не имеющий чина». И при этом любой чиновник классом выше мог приехать посреди ночи и начать орать: «Как это нет лошадей? Достать!» А его при этом надо было накормить — напоить и спать уложить, ну и лошадей предоставить — хоть сам впрягайся.
Вот этой тяжелой жизни и ее описанию и быту тех времен и посвящен музей. Вообще, настоящая станция на этом месте была 3 — го, самого низшего разряда, и в ней не предусматривалось ни спальных мест, ни трактира — просто, поменять лошадей и дальше ехать, так что экспозиция — собирательная, о том, как это было когда — то на российских дорогах. Причем надо отметить, что в 2018 — 2022 г.г. он прошел капитальную реконструкцию и его нынешняя экспозиция, ИМХО, на уровне мировых стандартов — от подлинных вещей той эпохи до интерактивных экранов и аудиогида, с различными литературными «активностями» для взрослых и детей, включая светозвуковой спектакль, записанный актерами «Театра на Литейном». ИМХО — не стокгольмский «Скансен», конечно, но — достойно. Вот как раз группа деток в сопровождении «сказительницы» проходит «Сказку о царе Салтане»
В отдельных помещениях находятся каретник, конюшня с рысаком
кузница (вдруг лошадь подкову потеряет),
сарай для сена лошадям с пандусом для удобства погрузки
пожарная каланча с насосом (а как же!), колодец с поилкой для лошадей (еще раз — а как же!), настоящий хозяин (хозяйка?) — и еще раз — а как же!
и, самое интересное — помещения для жилья господ и персонала, кабинет, почтовая контора, спальня, она же столовая и прочее, с подлинными экспонатами / предметами быта, от умывальника и самовара
до форменной одежды и денежных купюр (вот сторублевая «Катенька» и «пятисотка» «Петенька» (сумасшедшие деньги) размером с поллиста формата А4), безмены, посуда, трактирный стол оловым («эй, челаэк, водки принеси!»), дуэльный пистолет, колода карт (а вдруг пригодится — захотят господа понтировать, да чего — то и не поделят)
Было интересно.
Помню, давным давно, когда я вел практику у студентов на институтской базе в деревне Даймище (несколько километров от Выры), на реке Оредеж, мои друзья — соседи закупились пирожками в этом трактире и прилично отравились:(Так что, и сегодня рисковать не стал.
Во время войны, в 1942 г. в помещениях станции и рядом с ней находился фашистский концлагерь Dulag — 140, в котором были замучены около 80 тыс. красноармейцев.
А буквально в 3.5 км, в селе Рождествено, на высоком холме у слияния рек Оредеж и Грязна — усадьба писателя Набокова, за которой огромный парк с «живоносным источником» и пещерой, Международный центр реставрации, сотрудничающий с Эрмитажем, Русским музеем и прочими.
Мы там жили, когда студентами ездили «на картошку». Не в усадьбе, конечно, а… в овощехранилище рядом с ней. Вообще, эти места поэт С. Я. Надсон в 19 — м веке назвал «Русской Швейцарией», там очень живописные высокие берега р. Оредеж с обрывами из красного песчаника.
В тех краях еще есть птицефабрика им. К. Рылеева (Кондратий Федорович, наверное, в гробу перевернулся — такая честь!), кстати, его отец принимал участие в строительстве почтовой станции в Выре, а мать была похоронена на кладбище напротив усадьбы Набокова, вот такие музеи
В нескольких километрах знаменитый поселок Сиверский, который был до революции одной из «дачных столиц», принимал в сезон до 40000 дачников, в начале 20 века в Сиверском отдыхали на дачах поэты и писатели Александр Блок и Владимир Маяковский, Максим Горький и Корней Чуковский, Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, Александр Грин и Анна Ахматова.
Вот такое многозначное и историчное место. Кстати, судя по всему, наше «фсё», А. С. Пушкин неоднократно (как считают исследователи — 13 раз) проезжал этими местами, по пути в Лугу и дальше — в Михайловское (помните:
«Есть в России город Луга
Петербургского округа;
Хуже не было б сего
Городишки на примете,
Если б не было на свете
Новоржева моего».
Возможно, останавливался и на этой станции, иначе, что бы ему навеяло…
А по жизни — сбылась одна из моих мечт.
Короче — ВСЕ ТУДА!
Ехать на электричке с Балтийского вокзала до ст. Сиверская, там у платформы автобусы 500, 502 и Т 121 до остановки Выра и пройти вперед до перекрестка и направо.
На машине — по Киевскому шоссе и трассе Е 95 в сторону Луги до дер. Выра, музей хорошо виден у дороги справа по ходу. Перед ним нет парковки, но, рядом у ресторана есть стоянка, или, проехав вперед до перекрестка, направо и еще раз направо. Там небольшая парковка.