Рафаэль Санти (Raffaello Santi, 1483–1520), гений Возрождения, попал в 1508 году в Рим уже в зрелом возрасте. Перед этим он провел 4 года в Перудже (Умбрия), где учился и работал в мастерской художника Пьетро Ваннуччи (Перуджино), и затем четыре года — во Флоренции. В Риме Рафаэль оказался в самом центре культуры Высокого Ренессанса, процветавшей при дворе папы Юлия II. В это время там работала целая плеяда знаменитых живописцев и скульпторов во главе с самим Микеланджело, и в этой среде талант Рафаэль просто расцвел, сделав его одним из признанных лидеров римской «художественной тусовки». Он стал официальным художником папского двора, но, работая на пап, выполнял и частные заказы, украшая храмы алтарными образами и фресками.
Во время достаточно продолжительного пребывания в Риме осенью 2022 года мы сфотографировали, как позже оказалось, все прозведения великого итальянца, находящиеся в Вечном городе. Когда это обнаружилось, возникла идея собрать их все в двух рассказах, первый из которых и предлагается вашему вниманию, а второй будет посвящен работам Рафаэля, выполненным им в Ватикане.
В окрестностях пьяцца Навона находится церковь Святого Августина Блаженного (Sant’Agostino), выдающегося богослова и философа. Храм был построен в ренессансном стиле в 1479–1483 годах. Его двухуровневый фасад был «позаимствован» у флорентийской Санта-Мария-Новелла (но украшен был гораздо скромнее) и отделан травертиновыми панелями из Колизея. Затем храм «обарочили» в 1756 году и ещё раз перестроили в 1855–60 годах. В результате от Ренессанса сейчас в нем мало что осталось, зато внутри есть несколько замечательных произведений искусства.
С этой фреской связана следующая любопытная история. Якобы Горитц пожаловался Микеланджело, с которым был знаком, что Рафаэль слишком много взял с него за работу. Микеланджело ответил, что одно колено Исайи стоит больше, чем вся сумма, которую Рафаэль запросил за фреску.
Раз уж мы «оказались» в церкви Сант-Агостино, нельзя не упомянуть о находящейся там работе Караваджо «Мадонна пилигримов» (Madonna dei Pelegrini), одной из наиболее известных картин художника. Картина вызывала неудовольствие современников из-за неопрятного вида паломников и грязных пяток одного из них — прямо на переднем плане. Кроме того, Мадонна была изображена обыкновенной босой женщиной, очень прозаично поддерживающей своего уже достаточно большого ребёнка. Ещё более скандальным был тот факт, что многие увидели сходство Мадонны с известной римской куртизанкой Маддаленой Антониетти, которая часто позировала художнику и была с ним хорошо знакома. Заказчик, тем не менее, от картины не отказался и поместил её на предназначенное место в капелле.
Первые 6 лет пребывания в Риме основным занятием Рафаэля была роспись папских апартаментов в Апостольском дворце (знаменитые «Станцы Рафаэля»). Вместе с тем, у него находилось время и на выполнение частных заказов, что давало ему хороший приработок. Одним из главных заказчиков Рафаэля был богатый банкир и известный меценат Агостино Киджи, который всю жизнь занимал важные позиции при папском дворе, исполняя роль главного финансиста и казначея. По заказу Киджи Рафаэль в 1512—1513 гг. расписывал его загородную виллу на другом берегу Тибра, в которой Киджи устраивал роскошные банкеты для римской знати, зачастую с участием самого папы.
Делал это Рафаэль не один, а с коллективом своих талантливых помощников (Джулио Романо, Франческо Пенни, Джованни-да-Удине, Себастьяно-дель-Пьомбо), работавших вместе с ним в Ватикане. Сейчас эта вилла называется Фарнезина (о ней мы подробно рассказали здесь), поскольку после смерти Киджи его наследники продали её с аукциона кардиналу Алессандро Фарнезе. Но более справедливым было бы название «Вилла Киджина» — в честь человека, который вложил в неё всю душу и огромные деньги:).
Существует много спекуляций по поводу того, какая земная женщина могла стать прототипом образа Галатеи. Чаще всего упоминают полулегендарную Форнарину, возлюбленную и натурщицу художника, которую он изобразил по крайней мере на двух своих полотнах. Рафаэль познакомился с ней как раз в то время, когда работал на вилле Агостино Киджи. Это, правда, противоречит собственным утверждениям Рафаэля, который в одном письме упомянул, что образ Галатеи — абстрактный.
Сотрудничество Рафаэля с банкиром Киджи не закончилось на вилле: в спрятавшейся в переулках за Пьяцца Навона церкви Санта-Мария-делла-Паче (Santa Maria della Pace) находится другой шедевр мастера, выполненный по заказу и оплаченный папским финансистом.
Капелла Киджи в этой церкви (первая справа от входа) спроектирована Рафаэлем, он же был автором главной фрески над аркой капеллы, изображающей четырёх сивилл. Написал он её в 1514 году. Когда через 140 лет папой стал Александр VII Киджи, он в первую очередь обратил внимание на этот храм и приложил много сил к его улучшению и украшению, включая и капеллу, носившую его собственное имя. Что неудивительно, ведь у ее истоков стоял его далёкий предок времён Ренессанса.
У Микеланджело было пять сивилл: Дельфийская, Кумская, Фригийская, Эритрейская и Персидская. Совпадают, таким образом, две сивиллы — Кумская и Фригийская (Ливийская) и можно попробовать сравнить их в исполнении двух мастеров. Но это непросто: если Микеланджело своих сивилл подписывал, то Рафаэль — нет, и их атрибуция неоднозначна. С наибольшей вероятностью можно угадать у Рафаэля Кумскую сивиллу, поскольку она была старой. Тогда сравнение выглядит вот так:
С Кумской сивиллой связана следующая любопытная легенда. Она была греческой жрицей, покинувшей город Эрифры (на побережье Малой Азии) и жившей в городе Кумы (недалеко от Неаполя). Когда она была молода и прекрасна, в неё влюбился Аполлон, наградивший её даром прорицания, а также долголетием, пока она находится вдали от родной земли. Однако она не догадалась попросить у бога сохранения молодости, и потому прожила тысячу лет, превратившись в высохшую дряхлую старуху, мечтавшую лишь о смерти. Она смогла умереть, лишь когда к ней случайно заехали греки, привезшие с собой горсть земли с родины.
Дружба между Агостино Киджи и Рафаэлем способствала появлению ещё одного шедевра: в 1513–16 гг. Рафаэль спроектировал для своего патрона погребальную часовню в храме Санта-Мария-дель-Пополо (Santa Maria del Popolo), оформленную по мотивам римского Пантеона.
В 1520 году работы в часовне были остановлены из-за одновременной кончины как заказчика (Киджи), так и исполнителя (Рафаэля). Только через 132 года после смерти Рафаэля праправнук банкира Киджи, ставший папой Александром VII, поручил Джан Лоренцо Бернини завершить капеллу. Бернини отделал захоронения Агостино и Сигизмондо Киджи мрамором и заполнил две пустовавших ниши капеллы своими статуями: пророка Аввакума с ангелом и пророка Даниила со львом.
Больше всего живописных произведений Рафаэля собрано в Ватикане — зал VIII Пинакотеки Ватикана целиком посвящён его творчеству. В центре зала экспонируются три алтарные картины, а по периметру представлены гобелены, выполненные по рисункам Рафаэля и его учеников. У всех представленных здесь полотен примерно одинаковая судьба: во время наполеоновской оккупации они были конфискованы у разных итальянских храмов и вывезены во Францию, а после 1815 г. — возвращены, но тогдашний понтифик Пий VII «поселил» их вместо первоначальных мест обитания в свою пинакотеку.
Первое большое полотно Рафаэля, «Коронование Девы Марии», написанное им в 20 лет, иногда называют «Алтарь Одди», т. к. оно выполнено по заказу Магдалины Одди в 1502–1503 годах для алтаря церкви Сан-Франческо в Перудже. Первоначально авторство полотна приписывали Перуджино, учителю Рафаэля. Позднее было установлено, что Рафаэль не только нарисовал картину, но и сделал к ней много карандашных эскизов.
«Мадонна ди Фолиньо» — это работа уже зрелого мастера, выполненная в 1511 г. Картина была заказана Сигизмондо Конти в знак благодарности Деве Марии за спасение его дома в Фолиньо, в который ударила молния. Долгое время картина украшала алтарь римской церкви Санта-Мария-ин-Аракоэли, а затем переехала в Фолиньо. Во время написания картины Рафаэль работал в Комнате Илиодора в ватиканских апартаментах Юлия II.
Величественное «Преображение» (1520) является одной из самых ценных картин Пинакотеки Ватикана. Она выполнена по заказу кардинала Джулиано Медичи, будущего папы Клемента VII. С 1523 года до вывоза во Францию находилась в алтаре римской церкви Св. Петра-в-цепях (Сан-Пьетро-ин-Монторио). Это последняя картина Рафаэля, которая выступает как духовное завещание мастера. В его биографии, написанной известным художником и биографом 16-го века Джорджо Вазари, работа считается «самой знаменитой, самой прекрасной и самой божественной». Рафаэль не успел закончить всю картину, поэтому её нижнюю часть дописывал Джулио Романо, его лучший ученик.
Помимо Пинакотеки Ватикана, картины Рафаэля находятся ещё в нескольких римских музеях и галереях. Начнем с Галереи Боргезе, где нас ждёт самый богатый «улов».
В Палаццо Дориа-Памфили есть один Рафаэль.
В Палаццо Барберини тоже только одна картина Рафаэля, но зато какая!
Рафаэль встретил Форнарину, когда работал в Риме по заказу банкира Агостино Киджи над росписями Виллы Фарнезина, и, возможно, именно её он изобразил на фреске «Триумф Галатеи». Форнарина была дочерью Франческо Сенезе, пекаря из Сиены, который жил в Риме близ Пьяцца Навона, где до сих пор показывают дом с «окошком Форнарины». Маргерита-Форнарина приносила на Виллу Фарнезина свежевыпеченный хлеб. По легенде, банкир Киджи хотел выгнать дочь пекаря, отвлекающую художника, но Рафаэль пригрозил ему в этом случае прекратить работу:).
Особым местом в Риме для Рафаэля был Ватикан. И если его картины оказались там достаточно случайно (не без помощи Наполеона:), то расписанные им три комнаты Апостольского (Папского) дворца, ныне известные как Станцы Рафаэля, несомненно являются его главным и грандиозным достижением. Там же находятся и спроектированные им Лоджии Рафаэля, хотя расписанные уже его учениками, но тоже несущие печать его гения. Но это уже тема другого рассказа.